Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Эластичность предложения. Если интенсивность реакции производителя на изменение цен велика



2015-12-04 771 Обсуждений (0)
Эластичность предложения. Если интенсивность реакции производителя на изменение цен велика 0.00 из 5.00 0 оценок




Если интенсивность реакции производителя на изменение цен велика, то предложение эластично, и наоборот. Формула эластичности предложения:

 

ES =
Процентное изменение количества предлагаемой продукции

Процентное изменение цен

 

ES = (Q2-Q1)/Q1 : (P2-P1)/P1,

Важнейшим фактором, влияющим на эластичность предложения, является фактор времени, имеющегося в распоряжении производителя (продавца) для того, чтобы отреагировать (принять меры) на данное изменение цены продукта. Чем больше времени, тем легче изменить объем производства, т.е. тем больше эластичность:

а) для мгновенного (кратчайшего) периода, когда продукт уже произведен в определенном объеме, ЕS = 0.

б) для короткого (среднего) периода, когда предложение может в некоторой степени отреагировать на изменение цены и максимально использовать уже имеющиеся производственные мощности (например, путем привлечения дополнительных рабочих), ЕS > 0. Однако, по мере приближения к предельно возможному объему Q*, эластичность снижается, стремясь к нулю. Чаще всего эластичность в коротком периоде 1 > ЕS > 0:

в) для длительного (долгого) периода, когда возможности приспособле-ния гораздо шире, а коэффициент эластичности выше, чем в коротком периоде.

Проиллюстрируем это графически (рис. 29).

 

а) мгновенный период б) среднесрочный период в) долгосрочный период

Рис. 29

В отличие от эластичности спроса показатель суммарного (валового) дохода для предложения просто не существует, поскольку зависимость между ценой и количеством предлагаемой продукции является прямой. Поэтому, независимо от степени эластичности или неэластичности, цена и валовой доход всегда изменяются в одном и том же направлении.

Следует подчеркнуть огромное практическое значение использования концепции эластичности: это и определение акцизных налогов, и регулиро-вание выпуска сельскохозяйственной продукции, и установление минимума заработной платы, и т.д.

 

РАВНОВЕСИЕ, ЕГО ВИДЫ

 

Имея теперь представление о спросе и предложении, перейдем к анализу их взаимодействия (рис. 30).

В точке Е рынок находится в состоянии равновесия:


Q*= QD = QS

гдеQS объем предложения; QD — объем спроса.

В состоянии равновесия рынок сбалансирован. Все, кто хотели купить товар по этой цене, — купили, все, кто хотел продать по этой цене, — продали. Ни у продавцов, ни у покупателей нет мотивов к его нарушению.

Если цена окажется выше равновесной, имеет место избыток (Q’S > Q’D), а если ниже (Q’’D > Q’’S) — дефицит товаров (рис. 31).

 

 

Избыток товаров заставляет производителей снижать цену. Снижающаяся цена привлекает на рынок все большее количество покупателей, до тех пор, пока будет достигнута цена Р*.

Рис. 31

Дефицит товаров заставляет покупателей конкуриро-вать друг с другом за право получения товара, поэтому они готовы предлагать все более высокую цену. Растущая цена стимулирует продавцов к уве-личению объемов продаж

до тех пор,-пока цена не станет равна Р*, т.е. потребители и производители "встретятся" в точке Е (Р*; Q*).

Таким образом, равновесие на рынке достигается в результате конкуренции между продавцами, желающими продать избыток товаров, и конкуренции покупателей, желающих получить дефицитный товар.

Виды равновесия

В нашем примере мы имели равновесие только при единственном сочетании цены и объема.

В реальной жизни виды равновесия могут быть различными.

1. Если объем предложения превышает объем спроса при любой неотрицательной цене (например, количество атмосферного воздуха) , т.е. это благо является для нас бесплатным, равновесие существует при Р* = 0 (рис. 32, а).

2. Если цена спроса меньше цены предложения, равновесие существует при Q* = 0. Производство данного товара технологически возможно, но экономи-чески не выгодно, так как потребители не в состоянии или не хотят приобрести данный товар по таким ценам (рис. 32, б).

3. Если кривая предложения, например кривая предложения труда (рис. 32, в), имеет специфический вид, могут существовать два положения равнове-сия. При низкой заработной плате ее рост стимулирует увеличение предло-жения труда и пересекает кривую спроса в точке E1. Если заработная плата продолжает расти, то при высоком ее уровне наступает момент, когда чело-век предпочитает отдых работе, и предложение труда начинает сокращаться и пересекает кривую спроса на труд в точке E2.

 

в

 

 

4. Если кривые спроса и предложения имеют общие участки, равновесие существует при любой цене или при любом количестве в некотором диапазоне (рис. 33).

Изменение объема в интервале от Q1 до Q2 не вызывает изменение равновесной цены (см. рис. 33, а). Изменение цены в диапазоне от P1 до Р2 недостаточно для того, чтобы стимулировать потребителей изменить объем спроса, а производителей — объем предложения (см. рис. 33, б).

Стабильность равновесия

Равновесие может быть устойчивым и неустойчивым. Это важно знать для проведения эффективной политики государственного регулирования экономики.

а б

Рис. 33

Если равновесие устойчиво, система сама придет в состояние равновесия. Графически это можно представить следующим образом:

— устойчивое равновесие (рис. 34, а);

асимптотически (условно) устойчивое равновесие (рис. 34, б);

— "затухающие" колебания (рис. 34, в);

— равномерные колебания (рис. 34, г).

 
 

Если равновесие неустойчиво, то необходимо государственное вмеша-тельство, чтобы удержать рынок в состоянии равновесия. Графически интер-претацию неустойчивости можно представить следующим образом:

— неустойчивое равновесие (рис. 35, а);

"взрывные" колебания (рис. 35, б, в)

 
 

Динамическая модель рынка.

"Паутинообразная" модель

Производитель, определяя объем производства в будущем, может лишь основываться на прогнозах цен. Если предположить, что в будущем сохранятся цены настоящего периода, то тогда:

— объем предложения в будущем периоде:

Qst+1 = S(Pt),

где Qst+1 — объем предложения блага в период времени t+1; Pt — фактическая цена товара в период t;

— объем спроса в будущем периоде:

Qdt+1 = D(Pt+1),

где Qdt+1 — объем спроса на товар в период времени t+1; Pt+1 — цена товара в период t+1.

Эта модель применима к любой отрасли с фиксированным циклом производства товаров и услуг (сельское хозяйство, промышленность, образование и т.д.). Например, устойчивый конкурс на экономические факультеты и рост числен-ности их студентов в последнее время вызван достаточно высокими (по срав-нению с другими категориями населения) заработками работников экономических специальностей. После окончания обучения предложение экономистов будет достаточно большим и скорее всего сократится уровень оплаты их труда, что приведет к сокращению желающих получить данную профессию. Через какой-то период нехватка экономистов опять вызовет рост их зарплаты, что, в свою очередь, приведет к увеличению их предложения в будущем, и т.д.

Рассмотрим графические интерпретации этой модели. Предположим, что в начальный период времени t цена Р = Ро, объем спроса Q = Q0. В периоде t+1 производители предложат на рынке Q1 единиц продукции. Этот объем может быть реализован лишь по цене P1 Цена P1 не очень устраивает продавца, и в период t+2 он предложит к продаже по цене P1 только Q2 единиц товара. Но раз товара мало, то потребители готовы в периоде t+2 купить его по цене P2. Продолжив наши рассуждения, мы, наконец, окажемся в точке равновесия Е[Р*; Q*] (рис. 36, а). Данное равновесие оказалось устойчивым — "паучок плетет свою паутину внутрь". На рис. 36, б представлена ситуация неустойчивого равновесия — "паучок плетет свою паутину наружу". Регулярные колебания вокруг равновесного положения иллюстрирует рис. 36, в.



Рис. 36

Q0 Q* Q1 в

 



Графический анализ позволяет сделать следующие выводы:

— если угол наклона кривой предложения больше угла наклона кривой спроса b (a>b) равновесие устойчивое;

— если угол наклона кривой спроса больше угла наклона кривой предложения b>a равновесие неустойчивое с "взрывными" колебаниями цены;

— если углы наклона кривых спроса и предложения равны a=b

— цена совершает регулярные колебания вокруг положения равновесия.

"Паутинообразная" модель, безусловно, весьма упрощенная модель рынка, прежде всего в силу принятых нами допущений. На практике производители не просто принимают цену прошлого периода за будущую, а скорее всего учиты-вают динамику изменения цен за несколько предшеству-ющих периодов, чтобы делать более точный прогноз. Запасы, которые возни-кают, и их динамика (уве-личение и уменьшение) являются также фактором, стибилизирующим равно-весие рынка. Тем не менее анализ простейшей моде-ли позволяет понять причи-ны колебаний цен и объемов выпуска в различных временных периодах. "Паутинообразная" модель проста, наглядна и в то же время достаточно правдоподобно описывает поведение производителей, помогает понять более сложные модели динамического равновесия.

Вопросы для самоконтроля

/. Могут ли кривые спроса и предложения быть в форме прямых линий? От чего зависит "кривизна кривых"?

2. Назовите ценовые и неценовые факторы предложения.

3. Каково значение цены равновесия?

4. Покажите на графике сдвиг кривых спроса и предложения.

5. Покажите на примере эластичность (жесткость) спроса и предложения.

 



2015-12-04 771 Обсуждений (0)
Эластичность предложения. Если интенсивность реакции производителя на изменение цен велика 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Эластичность предложения. Если интенсивность реакции производителя на изменение цен велика

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (771)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)