МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧН ПОЗНАНИЯ. ФИЛ, НАУЧНОЕ И ВНЕНАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ
В самом общем смысле метод означает способ деятельности, совокупность приемов, применяемых исследователем для получения определенного результата. Когда речь идет о научных методах, то имеют в виду прежде всего те приемы и способы, которые помогают получить истинное знание. Являясь наиболее развитой формой знания, теория есть наиболее глубокое основание научного метода. Теория метода обычно называется методологией. Методология и есть теория познавательной деятельности, включающая различные ее элементы (не только объект). Она – теоретическое обоснование методов и форм научного познания. Фил методы: 1. диалектич метод (является революционным, ибо признание того, что всё изменяется, развивается, ведёт к выводам о необходимости уничтожения всего отжившего, мешающего историческому прогрессу). 2. структурно – функциональный (провести структурно-функциональный анализ метода исследования — значит прежде всего раскрыть систему используемых средств и показать их место и функции в процессе познания). 3. синергетический (синергизм - комбинированное воздействие двух или более факторов, характеризующееся тем, что их совместное действие значительно превышает эффект каждого компонента и их суммы). 4. герменевтический (герменевтика - учение об истолковании какого-нибудь произведения, установлении подлинного его смысла и точного понимания его содержания). 5. феноменологический (феноменология - идеалистическое философское направление, стремившееся освободить философское сознание от натуралистических установок (резко расчленяющих объект и субъект), достигнуть собственно области философского анализа). Научное знание = процесс получения объект. истинного знания (знание – рез-т познания объект. действит-ти, инф-я). Критерии научн. Знания: - обнар-е объект. Законов действ-ти (используя напр-ия на общие св-ва действ-ти, его необ-ые хар-ки и их выр-я в сист-е абстракции). - Предвидение будующего с целью дальнейшего практич-го освоен-я действ-ти. - Системность – совок-ть знаний на основании опр. теор-их призн-в. - Объективность – непосредственная цель научного познания – это объективная истина, постигаемая приемущ. рацион ср-вами. - Пр-во и воспр-во новых знаний, к-рые хар-ют целостную с-у понятий, теорий и др. форм знаний. - Строгая док-ть обоснованность получ-х рез-ов. В процессе научного познания прин-ся специф-е матер-е ср-ва (науч.обор-е). В совр. Методике выделяют новые критерии: Формальная непротивореч-ть знания, Объективная проверяемость, Воспроизводительность, Открытость для критики, Свобода предвзятости, Строгость Вненауч-е зн-е имеет свои собственные источники и ср-ва познания, формир-ся в опр.интеллект.сооб-вах имеет отличные от рационалист-х норм свои эталоны. Многие формы вненаучного знания старше знания, признав-го научным (астрология старше астрономии и др.) В истории культуры разнообразные формы знания, отлич-ся от стандарта и отнес-ные к вненаучному знанию, объед-ся общим поним-ем эзотеризм. Формы вненауч.знан-я: - вненаучн – разрозненное, несист-е знание, к-рое не формализ-ся и неопис-ся з-нами нах-ся в противор-ии с сушеств. научной карт. мира. - донаучное–прототип предпосылочной базы науч-го. - Паранауч-е – несовместимое с имеющ-ся гносеологич. станд-ми. Широкий класс паранауч. Зн-е включает в себя учение или размышление о феноменах, объяснение к-ых не явл-ся убедительным с (.) зр. критериев научности. - Лженаучн-е – сознательно эксплуатирующая домыслы и предрассудки. Лженаука – его обыч. знание, особ-тью лженауч. зн-я явл-ся то, что они не могут быть объед-ны парадигмой не могут обладать сист-тью и универс-тью. Счит-ся, что птенауч-е обнаруж-т себя ч/з квазинаучное. - Квазинаучное зн-е – ищет себе сторонников, опираясь на мет-ды насилия и принужд-я, как правило оно процветает в усл-х иерархизир. науки, где жестко проявлен идеол. режим. - Антинаучное - сознательно искажает предст-ие о действит-ти, предмет и сп-бы исслед-ия противоположны науке, особый интерес к антинауке возникает в период нестаб-ти, с ней связывают извечную потребность в обнаружении общ-о легкодоступ-о лекарства от всех болезней. - Псевдонаучное зн-е – интеллект. акт-ть, спекулир-ся на совок-ти популяр-х теорий. П.: история о спешном чел-ке. - Еще на ранних этапах развития сущ-ло обыденно-практ.зн-е (его основой явл-ся опыт повседневной жизни , носящий разрозненный несист-ый х-р, простой набор сведений). - Игровое позн-е – строится на основе условно принемаемых правил и целей, носит развивающий х-р. Выявл-т кач-ва и возм-ти - Народная наука – в наст время стало целым отд.групп или субъектом (П.: знахари). В картине мира, предполаг-мой народной наукой, большое значение имеет круговорот могуществ.стихий бытия, природа выступает как дом чел-ка, и он как его часть, ч/з к-ую пост-но прох-ят силовые линии круговорота. - Паронормальные зн-я – включает в себя о тайных прир-ых и псих силах, скрывающ-ся явл-ий (мистика). - Дивиантное – див.- отклон-ся от принятых устоящих. станд-ах познават.дет-ть. Его особ-ть – им занимается, как правило люди им-ие научную подгот-ку, но по тем или иным причинам, принимают, расходящиеся с общепринятыми методы и объекты исслед-ия. - Анорм.зн-е – сп-б получ-ия знания или само зн-е не соот-ет этим нормам, к-ые счит-ся общепинятыми в науке на данном историч.этапе.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (411)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |