Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К УЧЕБНЫМ ПРЕДМЕТАМ



2015-12-04 638 Обсуждений (0)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К УЧЕБНЫМ ПРЕДМЕТАМ 0.00 из 5.00 0 оценок




Общие положения

 

В соответствии с «Конвенцией о правах ребенка» (1989 г.) и «Всемирной декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей» (1993 г.), каждому ребенку должно быть гаран­тировано право на развитие, воспитание и образование в соответ­ствии с его индивидуальными возможностями. Положения, отра­женные в этих документах, распространяются на всех детей, в том числе и на детей с умеренной и тяжелой умственной отстало­стью.

На современном этапе развития коррекционной педагогики экспериментально и практически установлено, что включение де­тей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в систему коррекционно-развивающей работы приводит к тому, что они мо­гут овладеть элементарными способами общения, специфиче­скими для человека видами элементарной бытовой и предметно-практической деятельности, свойственными только человеку формами поведения. При этом меняется их личностный облик.

В настоящее время в системе социального обеспечения и об­разования используются отдельные формы оказания коррекцион­ной помощи лицам с умеренной и тяжелой умственной отстало­стью. Они реализуются исходя из современных тенденций в условиях специальных (коррекционных) школ VIII вида, в кото­рых открываются классы для названной категории учащихся. В то же время значительное количество детей и подростков с уме­ренной и тяжелой умственной отсталостью воспитывается в учреждениях социального обеспечения: в психоневрологических интернатах, в различных социальных центрах. Место пребывания лиц с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, статус учреждения, которое они посещают, не должны являться препят­ствием для оказания им образовательных услуг, которые опреде­ляются их индивидуально-типологическими особенностями. Та­ким образом, потребности образования лиц с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, с одной стороны, факторы и пока­затели их интеллектуального, физического, речевого и эмоцио­нального развития, с другой стороны, требуют определения целей и задач их образования, методов и принципов их обучения.

Цель «Программы обучения учащихся с умеренной и тяже­лой умственной отсталостью» состоит в максимальном включе­нии обучающихся в образовательный процессе, в формировании доступных им видов деятельности (предметно-практической, иг­ровой, элементарной учебной, общения, трудовой). Результатом обучения по «Программе» должна стать социально-бытовая адаптация детей и подростков, максимально возможная их само­стоятельность в процессе жизнедеятельности, то есть социализа­ция. Для полноценного развития детей-школьников (исходя из паспортного возраста 7-18 лет) с умеренной и тяжелой умствен­ной отсталостью «Программой» определены средства обучения, предметно-развивающая среда, формы взаимодействия со взрос­лыми участниками образовательного процесса, содержание обра­зовательного процесса в соответствии с общим и национально-региональным компонентом образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

Содержание программы, пошагово определяющее обучение детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отстало­стью, опирается на понимание того, что в подавляющем боль­шинстве интеллектуальные нарушения являются следствием ор­ганического поражения центральной нервной системы на ранних этапах онтогенеза. Деструктивное влияние органического пора­жения ЦНС имеет системный характер, когда в патологический процесс оказываются вовлеченными все стороны психофизиче­ского развития ребенка (потребностно-мотивационная, социаль­но-личностная, двигательная; эмоционально-волевая), а также сенсорные процессы, мышление, речь, память, внимание, дея­тельность, поведение.

«Программа обучения учащихся с умеренной и тяжелой ум­ственной отсталостью» является комплексной как по содержа­нию, так и по построению. Содержание программного материала предполагает реализацию принципа линейности и концентричности. Это означает, что ознакомление с определенной областью j действительности от этапа к этапу усложняется, то есть тема 1 остается, а в содержании раскрывается сначала главным образом предметная, затем функциональная и смысловая стороны, а затем сфера отношений, причинно-следственных, временных и прочих связей между внешними признаками и функциональными свой­ствами. Кроме того, существуют межпредметные связи между содержанием обучения по различным предметам. В одних случа­ях это связи тематические, в других — общность педагогического замысла. Таким образом, повторность в обучении учащихся поз­воляет формировать у них максимально доступные элементарные навыки и умения, прежде всего, социально-бытового плана.

Особенности развития детей определяются авторами «Про­граммы» в соответствии с классификацией, принятой Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) в 1994 г. Выше уже отме­чалось, что, согласно международной статистической классифи­кации (МКБ-10), умственная отсталость в зависимости от коли­чественной оценки интеллекта (IQ) может быть легкой, умерен­ной, тяжелой и глубокой. Данная «Программа» разработана для учащихся с диагнозом «умеренная умственная отсталость» (F-71) и «тяжелая умственная отсталость» (F-72) в возрасте от 7-8 до 18 лет.

Каждая из образовательных областей в «Программе» основа­на на понимании того, что дети этой нозологической группы обу­чаемы, то есть способны овладеть навыками общения, социально-бытовыми навыками, грамотой, счетом, но только в условиях специального обучения и в доступных для них пределах когни­тивного развития. Процесс обучения учащихся с умеренной и тя­желой умственной отсталостью нельзя строить на основе тради­ционного исторически сложившегося понимания различных пе­дагогических дефиниций: «готовность к школьному обучению», «усвоение знаний, умений и навыков», «школьная успеваемость», «результат школьного обучения», «оценка результатов освоения знаний» и др.

При разработке «Программы» учитывался тот факт, что в специально созданной коррекционно-развивающей среде дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью все же способны развиваться. Однако даже при специальном обучении у них от­мечается более позднее появление лепета и первых слогов, за­держка проявления дифференцированной эмоциональной реак­ции, слабый интерес к окружающим объектам и игре, неадекват­ное поведение. Речь таких учащихся формируется крайне медленно и ограниченно, ее понимание даже на бытовом уровне в вербальной форме крайне затруднено. Речевые нарушения носят системный характер и распространяются на все ее функции — коммуникативную, познавательную, регулирующую. Для этих учащихся характерны ярко выраженная неравномерность, фраг­ментарность развития, наличие в нем своеобразных «пустот» и пробелов, чрезвычайная скудость представлений, несформированность способов восприятия, социальная незрелость. Кроме то­го, отсутствие коррекционной помощи приводит к чрезвычайно­му ограничению зоны ближайшего развития этих детей и под­ростков. Длительная невостребованность их потенциальных спо­собностей в сочетании с отсутствием помощи взрослого в развер­тывании своей собственной программы развития приводят к то­му, что фактически все формы активности находятся у них в обедненном, а нередко в редуцированном виде.

Учащиеся могут овладеть элементарными предметно-практическими и трудовыми действиями в минимальной степени и зависимы от взрослых, требуя постоянного ухода и сопровож­дения.

Работа по «Программе» предполагает наличие высокой ква­лификации специалистов. Поэтому к ее реализации необходимо готовить студентов педагогических колледжей, дефектологиче­ских факультетов педагогических вузов, слушателей курсов по­вышения квалификации работников образования и пр.

Теоретическую основу «Программы обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» составляют по­ложения об общности основных закономерностей психического развития в норме и патологии, о соотношении первичных и вто­ричных отклонений в развитии нормального и аномального ре­бенка, о сензитивных этапах развития психических функций, об актуальном и потенциальном уровнях развития (зоне ближайше­го развития), о соотношении обучения и развития, о процессе со­циализации, о значении деятельности в развитии, о роли знака в «культурном» развитии ребенка, разработанные в отечественной психологии (Л. С. Выготский, Т. А. Власова, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, В. И. Лубовский, Н. Н. Малофеев, Ж. И. Шиф, Д. Б. Эльконин и др.).

Согласно позиции Л. С. Выготского, «Программа» предпола­гает создание условий для формирования высших форм психической деятельности в соответствии с базовыми законами онтоге­нетического развития (законом среды, законом развития высших психических функций). Именно это стало основной теоретиче­ской посылкой «Программы».

«Программа» разработана, исходя из философского понима­ния воздействия социальной среды на человека с учетом ее мно­гоплановости (мегасреда, макросреда, микросреда). Учитывая влияние социальной среды на личность, авторы программы об­ращают внимание и на обратный процесс, то есть на воздействие личности на социальную среду. Для современной образователь­ной парадигмы характерна гуманистическая трактовка человека как субъекта взаимодействия с миром, а также признание ценно­сти личности и ее безусловных прав на саморазвитие, самовоспи­тание, самоформирование и самореализацию.

Известно, что психическое развитие ребенка со значитель­ным снижением интеллекта в гораздо большей степени зависит от качества педагогических условий, в которых он находится, нежели развитие их сверстников в норме или детей с легкой ум­ственной отсталостью. В «Программе» отражены современные взгляды на возможности психического развития детей с особыми образовательными потребностями в процессе специально органи­зованного коррекционно-развивающего воздействия. Авторы придерживаются оптимистической идеи о том, что учащиеся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью могут восприни­мать и понимать окружающий мир, однако не в состоянии сде­лать это теми способами, которыми пользуются их сверстники с нормальным развитием или дети с легкой умственной отстало­стью. Только при наличии адекватной коррекционно-развивающей помощи они могут овладеть некоторыми социально-бытовыми навыками и элементарной учебной деятельностью. Содержание учебных предметов, предлагаемых в «Программе», направлено на овладение учащимися навыками манипулятивно-предметной, предметно-практической, игровой и учебной дея­тельности, элементарными навыками жизнеобеспечения, в том числе и средствами коммуникации.

«Школьные навыки» в «Программе» понимаются в широком смысле, то есть не только как овладение знаниями, умениями и навыками учебной деятельности, но и как постоянное взаимодей­ствие учащегося и учителя в специальной обогащенной предметно-развивающей среде, соответствующей его индивидуально-типологическим особенностям.

Наиболее значимыми принципами обучения являются:

- принцип природосообразности и культуросообразности;

- принцип индивидуального и дифференцированного под­хода в обучении.

Формами обучения при таком подходе к образовательному процессу в отношении учащихся с умеренной и тяжелой ум­ственной отсталостью являются уроки-занятия, ориентированные на игровой, практический и наглядный методы обучения с ча­стичным использованием словесного метода, который применя­ется только в сочетании с вышеперечисленными методами.

«Программа обучения учащихся с умеренной и тяжелой ум­ственной отсталостью» содержит пояснительную записку, изложе­ние содержания воспитания и обучения по образовательным обла­стям по классам, поскольку школьное обучение традиционно ори­ентировано именно на обучение по классам. Само понимание «класса» как возрастного этапа обучения в «Программе» носит условный характер, так как возраст учащихся того или иного клас­са может различаться в зависимости от особенностей их развития и иных условий включения в образовательный процесс.

Содержание коррекционно-развивающей работы представле­но в «Программе» в виде тематического планирования по основ­ным блокам обучения детей рассматриваемой категории. При этом авторы исходят из практики выявления детей, нуждающих­ся в обучении, и комплектования классов для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, а также из чрезвычайного разнообразия индивидуальных различий и психологической структуры нарушений при тяжелых органических поражениях ЦНС. Таким образом, структура «Программы» отражает подход к организации и отбору содержания психолого-педагогической поддержки учащихся названной категории.

Психолого-педагогическое обследование (экспресс-диагнос­тика) проводится в начале, и в конце учебного года и направлено на выявление коммуникативных возможностей детей с использо­ванием невербальных и вербальных средств общения, включения в предметно-практическую деятельность элементов учебной дея­тельности. На основе полученных данных составляется психолого-педагогическая характеристика развития ребенка на данный момент, даются рекомендации по дальнейшему обучению, вно­сятся коррективы в индивидуальные коррекционно-развивающие программы.

Возможность обучения учащегося с умеренной или тяжелой умственной отсталостью в классе определяется уровнем его пси­хофизического развития, позволяющего ему овладевать элемен­тарными формами обучения в соответствии с «Программой» в специально созданной среде, а в дальнейшем включаться в про­цесс социализации на доступном ему уровне.

Психологическое сопровождение процесса обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью включает:

- диагностику уровня развития учащихся;

- индивидуальные и групповые занятия психолога с уча­щимися;

- консультативную психологическую помощь педагогам;

- консультативную помощь родителям.

Важным элементом психологического сопровождения про­цесса обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отста­лостью является диагностика уровня их развития. Даже мини­мальные изменения в знаниях, характере выполнения действий, в общении учащихся следует своевременно выявлять и на их осно­ве строить дальнейшую работу.

Выявив уровень сформированности и доступности тех или иных видов деятельности, психолог может судить об уровне раз­вития психических процессов, позволяет оценить зону актуаль­ного развития учащегося, что является основанием для выбора содержания перспективных индивидуальных программ.

Психологическое обследование позволяет максимально ин­дивидуализировать программы обучения учащихся с выражен­ными нарушениями развития, сделать наглядными их успехи и четко отразить результаты усилий педагогов.

Работа в этом направлении требует оснащения соответ­ствующим психологическим инструментарием, дидактическими пособиями, игровым материалом и т. п. Обязательным услови­ем работы с учащимися с умеренной и тяжелой умственной от­сталостью является положительный эмоциональный настрой учителя, педагога-психолога и других специалистов, адресованный учащемуся (группе учеников). В сфере деятельности педагогов невозможно получить быстрый результат, так как динамика развития учащихся разворачивается очень медленно, но обучающегося необходимо учить испытывать радость от собственной деятельности, эмоционально реагировать на ситу­ации успеха. В этой многотрудной работе педагогам следует научиться терпению и адекватной оценке своих усилий, мето­дически грамотно проводить анализ своей деятельности. Целью образовательной деятельности в рамках «Программы» является переход от достигнутого учащимся успеха к тому, что еще предстоит освоить.

При первоначальном психолого-педагогическом обследова­нии выявляется уровень сформированности простейших и более сложных представлений, умений и навыков к моменту поступле­ния ребенка в школу.

Для организации работы с учащимися с умеренной и тяже­лой умственной отсталостью целесообразно вести записи о их продвижении в обучении, что помогает учителю, воспитателю, логопеду и другим специалистам, работающим с учащимися, определять задачи и содержание работы в текущий период, су­дить об адекватности и эффективности проведенных коррекционных мероприятий. Запись достижений в тех или иных видах деятельности позволяет родителям и педагогам в наглядной фор­ме представить реальные успехи учащихся.

При определении уровня развития ученика оценивается ка­чественное содержание доступных ему действий. Как наиболее значимые в «Программе» выделяются следующие уровни осу­ществления деятельности:

- деятельность осуществляется на уровне совместных дей­ствий с педагогом;

- деятельность осуществляется по подражанию;

- деятельность осуществляется по образцу;

- деятельность осуществляется по последовательной ин­струкции;

- деятельность осуществляется с привлечением внимания ученика учителем к предмету деятельности;

- самостоятельная деятельность обучающегося;

умение самостоятельно исправить допущенные ошибки.

Актуальный уровень выполнения деятельности учащимся отражается педагогом, психологом в выводах при составлении перспективной индивидуальной программы (см. приложение).

После выявления первоначальных умений и навыков для каждого учащегося составляется индивидуальная программа обучения. Основой индивидуальной программы являются пока­затели развития ребенка, которые нашли отражение в «Пример­ном бланке регистрации содержания актуального опыта учаще­гося». Результаты диагностики могут быть представлены в виде психологического профиля развития учащегося (см. приложе­ние).

Реализация программного содержания может обеспечить формирование социально-бытовых умений и навыков учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Важным услови­ем решения этой задачи является согласованная работа учителя специальной (коррекционной) школы, воспитателя, учителя-логопеда, педагога-психолога и специалистов детского дома-интерната.

Обязательной частью обучения в каждом классе является во­влечение учащихся, независимо от особенностей их развития, в общие праздники, игры и развлечения в школе (детском доме-интернате): дни рождения детей, проводы осени, спортивные праздники, Новый год и т. п.

«Программа» обеспечивает развитие учащихся в соответ­ствии с требованиями, изложенными в государственном обра­зовательном стандарте для школьных учреждений. При этом одним из факторов, способствующих оптимальному решению этой задачи, становится предметно-развивающая среда, органи­зованная с учетом индивидуальных особенностей каждого уче­ника.

«Программа обучения учащихся с умеренной и тяжелой ум­ственной отсталостью» адресована специалистам, участвующим в обучении и воспитании детей в школьных коррекционно-образовательных учреждениях, в учреждениях социального обес­печения, различных социальных центрах: учителям-дефектологам, учителям-логопедам, педагогам-психологам, воспитате­лям, музыкальным руководителям. Она может быть рекомендо­вана для занятий с детьми и подростками школьного возраста с выраженными нарушениями интеллектуального развития в се­мье. Материалы программы могут быть использованы в диагно­стических целях в работе ПМПК при отборе детей в классы для учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.



2015-12-04 638 Обсуждений (0)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К УЧЕБНЫМ ПРЕДМЕТАМ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К УЧЕБНЫМ ПРЕДМЕТАМ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (638)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)