Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ УСТРОЙСТВА ЛАГЕРЕЙ



2015-12-04 580 Обсуждений (0)
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ УСТРОЙСТВА ЛАГЕРЕЙ 0.00 из 5.00 0 оценок




ПОХОДНЫЙ ТУРИЗМ КАК СИСТЕМА ВОСПИТАНИЯ.


Самое основное это то, что походный туризм не прививает детям никаких ложных, искусственных понятий и приемов, в своих мероприятиях не пользуется искусственными средствами, а пользуется естественными потребностями, инстинктами и интересами ребенка, направляя их в полезную сторону.
Возьмите самый скверный поступок мальчика и поройтесь в его причинах. В большинстве случаев причина этого скверного поступка вызвана каким-нибудь желанием или инстинктом, который, при умелом подходе мог привести к совсем иным полезным результатам.
Например, два мальчика разорили гнездо уток в камышах и разбили яйца.
Что доказывает этот поступок?
Во-первых - любовь этих мальчиков к скитанию в природе.
Во-вторых - любознательность к природным явлениям.
Ведь главное, что тянет руку этого мальчика к гнезду - это любопытство.
В третьих, конечно, - жестокость.
Как отучить этих мальчиков от таких дурных занятий?
Наказать. Исключить из школы.
Выругать. Прочесть в школе лекцию о природе и моральную проповедь о том, что нельзя мучить животных.
Нет, конечно, нет!
Этих мальчиков надо лечить не от порока, а надо устранять причины, вызвавшие его.
Во-первых, скитания этих мальчиков в природе должно перестать быть бесконтрольными.
Во-вторых, на лоне природы надо учить их всем тем явлениям природы, которые так чудно расписаны в книжках, но за не вручение которых в школе ставятся противные колы.
В-третьих, жестокость мальчиков в 12 лет - явление нормальное, за него наказывать нельзя, а лечить ее можно опять-таки прививанием глубокой и истинной привязанности к природе и искренней любви к животным, растениям, деревьям, лесам, камышам, озерам, рекам. А любовь к ним прививается только через познание их.
Кто может это сделать?
Ни семья, ни школа не всегда в состоянии сделать это. Это достигается почти только воспитанием по скаутской системе - т.е. участием ребенка в разведческой жизни.
Другая, не менее важная сторона скаутизма, характеризующая его, как гениальный метод воспитания, а ее основателя, как гениального человека, это - звеновая система.
Каждый народ выработал какие-то духовные ценности, моральные устои, которые он старается привить своим детям. В этом, в сущности, и состоит воспитание ребенка. Задумаемся же теперь, кто должен передать нашим детям те моральные правила, христианские заветы и национальные духовные ценности, на которых строили свою жизнь наши предки.
Конечно, самым удачным будет, если семья даст им все это. Но семье не всегда по плечу эта задача. Не по плечу эта задача и школе. Почему?
Да по очень простой причине. И взрослый человек принимает советы только от тех, кто является для него авторитетом.
А ребенок еще более чувствителен в этих вопросах. Он слепо верит только тому, кем он восхищается, перед кем преклоняется.
А это редко бывает какой-нибудь профессор, учитель, учёный или, вообще говоря, так называемый авторитет педагога.
Героям какого-нибудь 12-летнего сорванца бывает чаще всего мальчик на 1-2-3 года старше его, который обладает такими качествами, от которых волосы матерого педагога встают дыбом.
Такой мальчик должен быть сильным, ловким, смелым, опытным, иногда даже хулиганом /в более хорошем смысле этого слова/. Он должен уметь лазить через заборы, хорошо бегать, не бояться холода, собак и хулиганов.
Вот это герой!
И если этот герой привлечет в свою компанию наших воспитанников и поведет их по пути преступному, скверному, никакие увещевания, никакие угрозы, никакие наказания не спасут их от гибели.
Такого героя надо сделать вожаком, которому наговорить примерно следующее:
"Милый друг! Ты очень славный и крепкий малый. Но жизнь твоя проходит бесцельно. Ты лазишь по чужим садам, ты бьешь лягушек в озере, ты не всегда слушаешься мамы и папы. А вот я тебе предложу прекрасную вещь: хочешь быть вожаком звена разведчиков. Ты будешь их водить в походы, будешь им делать сборы, у тебя будет красивая форма, звеновой флажок, книжки. На сборах ты будешь учить ребят нашим законам и постараешься, чтобы из них выросли люди, верные родине,преданные скаутским заветам и любящие ближних".
И будьте уверены, что если этот мальчик согласится стать вожаком и будет управляться умным и хорошим руководителем, то из его ребят выйдут такие молодцы, какие нам и не снятся.

 

 

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ УСТРОЙСТВА ЛАГЕРЕЙ

Весна на носу, приближается время летних, т.н. постоянных, лагерей. Настало время позаботиться об их подготовке. Для этого в первую очередь нужно знать основные принципы их устройства.
В своей статье я в коротких словах разберу материальную сторону лагерного дела, оставляя в стороне вопросы программы и распорядка лагерной жизни.
Устраивая летний лагерь, руководитель принимает на себя громадную ответственность. Не говоря уж о пропагандном значении хорошо устроенного и проведенного лагеря, от устройства лагеря зависит здоровье вверенных руководителю детей. Поэтому, совершенно необходима тщательная и предварительная подготовка. Организация не терпит импровизации,
Для проведения лагерной программы необходимо какое-то минимальное количество членов. С другой стороны, чем больше в лагере членов, тем
труднее его ведение и тем более совершенными должны быть его технические средства. Начиная с лагеря-звена в шалашах и кончая большими лагерями с телефонами, специальными кухонными аппаратами и электрическим освещением, идет непрерывная лестница технического совершенства. Где-то посередине, там, где еще не потеряна поэзия дикой природы, лежит образцовый скаутский лагерь. Опыт показывает, что при 25-35 участниках
получаются во всех отношениях наилучшие результаты. Нормальный скаутский отряд должен иметь приблизительно это количество членов. Итак, идеальным является отрядный лагерь, который удобнее всего и в программном отношении.
Лагерем должен управлять начальник отряда. Лагерная жизнь дает ему возможность личного контакта с членами отряда. Отряд должен выйти из лагеря спаянной спортивной командой. Если капитан этой команды стоит вне ее, не слился с ней - эта команда никуда не годится.
Вторым очень важным лицом в лагере является заведующий хозяйством. Как и все члены лагерного штаба, он должен быть тщательно выбран. Умение варить - необходимая предпосылка. Однако, это не значит, что он должен сам варить. Этим отпал бы один из важных элементов лагерной воспитательной программы.
Необходимо заранее подготовить следующее: уяснить себе и разработать строительный план лагеря, создать план финансирования, подготовить схему питания, позаботиться об инструментах, палатках, посуде и т.д.
С весны нужно начать короткие походы, соединенные с ночевками, т.е. передвижными, походными лагерями. Этим путем скауты приучаются к лагерным работам и закаляются, экипировка уточняется и совершенствуется. Постепенно следует вводить элементы лагерного строительства и знакомить с лагерными работами.
Время для постоянного лагеря следует выбирать в зависимости от климатических условий (в Баварии, напр., июль, обыкновенно, дождливый).
О место для постоянного лагеря следует позаботиться заранее. Для этого следует использовать Пасхальные каникулы и Троицу. Звенья старших разведчиков должны в это время посетить и осмотреть предполагаемые места летних лагерей.
При выборе места следует руководиться следующими соображениями:
1. Топографическая дислокация: элемент красоты, свойства почвы (избегать глины), в лесу или у леса, господствующие ветры (в Баварии - западные), опасность больших деревьев, время восходы солнце, отток воды в случае ливня. Воспитательное значение красоты вряд ли требует объяснения. Почва должна быстро всасывать воду и не быть болотистой. Густо поросшая травой (но не мокрая) лужайка дает возможность детям бегать босиком, что очень здорово. С другой стороны, такие лужайки, обычно, бывают мокрыми. Лучше всего располагать лагерь на поляне у молодого леса. Большие деревья, во-первых, опасны во время бурь, во вторых, заслоняют солнце, и после дождя с них долго капает. Солнце должно освещать лагерь приблизительно за полчетверть часа до побудки. Если произошла ошибке в определении времени, следует передвинуть время побудки, Идеалом является: солнце утром и вечером и тень в полдень. Это бывает в глубоких долинах, идущих с востока на запад. Но в таких долинах, обыкновенно, "дует", что весьма неприятно. Во всяком случае, у лагеря должны быть тенистые уголки. Из конфигурации местности можно заключить, как потечет вода в случае ливня.
2. Гигиеническо-санитарные требования: питьевая вода, вода для мытья посуды и купанья, вдали от населенных пунктов, вдали от болот, отсутствие туманов. Питьевая вода не смеет быть дальше ста - ста пятидесяти метров от лагеря. Лучше всего, если это ключ. Во всяком случае, исток питьевой воды должен быть недалеко и под постоянным контролем. Лагеря без свежей питьевой воды не смеют быть устраиваемы. Вода для умывания и мытья посуды должна быть как можно ближе к лагерю (вернее к кухне). Расстояние должно быть минимальным, потому что носить котлы на далекое расстояние очень трудно. Вода для купанья (не умывания) может быть несколько дальше, но и в этом случае полкилометра уже много. Конечно, в исключительных случаях можно обойтись и без купания. Но в таких случаях углубляется и расширяется русло ручья, или строится небольшая плотина с таким расчетом, чтобы в создавшейся заводи можно было помыть все тело хотя бы по очереди. Следует избегать мест с населенными пунктами, стоящими выше по течению воды. Во всяком случае, расстояние должно быть достаточно для самодезинфекции воды. Необходимое расстояние зависит от количества воды и бурности течения. Чем меньше воды и чем бурнее ее течение, тем скорее вода очищается. Но все же такую воду нельзя употреблять для питья. Кроме того, близость населенных пунктов мешает проведению программы лагеря!
3. Хозяйственные условия: топливо, строительные материалы, подъездные пути, связь с внешним миром. Дерево для кухни рубится и собирается на месте, или его нужно купить и привезти. Желательно, конечно, первое. Нужны шесты для палаток, ветки для патентов и украшения лагеря, камни и глина для постройки кухни. Нужно привезти и увезти инвентарь, материалы и запасы. Должна предвидеться возможность отвоза больных, флуктуация участников крайне не желательна, но иногда неизбежна. Тоже можно сказать о посещениях. Поэтому необходимо ясное и точное обозначение дороги к лагерю. Почтовая связь и легкая достижимость ближайшего телефона необходимы. Нужно заранее позаботиться о возможности закупок на месте. Составляя план питания, следует заранее знать местные источники закупок. Нужно заранее учесть необходимое количество продуктов и договориться об их закупке на месте. Этим повышается также популярность у местного населения, и следующий отряд, который захочет иметь лагерь в окрестностях, встретит содействие и благожелательное отношение.
4. Условия, необходимые для проведения программы: спортивная площадка, окрестности для игр, возможность практики в саперном деле. Хотя бы небольшая ровная и по возможности горизонтальная площадка в непосредственной близости лагеря совершенно необходима.
Если утренние упражнения, в крайнем случае, можно делать на лагерной площадке, то игру в мяч, волейбол и т.д., на ней допускать нельзя. Спортивная площадка, во всяком случае, должна быть густо поросшей травой, чтобы предоставляла возможность бегать босиком. В этом случае можно и пренебречь некоторой влажностью почвы и скверным оттоком вод, так как спортом все равно занимаются только в хорошую погоду. Окрестности должны быть, по возможности, разнообразны и пригодны для игр в природе. Красота и геологическая поучительность окрестностей желательны. Возможность валки деревьев, постройки мостов, дамб, срубов очень желательна.
Правовые условия, разрешения, связь с органом местного управления и самоуправления, связь с лесничеством, связь с врачом, частновладельческие права. Нужно заранее позаботиться о получении необходимых разрешений (от своего Отдела или Района, от ландрата, от лесничества и общины). Необходимо вступить в связь с полицией, общиной и т.д., включиться в Горную помощь. Войти в связь с местными скаутскими и спортивными организациями. Хорошие отношения с лесничеством и местным лесным персоналом особенно важны. Хорошо налаженная связь с местным врачом и ближайшим пунктом Красного креста необходима. Это, однако, не исключает необходимость хорошей лагерной аптечки. Лагерь без аптечки - преступление. Особое внимание нужно обратить на вопросы частновладельческие. Правонарушения в этом отношении влекут, за собой большие неприятности, вплоть до закрытия местности для скаутов. Не следует забывать, что и для прохода через чужие участки нужно иметь разрешения. Из всего вышеизложенного видно, что выбор места для лагеря нельзя откладывать на последнюю минуту.
В лагере мы "должны спать, есть, проводить время во время дурной погоды, проводить скаутскую программу. Для этого необходим какой-то минимум удобств и гигиеническо-санитарных условий.
Не говоря о специальных случаях, в лагере живут в палатках. Трудно говорить в нашем теперешнем положении о том, каковы должны быть палатки. Приходится довольствоваться тем, что есть. Можно говорить лишь об идеальном случае, когда есть возможность выбора. Долголетний опыт привел меня к следующему: для самого младшего возраста (волчата)- палатки по звеньям (шестеркам), для среднего - палатки на двоих, для самых старших - палатки на одного. Последнее, однако, и в лучших условиях редко проводимо в жизнь. Начальник лагеря, во всяком случае, должен иметь отдельную палатку. Вообще соединение очень различных по возрасту не желательно. Заведующий хозяйством и помощник начальника лагеря обыкновенно живут в большой палатке, служащей одновременно и канцелярией и складом материала и инструментов.
Все типы палаток имеют свои выгоды и невыгоды. За недостатком места я не могу их здесь разобрать. Форма лагерной площадки зависит от расположения лагеря в местности и от количества палаток. Начиная с линейки и дуги у маленьких лагерей, через подкову и круг до прямоугольника у особенно больших лагерей и до маскировано разбросанных в природе палаток простирается шкала возможных решений. Наиболее обычной является незамкнутый круг.
Каков бы ни был тип палаток, желательно устройство постелей. Спать на земле, на соломе две-три, а то и четыре недели (собственно правильная продолжительность лагеря) нельзя. Дети - не солдаты. Постели можно делать самыми различными способами. К сожалению, недостаток места не дает мне возможность их описать.
Визитной карточкой каждого лагеря являются его уборные. Основные принципы их устройства следующие: уборные скаутского лагеря всегда одиночные. Еще раз: Дети - не солдаты. Сторонников групповых уборных я позволю себе спросить, закрывают ли они дома, где ведь только их близкие, дверь в уборную? Сознательное огрубение нравов детей мы не можем принять на свою ответственность. Есть, конечно, и доводы за противоположное решение, но мой опыт доказал их несостоятельность. Уборные следует располагать по ветру от лагеря (знать господствующие ветры), не слишком близко, но чтобы они были достижимы и ночью. Подход к уборным следует делать, по возможности, замаскированный (из эстетических соображений) и блокировать его издалека видным семафором. Непереставление семафора, каралось у нас мытьем большого котла вне очереди. Очень хорошо, если уборная достижима только с одной стороны. Этого легко достичь, расположив ее на малоприступном склоне. Уборная должна быть очень хорошо и со всех сторон замаскирована. С больших деревьев после дождя идет т.н. секундарный дождь. Желательно перекрытие. Мой опыт показывает, что в 90% случаев злостного не пользования уборными происходило от их скверного устройства. Недавно я видел один девичий лагерь, в котором вообще не было уборных!
Все типы сводятся в конечном итоге к яме (удобно на склоне) и перекладине через нее с локотниками или спинкой. Желательно иметь ямку или ящик с рыхлой землей и лопаточкой, чтобы каждый мог после себя присыпать. Землю пополняет дежурное звено или не опустившие семафор грешники. Не менее раза в неделю яму нужно заливать известкой (не забыть взять с собой!). На всякий случай иметь на примете места и подготовленный материал для постройки резервных уборных. При приезде на место лагеря первыми строятся временная кухня и уборная.
Чем больше участников лагеря, тем выше технически должна быть поставлена кухня. Кухню располагаем в тенистом месте у самой воды. Кухня должна быть по ветру от лагеря, но не слишком далеко от него (на видимость), чтобы избежать необходимости ставить отдельных сторожей. С другой стороны не слишком близко из-за дыма, запахов и мух. Над плитой и рабочим пространством обязательно должна быть построена крыша. Устройство плиты бывает самое различное: от обыкновенного полевого огня - до целой плиты с духовкой и до кухонных аппаратов (но желательно для нормального лагеря). Привозится с собой плита, колосники и труба - все остальное можно сделать из природного материала. Ящики, в которых был привезен лагерный инвентарь, можно заранее приспособить для хранения кухонных принадлежностей и непортящихся продуктов. Нужно заранее подогнать к ним полки и набить в них планки. Для приготовления еды необходим стол. Независимо от того, моет ли посуду каждый отдельно, или дежурное звено, посуду следует оставлять на кухне, дабы не было соблазна носить остатки еды в лагерь.
Для предотвращения замены нужно или набить гвоздей, или иным способом устроить вешалки. Каждый должен иметь свое место, и пользование чужой посудой или бросание своей не на месте, следует строго преследовать. Чистоту посуды следует контролировать как можно чаще.
Для хранения скоропортящихся продуктов следует в тенистом месте вырыть яму, или устроить запруду с посудиной, охлаждаемой проточной водой.
Для отбросов - вырыть яму и заливать ее каждый день известью. Яму вырыть по ветру от кухни.
Чистота кухни (как и вообще лагеря) является гарантией здоровья участников!
Есть и хранить еду в жилых палатках должно быть запрещено, но для этого необходимо иметь крытую столовую, которая может также служить местопребыванием во время дождя. Столовую лучше всего устраивать между кухней и лагерем.
В кухне или столовой днем и ночью должна быть свежая питьевая вода!
Мачта ставится, обыкновенно, посредине лагерной площади. Верхнее кольцо должно быть по ветру!
Круг (или чаще подкову) лагерного костра делают часто из лагерной площади. Я лично предпочитаю выносить его в сторону, под деревья, или вообще в более романтичные рамки. Подкова удобнее круга при постановке точек.
Хорошо, если члены лагеря имеют у костра свои или хотя бы звеньевые места. Устройство сидений и трона для начальника лагеря показывает вкус и ловкость участников.
О спортивной площадке я уже сказал несколько слов. Добавим, что на нее как можно раньше должно светить солнце. Утренние упражнения на холодной, мокрой траве мало привлекательны. Весь инвентарь должен быть вечером сдан и волейбольная сетка отпущена.
Устройство ворот и забора зависит от вкуса и умения.
Итак, не забывайте о принимаемой на себя ответственности и подготовьте лагеря, как следует.
До встречи в лагере.

 



2015-12-04 580 Обсуждений (0)
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ УСТРОЙСТВА ЛАГЕРЕЙ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ УСТРОЙСТВА ЛАГЕРЕЙ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (580)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)