Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


в годы довоенных пятилеток развития народного хозяйства



2015-12-04 531 Обсуждений (0)
в годы довоенных пятилеток развития народного хозяйства 0.00 из 5.00 0 оценок




В годы первой пятилетки процесс ценообразования осложнился массовым производством совершенно новой продукции, на которую необходимо было устанавливать цены. По некоторым отраслям ма­шиностроения за год в номенклатуре изделий появилось от 50 до 70% новых видов машин и оборудования. Прейскуранты создавались в условиях, когда дело составления калькуляций заводской себестои­мости не было достаточно четко разработано и унифицировано. За­частую в прейскуранты включались изделия, только что освоенные производством, технология их изготовления была слабо проверена на практике, опыт составления калькуляций на эти изделия вообще от­сутствовал. В большинстве случаев прейскуранты отпускных цен на новую продукцию разрабатывались с ориентировкой на аналогичные виды отечественной продукции или ввозимой из-за границы. В этот сложный период ломки старых прейскурантов и создания новых, когда многие методологические вопросы их построения еще не были разра­ботаны, а основная трудность заключалась в правильном исчислении издержек производства, были созданы специальные межведомствен­ные комиссии по исчислению себестоимости и прибыли в промыш­ленности.

В октябре 1931 г. впервые в законодательном порядке было дано определение отпускной цены, четко установилась ее структура, слагав­шаяся из коммерческой себестоимости, налога с оборота и прибыли. Немаловажное значение для практической работы по установлению себестоимости имело точно зафиксированное определение элементов коммерческой и заводской себестоимости продукции. Коммерческая себестоимость должна была включать следующие элементы: среднюю заводскую себестоимость идя данного производства; расходы на под­готовку кадров; расходы по реализации и накладные расходы хозяй­ственного объединения. Заводскую себестоимость составляли: зарпла­та с начислениями; расходы на сырье и полуфабрикаты; расходы на топливо и электроэнергию; расходы на вспомогательные материалы; амортизационные отчисления; накладные расходы.

На основе этих директив в сложнейших условиях реконструкции всего производства стали разрабатываться новые прейскуранты отпуск­ных цен, в которых учитывались издержки производства, но в практи­ку они были введены лишь в начале второй пятилетки.

Начиная с 1923 г. наблюдалась тенденция к снижению отпускных цен промышленности.

Курс на снижение отпускных цен был заложен в первом пятилет­нем плане и осуществлялся вплоть до 1931 г. Затем цены были повы­шены на 110,2%, причем главным образом за счет отраслей промыш­ленности, производящих изделия личного потребления (группа «Б»), где повышение составило 134,2% по сравнению с 1930 г. В 1932 г. цены были повышены на 110,8% (по группе «Б» — на 130,5%). Если до 1929 г. разрыв между ценами на изделия личного и производственно-техни­ческого потребления неуклонно уменьшался, то в 1931 г. он резко воз­рос, а в 1932 г. достиг своей наивысшей точки, увеличившись более чем в 2 раза.

В первые годы пятилетки себестоимость промышленной про­дукции снижалась в процентах, близких к намечаемым по пятилетне­му плану. Так, на 1929—1930 гг. проектировалось снижение себе­стоимости всей промышленной продукции на 7,5% (фактически она была снижена на 7,1%), причем снижение шло по отраслям как тяже­лой, так и легкой промышленности.

В 1929—1930 гг. себестоимость была снижена по группе *А» на 7,2%, а по группе «Б» — на 7%. Но с 1931 г. себестоимость начинает расти в обеих группах. В 1931 г. она возрастает по группе «А» на 6,9%, а по группе <Б» — на 4,8%. В 1932 г. процент роста себестоимости еще выше (13,3%). Особенно высокий рост дала лесная промышленность. По данным Госплана СССР, себестоимость всей промышленности, ис­ключая лесную, повысилась в 1932 г. на 8,1%. Чтобы выполнить план накопления и осуществлять индустриализацию страны запланирован­ными темпами, наряду с мобилизацией средств из других источников решено было значительно повысить отпускные цены на продукцию отраслей легкой промышленности (группа «Б»), За годы первой пяти­летки цены на изделия личного потребления были повышены на 112,9%. Уровень отпускных цен тяжелой промышленности остался почти без изменений (произошло лишь незначительное снижение - на 0,4%). Проведение политики сохранения в основном стабильных цен на про­дукцию тяжелой промышленности (уголь, металл, лес, машины) было вызвано необходимостью в известной степени блокировать рост себе­стоимости в тех отраслях промышленности, которые потребляли вы­шеперечисленную продукцию, т.е. в основном тоже в отраслях тяжелой промышленности. Таким образом, в голы первой пятилетки было нейтрализовано влияние государственных отпускных цен на повышение себестоимости; наоборот, пены частично обусловливали ее снижение.

Рост себестоимости при сохранении стабильности цен в отраслях тяжелой промышленности вызвал необходимость установления госу­дарственных бюджетных дотаций этим отраслям. Это мероприятие локализировало повышение себестоимости в трудоемких отраслях про­мышленности, не позволило ему распространиться на другие отрасли народного хозяйства. Сохранение низкого устойчивого уровня отпуск­ных цен на металл, уголь, лес, несмотря на значительный рост себестои­мости, оказало большое влияние на снижение себестоимости в отрас­лях машиностроения, где потреблялась в качестве сырья и топлива эта продукция, и имело немаловажное значение для технического перево­оружения почти всех отраслей народного хозяйства.

Сохранение низких стабильных цен на продукцию группы «А» в это время являлось своеобразным методом перераспределения нацио­нального дохода на нужды индустриализации страны, технической ре­конструкции сельского хозяйства.

Следуя принятой партией и государством политике в области роз­ничных цен, Совет Труда и Обороны в своем постановлении от 26 ян­варя 1930 г. для повышения реальной заработной платы считал необ­ходимым снизить цены на ряд промышленных товаров массового потребления. Для исполнения этого постановления Наркомторг СССР с 16 февраля 1930 г. снизил во всех городах, пунктах новостроек и ра­бочих поселках розничные цены на хлопчатобумажные ткани на 9%, обувь — на 10%, готовое платье — на 8%.

Это было весьма ощутимое снижение, оказавшее благотворное влияние на повышение благосостояния городского населения, и в пер­вую очередь рабочего класса, осуществлявшего грандиозные планы первой пятилетки. Такое снижение цен должно было обеспечить за­проектированный на 1929—1930 гг. рост реальной заработной платы рабочих на 12%, тогда как в предшествующем году повышение зара­ботной платы рабочих составило только 4% вместо 5,5%, предусмот­ренных по плану.

Среди причин, приведших к перевыполнению плана повышения реальной заработной платы рабочих в 1928—1929 гг., первое место за­нимают цены. Уже в первый год пятилетки в области цен план не был выполнен. Не только частный сектор дал повышение цен, обусловив­шее рост бюджетного индекса, по и по линии обобществленной торгов­ли произошло повышение цен, несмотря на запроектированную ста­бильность.

Основной причиной роста цен в обобществленном секторе стал рост цен на сельскохозяйственные товары. Общий заготовительный индекс плановых заготовителей повысился на 10—11% (против 5% по плану). Особенно высоким был рост цен на частном рынке в первую очередь на сельхозпродукты, что, во-первых, привело к значительной перекачке средств в деревню, к ее «верхушечным», зажиточным груп­пам, а во-вторых, сказалось на уровне реальной заработной платы ра­бочих, которые тогда в значительной степени пользовались услугами частного рынка.

Чтобы остановить наступление рыночной стихии и добиться рез­кого увеличения продовольственных фондов в руках государства, была усилена практика контрактации зерновых культур, которая в годы пя­тилетки осуществлялась очень быстрыми темпами, осваивая все боль­шие площади посевов.

Политика контрактации стала важным фактором, содействующим социалистическим преобразованиям в деревне; коллективизация, в свою очередь, благоприятствовала быстрым темпам контрактации, что способствовало сначала стабилизации, а затем и снижению заготови­тельных цен на сельхозтовары. Но не только в этом положительное влияние контрактации. Главное состоит в том, что резко увеличились заготовки зерновых культур. В 1929—1930 гг. они возросли но сравне­нию с 1928—1929 гт. на 53 млн центнеров, а в 1930—1931 гг. — на 115 млн. центнеров.

Однако достигнутый уровень заготовок не удовлетворял все воз­растающие нужды страны. Все осложнялось тем, что произошло зна­чительное сокращение производства этих важнейших видов продоволь­ственной продукции.

Отсутствие в руках государственной и кооперативной торговли достаточного количества продовольственных ресурсов привело к рез­кому повышению цен в сфере базарно-крестьянской торговли, которое во втором году первой пятилетки происходило на фоне цен, уже воз­росших почти на 40% в первом году пятилетки.

Преисполненное заботой о трудящихся, и в особенности о рабо­чем классе, советское государство пошло на повсеместное введение карточной системы распределения основных жизненно важных про­довольственных товаров, которая затем, по существу, была распрост­ранена и на промышленные товары массового потребления, хотя по форме несколько отличалась от обычной карточной системы. Широ­кое распространение получили талоны на приобретение промышлен­ных товаров, на заказы изделий через ателье и мастерские и т.д. При этой форме обеспечения продовольственными и промышленными то-

варами действовали наиболее низкие цены. Были установлены цены для коммерческой торговли. Они сильно превышали цены на товары по карточкам. Существовали цены образцовых универмагов, которые превышали уровень коммерческих. В основном на уровне коммерче­ских действовали цены на товары, реализуемые в деревне.

Особые цены устанавливались для Торгсина, представляющего собой систему торговли товарами за золото и иностранную валюту.

Таким образом, в годы первой пятилетки мы сталкиваемся с че­тырьмя видами розничных цен: нормального фонда для городов по карточкам коммерческой торговли; нормального фонда села; образ­цовых универмагов и Торгсина. При этом трудящиеся массы города вынуждены были широко пользоваться услугами базарно-крестьянской торговли для приобретения сельхозпродуктов, расходы на это в бюджете рабочих и служащих составляли в 1928—1929 гг. 27,4%, а в 1929-1930 гг. - 26,3%.

В результате плановая система цен испытывала величайший на­пор со стороны «вольного рынка». Частные цены через издержки обра­щения влияли на цены обобществленного сектора, т.е. заготовитель­ные, а за ними росли розничные цены на все главнейшие продукты питания, за исключением розничных цен на хлеб ржаной и пшенич­ный, где особенно проявлялась регулирующая роль государства.

Каково же было положение с розничными ценами на промышлен­ные товары народного потребления? И здесь мы сталкиваемся со зна­чительным отставанием, а стало быть, с большим дефицитом промто­варов.

Это не могло не привести к повышению розничных цен в обоб­ществленном секторе. Важнейшей причиной такого повышения было увеличение издержек производства и отпускных цен промышленных товаров, поскольку розничные цены в это время определялись путем торгово-транспортных накидок к отпускным ценам.

И если рост розничных цен в обобществленном секторе проходил в более или менее допустимых размерах, то на частном рынке мы наблюдаем рост стремительный. Так, цены в обобществленном секто­ре возросли меньше чем в 2 раза, а на частном рынке — почти в 8 раз.

По подсчетам Госплана СССР, крестьяне в результате роста заго­товительных и базарных цен получили дополнительную выручку в раз­мере 8 млрд. руб., а переплаты в связи с ростом розничных цен на пром­товары составили только 4 млрд. руб. Поэтому неудивительно, что в условиях товарного голода при опережающем росте заработной пла­ты рабочих и служащих, увеличении денежных доходов крестьян об­разовался большой разрыв между спросом и предложением на многие

промышленные товары массового потребления. И как результат — раз­рыв в ценах, сложившихся в обобществленной торговле и в частной.

В этих условиях государство вынуждено было пойти на повыше­ние государственных розничных цен, чтобы привести денежные дохо­ды населения в соответствие с наличием товарной массы. По поста­новлению Комитета цен при СТО от 27 января 1932 г. были подняты государственные розничные цены на ряд товаров (хлопчатобумажные ткани, швейные изделия, кожаная обувь, соль, спички, сахар, ржаной и пшеничный хлеб, масло, мясо, рыба, мыло и др.) на 27—200% в горо­де и на 14—107% на селе. Пленум ЦК ВКП(б), состоявшийся в конце сентября — начале октября 1932 г., резко осудил «самодеятельность», проявленную в центре и на местах, которая шла вразрез с принци­пиальной линией коммунистической партии и советского государства в области ценообразования. Пленум обратил внимание на ослабление дисциплины в проведении государственной политики цен и потребо­вал решительной борьбы со спекулятивным вздуванием цен, расцени­вая это как порождение нэпа.

Требованиями неукоснительного осуществления политики пар­тии и правительства в области розничных цен и решительной борьбы с нарушениями этой политики обусловлено специальное решение ок­тябрьского (1931 г.) Пленума ЦК ВКП(б) «О развертывании советской торговли и улучшении снабжения рабочих». Уже сам факт, что такой высокий партийный форум обсуждал этот вопрос, показывает, насколь­ко большое значение придавала партия этой проблеме.

Придерживаясь политики систематического снижения цен на то­вары, Пленум одобрил решение Комитета цен при СТО о снижении в среднем на 30% коммерческих цен и об ограничении торговли по ком­мерческим ценам специальной сетью государственных магазинов, утверждаемой СТО. Как видно из самого постановления Комитета цен при СТО, снижение цен распространялось на товары наиболее широ­кого потребления: мясопродукты, молочные и рыбные товары, фрук­ты, сахар, хлопчатобумажные ткани, швейные изделия, обувь, трико­таж и т.д.

Снижение цен началось с 1 ноября 1931 г. Был установлен твер­дый порядок, при котором изменение цен в коммерческих магазинах могло производиться только с разрешения Комитета цен при СТО.

В целях содействия колхозам, колхозникам и единоличным тру­дящимся крестьянам в деле развертывания торговли продуктами свое­го сельскохозяйственного производства ЦИК и СНК СССР своим со­вместным постановлением, дополняющим постановление ЦК ВКП(б) и СПК СССР от 20 мая 1932 г., отменили все существовавшие республиканские и местные налоги и сборы с торговли колхозов, колхозни­ков и трудовых крестьян-единоличников этими продуктами. В поста­новлении указывалось, что их торговля ведется по ценам, складываю­щимся на рынках.

Что же касается торговли колхозных объединений сельхозпро­дукцией, то она должна была производиться по ценам, не превышаю­щим среднекоммерческие в государственной торговле.

Этим постановлением запрещалось открытие магазинов и лавок частными торговцами и предлагалось «всячески искоренять перекупщи­ков и спекулянтов, пытающихся нажиться за счет рабочих и крестьян».

Значительное снижение цен в коммерческой торговле, курс на всемерное развертывание колхозной торговли, полное вытеснение част­ника из сферы товарообмена, решительная борьба с проявлениями нэпмановского духа в государственной и кооперативной торговле — все эти меры, осуществленные партией и правительством в последние годы первой пятилетки, были направлены на ликвидацию многоступенча­тости цен в розничной торговле, на последовательное осуществление провозглашенной первым пятилетним планом политики в области цен и ценообразования.

Решающую роль в разработке ценностных показателей второго пятилетнего плана имели директивы XVII конференции ВКП(б) по со­ставлению второго пятилетнего плана (1933—1937 гг.), принятые в ян­варе - феврале 1932 г. при рассмотрении первого варианта плана вто­рой пятилетки.

В 1932 г. в соответствии с директивами XVII партконференции Госплан СССР издал Основные указания к составлению второго пя­тилетнего плана народного хозяйства СССР (1933—1937 гг.). В них были определены задачи плана в области ценообразования в связи с проблемой накопления в промышленности, заключавшейся в посто­янном росте производительности труда, обгонявшем рост заработной платы, и снижении себестоимости. Эти задачи также требовали даль­нейшего развертывания советской торговли, борьбы с попытками пе­рехода к непосредственному продуктообмену и снижения отпускных и розничных цен.

В указаниях Госплана СССР подчеркивалось, что вопросы накоп­ления для каждой отрасли должны прорабатываться в полной увязке с проектированием себестоимости и отпускных цен. Ставилась также задача скорейшей ликвидации убыточности отдельных отраслей про­мышленности и повышения роли собственных накоплений в возмеще­нии затрат по приросту оборотных средств и капиталовложениям во всех отраслях народного хозяйства.

Для разработки вопросов ценообразования во втором пятилетием плане была образована Комиссия по ценам под руководством замести­теля председателя Госплана СССР. Программа работ по ценам, утверж­денная этой Комиссией 14 июня 1932 г., состояла из двух этапов.

Первый этап заключался в подведении итогов за первую пяти­летку: изучении динамики отпускных цен промышленности, планово- заготовительных цен по важнейшим сельскохозяйственным культурам и продуктам, исчислении индексов розничных цен обобществленной торговли за период 1928—1932 гг., исследовании влияния налогов, бюд­жетных наценок и других финансовых факторов на уровень цен отдель­ных отраслей промышленности и отдельных товаров, анализе структу­ры цен основных промышленных и сельскохозяйственных продуктов и по важнейшим отраслям промышленности, исследовании влияния цен на себестоимость промышленной продукции, изучении перерас­пределительных функций цен и ряда других вопросов.

Следующий этап работы заключался в подготовке плана второй пятилетки в области цен. Первоочередной считалась задача выявления возможного снижения цен отдельно на промышленные товары (заго­товительные и розничные цены) в результате снижения себестоимо­сти и издержек обращения.

Программа включала также исследование влияния сниженного уровня розничных цен на уровень благосостояния рабочих и колхоз­ного крестьянства и изменения заготовительных цен на продукцию сельского хозяйства, на доходность колхозов; исследование проблемы унификации цен по различным направлениям (кооперативные и ком­мерческие цены, цены в городе и селе и т.д.); путей ликвидации убы­точности во всех отраслях промышленности и в совхозной системе во втором пятилетии; перераспределительной функции цен; проблемы районной дифференциации цен в связи с размещением производитель­ных сил во втором пятилетии.

Для реализации указанной программы был создан специальный государственный орган, подведением итогов изменения отпускных цен и их проектированием на второе пятилетие занималась организованная в мае 1932 г. бригада по промышленным ценам. В ее состав входили со­трудники основных промышленных секторов и финансового сектора Госплана СССР, а также промышленных наркоматов, Наркомснаба, Центросоюза и I IКФ СССР.

Подведение итогов первой пятилетки и проектирование на вто­рое пятилетие розничных и заготовительных сельскохозяйственных цен было возложено на Управление планирования фондов и торговли Гос­плана СССР.

Таким образом, в процессе подготовки второго пятилетнего плана разрабатывались проекты изменения в течение пятилетки отпускных, розничных и заготовительных цен. Работа проводилась аппаратом Гос­плана СССР по специально утвержденной программе и с широким при­влечением ведомств. Предполагался также расчет ряда плановых по­казателей не только в неизменных ценах, но и в ценах соответствующих лет.

Принятый в плане размер снижения издержек производства и обра­щения должен был обусловить снижение розничных цен в обобществлен­ной торговле на 35%. По финансовому плану второй пятилетки в 1937 г. на снижение розничных цен в обобществленной торговле должно было быть направлено 28,6 млрд. руб., а в целом за пять лет — 55 млрд. руб.

Изменения в системе отпускных цен во втором пятилетнем плане в расчет не принимались. Финансовая программа плана второй пяти­летки предусматривала только финансирование снижения розничных цен. В то же время она была рассчитана на рост прибылей промышлен­ных предприятий в 3,8 раза (без учета налога с оборота), на значитель­ное повышение рентабельности всех отраслей промышленности.

Как подчеркивалось выше, в процессе подготовки плана ставился вопрос о необходимости ликвидации убыточности и госбюджетной дотации в тяжелой промышленности, что в значительной степени было осуществлено во время реформы отпускных цен 1936 г.

Во втором пятилетнем плане стоимостные показатели (рост на­ционального дохода, валовой продукции промышленности, товаро­оборота, план снижения себестоимости и т.д.) планировались в не­изменных ценах 1926—1927 гг., в ценах 1932 г. или в ценах плана 1933 г. Исключение было сделано только для плана капитальных работ по от­раслям народного хозяйства и по промышленным наркоматам.

С 1928 по 1932 г. Госплан СССР провел большую работу по ана­лизу динамики отпускных цен в связи с подведением итогов первой пятилетки и составлением плана на вторую пятилетку.

Были исчислены индексы отпускных цен государственной про­мышленности в целом по группам «А» и «Б»-, а также по отдельным от­раслям этих групп. Анализ этих индексов показал, что отпускные цены промышленности в целом за пятилетие повысились примерно на 27%, в том числе по группе «А» (средства производства) снизились на 0,4%, а по группе «Б» (изделия широкого потребления) повысились на 112,9%.

Тенденция к повышению индексов отпускных цен, ставшая оче­видной в последние годы первой пятилетки, и соотношения отпуск­ных цен групп «А» и «Б», сложившиеся в это же время, имели место и во второй пятилетке вплоть до пересмотра отпускных цен в 1936 г.

Политика стабильности отпускных цен в тяжелой промышлен­ности продолжалась в первые годы второй пятилетки. Годовые планы на 1933 и 1934 гг. не предусматривали никакого изменения отпускных цен на продукцию тяжелой промышленности. Фактическое изменение отпускных цен за эти годы было незначительным.

В отраслях группы «Б» произошло новое значительное повыше­ние цен, но, поскольку индексы отпускных цен в это время не ис­числялись, представить погодовую динамику отпускных цен как но промышленности в целом, так и по отдельным ее отраслям не пред­ставлялось возможным.

Для действенности хозрасчета, создания условий рентабельной ра­боты отраслей промышленности и ведущих предприятий особо важное значение приобретали цены, приближенные к своей основе — обществен­ной стоимости. Таким образом, назрела необходимость пересмотра от­пускных цен в тяжелой промышленности. В истории ценообразования 1935 г. стал периодом подготовки такого пересмотра, осуществленного с 1 апреля 1936 г,

В качестве исходной базы для построения отпускных цен в ходе пересмотра была принята плановая себестоимость 1935 г., скоррек­тированная с учетом задания по снижению себестоимости в 1936 г. на 4%. К этому времени в значительной мере было упорядочено дело каль­кулирования себестоимости промышленной продукции.

Реформа отпускных цен в тяжелой промышленности ликвиди­ровала в основном государственные бюджетные дотации, повысив об­щий уровень отпускных цен в среднем на 45,6%.

Ликвидация дотаций, укрепляя финансовую систему Советского государства, создавала возможность более полного выявления в де­нежном выражении всей суммы общественных затрат в каждой отрасли промышленности, на каждом предприятии. При установлении отпуск­ных цен исходили из того, что предприятия со средним для данной от­расли уровнем издержек производства должны иметь прибыль. При проведении реформы в основу был положен принцип возмещения в це­нах текущих затрат на производство продукции.

Отпускные цены устанавливались на уровне безубыточности от­раслей и их ведущих предприятий. В окончательной корректировке в результате успешного выполнения плана 1935 г. по снижению се­бестоимости продукции средняя рентабельность по отраслям про­мышленности уже в 1936 г. составила 1,5—3%.

В среднем по 11аркомтяжпрому СССР в результате реформы цены повышались на 45,6%, по Наркомлесу СССР — на 25,5%. На уголь цены повышались на 98,2%, на продукцию черной металлургии — на 80,5%,

на железную и марганцевую руды — на 73,9%. На минеральное сырье отпускные цены были повышены па 56,1%, на продукцию химической промышленности — от 22,7 до 52%.

При пересмотре оптовых цен на продукцию тяжелой промыш­ленности ставилась также задача установления более правильного со­отношения цен на отдельные виды промышленной продукции. В ряде отраслей производства цены на новую продукцию становились преоб­ладающими в прейскурантах.

Новые прейскуранты отпускных цен учитывали необходимость использования цены в целях экономного расходования материалов, топлива и электроэнергии, внедрения в ряде отраслей заменителей де­фицитных материалов, перехода на местные виды сырья и топлива, а также устранения излишне дальних перевозок. Они подчинялись принципу единых отпускных цен на одинаковую продукцию в преде­лах отдельных экономических районов или Советского Союза в целом независимо от ведомственной подчиненности предприятия. Так уст­ранялся существовавший разнобой в отпускных ценах на одинаковые виды сырья, полуфабрикаты и материалы.

Единая отпускная цена на одинаковую продукцию способствовала укреплению хозрасчета, являлась важным стимулом для снижения се­бестоимости на отстающих предприятиях, содействовала рациональ­ной организации системы кооперирования и снабжения. Для обеспе­чения нормальных условий хозяйственной деятельности отдельных предприятий отрасли, находящихся в разных хозяйственных условиях и различающихся технической вооруженностью, наркоматы устанав­ливали особые расчетные цены за сдаваемую продукцию отраслевым сбытовым организациям с обязательным сохранением единых отпуск­ных цен при реализации продукции сбытовыми органами.

В новых прейскурантах отпускных цен предусматривались твер­дые штрафные скидки в зависимости от качества и сортности про­дукции. Новые прейскуранты существенно улучшали ценообразование, в известной мере позволяя государственным плановым ценам оказы­вать влияние на организационно-хозяйственную деятельность промыш­ленности, способствовали борьбе с бесхозяйственностью и потерями, осуществляли контроль за мерой труда и потребления.

Изучение динамики себестоимости и проблем ценообразования в период второй пятилетки дало возможность экономистам в то время сделать выводы о том, что идет неуклонный процесс снижения себе­стоимости промышленной продукции на основе технического перево­оружения промышленности, модель цены целесообразно строить на базе текущих издержек производства и исходя из этого необходимо про­

водить политику снижения отпускных цен как стимулирующего фак­тора развития экономики.

В январе 1937 г. были снижены цены на целый ряд изделий и ма­териалов, идущих главным образом на капитальное строительство; не­которые виды проката, метизы, строительные материалы, а также чер­ные металлы.

В 1937 г. несколько повысили цены на нефть и электроэнергию с целью усиления экономии в расходовании горючего и энергии. В це­лом в 1937 г. отпускные цены на продукцию тяжелой промышленности были снижены на 573 млн. руб. При этих изменениях в уровне опуск­ных цен тяжелой промышленности, произошедших в 1936—1937 гг., почти все отрасли тяжелой промышленности стали рентабельными.

В 1937 г. убыточными по плану оставались такие отрасли тяже­лой промышленности, как торфяная (-6,9%), сланцевая (-2,9%) и цвет­ная металлургия (-0,14%), но, помимо плана, убыточной оказалась и ка­менноугольная промышленность (-6,2%).

Проблема установления розничных и заготовительных цен, как и в годы первой пятилетки, оставалась самой сложной из всего комп­лекса вопросов, связанных с повышением уровня жизни народа. Вот почему политика партии и правительства оставалась в этой области неизменной: путем снижения розничных цен добиться роста реаль­ной заработной платы трудящихся и, пользуясь таким рычагом, как заготовительные цены, добиться увеличения доходов колхозов и кол­хозников, стимулировать производство продуктов питания и сырья для легкой и пищевой промышленности. Эта линия была четко опре­делена XVII съездом ВКП(б), который принял решение о снижении розничных цен к концу второй пятилетки по сравнению с уровнем 1933 г. на 35%.

В плане было сказано: «Значительное снижение себестоимости во всех отраслях народного хозяйства и снижение издержек обращения в советской торговле создают базу для снижения общего уровня роз­ничных цен».

Снижение цен на продовольственные и промышленные товары было запроектировано Госпланом СССР в следующих размерах (в %):

  По городу По селу В целом
Продовольственные товары 35,2 32,0 34,5
Товары ширпотреба 33,1 38,1 35,3
В том числе товары кустарно- промышленной кооперации 36,1 36,6 36,1

 

Снижение цен на продукцию общественного питания намечалось в размере 15%.

Рассматривая политику государства в области розничных цен на период второй пятилетки, необходимо иметь в виду, что речь шла глав­ным образом о снижении цен в сфере ненормированной государ­ственной торговли.

Большое внимание во втором пятилетнем плане уделялось проб­леме снижения рыночных цен, так как рынок в то время являлся важ­нейшим источником снабжения населения продовольственными това­рами.

Вторым пятилетним планом предусматривалось развитие этого процесса. В нем было записано: «Дальнейшее развертывание ненорми­рованной государственной торговли продовольственными продуктами с постепенным снижением цен на них при наличии в руках государ­ства крупных ресурсов продовольствия, развертывание децентрализо­ванных заготовок, проводимых кооперативными и государственными организациями по конвенционным ценам, и заключение длительных договоров с колхозами и колхозниками, кооперативными и государ­ственными организациями, активизация работы сельской кооператив­ной сети в закупках сельскохозяйственных продуктов будут действо­вать в направлении резкого снижения базарных цен».

Взятый партией и правительством курс на значительное сниже­ние розничных цен против уровня 1933 г. мог быть реализован лишь при наличии у государства огромных ресурсов продовольственных и промышленных товаров, что, в свою очередь, зависело от состояния сельскохозяйственного производства в стране. Тогда оно являлось прак­тически единственным поставщиком продовольствия для населения и сырья для легкой и пищевой промышленности.

В решении этой важнейшей социальной и народно-хозяйственной задачи заготовительным ценам отводилось особое место. Заготови­тельные цены выдвигались на передний край борьбы за интенсифика­цию сельскохозяйственного производства и создание необходимых продовольственных и сырьевых ресурсов.

Известно, что в годы первой пятилетки контрактация являлась основным методом заготовок сельхозпродуктов, однако ввиду низкого уровня контрактационных цен она не только не стимулировала рост сельскохозяйственного производства, но тормозила его дальнейшее развитие. Более того, намечалась тенденция к снижению объемов заго­тавливаемого хлеба. Особенно это проявилось в хлебозаготовительной кампании 1932 г. В этих условиях наиболее целесообразной являлась замена системы контрактации системой обязательных поставок государству важнейших продуктов сельскохозяйственного производства, что и было осуществлено.

Переход к новой системе заготовок стал осуществляться в начале второй пятилетки. 19 декабря 1932 г. СНК СССР и ЦК ВКП(б) поста­новили: «Отменить существующую договорную (контрактационную) систему заготовок молока, масла и сыра и установить в порядке налога для всех имеющихся коров единоличных хозяйств и колхозных дворов обязательную поставку (сдачу) молока государству по установленным государственным ценам».

19 января 1933 г. была отменена контрактационная система за­готовок зерновых культур и установлены имевшие силу налога твер­дые обязательства но сдаче зерна государству по установленным госу­дарственным ценам. Тогда же была отменена контрактационная система заготовок шерсти и установлены твердые обязательства по сдаче шер­сти государству по государственным ценам. В феврале 1933 г. были введены поставки государству картофеля и подсолнечника.

Введенные обязательные поставки отвечали интересам не только государства, которое таким образом удовлетворяло потребность в важ­нейших продуктах сельхозпроизводства, по и интересам колхозов и кол­хозников. После выполнения обязательных поставок по твердым це­нам, установленным государством, они имели возможность оставшуюся товарную продукцию продавать по повышенным заготовительным це­нам или реализовывать на рынке по более высоким местным ценам,

5 февраля 1933 г. было принято постановление Комитета по за­готовкам сельскохозяйственных продуктов при СТО «Об утверждении предельных заготовительных цен для децентрализованных заготовок сельскохозяйственных продуктов». Цены устанавливались отдельно для каждой республики, края и области, причем допускались диффе­ренцированные цены (в пределах средней) по отдельным районам внут­ри самих республик, краев и областей.

Однако переход от системы контрактации к обязательным постав­кам зерна не сопровождался повышением заготовительных цен. Лишь в 1935 г. цены на зерновые культуры были увеличены на 10%, в 1936 г. на 25% были повышены заготовительные цены на пшеницу.

Что касается закупочных цен, то они были значительно выше цен обязательных поставок. Так, например, если заготовительная цена в 1936 г. за 1 Ц. пшеницы в Западной Сибири составляла 8 руб. 15 коп., то закупочная цена равнялась 10 руб. 55 коп.; в Украинской ССР — соответственно 10 руб. 5 коп. и 13 руб. 20 коп.

В отличие от системы заготовок зерновых культур технические культуры заготавливались, как и прежде, в порядке контрактации, но по ценам, в несколько раз превышающим прежний уровень. Так, заготови­тельная цена на хлопок-сырец возросла с 30 руб. 51 кои. за центнер до 115 руб., льноволокно — с 46 руб. 96 коп. до 150—175 руб., пенька — со 170 руб. до 200 руб. К тому же были установлены премии-надбавки за сверхплановую урожайность и за увеличение сданной государству про­дукции, что благотворно сказывалось на увеличении производства этих важнейших видов сельскохозяйственного сырья для легкой промышлен­ности.

Практически неизменными оставались заготовительные цены на продукцию животноводства.

Динамичное развитие сельскохозяйственного производства, на­личие в руках государства значительных продовольственных ресурсов и сырья для легкой и пищевой промышленности образовали платфор­му для решения других важных социальных проблем, в том числе проб­лемы розничных цен.

Одновременно с карточной системой снабжения населения то­варами широкого потребления во второй пятилетке существовало не­сколько уровней розничных цен на одни и те же товары: нормальных (пайковых) повышенных (коммерческих). Разница между ними была огромной. Так, коммерческие цены на ржаной хлеб в Москве и Ленинграде, по данным на 1 октября 1933 г., были в 20 раз выше нормальных, на масло животное — в 5,3 раза, на сахар в среднем по стране — в 6,1 раза.

В этих условиях для установления единых государственных роз­ничных цен не было иного пути, кроме политики повышения чрезмерно низких нормированных цен и снижения сравнительно выс<



2015-12-04 531 Обсуждений (0)
в годы довоенных пятилеток развития народного хозяйства 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: в годы довоенных пятилеток развития народного хозяйства

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (531)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)