Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


греки считали его богом молчания



2015-12-04 335 Обсуждений (0)
греки считали его богом молчания 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Глава XVI

 

1 В римской унции 480 гран.

 

Глава XVII

 

1 Глупость здесь искажает взгляды великого древнегреческого

философа-идеалиста Платона (427--347 до н.э.), который, напротив, считал,

что женщина наделена такими же умственными способностями, как и мужчина.

 

 

Глава XVIII

 

1 Семь греческих мудрецов -- Питтак Митиленский, Солон

Афинский, Клеобул Родосский, Периандр Коринфский, Хейлон Спартанский, Фалес

Милетский и Биант Приенский, полулегендарные философы, законодатели и

военачальники VII--VI вв. до н.э.

 

 

Глава XIX

1 Крокодилиты, сориты, рогатые силлогизмы -- термины

средневековой формальной логики, обозначающие виды умозаключений.

2 Бальбин и Агна -- комические любовники, упоминаемые

великим римским поэтом Квннтом Горацием Флакком (65-- 8 до н.э.) в одной из

его сатир (I, 3).

3 Гораций, "Сатиры", I, 3, 27. Перевод М. Дмитриева.

4 Аргус -- стоглазый великан, которому ревнивая Гера

приказала стеречь возлюбленную Зевса Ио превращенную ею в корову.

 

 

Глава XXII

 

 

1 Нирею, самому красивому из осаждавших Трою греков,

противопоставляется безобразный Терсит, юноше Фаону -- старец Нестор.

2 Перифраз одной строки римского поэта-эпиграмматиста I в.

н.э. Марка Валерия Марциала (X, 47, 12).

 

 

Глава XXIII

1 Вергилий, "Энеида", VIII, 2.

2 Архилох -- выдающийся древнегреческий поэт середины VII в.

до н.э. Он много странствовал и служил наемником в войсках различных

греческих городов-государств. В одном стихотворении Архилох без тени

смущения вспоминает о том, как однажды во Фракии позорно бежал с поля брани.

Демосфен (384--322 до н.э.)--великий афинский оратор и политический деятель;

его речи сыграли большую роль в период борьбы Афин против Македонии. Мория

искажает факт трагической биографии Демосфена, который бежал из Афин после

поражения родного города и, не желая сдаться македонянам, принял яд.

 

 

Глава XXIV

 

 

1 Сократ (469-- 399 до н.э.) -- великий древнегреческий

философ. Учение Сократа, оказавшее огромное влияние на развитие современной

ему мысли, известно из сочинении его учеников Платона и Ксенофонта, так как

сам Сократ ничего не писал. Обвиненный в том, что он, отвергая богов,

развращает юношество, Сократ был приговорен к смертной казни и умер, выпив

чашу с ядом.

2 Теофраст (372--287 до н.э.) -- ученик и последователь

Аристотеля, известный древнегреческий мыслитель, писатель и

ученый-натуралист, автор множества разнообразных сочинений. Замечание Мории

о Теофрасте ошибочно, так как Теофраст считался прекрасным оратором.

3 Марк Туллий Цицерон (106--43 до н.э.)--крупнейший римский

оратор, видный государственный деятели, писатель и юрист.

4 Платон, "Государство", V, р. 473 С.

5 Марк Порций Катон Старший (234--149 до н.э-) -- известный

римский государственный деятель, участник Второй Пунической войны. В 184

году Катон был избран цензором и прославился как непреклонный блюститель

строгих нравов. Марк Порций Катон Младший (95--56 до н.э.), называемый но

месту смерти Утическим, правнук Катона Старшего -- римский политический

деятель, ревностный сторонник республики, сражавшийся против Цезаря на

стороне Помпея. После поражения помпеянцев при Тапсе покончил с собой, не

желая пережить республику.

6 Марк Юний Брут (85--S2 до н.э.) и Гай Кассии Лонгин (ум. в

42 до н.э.)--римские политические деятели, последние защитники республики,

организаторы заговора против Цезаря. После убийства Цезаря вынуждены были

удалиться из Рима, а затем, в битве при Филиппах в Македонии, были

разгромлены войском триумвиров Марка Антония и Октавиана и покончили с

собой. Братья Гракхи, Тиберий (163--132 до н.э.) и Гай (153--121 до

н.э.),--римские политические деятели, защитники плебса. Попытки Гракхов

провести демократические реформы, не увенчались успехом. Оба брата были

убиты.

7 Марк Антонин -- римский император Марк Аврелий Антонин

(годы правления: 161--180 н.э.). Его внутренняя политика (в частности

устройство детских приютов, помощь пострадавшему от голода и чумы населению

и т.д.) создала ему репутацию гуманного правителя. Занимаясь с ранней юности

философией, Марк Аврелий был последователем учения стоиков, этическую

доктрину которых он изложил в трактате "К самому себе". Сын его Коммод,

развратный, слабохарактерный и жестокий деспот, был убит в 192 году.

 

 

Глава XXV

 

 

1 Тимон (V в. до н.э.)--богатый афинянин, который,

возмутившись человеческой неблагодарностью, удалился от людей. Имя его еще в

древности стало нарицательным для обозначения человеконенавистника (ср.

также трагедию Шекспира "Тимон Афинский").

 

 

Глава XXVI

 

 

1 Амфион звуками своей лиры заставлял каменные глыбы

слагаться в стену вокруг города Фив. Орфей своими песнями укрощал диких

зверей и приводил в движение деревья и скалы (греч. миф.).

2 Имеется в виду предание о том, как в 494 году до н.э.

римские плебеи, возмущенные жестокими притеснениями со стороны патрициев,

покинули Рим и удалились на Священную гору (невдалеке от города). Посол

патрициев Менений Агриппа умиротворил народ, рассказав басню о членах

человеческого тела, которые взбунтовались против желудка, за что сами

поплатились крайним изнеможением.

3 Фемистокл (526--461 до н.э.), известный древнегреческий

полководец и политический деятель, однажды успокоил афинян, возмущенных

жадностью должностных лиц, рассказав басню об увязшей в болоте лисе, которая

просила ежа не отгонять облепивших ее комаров, так как они уже напились ее

кропи, а на их место могут слететься новые, голодные и потому еще более

жадные и жестокие.

4 Квинт Серторий (ум. в 72 до н.э.) --римский полководец и

политический деятель. Будучи наместником в Испании, откололся от Рима во

время диктатуры Суллы, противником которого он был, и возглавил армию,

состоявшую из наемников и римских изгнанников. Стремясь укрепить свой

авторитет, Серторий показывался солдатам с ручной белой ланью, якобы

подаренной ему Дианой.

5 Имеется в виду полулегендарный законодатель Спарты Ликург

(ок. Х в. до н.э.), который, чтобы наглядно доказать необходимость реформы

воспитания юношества, по-разному вырастил двух щенков: один из них был

прожорливым и ленивым, а второй проворным. Когда щенков спустили с цепи,

первый бросился к миске с похлебкой, а второй погнался за живым зайцем.

6 Желая показать своим сторонникам, что единодушие важнее

силы, Серторий сначала велел молодому, сильному солдату вырвать хвост у

старой клячи, а потом приказал дряхлому старику вырвать хвост у молодого

коня. Первый справился со своей задачей с большим трудом, потому что

старался вырвать весь хвост сразу, а второй легко выщипал волос за волосом.

7 Мифический царь и законодатель Крита Минос каждые девять

лет якобы посещал Зевса и получал от него наставления. Полулегендарный

древнеримский царь Нума Помпилий, по преданию, постоянно советовался с

мудрой нимфой Эгерией, которая открывала ему волю богов.

 

Глава XXVII

 

1 Деции -- римский патрицианский род. Три представителя

этого рода (отец, сын н внук) погибли в боях за отечество (IV--III вв. до

н.э.).

2 Имеется в виду рассказ о подвиге Марка Курция; в 362 году

до н.э. он бросился в появившуюся посреди римского форума расщелину,

которую, согласно прорицаниям, во избежание великих несчастий, нужно было

заполнить самым дорогим, что есть в Риме.

 

 

Глава XXIX

 

1 Гомер, "Илиада", XVII, 32.

2 Алкивиад (ок. 450--404 до н.э.) -- известный афинский

политический деятель, друг Сократа. В диалоге Платона "Пир" Алкивиад

произносит речь, в которой сравнивает Сократа с силенами (уродливыми

фигурами, внутри которых скрывались прекрасные изображения).

3 Хорег. -- руководитель хора (греч.). Просцениум

(проскений) -- в античном театре площадка, на которой играли актеры.

 

 

Глава XXX

 

 

1 Геликон--гора в Беотии (область средней Греции), где

согласно греческим мифам, обитали Музы.

2 В диалоге "О государстве" Платон излагает принципы

совершенного, с его точки зрения, государственного устройства. Идеи в учении

Платона -- сущности и прообразы вещей, образующие особый мир, отражением

которого является мир материальный.

3 В наказание за разглашение тайн богов царь Фригии Тантал

был осужден в царстве мертвых вечно мучиться голодом, видя спелые плоды над

самой своей головой, но тщетно пытаясь их сорвать.

4 Вергилий, "Энеида", I, 471. Марпесс--гора на о-ве Паросе,

из которой добывался знаменитый паросский мрамор.

5 Линкей--мифический герои, был одарен необыкновенно острым

взором, проникавшим даже в недра земные.

 

 

Глава ХХХI

 

 

1 По свидетельству римского писателя Авла Гелия (II в.

н.э.), эти девушки, потеряв рассудок, все разом покончили с собой.

2 Диоген Синопский (ок. 404--323 до н.э.)--древнегреческий

философ-киник; согласно легенде, он покончил жизнь самоубийством, задержав и

остановив дыхание. Ксенократ Халкидский (ок. 406--314)--древнегреческий

философ, учении и последователь Платона; ему приписывался философский

трактат о смерти.

3 Хирон -- мудрый и справедливый кентавр, воспитатель

Ахилла. По одной из версий мифа, он добровольно умер вместо Прометея,

передав ему свое бессмертие.

4 Согласно одному из вариантов мифа о Прометее, он сотворил

первых людей из глины.

5 Парки (Мойры) -- три богини судьбы, одна из которых пряла

нить человеческой жизни, другая тянула ее, а третья обрезала (греч. миф.).

6 Аристофан, "Богатство", 266--267.

 

 

Глава XXXII

 

 

1 Палестра -- гимнастическая школа в древней Греции.

2 Тевт (или Тот) -- легендарный создатель математики,

алфавита и астрономии.

3 Эразм имеет в виду рассказ Платона ("Федр", р. 274 С --D)

о споре египетского царя Тама с обучавшим его Тевтом. Тевт утверждал, что

искусство письма помогает памяти. Там доказывал, что оно, напротив, вредно,

так как, овладев им, человек больше записывает, чем запоминает.

4 Халдеи -- племена Южной Месопотамии, образовавшие в VII в.

до н.э. Ново-Вавилонское царство; они считались изобретателями астрологии и

магии, поэтому впоследствии в Риме астрологов называли халдеями.

 

 

Глава XXXIII

 

 

1 Гомер, "Илиада", XI, 514.

 

 

Глава XXXIV

 

 

1 Намек на диалог Лукиана "Петух, или Сновидение", в котором

петух рассказывает о своих превращениях из воина в философа Пифагора, затем

в гетеру, циника Кратета, царя, нищего, сатрапа, коня, галку, лягушку я,

наконец, в петуха.

 

 

Глава XXXV

 

 

1 Энтимема -- сокращенный силлогизм (одна из посылок

опушена).

 

 

Глава XXXVI

 

1 Слова из трагедии древнегреческого трагика Еврипида (ок.

480--406 до н.э.) "Вакханки" (369).

 

 

Глава XXXVII

1 Елисейские Поля -- обитель блаженных в царстве мертвых

(греч. миф.).

 

 

Глава XXXVIII

 

1 Эразм имеет в виду диалог Платона "Пир", в котором

утверждается, что есть две Афродиты: старшая, родившаяся из пены морской,

Небесная Афродита (Урания) и младшая, дочь Зевса и Дионы, Всенародная

Афродита (Пандемос), а следовательно--два Эрота и два различных вида любви

(идеальная и чувственная).

2 Гораций, "Оды", III, 4, 4--5. Перевод Н. С. Гинцбурга.

3 В "Энеиде" Вергилия (VI, 135) прорицательница Сивилла так

говорит о намерении Энея спуститься в преисподнюю для свидания с тенью отца

его, Анхиза.

4 Тит Помпоний Аттик -- богатый римлянин, друг Цицерона.

5 Гораций, "Послания", II, 2, 133--135; 138--140. Перевод Н. С.

Гинцбурга.

 

 

Глава XXXIX

 

1 Киннамон -- благовонное масло.

2 Помимо четырех материальных сущностей (земли, воды,

воздуха и огня), о которых писали античные материалисты, средневековые

философы различали пятую (квинтэссенцию), якобы наиболее истинную сущность

вещей.

3 Слова из элегии римского поэта I в. до н.э. Секста

Проперция (II, 10, 6).

4 Малея -- очень опасный для мореплавателей мыс на побережье

Пелопоннеса.

 

 

Глава XL

 

1 Лемуры, ларвы -- духи умерших (римск. миф.).

2 Эразм сопоставляет великана Полифема со св. Христофором

потому, что иконописцы обычно изображали этого святого очень высоким, с

огромным посохом, похожим на мачту.

3 Св. Георгий постоянно изображается на коне, а юноша

Ипполит, погубленный влюбившейся в него мачехой, был, согласно мифу,

искусным наездником.

4 Клепсидра -- водяные часы.

5 В житии св. Бернарда Клервосского (ум. в 1153)

рассказывается, как явившийся ему однажды дьявол хвастался, что знает такие

семь стихов из "Псалтири", ежедневное чтение которых непременно приведет в

рай, но открыть эти стихи отказался. Св. Бернард решил ежедневно прочитывать

всю "Псалтирь". Тогда дьявол, рассудив, что это составит еще больший подвиг

благочестия, чем чтение семи строк, назвал магические стихи.

 

 

Глава XLI

 

 

1 Мория перефразирует три строки из "Энеиды" (VI, 625--

627).

2 Эдилы -- в древнем Риме выборные лица, в обязанности

которых входили организация народных зрелищ, городское благоустройство,

полицейский надзор и регулирование продовольственного снабжения.

 

 

Глава XLII

 

1 Артур -- легендарный король Британии. С его именем связаны

кельтские предания, послужившие сюжетами для множества средневековых романов

(так называемый цикл романов Круглого Стола).

2 Гермоген -- известный певец, о котором упоминает Гораций

("Сатиры", I, 3, 129).

 

 

Глава XLV

 

 

1 Академики--последователи Платона. Основанная Платоном

философская школа, называлась Академией потому, что его ученики и друзья

собирались в роще, посвященной герою Академу (близ Афин).

2 Зевксид ( V в. до н.э.) и Апеллес (IV в. до н.э.) --

знаменитые древнегреческие живописцы.

3 Моего соименника -- то есть Томаса Мора.

4 Эразм имеет в виду знаменитое место из диалога Платона

"Государство" (начало кн. VII), где люди уподоблены узникам, заключенным со

дня рождения в темной пещере. Они обращены спиной к выходу и видят лишь тени

предметов, проносимых мимо пещеры. Только созерцающий идею мудрец подобен

человеку, который вышел из пещеры на свет и увидел самые предметы.

5 В диалоге Лукиана "Петух, или Сновидение" выведен некий

Микилл, который во время послеобеденного сна увидал себя богачом, по был

разбужен петухом и горько об этом сожалел.

 

 

Глава XLVI

 

 

1 Вейовис--древнеримский бог мщения. Пены--олицетворения

кары, возмездия. Фебры -- богини лихорадки (римск. миф .}.

 

 

Глава XLVIII

 

 

1 Пифагорейцы основывали аскетические общины, в которых

отчасти осуществляли проповедуемый ими отказ от личной собственности.

2 Испанский городок Сант-Яго, в котором, по преданию,

хранились чудотворные мощи апостола Иакова, покровителя Испании, был местом

паломничества.

3 Вероятно, намек на диалог Лукиана "Икароменипп", герой

которого, Менипп, смастерив себе крылья, взлетел на Луну.

 

 

Глава XLIX

 

 

1 Некоторые комментаторы полагают, что Эразм намекает на

розгу, которой был неизменно "вооружен" учитель.

2 Речь идет об одной из эпиграмм поэта IV--V вв. п. р.

Паллада, где говорится о том, что жизнь учителя так же мрачна, как первые

пять стихов "Илиады" Гомера, с которой начиналось изучение грамматики в

школе.

3 Так, издеваясь над философами, называет Аристофан школу

Сократа в комедии "Облака".

4 Латинская поговорка об осле в львиной шкуре.

5 Дионисий -- имя двух сиракузских тиранов, Дионисия

Старшего (431--367 до н.э.) и его сына Дионисия Младшего (свергнут в 357).

6 Реммий Палемон -- римский грамматик I в. н.э.,

отличавшийся необыкновенной самонадеянностью. Элий Донат-- известный римский

ритор и грамматик IV в. н.э.

7 Анхиз--отец Энея.

8 Альд Мануций (1449--1515)--друг Эразма, владелец

знаменитой типографии в Венеция, издававший сочинения древних авторов, а

также гуманистов, в частности -- произведения Эразма.

 

 

Глава L

 

 

1 Анонимное наставление по риторике, в древности ошибочно

приписывавшееся Цицерону.

2 Марк Фабий Квинтилиан (ок. 35--95 н.э.) -- известный

римский ритор, автор обширного трактата "Образование оратора" --

классического труда по истории и теории римского красноречия.

3 Персий и Лелий упоминаются Цицероном как величайшие

знатоки ораторского искусства.

4 Телемах -- сын Одиссея.

5 Стелен -- видимо, описка Эразма. Известен Сфенел, друг

Диомеда, одного из героев Троянской войны.

6 Лаэрт -- отец Одиссея.

7 Поликрат (VI в. до н.э.) --тиран острова Самос,

отличавшийся богатством и щедростью. Фразимах -- древнегреческих

философ-софист (V в. до н.э.).

8 Алкей из Митнлены (на о-ве Лесбос) -- знаменитый

древнегреческий лирик (VI в. до н.э.). Каллимах (ок. 310--240 до н.э.) --

один из крупнейших греческих поэтов эпохи эллинизма.

9 Вергилий, "Энеида", II, 39.

10 Имеется в виду триумф, которого удостоился римский

полководец Публий Корнелий Сципион Африканский Старший в 2 02 году до н.э.

после победы над Карфагеном.

 

 

Глава LI

 

 

1 Сизиф -- мифический основатель города Коринфа; за

коварство н обманы он осужден богами вечно вкатывать на высокую гору

огромный камень, который, всякий раз, как Сизиф приближается к вершине,

срывается вниз (греч. миф.). Выражение "сизифов труд" стало нарицательным

для обозначения всякой бесплодной работы.

2 Глоссы -- примечания к "Своду римского права", сделанные

средневековыми юристами XI--XIII вв. (так паз. глоссаторами). Впоследствии

глоссы, в спою очередь, приобрели силу законов.

3 В Додоне (Сев. Греция) перед храмом Зевса были развешаны и

расставлены медные сосуды; колеблемая ветром проволока ударялась о них, и

раздавался непрерывный звон. Отсюда -- "говор меди додонской", как

беспрерывный шум.

4 Стентор -- глашатай, отличавшийся необыкновенно сильным

голосом ("Илиада", V, 785).

 

Глава LII

1 Универсалии -- общие понятия (лат.).

 

 

Глава LIII

 

1 Жители сицилийского города Камарины (Камерины), вопреки

совету Дельфийского оракула, осушили болото вблизи своего города, что

открыло врагам доступ к Камарине.

2 Конклюзия--заключение {лат.).

3 Дефиниция -- определение (лат.). Королларии -- выводы

(лат.). Пропозиция--утверждение, посылка (лат.).

4 Намек на выкованные Вулканом железные тенета, в которые

попалась его неверная жена Венера со своим любовником, богом войны Марсом.

5 Греческая поговорка.

6 Евхаристия -- таинство причащения, в котором, по учению

католической (а также православной) церкви, хлеб пресуществляется в тело, а

вино--в кровь Христову.

7 Гнома -- краткое прозаическое или стихотворное изречение,

обычно поучительного характера (греч.).

8 Реализм и номинализм -- противоположные направления

средневековой схоластической философии. Реалисты утверждали, что общие

понятия ("универсалии") реально существуют и предшествуют единичным

предметам; номиналисты, наоборот, считали общие понятия лишь абстракциями,

именами реально существующих единичных предметов. Фомисты -- последователи

Фомы Аквинского (1225--1274) -- итальянского средневекового

философа-схоласта. Учение Фомы Аквинского стало официальной философией

католической церкви. Альбертисты--ученики Альберта фон Больштедт

(1193--1280), прорванного богословами Великим, немецкого теолога и

философа-схоласта, учителя Фомы Аквинского. Оккамисты -- сторонники Уильяма

Оккама (ок. 1 300--1350)--крупнейшего английского философа-номиналиста.

Скотисты -- последователи Иоанна (Дунса) Скота (ок. 1265--1308),

шотландского философа-номиналиста, оспаривавшего догматику Фомы Аквинского.

9 "Послание к Евреям", XI, 1.

10 Намек; на происходивший между скотистами и фомистами спор

о догмате непорочного зачатия богородицы.

11 "Евангелие от Иоанна", IV, 24.

12 Акциденция и. Субстанция -- философские термины:

акциденция -- случайное, преходящее начало, субстанция -- неизменная и

вечная сущность.

13 Хрисипп из Киликии (ок. 280--208 до н.э.) --

древнегреческий философ-стоик; славился как искусный диалектик.

14 Св. Иоанн Златоуст (347--407)--знаменитый проповедник и

богослов. Св. Василий Великий (330--379) -- епископ Кесарийский, один из

крупнейших авторитетов восточной церкви. Эразм здесь противопоставляет

ранних "отцов церкви" столпам средневековой схоластики.

15 "Кводлибетум" (от лат. quodlibet -- что угодно) название

одного из сочинений Дунса Скота.

13 Matula putes и matula putet, ollae fervere и ollam

fervere--тождественные по значению латинские выражения.

17 Афина-Паллада родилась из головы Зевса (Юпитера), после

того как Гефест (Вулкан) рассек, по просьбе Зевса, его череп (см. Лукиан,

"Разговоры богов", 8).

18 Иудейская тетраграмма--имя божие (Ягве), состоящее из

четырех букв.

 

 

Глава LIV

 

 

1 Гностик Василид (II в. н.э.) учил, что существует 365

небес, совокупность которых он обозначил словом "абраксас" так как сумма

цифровых значений входящих в него букв равна 365.

2 Гораций, "Сатиры", II, 7, 21.

3 Гордясь своими многочисленными детьми, фиванская царица

Ниобея дерзнула презрительно отозваться о богине Латоне, матери Аполлона и

Артемиды. Разгневанные боги умертвили всех детей Ниобеи, сама же она

обратилась в камень.

4 Эразм имеет в виду рассказ Горация о деревянном Приапе,

который, увидав, как колдуньи Канидия и Сагана заклинают фурий и духов, от

ужаса раскололся с таким треском, что сами колдуньи в страхе убежали

(Гораций, "Сатиры", I, 8).

5 "Историческое зерцало" было написано в XIII в.

монахом-доминиканцем Винцетом де Бове. "Римские деяния" -- анонимное

произведение, появившееся примерно в то же время. Сочинения эта, богатые

разнообразными вымыслами, пользовались в средние века огромной

популярностью.

6 Т.е. иносказательно.

7 Т.е. в высшем, мистическом смысле.

8 Гораций, "Искусство поззии", 1. Перевод М. Дмитриева.

9 Эллебор -- растение, применявшееся в древности как

средство против душевных болезней.

10 Вероятно, имеется в виду св. Антоний Египетский (ок.

251--356), считающийся основателем пустынножительствующего монашества.

 

 

Глава LVI

 

 

1 Эразм имеет в виду стихи Горация:

"Мы -- ветрогоны, мы все -- женихи Пенелопы, подобны

Юношам мы Алкиноя, что заняты были не в меру

Холею кожи и, спать до полудня считая приличным,

Сон, что лениво к ним шел, навевали звоном кифары..."

 

"Послания", 2, 28--31. Перевод М. Дмитриева.

 

Глава LIX

 

1 Диспенсация -- разрешение в отдельном случае нарушить

существующий церковный закон. Диспенсивная власть принадлежала папе, который

мог передавать ее епископам, и являлась существенным источником доходов

католической церкви в средние века.

2 В "Послании к Римлянам" (XVI, 18) говорится о тех, которые

"...служат не господу нашему Иисусу Христу, а своему "реву, и ласкательством

и красноречием обольщают сердца простодушных".

3 Интердикт -- запрещение богослужения и отправления других

религиозных обрядов, широко применявшееся средневековой католической

церковью в ее борьбе со светской властью в качестве наказания, налагаемого

на целые города,, области, страны, или -- реже на отдельных лиц. Бенефиций

-- здесь: церковная должность и связанные с ней доходные статьи.

4 "Евангелие от Матфея", XIX, 27.

5 Весьма смелый намек на папу Юлия II (1503--1513), еще

занимавшего папский престол в годы первых изданий "Похвалы Глупости".

 

 

Глава LX

 

 

1 Десятина -- десятая часть урожая и иных доходов,

взимавшаяся в Западной Европе церковью со всего населения.

2 Регулярное духовенство -- священники, не принадлежавшие к

определенному ордену или конгрегации, но соблюдавшие монашеский устав.

3 Картезианцы--монахи картезианского ордена, учрежденного

около 1084 года и известного особой строгостью устава.

 

 

Глава LXI

 

 

1 Рамнузия -- Немезида, греческая богиня справедливости и

возмездия.

2 Тимофей--известный афинский полководец IV в. до н.э.

3 Авл Геллий (III, 9, 6) рассказывает о коне, принадлежавшем

первоначально некоему Сею, осужденному на смерть Марком Антонием. Все

последующие владельцы этого коня также погибли насильственной смертью. Тот

же Геллий (III, 9, 7), сообщает, что золото, награбленное в храмах

галльского города Тулузы римским консулом Гнеем Сервилием Цепионом (конец II

в. до н.э.), принесло несчастье всем, кто получил свою долю в добыче.

4 Имеются в виду знаменитые "Adagia" ("Поговорки") --

большой сборник античных поговорок и крылатых слов, снабженных обширными и

остроумными комментариями самого Эразма.

 

 

Глава LXII

 

 

1 Так называет себя Гораций ("Послания", I, 4, 16). Эпикур

(341--270 до н.э.)--древнегреческий философ, один из самых выдающихся

представителей античного материализма. Эпикурейцы ("Эпикурово стадо")

возводили наслаждение в основной принцип этики.

2 Гораций, "Оды", IV, 12, 27. Перевод Н. С. Гинцбурга.

3 Гораций, "Оды", IV, 12, 28. Перевод Н. С. Гинцбурга.

4 Гораций, "Послания", II, 2, 126.

5 Цицерон, "Письма к близким", IX, 22, 14.

 

 

Глава LXIII

 

 

1 Сорбонна -- богословский факультет Парижского

университета; была центром католического мракобесия в XVI веке.

2 Намек на одно анонимное латинское стихотворение, где Приап

изображен садовым сторожем, который, слушая, как его господин читает Гомера,

запомнил несколько слов и затем употреблял их весьма некстати.

3 "Екклезиаст", I, 15 в. В русском синодальном переводе

Библии этого стиха нет.

4 "Книга пророка Иеремии", X, 14.

5 "Книга пророка Иеремии", IX, 23.

6 "Екклезиаст", I, 2.

7 "Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова", XXVII, 11 (12).

В русском синодальном переводе этот стих звучит несколько иначе.

8 "Евангелие от Матфея", XIX, 17.

9 "Екклезиаст", I, 18.

10 "Екклезиаст", VII, 4 (5).

11 "Многие же будут первые последними и последние первыми".

"Евангелие от Матфея", XIX, 30.

12 Отыскать это "недвусмысленное свидетельство" в указанной

главе совсем не так просто, как о том объявляет Глупость.

13 В действительности это "свидетельство" находится не в

XLIV, а в XX главе (стих 31).

14 Стих 3. Традиционный (синодальный) перевод этого стиха

несколько иной.

15 "Кита притчей Соломоновых", XXX, 2.

16 "Второе послание к Коринфянам", XI, 21.

17 Там же, 22, 23.

18 То есть знающими греческий, латинский и древнееврейский

языки.

19 Имеется в виду Парижский теолог Николай Лира (умер в

1340), богослов и проповедник, комментатор Библии.

 

 

Глава LXIV

 

 

1 Св. Иероним знал пять языков: латинский, греческий,

древнееврейский, халдейский и свой родной -- далматский.

2 В "Деяниях апостолов" (XVII, 22--23) приводится обращение

апостола Павла к афинянам: "По всему вижу я, что вы как бы особенно набожны.

Ибо, проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором

написано: "неведомому Богу". Сего-то, которого вы, не зная, чтите, я

проповедую вам".

5 "Евангелие от Луки", XXII, 36.

4 По-видимому, августинец Иордан Саксонский (XIV в.).

5 "Книга пророка Аввакума", III, 7. В русском синодальном

переводе сказано просто: "Сотряслись палатки земли Мадиамской".

6 "Послание к Титу", III, 10. Перевод не совсем точен.

7 "Второзаконие", XIII, 5.

 

 

Глава LXV

 

 

1 Дидим -- известный александрийский грамматик I в. до н.э.,

оставивший огромное количество трудов (по преданию -свыше 4000).

2 "Второе послание к Коринфянам", XI, 19,

3 Там же, 16, 17.

4 "Первое послание к Коринфянам", IV, 10,

5 Там же, III, 18.

6 "Евангелие от Луки", XXIV, 25.

7 "Первое послание к Коринфянам", I, 25.

8 Ориген Александрийский (185--254)--один из крупнейших

богословских авторитетов раннего христианства.

9 "Первое послание к Коринфянам", I, 18.

10 "Псалтирь", XVIII, С.

11' Марк Антоний (83--30 до н.э.)--выдающийся римский

полководец и государственный деятель. Среди ближайших соратников Юлия Цезаря

Антоний отличался беспечностью и ненасытной жаждой наслаждений.

12 Философ Сенека был воспитателем будущего императора

Нерона (37--68 н. э-) н в первые годы его правления руководил своим

воспитанником, но позже был отстранен от государственных дел. В 65 году

Нерон, обвинив философа в участии в республиканском заговоре, заставил его

покончить жизнь самоубийством.

13 Надеясь подчинить своему влиянию сиракузских тиранов и

создать в Сицилин идеальное государство, Платон трижды посетил Сиракузы

(первый раз при тиране Дионисии Старшем, второй и третий -- при его

преемнике, Дионисии Младшем). Все эти попытки окончились неудачей. По

преданию, после ссоры с Дионисием Старшим Платон был даже продан в рабство.

14 "Первое послание к Коринфянам", I, 27.

15 Там же, 21.

16 "Первое послание к Коринфянам", I, 19, где Павел цитирует

"Книгу пророка Исайн", XXIX, 14.

17 Это восклицание встречается во многих местах "Евангелий".

18 "Евангелие от Иоанна", I, 29 и 30.

19 "Числа", XII, 11.

20 "Первая книга Царств", XXVI, 21.

21 "Вторая книга Царств", XXIV, 10.

22 "Евангелие от Луки", XXIII, 34.

23 "Первое послание к Тимофею", I, 13.

24 "Псалтирь", XXIV, 7. В русском синодальном переводе:

"Грехов юности моей и преступлений моих не вспоминай".

 

 

Глава LXVI

 

 

1 В ответ на защитительную речь апостола Павла римский

наместник Фест сказал ему: "Безумствуешь ты, Павел. Большая ученость доводят

тебя до сумасшествия" ("Деяния апостолов", XXVI, 24).

2 Намек на рассказ о том, как св. Бернард, будучи погружен в

размышления, выпил по рассеянности вместо вина масло.

 

 

Глава LXVII

 

 

1 Платон, "Федр", р. 245В.

2 "Первое послание к Коринфянам", II, 9, где Павел цитирует

"Книгу пророка Исайи", LXIV, 4.

 



2015-12-04 335 Обсуждений (0)
греки считали его богом молчания 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: греки считали его богом молчания

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (335)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.017 сек.)