Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие и классификация индексов в статистико-экономическом анализе



2015-12-04 467 Обсуждений (0)
Понятие и классификация индексов в статистико-экономическом анализе 0.00 из 5.00 0 оценок




Тема 11 Индексный метод анализа

 

1. Понятие и классификация индексов в статистико-экономическом анализе

2. Индивидуальные и агрегатные формы общих индексов

3.Средневзвешенные индексы и общие индексы средних величин

 

Понятие и классификация индексов в статистико-экономическом анализе

Термин "индекс" происходит от лат. слова и в переводе означает показатель. С помощью индексов исследуется роль отдельных факторов в формировании экономических показателей на макро- и микроуровне, определяются резервы производства, выполняются сопоставления общественных явлений в международном масштабе и тому подобное.

Индекс - это относительная величина сравнения, которая характеризирует изменение социально-экономических явлений и процессов во времени, пространстве или сравнительно с планом (нормой, стандартом). Формой выражения индексов являются коэффициенты или проценты. Особенностью индексов является то, что в отличие от других относительных величин, индексы характеризирует составные явления, элементы которых не подлежат суммированию. Например, для товаров с разными потребительскими свойствами. Кроме того, индексы всегда характеризуют соотношение одноименных явлений: цен, себестоимости, производительности труда и др., что отображается в названии индексов.

С помощью индексов решают такие основные задачи:

1) характеристика общего изменения сложного экономического явления в динамике, территориальном сравнении, сопоставлении с нормативами, планами, прогнозами (изменения стоимости услуг, расходов, изменения себестоимости, производительности труда и т. п.);

2) определения у показателя сложного явления, влияния отдельных факторов на результативный показатель (влияние изменения уровня цен и изменения количества проданных товаров на объем товарооборота; выявление влияния роста выпуска продукции увеличения численности работников с одной стороны и увеличение производительности труда (Пр = Выпуск / Затраты.)- из другого);

3) изучение динамики средних величин и оценка влияния структурных сдвигов на изменение средней величины (оценка средней себестоимости по группе предприятий с разным уровнем себестоимости при выпуске однородной продукции).

Важной особенностью индексов является то, что им присущие свойства :

- синтетические (обобщающие) (осуществляется соединение (агрегирование) в целое разнородных единиц статистической совокупности; основной задачей, решаемой с помощью индексных показателей, будет характеристика общего изменения многофакторного экономического показателя)

- аналитические (выделить влияние факторов на изменение исследуемого показателя).

В индексном методе применяется определенная система условных обозначений. Каждая исследуемая величина имеет свое обозначение в виде буквы английского алфавита :

а) количественные или объемные показатели:

q - объем изготовленной продукции или количество проданного товара/оказанных услуг определенного вида в натуральном выражении;

Т - общее количество отработанных человеко-часов или человеко-дней (общие расходы рабочего времени на производство продукции) или среднесписочная численность работников;

б) качественные показатели:

р - цена единицы товара продукции\услуги;

z - себестоимость единицы продукции\услуги;

t = - расходы рабочего времени (труды) на производство продукции ( трудоемкость);

- средний выпуск продукции в расчете на одного работника или на один человеко-день (человеко-час), то есть производительность труда;

в) показатели, которые получены как произведение качественного и количественного показателей, :

рq - стоимость выпуска продукции или общая стоимость проданного товара, предоставленных услуги определенного вида (товарооборот);

zq - общая себестоимость продукции услуги определенного вида, то есть расходы на ее вир-во;

tq=Т - общие расходы рабочего времени на выпуск продукции определенного вида.

Период или объект, с которым сравнивают, называют базисным, а период или объект который сравнивают, - текущим. Данные базисного помечают "0", а отчетного - 1. Или плановый - "пл", отчетной - "от".

В индексах есть две величины:

- переменная (индексированная), которую изучают при использование индивидуальных и общих индексов;

- постоянная, в общих индексах, что приводит разнородные элементы совокупности к сравнимому виду - соизмерителю (для индексов количественных показателей) или фиксированному показателю (для индексов качественных показателей).

Классификация индексов может проходить по таким признакам:

1) по мере охвата элементов совокупности (индивидуальные и общие индексы)

Индивидуальные индексы обозначаются буквой i и отображают изменение только одного элемента совокупности (перевезены пассажиры, груза, цена билета и т.д). іq - индивидуальный индекс объема продукции, ір - индивидуальный индекс цен и т. п.

Общие (сводные) индексы обозначают буквой I и характеризуют динамику сложного явления, элементы которого не поддаются непосредственному суммированию во времени, пространстве или сравнительно с планом (перевозки пассажиров несколькими авиакомпаниями или в регионе, изменение цены на цветы в регионе). Так, Іq - общий индекс физического объема продукции/услуги, Іp - общий индекс цен и тому подобное.

2) по базе сравнения (базисные и цепные). В базисных - все периоды сравнивают с одним, взятым за базу, а в цепных - каждый следующий период сравнивают с предыдущим.

3) по виду объекта сравнения (динамические, территориальные, сравнительно с планом (нормой, стандартом)).

Динамические - характеризуют изменение явлений по времени (цены, себестоимость производительности труда и т. п.). Территориальные - отвечают сопоставлению показателей за соответствующими географическими территориями (странами, регионами и т. д.). Индексы сравнительно с планом характеризуют состояние деятельности предприятий на данный текущий период в сравнивание с установленным планом (нормой, стандартом).

4) по виду соизмерения (с показателями фиксированными и переменными)

5) по форме построения (агрегатные, средние)

Агрегатные - за счет введения фиксированного показателя в числитель и знаменатель индекса позволяют осуществить подсчет разнородных элементов для характеристики сложных явлений.

Средние - используются в форме средневзвешенных индексов, когда индексированная величина выражается через индивидуальные индексы, а также в форме средних индексов средних величин в случае изучения динамики средних величин.

6) в зависимости от содержания и характера индексируемой величины (индексы количественных (объемных) показателей (физического объема продукции) и качественных (цен себестоимость и др.))

7) по объекту исследования (количественные показатели: индексы физического объема продукции, услуг, территориальные, индексы размера и структуры и тому подобное; качественные показатели - индексы цен, себестоимости, производительности труда другие).

8) по составу явления:

- постоянного состава - изменяется одна величина (индексы цен, себестоимости и др.);

- переменного состава - изменяется 2 и больше величины (индексы стоимости, объема продукции, общих расходов, валового сбора и тому подобное);

- структурных сдвигов - отношение индекса переменного состава к индексу постоянного состава.

9) по периоду расчета (годовые, квартальные, месячные и недельные индексы.)

 



2015-12-04 467 Обсуждений (0)
Понятие и классификация индексов в статистико-экономическом анализе 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятие и классификация индексов в статистико-экономическом анализе

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (467)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)