Приготовление контрольных растворов для тестирования вкусовой чувствительности дегустаторов
Для проведения испытания в 9 одинаковых стеклянных сосудов наливают около 30 см3 контрольных растворов, в один — приготовленную воду. Число образцов каждого вкуса выбирают произвольно — от одного до трех. Сосуды кодируют и предлагают испытуемому; кроме того, подают около 100 см3 приготовленной воды. Образцы должны иметь температуру (20 ± 2) °С. Дегустатору предлагают попробовать около 10 см3 каждого из представленных образцов, определить вкус — сладкий, соленый, кислый, горький или нейтральный и результаты записать в анкету. Повторное испытание проводят с интервалом не менее 30 мин. Результаты испытаний используют для отбора дегустаторов. Определение «порога распознавания» (идентификации) вкусовых веществ. Метод заключается в определении минимальной концентрации вкусового вещества, при которой испытуемый способен правильно распознавать качество основного вкуса: сладкий, соленый, кислый и горький. Контрольные растворы готовят из основных растворов (см. табл. 1). Необходимое количество основного раствора в соответствии с табл. 33 с помощью пипетки или мерного цилиндра переносят в мерные колбы объемом 500 см3 и доводят приготовленной водой до метки. Контрольные растворы хранят в закрытых стеклянных сосудах не более 3 дней при температуре (8 ± 3) "С. Помутнение растворов не допускается. Для определения каждого вкуса в 10 пронумерованных стеклянных сосудов наливают около 30 см3 контрольных растворов. В первые один или два сосуда может быть налита приготовленная вода, в этом случае не используются десятый или девятый и десятый контрольные растворы. Десять образцов растворов данного вида вкуса одновременно подают испытуемому; кроме того, подают около 100 см3 приготовленной воды. Все образцы должны иметь температуру (20 ± 2) °С. Дегустатору предлагают попробовать представленные образцы, начиная с первого, в порядке их нумерации и отметить в анкете номер образца, в котором он впервые почувствовал и смог определить вкус раствора. Повторное испытание проводят не менее чем через 30 мин. Результаты испытаний используют для выбора дегустаторов. Для определения способностей различать разницу во вкусе (дифференциальный порог) в стандарте рекомендуется применять методы парного сравнения, «дуо-трио» или треугольный метод (триангулярный). Контрольные растворы готовят из основных растворов (см. табл. 31). Контрольные растворы хранят в закрытых стеклянных сосудах не более 5 сут. Помутнение растворов не допускается. Для проведения испытания при использовании методов парного сравнения и «дуо-трио» для каждого вкуса в 12 одинаковых стеклянных сосудов наливают около 30 см3 контрольных растворов (по шесть образцов растворов А и Б). Сосуды кодируют и комплектуют в виде пар АБ или БА, на каждое рабочее место в произвольном порядке ставят по шесть образцов. Все образцы должны иметь температуру (20 ± 2) "С. В методе парного сравнения дегустатору предлагают шесть пар образцов растворов одного вкуса, просят определить в каждой паре образец с более высокой концентрацией вкусовых веществ и результат записать в анкету. Повторное испытание проводят не менее чем через 30 мин. Результаты используют для отбора дегустаторов. При применении метода «дуо-трио» испытуемому предлагают шесть пар образцов одного вкуса, как описано в методе парного сравнения, и один стандартный образец С, который соответствует контрольному раствору А или контрольному раствору Б. Просят определить в каждой паре, какой образец идентичен образцу С, и результат записать в анкету. При использовании треугольного метода для каждого вкуса в одинаковые стеклянные сосуды наливают около 30 см3 контрольных растворов А и Б. Сосуды кодируют и комплектуют в виде блоков: ААБ, БАБ, БАА и т.д. таким образом, чтобы в блоке один образец был из контрольного раствора Б и два — из контрольного раствора А, или один — из раствора А и два — из раствора Б. На каждое рабочее место ставят по три блока каждого вкуса. Испытуемому предлагают три тройных блока каждого вкуса, просят определить в каждом из них образец, концентрация раствора которого отличается от двух других: установить, является ли она более низкой или более высокой, и результаты записать в анкету. Повторное испытание проводят через 30 мин. Результаты испытаний используют для отбора дегустаторов. Преимущество стандарта Эстонии по сравнению с другими методами испытания вкусовой чувствительности состоит в том, что контроль вкусовой агевзии проводится одновременно с измерением распознавательной чувствительности благодаря тому, что концентрации предлагаемых вкусовых растворов дифференцированы по индивидуальной пороговой чувствительности. Экспресс-метод состоит в следующем. В 16 стаканов наливают по 30 см3 растворов, для распознавательной чувствительности от 1-го до 4-го уровня, по четыре концентрации каждого из четырех веществ. Четыре стакана заполняют по 30 см3 дистиллированной воды. Порядок предъявления растворов определяет организатор перед началом проверки. Испытуемым сообщают, что полученные ими наборы могут различаться по порядку предъявления растворов. Перед ними ставят задачу: пробуя поочередно каждый раствор, назвать его вкус (соленый, кислый, сладкий, горький) и определить пробы с дистиллированной водой. До начала проверки дегустаторы исследуют растворы со слабыми концентрациями. Для этого им дают для опробования четыре раствора, концентрации которых соответствуют первому уровню чувствительности, и дистиллированную воду в такой последовательности: дистиллированная вода, сладкий, кислый, соленый, горький растворы. Организатор называет вкус растворов. После настройки вкусового анализатора начинается опробование растворов, к которым приступают по сигналу организатора. При необходимости испытуемый может проводить до трех повторных опробований. После каждого опробования испытуемый выплевывает раствор и ополаскивает рот слабой заваркой чая комнатной температуры или водой. Результаты анализа испытуемые заносят в карту опроса для проверки распознавательной чувствительности к основным вкусам (табл. 3). При обнаружении организатором ошибок в опознании некоторых растворов при невозможности их опознания испытуемому предлагают повторно провести их опробование. При неопознании вкуса повторно предъявленного раствора у испытуемого констатируют плохую чувствительность основного вкуса и ему присваивается первый уровень чувствительности. Таблица 3 Карта опроса для определения уровня распознавательной т чувствительности к основным вкусам
Примечание. С — соленый раствор, Сл — сладкий раствор, Г — горький раствор, К — кислый раствор, ДВ — дистиллированная вода. Дата_________ Уровень чувствительности: Подпись соленый ____ сладкий испытуемого___ кислый _____ горький Уровень распознавательной вкусовой чувствительности по каждому основному вкусу определяется уровнем чувствительности, соответствующим самой низкой концентрации раствора, опознанного испытуемым, если более высокие концентрации определены правильно. Рекомендуемая продолжительность проверки на распознавательную чувствительность (мин): настройка анализатора и ознакомление с техникой опробования — 15; отдых — 2; опробование одного раствора — 0,5; рекомендуемый отдых после каждого опробования — 0,5 — 1; отдых после опробования пяти растворов — 5; продолжительность эксперимента — 60. Тестирование тактильной чувствительности дегустаторов.Наряду с измерением вкусовой, обонятельной и цветоразличительной восприимчивости в некоторых методиках предлагается испытывать способность восприятия консистенции. Для этого используют, например, плавленые сыры, пробы которых располагают в ; порядке увеличения твердости. Чувствительность к консистенции можно контролировать регистрацией жевательных движений с помощью приборов. Испытание воспроизводимости результатов.Иногда это испытание называют сдваиванием (совпадением) оценок. На результаты органолептической оценки оказывают влияние различные факторы, например явление ореола, эффект контраста проб, внушение и др. Неподготовленному дегустатору часто не удается повторить оценку качества идентичных проб в одних и тех же условиях. Практический опыт дегустатора и тренировки делают его более устойчивым к влиянию указанных факторов, что положительно отражается на воспроизводимости сенсорных оценок. Обычно испытание способности дегустаторов к воспроизводимости результатов заключается в том, что они дают оценку в баллах 10 закодированным образцам продуктов, а затем через 3—4 ч повторяют анализ при том же порядке предъявления образцов, но с другими кодами. При сравнении результатов оценок двух одинаковых наборов пищевых продуктов с, разными кодами, данных дегустаторами через определенный промежуток времени, устанавливается уровень воспроизводимости результатов сенсорных оценок. Тестирование интеллектуально-профессиональной компетентности дегустаторов.При анализе качества продовольственных товаров немаловажным является способность дегустаторов описывать свои ощущения. Метод испытания интеллектуально-профессиональной компетентности дегустаторов состоит в том, что испытуемым предлагают ряд веществ, например бензальдегид, ацетофенон, бензилацетат, камфору, ментол, гвоздичное масло, анисовое семя, ваниль или ванилин, линалоол, фенилуксусную, масляную и уксусную кислоты, гексанол, метилтиофен и набор продуктов, например сыр, мясо, морковь, мягкие плоды, сухое печенье, плодовый сок с мякотью, сельдерей, инжир, сироп, сливки, рыбу. Предлагается описать запах веществ первой группы и консистенцию продуктов. По результатам описания присуждается определенное число баллов: 5 — за хорошее описание, 4 — если описание или идентификация явились результатом обсуждения, 3 или 2 — за характеристику продукта, описанную общими словами, 1 — за попытку описания. Дегустаторы должны набрать не менее 65 % максимального числа баллов. Многие лица, имеющие психофизиологические возможности для выполнения органолептического анализа, не обладают способностью к словесным описаниям своих ощущений. Поэтому испытание интеллектуальных способностей к описательному анализу является характеристикой профессиональной компетентности дегустаторов. Аттестация дегустаторов.Интересен опыт отбора и аттестации дегустаторов в Эстонии. Согласно стандарту Эстонии «Порядок аттестации членов дегустационной комиссии» установлены правила аттестации дегустаторов, комплексная оценка их компетентности и вручение соответствующих удостоверений. Аттестации подлежат инспекторы торговли, члены дегустационных комиссий и другие специалисты предприятий, ведомств и министерств, в должностные обязанности которых входит органолептическая оценка качества пищевой продукции, выпускаемой предприятиями Эстонии. Стандарт разработан под руководством Г.А. Вукс на основе обследований 1100 членов заводских и центральных дегустационных комиссий пищевой, мясомолочной и рыбообрабатывающей отраслей промышленности Эстонии. Исследования выполнены; сотрудниками лаборатории промышленной психологии Тартуского государственного университета. На базе статистического материала к основным профессиональным показателям качества работы дегустатора отнесены следующие: способность различать виды вкуса и запаха; наличие вкусовой и обонятельной чувствительности; обладание воспроизводимостью органолептических оценок качества пищевых продуктов. При аттестации дегустаторов стандартом предусмотрены: проверка на агевзию и аносмию; определение уровней вкусовой иобонятельной чувствительности распознавания; уровней воспроизводимости органолептических оценок качества пищевых продуктов; компетентности как комплексной оценки результатов аттестации дегустаторов. Разработаны экспресс-методы, позволяющие быстро и эффективно в производственных условиях предприятий определять компетентность членов дегустационных комиссий. Работа организована так, что в течение двух рабочих дней аттестуется группа из десяти человек. В день аттестации дегустаторы не должны применять парфюмерию, косметические и лекарственные средства, обладающие стойкими запахами или вкусом, принимать пряную пищу, испытывать чувство голода или жажды. При недомогании дегустатора аттестация переносится на другой день. Аттестация проводится в специально отведенном помещении, в котором для каждого оборудуют рабочие места с помощью настольных боксов или выделяют индивидуальные столы. Если испытуемые вынуждены располагаться за общим столом, то для обеспечения их индивидуальной работы устанавливают перегородки, ограничивающие рабочее место с трех сторон. Для приготовления растворов и образцов продуктов, их хранения и необходимого инвентаря выделяется подсобное помещение. Предлагаемый стандартом инвентарь прост и обеспечивает удобство и быстроту выполнения работы. В список инвентаря включено 18 наименований, в том числе стаканы для анализируемых растворов, вода со слабой заваркой чая (для ополаскивания рта), сосуды для выплевывания растворов и воды, подносы с листами бумаги, разлинованными и пронумерованными, на которых каждому испытуемому подают набор вкусовых веществ, растворов, имеющих запах, или проб пищевых продуктов. Аттестацию начинают в 10 ч утра. В первый день определяют вкусовую агевзию и обонятельную аносмию, уровень распознаваемой чувствительности, во второй — уровни различительной Noft и обонятельной чувствительности и воспроизводимости результатов оценки качества пищевых продуктов. Перед началом работы дегустаторы заполняют анкеты, руководитель дает пояснения о содержании аттестации и знакомит с техникой опробования. На это затрачивается 10—15 мин и на последующий отдых — 2 мин. Стандартом предусмотрена обязательная процедура настройки анализаторов испытуемых для их ознакомления с растворами вкусовых и имеющих запах веществ. Так, перед проверкой вкусовой способности предлагают опробовать четыре раствора с довольно высокой концентрацией вкусовых веществ и дистиллированную воду в следующей последовательности: вода, сладкий, кислый, соленый, горький растворы. При этом руководитель сообщает вкус предъявляемых растворов. После настройки вкусового анализатора начинается опробование растворов для испытания агевзии и определения уровня распознавательной чувствительности. Концентрации растворов представлены в табл. 36. Дегустаторы начинают работу по сигналу руководителя. На опробование одного раствора отводится 0,5 мин, причем руководитель напоминает, что поскольку органом вкуса у человека являются вкусовые луковицы, расположенные на кончике языка и его боковых поверхностях, то пробой раствора в объеме 10 см3 надо смочить всю полость рта. Чтобы не ослабевала концентрация внимания, необходимо соблюдать тишину. Вкусовой анализатор быстро утомляется, поэтому необходимо больше доверять первому ощущению. Не допускается опробование одного раствора более трех раз. Проглатывать пробу не рекомендуется, так как на задней стенке гортани и в пищеводе отсутствуют нервные окончания, воспринимающие вкус. После каждого опробования испытуемый выплевывает раствор и ополаскивает рот слабой заваркой чая комнатной температуры или водой. После каждого опробования рекомендуется отдых в течение 0,5 — 1 мин, после опробования пяти растворов — 4—5 мин, при этом можно пожевать небольшой кусочек хлеба. На проверку вкусовой агевзии и распознавательной чувствительности расходуется около 60 мин. По окончании работы дегустаторы сдают заполненные анкеты и карты опроса и выходят из помещения. Руководитель аттестации на основании полученных карт опроса устанавливает индивидуальную распознавательную чувствительность от первого до четвертого уровня (отличный, хороший, удовлетворительный и плохой) или агевзию. Результаты испытаний руководитель сообщает каждому индивидуально. В случае ошибки в опознании растворов руководитель предоставляет ему возможность для повторного опробования. При неопознании вкуса предъявляемого раствора у дегустатора констатируют наличие агевзии вкуса и его отстраняют от дальнейших дегустаций. Проверка обонятельной аносмии и установление распознавав тельной чувствительности к основным запахам от первого до четвертого уровня также проводятся одним тестом. Перед проверкой испытуемые настраивают обонятельный анализатор. Для этого им дают четыре раствора, концентрация которых соответствует четвертому уровню распознавательной чувствительности, и дистиллированную воду в следующей последовательности: растворы уксуса, мятного масла, этилового спирта, тимола и воду. При этом руководитель называет запахи растворов и; объясняет правила их опробования. Опробование запахов рекомендуется проводить правой ноздрей, так как проходимость ее носового хода лучше по сравнению После настройки анализаторов по сигналу руководителя дегустаторы начинают работу с растворами пахучих веществ разных: концентраций, для определения уровня распознавательной чувствительности. Испытуемые, последовательно анализируя запах каждого раствора, встряхивают содержимое пробирки и опробуют его двумя форсированными вдохами. Через 3 с опробование повторяется, результаты заносят в карту опроса. При обнаружении ошибки испытуемому предоставляется возможность для повторной идентификации растворов. Продолжительность второго испытания около 60 мин. Следующий этап — оценка уровня различительной вкусовой и обонятельной чувствительности. Это испытание проходят дегустаторы, у которых определены индивидуальные пороги вкусовой и обонятельной чувствительности. Обычно его проводят на второй* день аттестации. Уровни различительной вкусовой и обонятельной чувствительности устанавливают сравнением контрольных растворов с растворами, соответствующими индивидуальному уровню распознавательной чувствительности. На этом этапе также обязательны настройка сенсорных анализаторов и установление различительной вкусовой и обонятельной чувствительности от первого до четвертого уровня. Продолжительность испытаний составляет по 60 мин на каждый вид тестирования. Испытание завершается определением уровня воспроизводимости результатов. Предлагают анализировать продукты, качество которых не изменяется после 3—4 ч хранения в стабильных условиях. Выполняются два тура работы с наборами десяти проб одного продукта (например, сироп одного наименования разных изготовителей) или разных продуктов (например, набор проб разных сиропов, соков или других нескоропортящихся продуктов). Первый тур оценки качества объектов проводят утром, второй — через 3 —4 ч после окончания первого испытания. Порядок предъявления проб в двух турах одинаков. Испытуемые оценивают качество образцов по 10-балловой шкале, записывая результаты в анкету. Воспроизводимость результатов оценивают показателем согласованности или средним квадратическим отклонением балловых оценок путем сравнения результатов в первом и во втором турах. Воспроизводимость дифференцирована на четыре уровня. По результатам испытаний индивидуального уровня чувствительности анализаторов дегустатора проводят интегральную оценку его пригодности к работе в дегустационной комиссии. Рассчитывается комплексный показатель компетентности, в соответствии с которым испытуемый получает статус дегустатора с решающим правом голоса. При этом он аттестуется следующим образом: первый класс — высокая компетентность, второй — хорошая, третий — удовлетворительная. Испытуемые, получившие при отборе четвертый уровень компетентности, получают статус дегустатора-наблюдателя. Их приглашают на заседания дегустационной комиссии с правом совещательного голоса. балловые оценки этих дегустаторов не учитывают при подсчете среднеарифметических значений показателей качества продуктов. Повторная аттестация дегустаторов предусмотрена не реже чем раз в пять лет. Более подробно методика аттестации дегустаторов рассмотрена в книге «Дегустационный анализ продуктов» Т. Г. Родиной и Г. А. Вукс, 1994 г. Опыт работы с этой методикой в Эстонии показал следующие результаты: из 104 испытанных дегустаторов первым классом аттестованы 23 %, вторым — 32, третьим —' 35 %. Статус дегустатора-наблюдателя получили 10 %. Подготовка специалистов сенсорного анализа пищевых продуктов. Внекоторых западных странах и в России отбор и обучение дегустаторов проводится в вузах на факультетах, готовящих технологов пищевых продуктов. В программе Д. Е. Тильгнера по подготовке технологов в Гданьском политехническом институте (Польша) предусматривается курс лекций и практических занятий с 7-го по 9-й семестры. В течение этого курса студенты проверяют свои сенсорные способности и развивают их. Каждый студент по специальности пищевой технологии должен выполнить сенсорный минимум. Программа обучения (тренировки) включает семь занятий. 1. Для идентификации четырех основных видов вкуса, если студент не справляется с распознаванием вкусов, то он проходит специальное обучение, в ходе которого совершенствуется распознавательная вкусовая чувствительность. 2. Идентификация запахов предусматривает распознавание пищевых запахов как в обычных продуктах, так и в продуктах с дефектами. Пробы запахов подают в зашифрованном виде. Студентов учат распознавать запахи и правильно их называть. 3. Специальная тренировка различительной вкусовой чувствительности проводится на водных растворах четырех основных вкусов, а также на пищевых пробах, вкус которых специально моделируется добавками сахара, соли, кислоты и горечи. Для определения Упражнение на различение вкуса мясного паштета (пасты) организуют следующим образом. Приготовленную пасту делят на две части. В одну часть добавляют 0,4 % солевого раствора и хорошо перемешивают. Пробы мясной пасты дают в триангулярном испытании в семи повторностях. Тренировка считается законченной, если студент правильно определил соленую пробу в шести треугольных пробах. 4. Развитие вкусовой памяти проводится на водных растворах четырех основных видов вкуса: студенту дают пробный раствор для запоминания его вкуса и интенсивности. После трехминутного перерыва дают следующий образец и спрашивают, равен ли он предыдущему по качеству вкуса и интенсивности. Испытывают как слабые растворы, так и концентрированные. Используют следующие растворы (%): сахарозы: 1) 0,8 и 1,1; 2) 2,4 и 3,3; соли: 1) 0,2 и 0,25; 2) 0,6 и 0,75; уксуса: 1) 0,018 и 0,021; 2) 0,06 и 0,07; солянокислого хинина: 1) 0,0001 и 0,00025; 2) 0,0003 и 0,00075. 5. Парное сравнение со стандартом — хороший тест для развития памяти вкуса, запаха и концентрации внимания. Приготавливают серию вкусовых или пахучих растворов. Эти пробы сравнивают с некоторым стандартным раствором. Студент должен определить, отличается ли пробный раствор от стандарта и по каким параметрам. Тренировку проводят также и с пробами пищевых продуктов. При этом вкус, запах или консистенцию пробных образцов моделируют добавками вкусовых веществ, ароматизаторов, разбавлением водой. Например, серию соленых растворов в диапазоне от 0,9 до 2,2 % с интервалом 0,1 % сравнивают с некоторым стандартным раствором. Эти же растворы сравнивают с соленым вкусом пищевых продуктов: ветчины, копченой рыбы. Такой же эксперимент проводят со сладкими растворами. 6. Ранжирование различий используют для тренировки памяти, чувствительности и концентрации внимания студентов. Главное условие при подготовке пробных образцов — их достаточная различимость. Студент должен расположить пробы в порядке возрастания или убывания органолептического свойства. Например, следует провести ранжирование интенсивности запаха рыбы. Для этого готовят десять растворов триметиламина, исходя из базового — основного раствора, в котором содержится 0,28 г триметиламина в 100 см3 воды. Затем готовят контрольные растворы соответствующих концентраций: 0,2; 0,4; 0,6; 0,8; 1; 1,2; 1,4; 1,6; 1,8; 2 см3 основного раствора в 100 см3 воды. Аналогичное занятие проводят с запахами ванилина, эссенций, сливочного масла, для чего используют растворы диацетила. 7. Для компенсации органолептического свойства на занятии студент должен подобрать запах или вкус, способные замаскировать Классической программой тренировки и обучения дегустаторов является программа Шутца. Она включает четыре группы экспериментов: дискриминантные (количественные и качественные), описательные, профильные и эмоциональные. I. Дискриминантные испытания: 1) дегустатору дают два зашифрованных образца, например пробы № 124 и 548. Надо решить, какой образец более сладкий (или соленый, кислый, горький). Ответ должен быть дан в следующей форме: например, «образец №124 явно более сладкий; несколько слаще; образцы одинаковы; образец слегка менее сладок; явно менее сладок, чем образец № 548».: Проводят также испытание методом «дуо-трио». Один образец % принимается за эталонный. Дегустатор должен определить, какой? из двух образцов (например, № 854 и 566) идентичен эталонному образцу Т. Третьим видом дискриминантного испытания является; треугольное испытание. Для определения предлагают два вида сока* причем один из них в нескольких повторностях. Дегустатор дол-! жен указать пробу сока, который не повторен. 2) ранжирование проб по интенсивности органолептического свойства. Дегустатору дают четыре пробы. Надо распределить их в порядке возрастания интенсивности запаха; 3) ранжирование проб по качеству. Дегустатору дают три пробы сырого мяса. Надо указать качество, которое лучше всего характеризует текстуру пробы: «исключительно жесткая»; «очень жесткая»;«довольно жесткая»; «ни жесткая, ни мягкая»; «мягкая»; «очень мягкая»; «исключительно мягкая». Для определения качества проб применяют и другие шкалы. Например, 10-балловые, где качество образца оценивается в баллах от 1 до 9. Используют также и 5-балловые шкалы. 4) проводят ранжирование проб в порядке возрастания качества запаха четырех образцов сока, оценить образцы сока по шкале: «отвратительный», «очень плохой», «плохой», «довольно плохой», «ни плохой, ни хороший», «довольно хороший», «хороший», «очень хороший», «отличный». II. Описание профиля качества продукта достигается путем сравнения результатов обучающегося с оценками, полученными для III. Эмоциональные испытания основаны на описании приятных Подготовка и обучение преследуют цель не только совершенствования способностей дегустаторов, но и развитие у них способностей моделировать органолептические свойства пищевых продуктов, исходя из потребительских оценок. Для развития этих способностей необходимо разработать специальную программу, основанную на изучении потребительских оценок и объективных закономерностей взаимодействия сенсорных компонентов пищевых продуктов. В Тартуском университете (Эстония) разработана методика для создания словаря терминов сенсорных признаков продуктов. Имеются каталоги для описания вкуса,, запаха, консистенции, рисунков десяти видов сыров (например, для голландского брускового и круглого — 77 терминов, пикантного — 51, сусанинского — 64 и др.); для трех видов масла (например, для описания вкуса и запаха — 49 терминов, для описания консистенции — 16). Словарь 156 терминов для описания вкуса и запаха пива сгруппирован в «колесо вкуса», облегчающее запоминание этих терминов. Исследование показало, что лишь четвертая часть (необученных) дегустаторов пива используют 20 % словарного запаса вкусового словаря. Г. А. Вукс отмечает, что подобные словари должны отражать тенденции в развитии терминов и приводит примеры. Соответственно в каталоги нужно вводить новые понятия и исключать устаревшие. Усовершенствовать словарь можно, если привести в нем определения терминов и их описание. Самым эффективным способом служит использование моделей. Например: сливочному маслу придается салистый вкус и дегустаторам предлагают называть такое масло «салистым». Создание таких моделей или эталонов сложно и трудоемко. В лаборатории сенсорного анализа Тартуского университета созданы три эталона дефекта масла: салистый, старый и нечистый. На кафедре товароведения и товарной экспертизы РЭА им. Г. В. Плеханова (Москва) около 30 лет преподается учебная дисциплина «Сенсорный (дегустационный) анализ пищевых продуктов». В соответствии с учебным планом в вузах России введена учебная дисциплина «Сенсорный анализ продовольственных товаров» для студентов, обучающихся по специальности «Товароведение и экспертиза товаров» (в сфере производства и обращения сельскохозяйственного сырья и продовольственных товаров), квалификация — товаровед. В РЭА им. Г. В. Плеханова разработаны учебная программа дисциплины и методическое обеспечение. В процессе учебы студенты ознакомятся с теоретическими основами, современной методологией и основными приемами научно обоснованного сенсорного анализа, учитывая ведущее место органолептических показателей в номенклатуре качественных признаков пищевых продуктов. Особое внимание уделяется обучению студентов организации современного сенсорного анализа (испытание дегустаторов, условия и методы его проведения, понятийный аппарат, номенклатура показателей), принципам построения профилограмм, балловых шкал (традиционных, научно обоснованных, унифицированных), использованию экспертной методологии в органолептическом анализе. В заключительной части учебного курса для закрепления знаний студенты получают самостоятельные задания, связанные с построением профилей органолептического качества, разработкой и испытанием экспертными методами научно обоснованных балловых шкал для органолептической экспертизы пищевых продуктов. В зависимости от количества учебных часов, выделенных Советом факультета (вуза) для дисциплины «Сенсорный анализ продовольственных товаров», каждый студент выполняет задание в полном объеме или проводится коллективная деловая игра, в которой между студентами распределяются роли разработчиков шкалы, экспертов, операторов по статистической обработке балловых оценок показателей качества продукта. Студенты внимательно изучают место сенсорных показателей в нормативной и технической документации. При обсуждении результатов испытания балловой шкалы оценивается качество работы, выполненной каждым студентом в соответствии с заданием. Развитие навыков самостоятельной работы студентов в сенсорном анализе наиболее эффективно проходит при подготовке рефератов, выполнении курсовых и дипломных заданий. При этом предусматривается использование научно обоснованных приемов органолептической оценки, изучение влияния какого-либо фактора на качество продуктов для изыскания способов его повышения, расширения ассортимента, снижения потерь при транспортировании и хранении. Выполняя курсовые и дипломные задания, студенты внимательно изучают специальную литературу по сенсорному анализу, выбирают методы работы в соответствии с поставленной целью, анализируют полученные результаты. Овладение студентами научных основ сенсорного анализа способствует повышению уровня подготовки специалистов-товароведов.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3121)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |