Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Вопрос. ЗВУКОПРОВОДЯЩАЯ И ЗВУКОВОСПРИНИМАЮЩАЯ ФУНКЦИИ СЛУХОВОГО АППАРАТА



2015-12-04 3666 Обсуждений (0)
Вопрос. ЗВУКОПРОВОДЯЩАЯ И ЗВУКОВОСПРИНИМАЮЩАЯ ФУНКЦИИ СЛУХОВОГО АППАРАТА 4.50 из 5.00 4 оценки




Различные части слухового анализатора, или органа слуха, выполняют две различные по характеру функции:

1. Звукопровеление

2. Звуковосприятие

Функция звукопроведения заключается в передаче составными элементами наружного, среднего и внутреннего уха физических колебаний из внешней среды к рецепторному аппарату внутреннего уха, т.е к волосковым клеткам кортиева органа.

Функция звуковосприятия состоит в превращении физической энергии звуковых колебаний в энергию нервного импульса т.е. в процесс физиологического возбуждения волосковых клеток кортиева органа.

Соответственно двум функциям в слуховом анализаторе различают звукопроводящий и звуковоспринимающий аппараты.

ЗВУКОПРОВЕДЕНИЕ

В проведении звуковых колебаний принимает участие ушная раковина, наружный слуховой проход, барабанная перепонка, слуховые косточки, жидкость лабиринта. У человека роль ушной раковины невелика. Когда человек прислушивается к тихим звукам, он приставляет к уху ладонь, благодаря чему поверхность ушной раковины значительно увеличивается.

Звуковые волны, проникнув в слуховой проход, приводят в содружественое колебание барабанную перепонку, которая передаёт звуковые колебания через цепь слуховых косточек.

Барабанная перепонка и слуховые косточки не просто передают звуковые колебания, поступающие в наружный слуховой проход, а трансформируют их, т.е. превращают воздушные колебания с большой амплитудой и малым давлением в колебания жидкости лабиринта с малой амплитудой и большим давлением.

Для нормального функционирования барабанной перепонки и цепи слуховых косточек, чтобы давление воздуха по обе стороны от барабанной перепонки, т.е. в наружном слуховом проходе и в барабанной полости, было одинаковым.

Это выравнивание давления происходит благодаря вентиляционной функции слуховой трубы, которая соединяет барабанную полость с носоглоткой. При каждом глотательном движении воздух из носоглотки поступает в барабанную полость, и таким образом, давление воздуха в барабанной полости всё время поддерживается на уровне атмосферного, т.е. на том же уровне, что и в наружном слуховом проходе.

К звукопроводящему аппарату относятся также мышцы среднего уха, которые выполняют следующие функции:

1. Поддержание нормального тонуса барабанной перепонки и цепи слуховых косточек

2. Защиту внутреннего уха от чрезмерных звуковых раздражений

3. Аккомодацию, т.е. приспособление звукопроводящего аппарата к звукам различной силы и высоты.

При сокращении мышцы, натягивающей барабанную перепонку, слуховая чувствительность повышается. Стременная мышца играет противоположную роль- она при своём сокращении ограничивает движения стремени и тем самым приглушает сильные звуки.

Передача звуковых колебаний из внешней среды к внутреннему уху через наружный слуховой проход, барабанную перепонку и цепь слуховых косточек представляет собой воздушное проведение. Но звук может доставляться к внутреннему уху непосредственно через кости черепа-костное звукопроведение. Под влиянием колебаний внешней среды возникают колебательные движения костей черепа, в том числе и костного лабиринта. Костное звукопроведение имеет особое значение в патологии уха. Благодаря этому механизму обеспечивается восприятие звуков, хотя и в резко ослабленном виде.

ЗВУКОВОСПРИЯТИЕ

При колебании основной мембраны происходит перемещение слуховых клеток кортиева органа, сопровождающееся возникновением в них процесса возбуждения, или нервного импульса. Этот момент и является началом слухового восприятия. При раздражении волосковых клеток кортиева органа происходит превращение физической энергии звуковых колебаний в физиологический процесс нервного возбуждения.

Слуховой орган человека воспринимает звуки различной высоты, т.е. различной частоты колебаний. Область слухового восприятия ограничена звуками, частота которых расположена между 16 колебаниями в секунду-нижней границей и 2000 колебаний в секунду- верхней границей.

Звуки с частотой ниже 16 колебаний в секунду относятся к инфразвукам, выше 2000- к ультразвукам.

В пределах области слухового восприятия наше ухо способно различать звуки по высоте, силе, тембру.

В коре височных долей больших полушарий головного мозга осуществляется высший анализ и синтез звуковых раздражителей.

Т.о. слуховой анализатор нужно рассматривать как целостно действующий, единый в функциональном отношении звуковой анализатор, различные части которого выполняют различную работу. Периферический конец производит первичный анализ и преобразует физическую энергию в специфическую энергию нервного возбуждения; проводящие нервные пути передают возбуждение в мозговые центры, и в коре головного мозга производиться превращение энергии нервного возбуждения в ощущение. Кора головного мозга играет ведущую роль в работе звукового анализатора.

Вопросы к семинару №2.

17. История физиологии слуха.

18. Физические параметры звука.

19. Распространение звука в среде.

20. Психофизические эквиваленты звука.

21. Основные показатели слуха.

22. Пространственный, или бинакулярный слух.

23. Механизм звукопроведения.

24. Механизм звуковосприятия.

25. Воздушное звукопроведение.

26. Костное звукопроведение.

27. Основные теории слуха. Резонансная теория Гельмгольца(1863)

28. Телефонная теория В. Резенфорда

29. Гидродинамическая теория БЕКЕШИ(1941)

30. Электрические явления в улитке.

31. Электрическая активность центров слуховой системы.

32. Развитие слуховых функций у детей в онтогенезе.

 

Литература: Л.М.Шипицина, И.А.Вартанян. Анатомия, Физиология и патология органов слуха, речи и зрения.

 

 



2015-12-04 3666 Обсуждений (0)
Вопрос. ЗВУКОПРОВОДЯЩАЯ И ЗВУКОВОСПРИНИМАЮЩАЯ ФУНКЦИИ СЛУХОВОГО АППАРАТА 4.50 из 5.00 4 оценки









Обсуждение в статье: Вопрос. ЗВУКОПРОВОДЯЩАЯ И ЗВУКОВОСПРИНИМАЮЩАЯ ФУНКЦИИ СЛУХОВОГО АППАРАТА

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3666)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)