Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА, ЗАКОН-ТИ РАЗВИТИЯ



2015-12-04 1408 Обсуждений (0)
ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА, ЗАКОН-ТИ РАЗВИТИЯ 0.00 из 5.00 0 оценок




Общественное сознание– это взгляды, представления , идеи, политические, юридические и др. теории, философия, мораль, религия и др формы сознания.(философский словарь)

Общественное сознание возникло одновременно с общественным бытием и в единстве с ним . Основная функция общественного сознания стоит в том, что оно может отражать бытие и активно способствовать его перестройке (через практическую деятельность людей)

Общественное сознание имеет сложнуюструктуру. Его можно анализировать в гносеологическом аспекте, когда общественное сознание рассматривается главным образом по содержанию, как отражение действительности, и в социологическом, когда общественное сознание изучается в плане его социальной обусловленности, места, роли, функций в общественной жизни. Гносеологический аспект пока­зывает движение от действительности к сознанию, когда идеи выступают как результат познания; социологический, же аспект фиксирует внимание на переходе отсознания к действительности, на практической реализации идей,

Гносеологический аспект общественного сознания предпола­гает два уровня - обыденный и теоретический соответствующие двум уровням отражения действительности (критерий для их раз­граничения - степень проникновения в сущность явлений).

Обыденное сознание возникает как осознание человеком природной и общественной среды, повседневных нужд и потреб­ностей людей. Теоретическое же сознание пытается понять суть явлений, их закономерные связи и отношения. Оно существует в форме сис­темы идей, понятий и законов: теория - это систематизированное знание. На теоретическом уровне общественное сознание представлено главным образом наукой, а на обыденном - эм­пирическим знанием.

Социологический аспект общественного сознания позволяет выделить две сферы - общественную психологию и идеологию. Доминирующим в разграничении этих сфер является не само по себе знание о действительности, а отношение к этому знанию, его роль в общественной жизни, связь с потребностями конкретных субъектов сознания (классов, наций, народов) и видами общест­венной деятельности.

Свое выражение общественное сознание находит вобщественной психологии, которая во многом сходна с обыденным сознанием, и в ее структуре содержится так называемое «коллективное бессознательное». Она представляет собой массовое coзнание, убеждения социальных групп, классов. Ее функции проявляются при решении практических задач повседневной жизни побуждая людей к различного рода действиям. Ее правомерно рассматривать в качестве эмоционального сознания.

Содержание общественной психологии охватывает три группы социально-психологических явлений - психологический склад определенной социальной общности (социальный характер, npивычки, обычаи, традиции), психическое состояние социальна группы (настроения, социальные чувства, эмоции) и социальна психологические явления, характерные для этой-группы (мод слухи).

Как и общественное сознание в целом, общественная психология по своему содержанию есть отражение общественного бытия людей. Общественная психология составляет основу, исходный пункт формирования более высокой ступени общественного сознания идеологии, которая представляет собой систему взглядов и представлений определенного класса, нации или народа. Она теоретически обоснована и выражает его коренные интересы. В этом состоит ее главная социальная функция. В отличие от теоретического сознания идеология не содержит естественнонаучных знаний о природе.

Если к структуре общественного сознания подходить с точки зрения его носителей, то в нем следует различатьобщественное и индивидуальное сознание. Общественное сознание представляв собой совокупность общественно значимых, относительно устойчивых духовных образований данного общества; индивидуально же сознание есть отражение индивидуального бытия, духовный мир конкретной личности. Индивидуальное сознание нельзя непосредственно вывести из анализа закономерностей общественного развития. Его можно раскрыв лишь исходя из знания биографии, условий жизни, воспитания, учета всей системы влияний, которые испытал на себе индивид.

Формы общественного сознания философия, по­литика, право, нравственность, эстетическое сознание, религиоз­ное сознание и наука. Все, кроме философии, формы общест­венного сознания можно с некоторой долей условности разделить на два цикла. К первому относятся политика, право и этика — в их основе лежит единый смысловой стержень, связанный с выяснением различных модификаций исходного отношения между субъектами (это взаимоотношения между людьми — этика: между человеком и обществом — право; между различ­ными социальными группами, вплоть до целых государств,— политика). Ко второму циклу относятся эстетика, религия (или атеизм), а также наука. Общим стержнем здесь является исход­ное отношение «субъект — объект», то есть многообразные формы отражения человеческим сознанием его сложных взаимо­отношений с миром. Граница между указанными циклами условна, особенно между этическими и эстетическими катего­риями.


ПОЗНАНИЕ

Теория познания или гносеология - раздел фил-ии, изучающий взаимоотн-я субъекта и объекта в процессе познав-ой деят-ти, отн-е знания к действ-ти, возм-ти познавания мира чел-ком, критерии истинности и достоверности знания. Совр-ая т.п. строится на теории отраж-я. В фил-ии сущ. 3 осн-х точки зрения на познаваемость мира: оптимизм, агностицизм и скептицизм. Оптимисты утверждают принцип-ую познаваемость мира, агностики, напротив, ее отрицают. Скептики не отрицают познавемость мира, но выражают сомнения. В совр гносеологии принято различать объект и предмет познания. Под объектом познания имеют в виду реальные фрагменты бытия, подвергающиеся иссл-ю. Предмет же - это конкретные аспекты.

Научн познание – сложное многоплановое явление. 3 подхода к его пониманию: 1) гносеологический На 1-ый план выводится познание как отражение, а системообразующим фактором познания рассматривается науч. знание, и тогда науч. познание опр-ся как процесс развития науч. знания. 2) деятельностный – системообразующий фактор – не знание, а субект.-объект. взаимодействие между людьми в процессе познания. Тогда науч. познание – деят-ть по пр-ву, хран-ю и прим-ю науч. знаний. 3) институциональный Науч. познание – с-а учрежд-й и орг-ий, обесп-щих пол-е, трансляцию и прим-е науч. знания.

Имеет ряд особ-тей. Эти особ-ти – в особ-тях структурных эл-тов науч. познания. Субъект – объект – рез-т – ср-во Ср-ва – методы науки – методы эмпирич и теор. познания. Рез-т – научн знания. Осн признаки в гносеолог плане: системность, обобщенность, достоверность, логич непротивор-ть. Эти признаки хар-ют ценность научн знания с т.з. его истинности.

Но совр наука – не только отраж-е, но и деят-ть. С этой т.з. в с-у науч. знания включаются знания, истинность к-рых не получила окончат-го подтвержд-я, и даже заблужд-я, если они плодотворны для науки. Возникла проблема критериев различения научного и вненаучного знания.

Способы познания: ·индукция, ·дедукция, Пр. матер точка – она реально не существует – это ·идеализация, ·формализация, ·математиз-я, ·моделирование: матер модель, идеал модель.

Познание – это процесс, при помощи которого все отражаемое обретает для нас форму, значение. В процессе познания выдел-т 2 формы: 1-· чувственное и 2-·рациональное. 1 –совершается посредством языка. Вопрос соотнош-я формы в том, какая форма дает истинное знание (в средние века в теории познания возникли конфликты: рационализм и эмпиризм). Эмпиризм – опытное, чувственное познание, рационализм – истинное познание, осущ-ся только рациональным путем.

Чувственное познание возникает на основе непосредственного взаимодействия субъекта с объектом. Осн формы: ощущение, восприятие, представления. В них отраж-ся внешн сторона объекта. Логич сторона познания в отличие от чувств связана с предметным миром опосредованно, выр-ет внутр суще-щие стороны связи и отн-я. Эмпиризмопытное, чувственное познание, рационализмистинное познание, осущ-ся только рациональным путем. Осн формы: понятия, суждения, умозаключения. Понятие - отражение общих сущ-щих св-в предметов. Суждение - отражение взаимосвязи реальных процессов, через логич формы связи между пон-ми (предложение). Умозаключение - форма логич связи между суждениями, в к-рых на основании нескольких суждений делается вывод.

Механизм формир-я логич формы познания - абстрагирование от несущественного, обобщ-е сущ-щего, идеализация обобщенного.

Крайности: сенсуализм - абсолютизация чувственной стороны познания. Рационализм - абсолютизация логич стороны познания.

Между чувств и логич познанием лежит интуиция - специф познав-ый процесс непосред-но продуцирующий новые знания, сп-ть постижения истины путем прямого усмотрения без обоснования с помощью док-в. Её осн черты: непосредственность, внезапность, неосозн-ть.

Совр понятие таково: взаимодополнение чувст. и рац. познания, ина в единстве. Чувств. не м.б. без рац-го. Специфика сознания (язык) оставляет эти способы взаимодейст-ми. Рац-м проверяет чувства и наоборот.

Логич мышл-е невозможно в отрыве от чувств-го; из него оно исходит и на любом уровне абстрагированния заключает в себе его компоненты в виде наглядных схем, символов, моделей. Вместе с тем чувств форма познания вбирает в себя опыт мыслительной деят-ти. Единство чувств и рацион предстает в процессе познания в виде бесконечной спирали: за каждым удалением от исходной мысли следует все новый и новый возврат к ним и их обогащение.

Наука имеет структурную организацию. В гносеолог плане наука – это с-а истинных знаний, обладающих новизной. В ней 2 ур-ня: 1) эмпирич имеет целью устан-е научн факта (достоверного знания, установл-го эмпирич путем. Осн методы эмпирич познания: а) наблюдение – объект в естеств сост-ии, б) эксперимент – объект в искусств-х усл-х. Его выводы более точны, наблюдение устанавливает факт, а эксперимент доказывает его. Ф-ии эмпирич познания: установл-е фактов, их систем-ция, описание, первичные предпол-я.

2) Теор (рацион) ур-нь – выполняет ф-ю объяснения, прогноза и методол-ую ф-ю. Здесь формы и методы научного познания совпадают: а) гипотеза – научное предположение; б) теория =- подтвержденная гипотеза.

Обычный человек достигает истину мышлением, в к-ром 2 уровня: рассудок и разум. Рассудок - это сп-ть перерабатывать рез-ты чувств познания (сенсорности повед-я) с помощью сознат-го прим-я языковых форм прав-го логич мышл-я. Для рассудка важно понятие рассужд-я и умозаключ-я. Разум-получ-е инф-ии на основе рассудка, в к-рой выр-ны наиболее полные и абсолютные для своего времени законы.

Рационализм 17 в преобладает в Ф. потому что Ф. не имеет эмпирич Ур-ня, а все рассужд-я это теорет обобщения, к-рые невозможны без разума и интелл-ой интуиции.


34. СПЕЦ-КА И ОСН-Е ФОРМЫ ЧУВСТВ-ГО ПОЗНАНИЯ
Чувства - особая форма отражения действительности, отражают отношение людей друг к другу, к окружающему миру. Познание - обусловленный законами, общественного развития и неразрывно связанный с практикой процессотражения и воспроизведения в человеческом мышлении действительности.

Поскольку исходным в познании выступает чувственное отражение, постольку до последнего времени эти стороны обычно обозначали как ступени познания, хотя это и неточно, поскольку чувственное в ряде моментов пронизывается рациональным и наоборот. Следует подчеркнуть, что процесс познания, как правило, имеет своим исходным моментом отражение действительности с помощью органов чувств человека. Именно через органы чувств мы получаем всю первичную информацию о предметах и явлениях внешнего мира. Органы чувств - это единственный канал, который непосредственно связывает человека с внешним миром, и без органов чувств человек не способен ни к познанию, ни к мышлению. Органы чувств человека - продукты не только истории природы, но и всемирной истории. В становлении и развитии органов чувств человека важнейшую роль на протяжении всей истории человечества играла и продолжает играть до сих пор общественная практика.

Чувственное познание возникает на основе непосредственного взаимодействия субъекта с объектом. Осн формы: ощущение, восприятие, представления. В них отраж-ся внешн сторона объекта. Логич сторона познания в отличие от чувств связана с предметным миром опосредованно, выр-ет внутр суще-щие стороны связи и отн-я. Эмпиризмопытное, чувственное познание, рационализмистинное познание, осущ-ся только рациональным путем. Осн формы: понятия, суждения, умозаключения. Понятие - отражение общих сущ-щих св-в предметов. Суждение - отражение взаимосвязи реальных процессов, через логич формы связи между пон-ми (предложение). Умозаключение - форма логич связи между суждениями, в к-рых на основании нескольких суждений делается вывод.

Чувственное отражениевыступает в трех основных формах - в виде ощущений, восприятий и представлений.

1) Ощущение - это чувственный образ отдельных сторон предметов, процессов или явлений внешнего мира , "субъективный образ объективного мира" (Фейербах). Этот образ объективен по содержанию, он адекватно отражает свойства объекта, но субъективен по форме, зависит от особенностей физиологии органов чувств человека, его высшей нервной деятельности, и даже от его жизненного опыта.

2) восприятие - целостный чувственный образ объекта, непосредственно воздействующего на органы чувств, отражающий различные стороны, свойства этого объекта.

3) высшей формой чувственного отражения является представление - целостный чувственный образ непосредственно не воспринимаемых нами объектов, сохраняемое и воспроизводимое посредством памяти. В представлении уже вступает в дело абстрагирующая способность нашего сознания, в нем отсечены несущественные детали. На уровне представлений обнаруживает себя такая способность нашего сознания, как воображение- способность соединять чувственный материал иначе, не так, как он соединен в действительности.

Этот уровень весьма важен, так как рациональное познание в конечном счете тоже базируется на том материале, который дают нам органы чувств. Но чувственное отражение и ограниченно - оно отражает лишь единичное, индивидуальное и не дает само и не может дать знания общего, оно дает информацию о непосредственно данном, о видимом, слышимом, но не дает знания о том, что скрыто за тем и другим, оно останавливается на внешнем, на явлениях, но само не может дать знания о внутреннем, о сущности. Однако потребности практики как раз и диктуют необходимость выявления за единичным - общего, за внешним - внутреннего, за явлением - сущности и т.д.

РАЦИОНАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ

Разум - способность находить причины и сущность, явлений, рассматривать их всесторонне, вскрывать единство противоположностей.

Рациональное познание основано на процессе мышления- активного процесса опосредованного, обобщенного и абстрагирующего отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях и т.п. Основными формами мышления являются:

1) Понятие - обобщенное, логическое отражение существенные свойств, связей и отношений предметов и явлений. Понятия - это и итог работы мысли, и одновременно средства мышления. Но мы оперируем не отдельными понятиями, а понятиями в их связи друг с другом, отражающей в конечном счете связь вещей.

2) Суждение - форма мысли, в которой посредством связи понятий нечто утверждается, либо отрицается о предмете мысли. Суждение, как правило, выражается в форме предложения. При этом связь понятий в суждении должна соответствовать связи вещей.

3) Умозаключение- форма движения мысли, при которой из одного или нескольких суждений, называемых посылками, выводится новое суждение, называемое заключением или следствием. Умозаключения делятся на два основных класса - индуктивные, представляющие собой выведение общего положения из ряда частных фактов, и дедуктивные, при которых из некоторого общего положения выводятся частные, менее общие.

Наука имеет структурную организацию. В гносеолог плане наука – это с-а истинных знаний, обладающих новизной. В ней 2 ур-ня: 1) эмпирич имеет целью устан-е научн факта (достоверного знания, установл-го эмпирич путем. Осн методы эмпирич познания: а) наблюдение – объект в естеств сост-ии, б) эксперимент – объект в искусств-х усл-х. Его выводы более точны, наблюдение устанавливает факт, а эксперимент доказывает его. Ф-ии эмпирич познания: установл-е фактов, их систем-ция, описание, первичные предпол-я.

2) Теор (рацион) ур-нь – выполняет ф-ю объяснения, прогноза и методол-ую ф-ю. Здесь формы и методы научного познания совпадают: а) гипотеза – научное предположение; б) теория =- подтвержденная гипотеза.

Обычный человек достигает истину мышлением, в к-ром 2 уровня: рассудок и разум. Рассудок - это сп-ть перерабатывать рез-ты чувств познания (сенсорности повед-я) с помощью сознат-го прим-я языковых форм прав-го логич мышл-я. Для рассудка важно понятие рассужд-я и умозаключ-я. Разум-получ-е инф-ии на основе рассудка, в к-рой выр-ны наиболее полные и абсолютные для своего времени законы.

Рационализм 17 в преобладает в Ф. потому что Ф. не имеет эмпирич Ур-ня, а все рассужд-я это теорет обобщения, к-рые невозможны без разума и интелл-ой интуиции.

36. ЧУВСТ-Е И РАЦ-Е ПОЗНАНИЕ. СЕНСУАЛИЗМ И РАЦИОН-М. РОЛЬ ИНТУИЦИИ В ПОЗН-И. ИНТУИТИВИЗМ

Познание выступает как деятельное начало, особый вид деятельности. В проблеме однозначного толкования не было. В истории философии отмечаются такие учения как: a) Сенсуализм—абсолютизировал роль чувственного начала в познании (Локк). b) Рационализм—абсолютизировал в познании только разум, логическое познание. Диалектика чувственного познания формулируется немецкими философами (Кантом, Гегелем), а завершается в марксизме. Чувственное познание—процесс образования психологических образов с помощью чувств: 1.Ощущение— чувственный образ отдельного свойства вещей или начальная ступень познания. 2.Восприятие— чувственный образ вещи в совокупности всех его сторон. 3.Представление— чувственный образ, запечатлённый в памяти, переход к абстрактному мышлению. Выделяют пять органов чувств, которые отражают не все сигналы окружающей среды, а лишь только те, которые необходимы человеку. Рациональное познание—психологические образы, создаваемые с помощью абстрагирования, обобщения и идеализации в виде понятий, суждений и умозаключений. Здесь появляется способность мысли отвлекаться и сосредотачиваться на главном. Характерные особенности: 1.Основано на чувственном отражении (это развёртывание чувственного образа в истину). 2.Логическое познание, оно устанавливает связь между словами. 3. Здесь отражение осуществляется без бытия вещей, т. е. мысленно. 4.В рациональном познании раскрывается творческая природа мысли и создаётся духовная сфера общества. 5.Оно осуществляется в трёх формах: понятии, суждении и умозаключении. Понятие—опорный пункт мышления, ступень в познании или абстрактный образ вещей. Суждение—система понятий и мыслить=>высказывать суждения. Умозаключение—выведение одних суждений на основе других. Рациональное познание делится на эмпирическое и теоретическое. Э – по фил направлению эмпиризму – чувственное восприятие и опыт единственный источник познания.

Чувственное познание возникает на основе непосредственного взаимодействия субъекта с объектом. Осн формы: ощущение, восприятие, представления. В них отраж-ся внешн сторона объекта. Логич сторона познания в отличие от чувств связана с предметным миром опосредованно, выр-ет внутр суще-щие стороны связи и отн-я.Осн формы: понятия, суждения, умозаключения. Понятие - отражение общих сущ-щих св-в предметов. Суждение - отражение взаимосвязи реальных процессов, через логич формы связи между пон-ми (предложение). Умозаключение - форма логич связи между суждениями, в к-рых на основании нескольких суждений делается вывод.

Между чувств и логич познанием лежит интуиция - специф познав-ый процесс непосред-но продуцирующий новые знания, сп-ть постижения истины путем прямого усмотрения без обоснования с помощью док-в. Её осн черты: непосредственность, внезапность, неосозн-ть.

Совр понятие таково: взаимодополнение чувст. и рац. познания, ина в единстве. Чувств. не м.б. без рац-го. Специфика сознания (язык) оставляет эти способы взаимодейст-ми. Рац-м проверяет чувства и наоборот.

Наука имеет структурную организацию. В гносеолог плане наука – это с-а истинных знаний, обладающих новизной. В ней 2 ур-ня: 1) эмпирич имеет целью устан-е научн факта (достоверного знания, установл-го эмпирич путем. Осн методы эмпирич познания: а) наблюдение – объект в естеств сост-ии, б) эксперимент – объект в искусств-х усл-х. Его выводы более точны, наблюдение устанавливает факт, а эксперимент доказывает его. Ф-ии эмпирич познания: установл-е фактов, их систем-ция, описание, первичные предпол-я.

2) Теор (рацион) ур-нь – выполняет ф-ю объяснения, прогноза и методол-ую ф-ю. Здесь формы и методы научного познания совпадают: а) гипотеза – научное предположение; б) теория =- подтвержденная гипотеза.

Рационализм 17 в преобладает в Ф. потому что Ф. не имеет эмпирич Ур-ня, а все рассужд-я это теорет обобщения, к-рые невозможны без разума и интелл-ой интуиции.

 

 




2015-12-04 1408 Обсуждений (0)
ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА, ЗАКОН-ТИ РАЗВИТИЯ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА, ЗАКОН-ТИ РАЗВИТИЯ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1408)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)