Слоган: еще один элемент корпоративной конструкции
Еще одна «скрепа» в конструкции корпоративного дома - слоган - лозунг или девиз, отражающий направления деятельности корпорации, качество ее товаров и услуг в прямой, иносказательной или абстрактной форме. Удачный слоган не может родиться быстро — он чаще всего становится результатом длительной творческой работы и выбирается из многих десятков или даже сотен предложенных вариантов. Здесь, как и в случае с названием, существуют определенные правила, на которые следует ориентироваться. Указанный выше перечень правил может быть дополнен следующими: - Слоган предназначен для массовой аудитории, а не для группы эстетов; поэтому при его создании целесообразно представить портрет потенциального потребителя товаров или услуг с его желаниями, слабостями и возможностями. - Слоган должен исполнять желания («Индезит» - прослужит долго» - бытовая техника), потакать слабостям («Баунти - райское наслаждение» - шоколад), реализовывать возможности («Отношения, которые стоит поддерживать» - Международный пресс-клуб). - Ритм удачного слогана зачастую согласуется с содержанием товара или услуги, включая звукоподражательное согласование, а умелый подбор слов вызывает ассоциации холода, тепла, нежности и т.д. («Вместе веселей. Влив айся!» - напиток «Фанта»). - При конструировании слогана целесообразно использовать принцип многозначности, когда у слогана возникает смысловой подтекст, «второе дно». Такой слоган очень притягателен для потребителя, так как позволяет ему почувствовать свою проницательность («Ты прав!» - слоган партии «Союз правых сил»; «Маленькие компьютеры - для больших людей»; «Свежая зелень круглый год» - слоган казино «Шангри Ла»). - Наконец, предполагается, что слоган несет позитивную направленность, не содержит ничего отрицательного, негативного, неэтичного; не намекает на недостатки потребителя и не искажает свойств товара или услуги. Смена (модификация) слогана производится в случаях, когда меняются миссия, корпоративная философия, сокращается или расширяется перечень приоритетных целевых групп корпорации, возникают принципиально новые группы товаров и т.д. Рассмотрим одну из таких ситуаций на примере корпорации «МАРС». В 1932 году, когда первые батончики поступили в продажу, слоган звучал как «Звезды едят "Марс"». Спустя несколько десятилетий слоган поменялся на «A Mars a day helps you work, rest and play» (буквальный перевод - «батончик Марса помогает в работе, отдыхе и игре», а художественный - «Игра или дело - ешь "Марс" смело»). Смена означала, как минимум, расширение целевой аудитории продукта. В 2002 году слоган «МАРСА» изменился в очередной раз - «Pleasure you can't measure» («Удовольствие, которое невозможно измерить»). Более современная концепция слогана, по мнению представителей корпорации, ориентирована в большей степени на женщин. Проведенные маркетинговые исследования показали, что женщины едят шоколада больше, чем мужчины, поэтому рекламная политика и переориентирована на представительниц слабого пола. «Мы просто пытаемся восстановить баланс и в большей степени апеллировать к нашему основному потребителю - женщинам», - утверждается в специальном заявлении компании.
В заключение главы напомним основные элементы системы построения корпоративного мира и обозначим некоторые проблемы, которые затрудняют гармоничное существование данной системы. 1. В основе корпоративного мира-дома лежит так называемый подземный фундамент: миссия (смысл создания и функциональное предназначение организации), видение (глобальное стремление) и корпоративная философия (с помощью чего организация реализует миссию и приближается к видению). Миссия - практическое обоснование, а не декларация возвышенных намерений. Видение не план, а то, что дает возможность его правильно сориентировать. Корпоративная философия не всеобщие библейские термины, а то, что помогает именно вашей организации реализовать заявленную миссию и продвинуться к желаемому видению. Сумеете избежать названных ошибок - и «кирпичи» вашего дома лягут правильно; нет - он станет непривлекательным или вообще разрушится. 2. «Надземный фундамент» корпоративного мира-дома - это история-легенда. История-легенда - не хронологическое изложение событий, но и не выдумка; это концептуально продуманный сюжет с подсюжетами, работающий на позитивное восприятие объекта его целевыми группами и не отягощенный затрудняющими, а тем более вредными для такого восприятия подробностями. 3. Внешний облик дома создается «под философию» и в соответствии с историей-легендой. Иногда компания строит либо универсально красивый, либо сугубо функциональный дом. Но дело в том, что дом для компании и дом для потребителя не всегда одинаковы. Более того, может складываться ситуация, когда дом функционально вообще может быть не нужен компании либо не нужен в таком виде или объеме, в котором он нужен потребителю. Тем не менее, компании должны тратить силы и средства на строительство и поддержание именно такого дома. Дом зачастую не сама деятельность, а визитная карточка. 4. Обитатели дома, персонал фирмы - это те, кто поддерживает корпоративный мир, кто обеспечивает его дееспособность и привлекательность. Поэтому их внутренняя жизнь должна соответствовать внешней оболочке, находиться с ней в гармоничном сочетании. Язык, одежда, стиль общения - все это сугубо индивидуально и ориентируется не на абстрактные тенденции моды или правила речи, а исключительно на то, из каких предыдущих «кирпичей» они произрастают, каким интересам соответствуют. 5. Когда дом построен, вы начинаете осваивать пространство вокруг него, населяя его любимыми животными и растениями, насыщая созвучными вашему настроению песнями и музыкой, приглашая друзей спеть вместе с вами. 6. Название - последний маленький, но очень весомый штрих к созданной корпоративной модели, выполняющий роль ее «стержня»; слоган - дополнительная «скрепа», поддерживающая всю конструкцию. Меняется модель или появляется «трещина» на стене корпоративного дома - значит, требуется соответствующая замена или модернизация «стержней» и «скреп».
Список литературы
1. Алешина И.В. Паблик Рилейшнз для менеджеров. Учебник. – М.: ИКФ «ЭКМОС», 2003. 2. Бабенко Ю.Г. Как создать имидж предприятия: в помощь менеджеру. - Новосибирск: Мега - Центр.2005. С. 26 – 33; Власова В.М. Имиджелогия: предприятие и общество. - М.: Экономика. 2000 3. Бодуан Жан-Пьер Управление имиджем компании. Паблик рилейшнз:
5. Варакута С.А., Егоров Ю.Н.. Связи с общественностью: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2001. 6. Вылегжанин Д. Связи с общественностью. Иваново. 2002. 7. Гудым Д. Управление габитарным имиджем компании-работодателя / Управление персоналом. 2004. № 2. С. 14 – 15. 8. Демин Ю.М. Бизнес-PR: - М.: Бератор-Пресс, 2003. С. 9. Джефкинс Ф., Ядин Д. Паблик рилейшнз: Учеб. пособие для вузов/Пер, с англ. под ред. 10. Джи Б. Имидж фирмы. Планирование, формирование, продвижение. — СПб.: Издательство «Питер», 2000. 11. Доти Д. Паблисити и паблик рилейшнз. М.: Информационно-издательский дом "Филинъ", 2003. С. 13. 12. Кондратьев Э.В., Абрамов Р.Н. Связи с общественностью. Учебное пособие для высшей школы / Под общ. ред. С.Д. Резника. – 2-е изд. – М.: Академический Проект, 2004 13. Почепцов Г.Г. Паблик рилейшнз для профессионалов. - М.: «Рефл-бук», К.: «Ваклер», 2000; 14. Романов А. А., Ходырев А. А. Управленческая имиджеология. Тверь, 2001.
17. Ходак Е. Имидж организации //PR-News.2001.№6. 18. Чумиков А.Н. Связи с общественностью: Учеб. пособие. – 3-е изд. – М.: Дело, 2001; 19. Чумиков А.Н., Бочаров М.П. Связи с общественностью: теория и практика: Учеб. пособие. - М.: Дело, 2003. 20. Шкардун В.Д. Оценка и формирование корпоративного имиджа предприятия / Маркетолог. 2001. № 2.
Вопросы позиционирования товара и фирмы
Корпоративное позиционирование начинается с товара. Товаром при этом является экономически и в большинстве случаев юридически определенный продукт, услуга, компания, социальный институт, человек. Но наряду с товаром существует еще один термин - брэнд. Как и в случае с ПР, процесс окончательного определения его смысла далек от завершения, поэтому в качестве приемлемой отправной точки воспользуемся «хрестоматийным» определением Ф. Котлера: Брэнд - название, термин, символ или дизайн (либо комбинация всех этих понятий), обозначающие определенный вид товара или услуги отдельно взятого производителя (либо группы производителей) и выделяющие его среди товаров и услуг других производителей. Заметьте: брэнд не товар, а название, термин, символ или дизайн товара. Но если в развитие брэнда вкладываются деньги, значит, он способен: а) дополнять товар; б) частично (а по мере развития все в большей степени) замещать товар. Отсюда корпоративное позиционирование вполне может быть определено как система информационно-коммуникативных процедур по дополнению (замещению) товара брэндом. Возникает интересная вещь: позиционирование начинает переставать быть тем, что производитель делает со своим товаром, - позиционирование превращается в то, что производитель делает с сознанием потенциальных потребителей. Производитель начинает представлять товар таким образом, чтобы он занял в сознании потребителя достойное место, что выгодно отличает этот товар от товара конкурентов. Здесь позиционирование выступает в качестве комплекса информационных действий, с помощью которых данный товар «размещается» в сознании людей вместе с тезисами о том, что он создан специально для них и соответствует их идеалам. Это и означает «исчезновение» товара: оставаясь неизменным на уровне производственного цикла, он в зависимости от предпринятых по отношению к нему «непроизводственных» действий «улучшается» или «ухудшается», «дорожает» или «дешевеет». Но если так, то важнейшей стратегической установкой специалиста по коммуникациям становится управление восприятием (perception management) - изменение отношения к товару (проекту, акции, объекту, руководителю) без изменения их реальной сути. Данная установка никак не может квалифицироваться в качестве обмана: речь идет всего-навсего о долгосрочных тенденциях развития рыночной среды, когда «любовь» и «нелюбовь» к товару формируются не столько посредством появления его новых характеристик, сколько за счет более или менее успешного распределения потоков информации по поводу этой новизны. Причем в условиях рынка с возможностью выбора, а тем более выбора широкого и добровольного, восприятие не выступает эрзацем реальности, но фактически полностью сливается с ней; понятия «реальность» и «восприятие» становятся идентичными. Признание важной роли управления восприятием также не означает «отмены» традиционных маркетинговых стратегий позиционирования. Например, в любом рыночном сегменте активно работает блок ценового маркетингового позиционирования: • больше за большую цену (высокое качество за высокую цену); • больше за ту же цену (улучшение качества без увеличения цены); • меньше за меньшую цену (сокращение числа функций с уменьшением цены); *то же самое за меньшую цену (один и тот же товар под разными торговыми марками); • больше за меньшую цену (снижение цен за счет сокращения издержек). Параллельно с ним существует блок маркетингового позиционирования по преимуществам: • атрибутивное позиционирование (старейший производитель пива, дома в самом престижном районе); • позиционирование использования или применения (кроссовки для бега и для игры в баскетбол); •конкурентное позиционирование («Три кита! Все остальное - суета...», «Наше радио - настоящее радио»); • позиционирование категории (компания говорит о себе как о лидере в определенной категории, стране, регионе) и т.д. Однако при этом наблюдается четко выраженное (на протяжении нескольких десятилетий в мире и в течение 90-х годов XX века - начала XXI века в России) и последовательно нарастающее смещение доминанты информационно-коммуникативных приоритетов от рекламно-ценовых к имиджевым неценовым и интегративным.
======================
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (714)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |