Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ОсобЕННОСТИ уЧЕбнО-ТрЕНИрОВОЧНОГО ПОХОДА



2015-12-04 1281 Обсуждений (0)
ОсобЕННОСТИ уЧЕбнО-ТрЕНИрОВОЧНОГО ПОХОДА 0.00 из 5.00 0 оценок




Прежде всего следует твердо сказать, что учебно-тренировочный поход (УТП) - не обычный поход. К сожалению, получается нередко так: отсидели энное количество вечеров на лекциях и занятиях ка-кой-нибудь школы или семинара, подготовились к походу, но не ус-пели выйти на маршрут, напрочь забыли о цели похода, превратив его в обычную развлекательную поездку (чаще так бывает в школах начальной подготовки). И этим самым зачеркнули, по сути дела, весь семинар или школу, потому что учебно-тренировочный поход -это закрепление теоретических знаний и навыков непосредственно на местности, то есть на практике. Основная задача УТП - не про-сто движение по маршруту, не покрытие какого-то расстояния, а обеспечение учебного процесса в походных условиях. И поведение слушателей в походе поэтому должно быть активно-творческим, а не пассивно-потребительским.

Особенность УТП начинает проявляться еще на стадии подготсв-ки к походу. Прежде всего формирование отделений-групп УТП на-чинается на определенном этапе - значительно раньше, чем порой комплектование групп обычного категорийного похода; количествен-ный состав групп-отделений не случаен, направлен на то, чтобы создать наилучшие возможности для обучения слушателей. В школах начального уровня - участников походов I категории сложности, организаторов туризма в секциях учреждений и предприятий - оо-став отделения-группы должен быть от 6 до 15 человек (оптималь-ное количество - 10-12 человек); в школах базового и специализи-рованного уровня - участников походов Н-1\/ категорий сложности, гидов-проводников и инструкторов, старших гидов-проводников и старших инструкторов спортивного туризма - от 6 до 12 человек (оптимальный состав - 8-10 человек); в школах высшего уровня -участников походов V категории сложности, гидов-проводников и инструкторов спортивного туризма международного класса - 6-10 человек (оптимальный состав - 6-8 человек).

Общая тенденция в учебном процессе при повышении уровня обучения - не только (вернее, не столько) повышение категорий сложности походов, усложнение дорожных условий и увеличение естественных препятствий в учебно-тренировочных походах, сколько более глубокое и детальное проникновение в специфику велотуриз-ма, в его тактическую и техническую суть, расширение «ассортимен-та» применяемых приемов и предметов снаряжения, а самое глав-ное - все более деятельный и творческий подход всех членов груп-

___________Особенности учебно-тренировочного похода

пы к организации похода, к разработке и прохождению маршрута и оформлению его результатов.

Подготовка к обычным категорийным походам проходит в боль-шей или меньшей степени автономно, участники встречаются в ос-новном на тренировках (в тренировочных походах выходного дня). В рамках школы (семинара) дело обстоит иначе. Чем больше подгото-вительных процессов группа-отделение будет осуществлять вместе, тем успешнее пройдет сам УТП, тем более результативным будет обучение слушателей.

Поскольку кое-что из снаряжения и материального обеспечения туристам пока приходится создавать самим, очень полезно многие подготовительные мероприятия (особенно в школах начальной подго-товки) проводить вместе, под руководством инструктора, а не по-рознь по домам, при этом члены отделения-группы, обладающие какими-то практическими навыками, помогают инструктору обучать остальных. Речь идет не только о школах I уровня. Мало того, по-ложение о системе подготовки кадров в спортивном туризме даже специально нацеливает проводить занятия в школах III уровня в форме обмена опытом. В самом деле, всегда кто-то приобрел боль-шой опыт и навыки в одном, кто-то в другом, и во время совмест-ных практических занятий более высокий опыт становится достояни-ем других членов группы-отделения или даже всех слушателей шко-лы. В совместных ремонтно-подготовительных работах лучше и бы-стрее усваиваются практические навыки, обеспечивается своевре-менная и более основательная подготовка велосипедов и снаряже-ния. Более эффективно общими силами готовится и общегрупповое снаряжение. Особенно это относится к УТП сложных категорий, в которых необходимо использование специального (например, горно-го) снаряжения.

Не менее важен психологический аспект. Совместная подготовка способствует сплочению группы, становится неким компенсационным фактором, поскольку учебные сборы и школы часто собирают не знакомых друг другу людей.

В учебно-тренировочных походах высшей туристской подготовки больший упор делается на разбор слушателями конкретных походных ситуаций.

Важно перед УТП провести весь комплекс тренировок, о кото-рых сказано в соответствующем разделе книги, а еще важнее -полностью осуществить программу одно-двухдневных тренировочных походов с постепенным наращиванием нагрузок и максимально воз-можным прибпижением этих поездок (особенно последней двух-трехдневной) к тем условиям (техническим и тактическим), которые будут в самом УТП. При этом очень важно с самого начала сто-процентное участие в этих поездках всех членов группы, что дает возможность своевременно определить уровень физической и техни-ческой подготовленности к УТП (а порой выявляется даже неготов-ность кого-то к многодневному походу вообще, особенно среди но-вичков в туризме), провести с кем-то дополнительные тренировки, может быть, даже переформировать отделения по силам и т.д.

В тренировочных походах обязательно проводится медицинский контроль туристов, а после поездок - подробный разбор их физиче-ского состояния с указанием на недоработки и ошибки на маршруте,

267ПОДГОТОВКА К МНОГОДНЕВНОМУ ПОХОДУ________

на способы их исправления.

К началу занятий школы или семинара район проведения учеб-но-тренировочного похода и маршруты отделений-групп должны быть хорошо известны инструкторскому составу. Всякий маршрут УТП должен предусматривать, с одной стороны, максимально возможное в пределах данной категории разнообразие дорожных условий и препятствий, а с другой - достаточное количество времени для про-ведения практических занятий, чтобы технически однообразное пе-ремещение по однородным по характеру протяженным участкам дорог не поглотило время, необходимое на учебные мероприятия. Именно поэтому протяженность маршрута УТП разрешается умень-шать относительно нормативных (при сохранении набора препятст-вий) на 25%.

В школах II, а особенио III уровней прокладка маршрутов должна осуществляться самими слушателями (естественно, под руководством преподавателей-инструкторов). Если есть достаточно картографиче-1 ских материалов, литературы на район похода, полезно каждому слушателю дать задание разработать маршрут с разбивкой по дням. [ При этом задаются основные параметры похода: километраж, про-должительность, определенный набор препятствий, необходимость предусмотреть общий сбор всех групп-отделений школы (если такая встреча предусмотрена) и т.д.

При разработке маршрутов слушатели должны предусмотреть за-пасные варианты маршрутов на непредвиденные обстоятельства и резкое ухудшение погоды. Разработанные маршруты разбираются на занятиях, отмечаются слабые и сильные их стороны, принимается лучший вариант. После обсуждений по отделениям инструкторский совет школы утверждает окончательные варианты маршрутов, место для общей встречи групп. Составляется расписание занятий на маршруте и на общей встрече. Совместно со слушателями заполня-ется маршрутная книжка.

В учебно-тренировочных походах начальной подготовки преобла-дает принцип обучения «преподаватель - ученики». В УТП школ более высоких уровней, в том числе инструкторской подготовки, группа достигает адекватной эффективности обучения в том случае, если она идет по маршруту на принципах самоуправления. Вот один из вариантов осуществления на практике этого принципа. Назнача-ется руководитель и его заместитель. При этом целесообразно, что-бы руководителем был менее опытный, а его заместителем - более опытный турист. Психологически это крегжая и надежная система: с одной стороны менее опытные или менее решительные получают большую практику руководства, но в то же время не ущемляется самолюбие более опытных: им предлагается почетная роль настав-ников, с которыми дежурные руководители имеют возможность по-стоянно советоваться. (В маленькой группе-отделении руководителем становиться каждый). А инструктор непосредственно на маршруте становится «рядовым» участником похода (причем самым дисципли-нированным, подавая хороший пример остальным) и использует всю полноту свой инструкторской власти в случае, если нужно предот-вратить серьезное нарушение графика или ЧП.

В группе УТП, как и в обычном походе, распределяются обязан-ности: завхоз, механик, санинструктор и т.д. Кроме того непременно

_______Особенности учебно-тренировочного похода

выявится, что один любит и умеет хорошо готовить еду, другой мас-тер разжигать костры, третий быстро ориентируется на местности... Но цель учебно-тренировочного похода - дать как можно больше разнообразных навыков всем слушателям, и тут важно не пойти по пути наименьшего сопротивления (как, увы, нередко бывает), когда каждый делает то, что у него хорошо получается, а остальные оста-ются в роли пассивных потребителей. Поэтому здесь полезно ввести тот же принцип, о котором сказано выше, то есть в группе неофи-циально утверждаются главный повар, главный костровой, главный механик и т.д., которые не сами варят кашу, разжигают костры, ме-няют спицы колес, а следят за тем, как это делают дежурные пова-ра, костровые и механики, лишь направляя их и подсказывая в слу-чае необходимости. Таким образом умельцы становятся самыми хорошими помощниками инструктора.

Например, турист, лучше всех владеющий техникой езды на ве-лосипеде, показывает, как постараться преодолеть трудный участок в седле, а инструктор в это время со стороны показывает осталь-ным особенности действий в этой конкретной дорожной обстановке, отмечает ошибки (если они есть). Потом участок преодолевают ос-тальные члены группы.

«Главный» костровой подсказывает дежурным разные типы и ви-ды костров, показывает меры противопожарной безопасности. «Глав-ный» механик и инструктор не только учат устранять возникающие в походе поломки и неисправности, но и, предполагая другие типич-ные поломки, объясняют, как их исправлять. То же самое относится к доврачебной медицинской помощи. Если позволяет время, можно в походе каждому дать задание разведать вариант маршрута ради учебных целей.

Поскольку учебно-тренировочный поход формирует походный стиль и на дальнейшую туристскую жизнь, очень важно четко и без пропусков осуществлять намеченную программу, ехать по дорогам строго по Правилам дорожного движения и в соответствии с турист-скими законами, подачей всех сигналов и знаков о начале движе-ния, поворотах, объездах препятствий, остановках и т.д.

Весь УТП должен представлять собой учебный процесс, но центр тяжести в методическом плане приходится на вечер, поэтому группа должна вставать на бивак раньше, чем в обычном походе. После ужина происходит разбор дня и смена «рутоводства». Предложим в качестве одного из вариантов следующий порядок разбора дня:

1. Высказывания участников похода по очереди о том, как про-шел день, характеристика действий дежурного руководителя и других членов группы, предложения.

2. Отчет дежурного руководителя о прошедшем дне, разбор так-тики преодоления встретившихся за день сложных участков, препят-ствий, анализ возникавших аварийных ситуаций, ошибок участников похода, ответы на вопросы и замечания членов группы.

3. Резюме инструктора, подведение итогов дня.

4. Слово заступающему на следующие сутки дежурному руково-дителю, который объявляет (или напоминает), кто на следующий йень будет дежурить у костра, кто направляющий и замыкающий. Затем будущий руководитель знакомит группу с планами на пред-стоящий день, сообщает, каков график дня, где предполагается обед,

269ПОДГОТОВКА К МНОГОДНЕВНОМУ ПОХОДУ

какие встретятся препятствия и сложные участки пути, какие досто-примечательности, где должны встать на следующий ночлег, предла-гает варианты в случае ухудшения погоды. Понятно, что этому вы-ступлению будущего руководителя должна предшествовать опреде-ленная подготовка.

В конце дня инструктор оценивает работу участников похода за прошедший день, А чтобы они лучше знали о своих сильных и сла-бых свойствах, полезно выставлять оценки по рубрикам или отдель-ным сторонам деятельности группы:

1. Решителыность и уверенность в принятии решений.

2. Ориентирование на местности, оперативность в получении информации.

3. Точность соблюдения графика дня.

4. Дисциплина в группе.

5. Моральная обстановка в группе.

6. Четкость движения на маршруте (соблюдение рядности, ком-пактность и т.д.).

Инструктор может оценки участникам похода объявлять каждый вечер, а может вывести средние за весь поход и объявить их на разборе после прохождения маршрута.

Хорошо, если привычка у велотуристов к вечернему разбору за-крепится, и они будут ощущать в нем потребность и в обычных по-ходах. Такой разбор полезен не только в учебно-методическом пла-не, не только ради оттачивания мастерства руководства походным коллективом, велика его и психологическая роль.

Для того, чтобы учебно-тренировочный поход групп-отделений школы представлял собой единый учебный процесс, его организуют в виде туриады, то есть хотя бы один раз где-то в середине или в конце маршрута все группы собираются вместе и встают одним лагерем, причем надо стараться не ограничиваться общим ночлегом, а организовать дневку. Обмен мнениями здесь полезен и между слушателями, и между инструкторами, ведь обучение - постоянно развивающийся творческий процесс. Такая встреча целесообразна и с тактической точки зрения, особенно если группы попарно идут по одним и тем же маршрутам навстречу друг другу.

В месте встречи можно предусмотреть активный отдых с играми в мяч, но основное время должно быть уделено учебным целям. Причем все совместные мероприятия должны быть построены на принципах соревновательности. Речь идет о конкурсах на лучший бивак, на самый вкусный туристский ужин, и полезно провести со-ревнования по фигурному вождению велосипеда, по ориентирова-нию, организовать триал или ралли по трассе с разнообразными дорожными трудностями и естественными препятствиями. Поэтому для общего лагеря желательно найти такое место, чтобы около него были крутой склон, песчаный участок, грунтовая дорога, бревно через ручей или овраг и т.д.

Если общий сбор намечен на конец учебно-тренировочного похо-да, то на нем обычно устраивают и общий разбор всего УТП - сна-чала по группам-отделениям, потом все вместе. Разбор проводится по той же общей схеме, что и разбор дня: сначала высказывают свои мнения и замечания участники, потом итоги подводит инструк-тор. Очень полезен публичный обмен мнениями слушателей разных

Скоростные велопутешествия

групп - не только для них самих, но и для инструкторского состава. Основная цель общего разбора для участников - исправление заме-ченных у них тактических и технических недостатков, выявленных непосредственно на маршруте, конкретизация путей дальнейшего совершенствования в спортивном и туристском плане.

Письменные отчеты о походах низших категорий сложности обычно не составляют, но после учебно-тренировочных походов по-лезно отчеты писать - это хорошая возможность для осмысления совершенного похода, к тому же когда придет пора в обязательном порядке составлять отчет, это дело не будет представляться чем-то неизвестным.

На всех этапах семинаров инструкторской подготовки, в том числе в учебно-тренировочном походе, слушатели должны побыть в роли не только руководителей, но и инструкторов. После УТП слуша-тели школы инструкторской подготовки составляют дома методиче-ские разработки на тему «Как провести учебно-тренировочный по-ход», исходя из тех знаний, навыков и личных впечатлений, которые они привезли из похода. Потом производится взаимное рецензиро-вание разработок слушателями, после чего делает свои заключения преподаватель-инструктор.



2015-12-04 1281 Обсуждений (0)
ОсобЕННОСТИ уЧЕбнО-ТрЕНИрОВОЧНОГО ПОХОДА 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ОсобЕННОСТИ уЧЕбнО-ТрЕНИрОВОЧНОГО ПОХОДА

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1281)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)