Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Равновесная цена. Ценовая эластичность и ее измерение



2015-12-04 753 Обсуждений (0)
Равновесная цена. Ценовая эластичность и ее измерение 0.00 из 5.00 0 оценок




На рынке в каждый момент времени существует не весь возможный спектр цен, а только один их уровень. Чем определить его размеры? Для этого необходим одновременный анализ спроса и предложения.

Совместим кривые спроса предложения на одном графике, и в определенной точке они пересекутся. Данную точку принято называть точкой равновесия, т.к. спрос в ней точно уравновешен предложением. Результатом взаимодействия спроса и предложения является рыночная (равновесная) цена, которая устраивает одновременно и покупателя и продавца (рис. 15).

Рис. 15. График рыночного равновесия

Особенности рыночной цены.

1. Рыночная цена фиксируется в точке пересечения кривых спроса и предложения.

2. Точка пересечения кривых спроса (D) и предложения (S) есть точка равновесия (E).

3. В точке равновесия объем спроса равен объему предложения.

4. Цена, при которой объем спроса равен объему предложения, есть равновесная цена.

5. Положение на рынке, при котором объем спроса равен объему предложения, есть рыночное равновесие.

Рыночное равновесие – это положение на рынке, при котором количество товаров или услуг, которые хотят приобрести потребители, абсолютно идентично количеству товаров и услуг, которые желают предложить производители.

Равновесие отражает компромисс между покупателем и продавцом, которые при взаимном согласии совершают сделку купли-продажи.

Однако состояние равновесия спроса и предложения никогда не бывает постоянным, т.к. имеется большое количество факторов, влияющих на эти процессы. Поэтому происходит нарушение равновесия, результатом которого может быть излишек товаров или дефицит их. Например, предприятие предлагает товар по цене, которая находится выше точки равновесия Е (Р1). Для покупателя это высокая цена и поэтому часть продукции не находит покупателя, т.е. происходит превышение предложения над спросом (избыток товара). Рынок перенасыщается товаром и производитель вынужден снижать цену, чтобы устранить излишки нереализованной продукции.

Одновременно сокращается выпуск товара, т.к. его производство становится невыгодным.

Спрос увеличивается, в связи со снижением цены, и начинает превышать предложение. На рынке складывается дефицит товара. Этот процесс продолжается до тех пор, пока спрос и предложение не уравниваются в точке Е. График равновесия спроса и предложения (Рис. 4.7) наглядно иллюстрирует разное состояние на рынке спроса и предложения.

Рис. 16. Рыночная (равновесная) цена спроса и предложения

Равновесная цена, формирующаяся в результате действий рыночных конкурентных сил, выполняет важнейшие функции в экономике:

1. Информационную– ее величина служит ориентиром для всех субъектов экономики.

2. Нормирующую– она нормирует распределение товара, давая сигнал потребителю о том, доступен ли ему данный товар и на какой объем потребления товара он может рассчитывать при данном уровне дохода. Одновременно она воздействует на производителя, показывая, сможет ли он окупить свои расходы или ему следует воздержаться от производства. Тем самым нормируется спрос производителя на ресурсы.

3. Стимулирующую– она вынуждает производителя расширять или сокращать производство, менять технологию и ассортимент, чтобы издержки «уложились» в цену и осталось еще какая-то прибыль. Если рыночная цена не равна равновесной, то действия покупателей и продавцов двигают ее в направлении равновесной цены.

На рынке могут меняться рыночные условия, результатом которых является сдвиг кривой спроса и предложения, изменения равновесной цены и изменения количества товара на рынке. Для характеристики степени влияния изменения цены на поведение покупателей и продавцов в экономике используется эластичность.

Эластичность– это степень изменения одной переменной в ответ на изменение другой, связанной с первой переменной. Иными словами, эластичность есть число, которое показывает, на сколько процентов изменится одна переменная в результате изменения другой переменной на 1%.

Особую важность представляет ценовая эластичность, которая показывает реакцию величины спроса в ответ на изменение цены и определяет на сколько процентов изменится величина спроса при изменении цены на 1%.

Ценовая эластичность определяет чувствительность покупателей к изменению цен, и от этого зависит количество товаров, которые они приобретают.

Эластичность спроса по цене измеряют с помощью коэффициента эластичности. Коэффициент эластичности измеряется как отношение изменения спроса в процентах к изменению цены в процентах.

E d = ΔQ/Q (4.5)

Δ P/P

где Ed – коэффициент эластичности спроса по цене,

Q – объем спроса на товар,

P – цена товара.

Различают следующие типы эластичности (рис. 17 – 21).

Рис. 17. График спроса единичной Рис. 18. График эластичного спроса

эластичности

Единичная эластичность – на каждый процент изменения цены объем спроса изменяется соответственно на 1% ( Еd= 1).

Эластичный спрос – объем спроса в процентах изменяется быстрее, чем изменяется цена в процентах (Ed>1).

Рис. 19. График эластичного спроса Рис. 20. График абсолютно неэластичного

спроса

Неэластичный спрос – объем спроса в процентах изменяется медленнее, чем изменяется цена в процентах (Ed<1).

Совершенно неэластичный спрос – объем спроса не изменяется при любом изменении цены (Ed = 0).

Рис. 21. График бесконечно эластичного спроса

Бесконечно эластичный спрос, когда объем спроса может изменяться до бесконечности при незначительном изменении цены (Ed = ∞).

Таким образом, если снижение цены вызовет увеличение спроса на товар, при котором общий доход товаропроизводителя не изменится, то эластичность такого спроса будет равна единице; если в результате снижения цены спрос на товар возрастет до такого уровня, при котором общий доход товаропроизводителя увеличится, то спрос по цене эластичен; если снижение цены вызывает увеличение спроса на товар, при котором общий доход товаропроизводителя понизится, то такой спрос на товар является неэластичным.

 

 


Таблица 6

Пример расчета коэффициента эластичности

Номер кривой Цена, тыс.руб., Р Кол-во ед., шт. Выручка, млн. руб. Коэффициент эластичности, ЕD Заключение об эластичности
(20-15) х 100 :(3-2) х 100 = 0,71 (20+15) : 2 (3+2) : 2 Спрос неэластичный: при снижении цены выручка уменьшается, при увеличении цены выручка растёт
22,5 (22,5-15) х 100 :(3-2) х 100 = 1 (22,5+15) : 2 (3+2) : 2 Спрос единичной эластичности: изменение цены не приводит к изменению выручки
(50-15) х 100 :(3-2) х 100 = 2,7 (50+15) : 2 (3+2) : 2 Спрос эластичный: при снижении цены выручка растёт, при увеличении цены выручка уменьшается

 

Рис. 22. График кривых эластичности спроса

Необходимость изучения ценовой эластичности спроса обусловлена тем, что она влияет на общую выручку и реакцию покупателей на изменение цены (Табл. 7).


Таблица 7

Влияние ценовой эластичности спроса на общую выручку
и реакция покупателей на изменение цен

Из таблицы 7 видно, что при разной величине эластичности меняется реакция покупателей и общая выручка. Все это необходимо учитывать при проведении ценовой политики на предприятии.

Изменение эластичности спроса может быть использовано и для принятия решений в условиях изменения налоговых ставок на прибыль. Если ставка налога повышается, то фирма, учитывая эластичность выпускаемого товара, принимает решение о повышении цены таким образом, чтобы не ухудшилось финансовое положение.




2015-12-04 753 Обсуждений (0)
Равновесная цена. Ценовая эластичность и ее измерение 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Равновесная цена. Ценовая эластичность и ее измерение

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (753)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)