Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


СВЯТО-АНДРЕЕВСКИЙ СКИТ



2015-12-04 435 Обсуждений (0)
СВЯТО-АНДРЕЕВСКИЙ СКИТ 0.00 из 5.00 0 оценок




В живописной местности в районе Кареи, где сегодня возвышается Скит Святого Андрея, уже в первые годы существования святогорского монашества появились иноческие обители.

Так, в келье, расположенной немного выше Скита, духовный родоначальник всех святогорцев преподобный Афанасий положил начало своей афонской монашеской жизни, а на месте его существовала упоминаемая с Х века обитель (монидрия) «Ксистры» или «Ксесту».

Известная история этого места начинается с прибытием в конце ХVII века ктитора, святого Афанасия Пателария.

Святитель Афанасий III патриарх Константинопольский рано ушел с патриаршего престола из-за волнений и бедствий того периода. Находясь в сане митрополита Солунского и часто посещая Святую Гору он приобрел здесь древнюю монидрию и построил на ее месте келью с храмом в честь святого Антония, надеясь провести в ней остаток своей жизни. Однако окончить земной путь ему суждено было в России. Он скончался в Лубенском Преображенском монастыре в 1654 году. Он был погребен в сидячем положении, и его святые мощи были обретены в неизменном виде. С тех пор, прославленный в лике Святых, он известен в России как Святой Афанасий Лубенский Сидячий, патриарх Константинопольский. В настоящее время его мощи находятся в г. Харькове.

С того времени келья, и впоследствии воздвигнутый Скит, торжественно празднует память преподобного Антония Великого (17 января по старому стилю). Престольный праздник в честь Святого апостола Андрея Первозванного (30 ноября по старому стилю) добавился позже.

В 1768 году другой бывший Вселенский патриарх Серафим II разрушил келью и построил на ее месте новую в честь Святого Антония и Святого Андрея. Эта келья была прозвана «Серай», что означает по-турецки «дворец», так как в то время она была самой большой и красивой в Карее. Это наименование сохранилось затем и за Скитом. От кельи остался сегодня только храм, расположенный напротив Андреевского собора.

В 1841 году эту келью приобрели два русских монаха — старцы Виссарион и Варсанофий — от монастыря Ватопеда, которому она принадлежала (и до сих пор подчиняется Скит). В 1849 году по их ходатайству, согласно грамоте патриарха Константинопольского Анфима VI, келья была преобразована в общежительный Скит, первым дикеем (настоятелем) которого стал иеромонах Виссарион.

С этого момента началось быстрое увеличение численности братии и постройка новых зданий. В центре новосозданного Скита был воздвигнут величественный Соборный храм в честь Святого Андрея (заложен в 1867 и освящен в 1900 году), где хранится лобная кость Апостола.

Период расцвета продолжался недолго. Первая Мировая война и революция в России привели к тяжелым последствиям. Было прервано сообщение Скита с Россией; из Советского Союза приход новых послушников был невозможен. Количество братии быстро уменьшалось. В 1958 году пожар разрушил западную часть зданий Скита. В 1971 году умер последний монах старой братии отец Сампсон.

В 1992 году в Скиту поселилась грекоязычная братия, и в 2001 году прибавились новые монахи.

В настоящее время дикеем Скита является проигумен Ефрем.

ПРИЕМ В МОНАШЕСКОЕ БРАТСТВО АФОНА

В монашество может быть пострижен всякий православный христианин, достигший совершеннолетия. Желающий постричься в монахи подвергается более или менее продолжительному испытанию (от одного года до трех), во время которого его называют докимосом (послушником). После пострижения он передается старцу для нравственного руководства в подвижнической жизни и всецело подчиняется воле своего наставника и руководителя. По степени нравственного совершенства монахи делятся на рясофоров, манатейников и схимников.

ЦЕРЕМОНИЯ ПОСТРИЖЕНИЯ

Как правило, для пострижения выбирается одна из суббот Великого поста. Церемония пострижения совершается перед рассветом, сразу после окончания службы. В это время хор начинает петь псалом, предшествующий пострижению, а типикарь сопровождает послушника из соседней часовни в Соборный храм монастыря.

Послушник во время обряда одет во фланель, длинные штаны и носки, причем вся одежда из белой шерсти. Голова его не покрыта. В таком виде он подходит к алтарю для того, чтобы заявить, что его единственным желанием является «облачение во Христа». Перед этим типикарь выводит послушника в центр храма для совершения коленопреклонения.

Затем подводит его к большим иконам аналоя и иконостаса, которые он должен поцеловать. В конце послушника передают игумену, которому он должен преклониться и поцеловать руку. Игумен держит в руках свечу и ведет его в Царские Врата, где должен происходить обряд. Там, в абсолютной тишине, послушнику задают многочисленные вопросы, ответы на которые должны убедить всех присутствующих в степени его готовности к вступлению в новую жизнь. Задаваемые вопросы касаются триптиха монашеской жизни: отказа от земельной собственности, послушания и девственности.

По окончании этого своеобразного диалога начинают читать Катехизис, в общих чертах повествующий о неземной жизни монаха. Послушнику напоминают, что ему придется отказаться от личной свободы, от любимых людей, от вещей и привычек. «Как монах, ты останешься голодным и жаждущим, нагим и отверженным; многие будут ругать и издеваться над тобой. Однако претерпев все эти лишения и трудности радуйся, тебя ждет великая слава на небесах».

Чтение Катехизиса заканчивается вопросом к послушнику о том, осознает ли он всю ответственность предпринимаемого шага. После положительного ответа начинается чтение трех благословений.

В первом благословении священнослужитель желает, чтобы Бог стал для послушника «неприступной стеной, камнем терпения, поводом для мольбы, источником решимости и соратником в мужестве».

После первого благословения происходит чтение второго. Оно обращено к Святой Троице: «... Господи Всевышний, не оставь без внимания своего покорного слугу (...такого-то)». В этот момент восприемник дает послушнику новое имя, монашеское.

Последнее благословение произносится тогда, когда пострижение находится в апогее своей святости. Оно обращено к восприемному Отцу с просьбой оказать покровительство новопостриженному. В конце благословения потрясенный торжеством обряда монах слушает: «Сам Христос невидимо присутствует здесь. Видишь, что никто не принуждает тебя принять эту схиму? Видишь, что ты добровольно хочешь обручения с великой ангельской схимой?»

В заключение осуществляется непосредственно сам обряд пострижения. Священнослужитель протягивает монаху ножницы, лежащие на Священном Евангелии. Ножницы должны три раза перейти из рук монаха в руки восприемника, а от него — к священнослужителю. Неторопливый ритм этого действия подчеркивает свободное волеизъявление монаха, а также контролирует устойчивость его чувств перед монашеской схимой. Взяв в руки в третий раз ножницы, священнослужитель стрижет монаха крестообразно, состригая символически несколько волосинок с его головы.

В этот момент хор поет «Господи помилуй» и монаха облачают в совершенно новое, сшитое для этой церемонии, одеяние. Затем произносятся еще два благословения, напоминающее монаху о его великом призвании.

Обряд заканчивается передачей новопостриженному лампады, креста и четок, а также благословением и объятиями со стороны монашеского братства. Послушник вступает в новую жизнь, монашескую.

СЛУЖБА

Знак к началу службы, с точки зрения мирянина, подается весьма любопытным образом. Искусный экклисиарх (заведующий монастырским храмом), сначала на ручном биле выбивает трель, обычно называемую «током», при этом трижды обходит соборный храм. Затем на колокольне попеременно ударяет в «древа тяжкая», в «била железная» и «клепала»; заканчивает все это трезвоном на колоколах. Все монахи должны по этому призыву явиться в церковь.

За ходом богослужения наблюдают игумен и типикарь. Службы в монастырях длинны, особенно, под воскресенье и праздничные дни. «Бдения», как их называют, длятся около 12—14 часов. Каждый из монахов в храме занимает стасидию, своеобразное стоячее кресло, и опершись локтями на подлокотники слушает службу.

Самое сложное во время всенощных бдений — это борьба со сном и усталостью. ПО правилам многих монастырей экклисиарху полагается во время ночных служб обходить монахов и будить задремавших, трогая за плечо.



2015-12-04 435 Обсуждений (0)
СВЯТО-АНДРЕЕВСКИЙ СКИТ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: СВЯТО-АНДРЕЕВСКИЙ СКИТ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (435)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)