Совсем не нужно быть ни ученым психологом, ни опытным воспитателем детей, а только хорошим наблюдателем жизни ребенка, его забав и занятий /особенно скрытых/, чтобы убедиться, что каждый ребенок живет своим, особым миром мечты и очень живого воображения.
Взрослый человек, когда хочет позабавиться и приятно провести время, должен иметь подходящее, подобранное общество, требует много изысканных впечатлений для глаза и уха и не всегда остается довольным. Ребенок в волчатском возрасте, между тем, удовлетворяется камешками, палочками, кружками, пуговицами, вместо настоящих источников забавы или, но крайней мере, вместо красивых раскрашенных фабричных игрушек. Почему это так?
Потому что воображение и фантазия ребенка в это время очень буйны и живы в своем развитии.
Камешек для взрослого всегда будет только тем или иным камешком. Для ребенка камешек может быть лошадкой, собакой, курицей, автомобилем, танком, почти всем, хотя он совершенно не похож на настоящего коня, собаку, курицу или автомобиль. Воображение ребенка дополняет этот скромный, серый камешек, который должен стать конем и дает ему все качества коня. Камешек, "произведенный" в коня, является им для ребенка с полной уверенностью. Он представляет себе его масть, гриву, возраст, и даже слышит его топот и звонкое "и-ги-ги", которое сам за коня произносит.
Таким образом, разные камешки и палки, катушки, пуговицы и коробочки превращаются очень быстро в глазах ребёнка в чудесных зверей, солдат, железную дорогу с вагонами и паровозами, домики, автомобили и много, бесконечно много других зверей, предметов и вещей, которые ребенок хочет иметь, ими обладать и им подражать, создавая свой собственный маленький мир. Ребенок радуется своим приобретениям и раз подобранные вещи для забав и фантастических переживаний стремится задержать на все время, в собственность, собирать их, прятать, коллекционировать и даже упорно защищать от чужих.
В карманах детского костюмчика мы находим целые кучи камешков, булавок, пуговиц, проволоки, коробочек, жестянок, из-за которых мать всегда очень сердится, потому что они пачкают и рвут карманы и "засоряют" все углы квартиры. Большинство этих мам и воспитателей, не зная и не понимая души ребенка, делают большую несправедливость, вычищая радикально эти карманы и уголки забав ребенка. Ведь эти карманы это переносные и самые верные склады снаряжения игр ребенка, его собственность, его достижение, его привязанность, а уголки в комнате это его мир переживаний, его казармы с войском, железно-дорожная станция, конюшня, цирк, театр или ипподром. Как часто по этому миру проезжает немилосердная метла, подметая в углах комнаты, уничтожая, как самая ужасная атомная бомба, весь комплекс и объект переживаний ребенка. Почти всегда плач и громкие протесты ребенка сопровождают эти "атаки". Почему? Потому что мы не понимаем ребенка, не входим в его внутренние переживания, а склоняемся только к суровым нормам порядка и рассудка взрослого человека.
Именно в этом таинственном мире забав, основанном на детской фантазии, ребенок охотно остается одиночестве, сам управляет всеми действиями игры и подражает движениям, голосам всех им созданных и управляемых существ. Это он делает с огромным подъемом и серьезностью, подражая как можно лучше оригиналам этих существ, виденным в реальном мире. Но кроме того, ребенок очень охотно введет в тайники своего мира своего ровесника, товарища, брата или сестру, и даже в среде нескольких детей будет играть тем же для него волшебным и привлекательным способом. Такие игры можно часто наблюдать. Они требуют некоторой организации, разделения ролей, руководства целостностью и поэтому нередко неожиданно прерываются из-за какого-нибудь недоразумения между детьми, но не реже и доводятся до конца. Наблюдаемые украдкой, они дают нам подтверждение того, что ребенок имеет свой мир, полный фанта- зии, тайн, чувствует себя в нем отлично и пребывает в нем охотнее все- го и дольше всего, часто забывая про еду и питье, про родителей и воспитателей.
Ребенок, как правило, не допускает к тайникам своего миpa взрослых, а особенно чужих. При появлении таких лиц, он часто прерывает свои игры и умолкает, казалось бы "стесняясь". Но это не стеснение, а страх, что мир его мечты, его творчество, крепости, железные дороги, кухни и самолеты будут, высмеяны взрослым, особенно тогда, если этот мир построен из одних камешков, пуговиц и катушек.
Разумный воспитатель знает о том, что в этом отношении нельзя высмеивать ребенка, наоборот, надо снизойти до него, войти в область его воображения и переживаний с чувством уважения и понимания. Тогда ребенок не только не прервет игры, но попросит взрослого участвовать в ней и помочь. Об этом должны заботиться мать и отец, воспитатель и руководитель, и к этому результату мы должны сознательно и целеустремленно вести. Почему? Потому что взрослый, обладающий доверием ребенка, приглашенный на игру, может в дальнейшем незаметно так направить игру и подсказать ребенку такие возможности и варианты игр, чтобы он и в области интеллекта, и в области воспитания обогащался и развивался.
Хороший вождь волчат должен понимать, что ценность забав ребенка в волчатском возрасте основывается на его буйном воображении. Надо всегда внимательно наблюдать за всеми волчатами, помогать им при организации игр, относиться к ним совершенно серьезно, участвовать в них, чувствовать себя ребенком.
Тогда только мы обретем дружбу и доверие детей и только тогда начнется наше сознательное, плановое воспитательное влияние на них.
ЛАГЕРНЫЕ ИГРЫ
Три игры-упражнения.
Разведчик должен быть находчив при всяких обстоятельствах. Он должен быть "всегда готов" ко всяким неожиданностям и уметь решительно, быстро и правильно на них реагировать. Он должен быть "всегда готов" к отражению неожиданного нападения и хорошо знать, что он должен делать при всяких обстоятельствах. Для развития в разведчиках этих способностей существуют самые различные игры и упражнения. Вот три таких игры-упражнения цель которых, развить в разведчиках внимательность и, главным образом, умение быстро реагировать на разные неожиданности.
1"Держи вора".
Руководитель в лагере /стоянка, бивуак/ говорит одному разведчику так, чтобы никто этого не слышал, не видел и даже не заметил: "Сегодня ты будешь вором /похитителем/ флажка. Смотри, чтобы никто не догадался об этом по твоему поведению. Будь осторожен!" Потом он собирает всех разведчиков /или после подъема флага, когда все присутствуют/ и говорит им следующее: "Видите вот в середине лагеря стоит флажок. Один из вас, кто неизвестно, хочет его украсть и отнести в такое-то место /указывается какое-либо хорошо всем известное место, примерно, в полукилометре от лагеря/. Следите друг за другом, старайтесь догадаться кто вор и охраняйте флажок! Похитить флажок вор может в любое время в течение всего дня. В лагере эта игра-упражнение длится от подъема флага и до его спуска. Если же это происходит на бивуаке при однодневном походе, то до определенного часа. Лагерный день проходит вполне нормально. Разведчики исполняют, как обычно, разные лагерные работы, играют в разные игры и т. д. Но в то же время все разведчики внимательно наблюдают друг за другом, стараясь угадать кто похититель, и посматривают на стоящий флажок. Вор старается не выдать себя и в то же время улучить удобное время, и похитить его. Когда флажок исчез, то первый, заметивший это, поднимает тревогу, и все бросаются в преследование. Если похитителю удалось донести флажок до указанного места, избежав того, чтобы кто-либо прикоснулся к нему рукой /"запятнал"/, то он выиграл.
В течение одного дня может быть только один похититель. Если игра-упражнение началась в 9 ч. утра, а уже к десяти часам вору удалось похитить флажок, или его поймали, то все же новый похититель не назначается, и в этот день флажок больше не ставится. Из игры можно исключить время мертвого часа, не разрешая в это время похищать флажок. Эта игра-упражнение приучает разведчиков бить внимательными, уметь наблюдать друг за другом и быть всегда готовыми к преследованию.
2. "Спасайтесь! Тигр!"
Руководитель, собрав всех своих разведчиков, объясняет им следующее: "Есть страны, как вы все, конечно, знаете, где водятся большие и опасные звери. Вот, например, тигр. Это очень кровожадный и опасный зверь. И если вы безоружные встретите его в лесу, то он вас может разорвать и съесть. И поэтому, встретив тигра, надо спасаться. Лучше всего взобраться на подходящее дерево, так как тигр, так же как и лев, на деревья не взбирается. Но помните, что тигр хорошо прыгает, и надо взобраться не менее, чем на высоту четырех метров, чтобы он прыжком не мог достать и ударом лапы сорвать с дерева. Запомните раз и навсегда, что, когда я крикну "спасайтесь, тигр", - то, чем бы вы ни занимались, вы должны все бросить и как можно скорее взобраться на деревья. На дерево надо влезать быстро, а кто из вас будет последним, того тигр задрал!"
И вот в любое время, чем бы ни занимались разведчики: играют ли в волейбол на лесной полянке, собирают ли хворост для костра или даже идут лесной дорогой в полном походном снаряжении, может прозвучать это - "спасайтесь, тигр". И все тогда должны как можно скорее взбираться на деревья. А тот, кто будет последним, тот попался тигру в зубы и тигр его задрал.
Эта игра-упражнение развивает в разведчиках, кроме внимания, также умение быстро, с одного взгляда выбрать подходящее дерево, достаточно крепкое и высокой, соответствующее силам и умению лазить каждого. И развивает умение быстро подниматься на деревья. И все это бывает очень полезно для разведчика. Я знал один отряд скаутов, в котором была жесткая традиция, связанная с этой игрой-упражнением. Тот, кого "задрал тигр", на другой день чистил картошку на обед. Надо было видеть, как "насобачились" мальчонки в этом отряде с одного взгля- да находить подходящее дерево и моментально на него взбираться. Настало время, когда руководитель вынужден был прекратить это упражнение. "Я не могу больше определить, кто же из них последний!", - говорил он. "Уже через 40 секунд после крика "спасайтесь, тигр" весь отряд находился на высоте свыше четырех метров. А я, как дурак, верчусь на земле во все стороны и не могу определить, кто же из них последний. Нет последнего! Все лазят, как белки! Пора прекратить это упражнение, а то мне самому придется чистить картошку!" Такие разведчики в лесу всегда смогут найти спасение на дереве.
3"В нас стреляют!"
В любое время разведчики могут подвергнуться обстрелу со стороны неприятеля. И в походе, и в прогулке, и во время работ и игр. И первое, что всегда надо делать, это быстро найти прикрытие и броситься за него. И вот руководитель, для тренировки этой способности в разведчиках, в любое время может крикнуть: "В нас стреляют слева!" /или справа, сзади/. И все тогда должны броситься в прикрытие и ложиться. Нельзя метаться по дороге, или бросаться от одного прикрытия к другому, но молниеносно занять ближайшее. Лучше сразу лечь за плохое прикрытие и потом осторожно переползти к более надежному, чем долго выбирать и бежать к хорошему. Ведь в каждую секунду может пронизать смертельная пуля. Прикрытиями могут быть: земляная насыпь, холмик земли, толстое дерево, густой куст и т. д. Занимать прикрытие надо так, чтобы быть прикрытым с той стороны, откуда раздаются выстрелы и ложится лицом к неприятелю, чтобы увидеть его и его действия. Все это надо делать как можно скорее, не теряя ни секунды. Это упражнение так же развивает внимание, умение быстро реагировать на неожиданное нападение, умение сразу найти подходящее прикрытие и быстро, и правильно его использовать.
Надо сказать, что этими играми-упражнениями нельзя чересчур увлекаться. Они не должны становиться обыденными, скучными. Один раз в течение дня и, ни и коем случае, не более двух раз. Напр., в один день провести два раза "Спасайтесь! Тигр!" и один раз "В нас стреляют", а на следующий день наоборот два - "В нас стреляют" и один - "Спасайтесь! Тигр!" А потом дня два никаких упражнений. Эти игры-упражнения только тогда приносят полную пользу, если они не чересчур часты, если они действительно неожиданны и если все разведчики выполняют их с полным старанием и интересом.