ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К УЧЕБНЫМ ПРЕДМЕТАМ
Общие положения
В соответствии с «Конвенцией о правах ребенка» (1989 г.) и «Всемирной декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей» (1993 г.), каждому ребенку должно быть гарантировано право на развитие, воспитание и образование в соответствии с его индивидуальными возможностями. Положения, отраженные в этих документах, распространяются на всех детей, в том числе и на детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. На современном этапе развития коррекционной педагогики экспериментально и практически установлено, что включение детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в систему коррекционно-развивающей работы приводит к тому, что они могут овладеть элементарными способами общения, специфическими для человека видами элементарной бытовой и предметно-практической деятельности, свойственными только человеку формами поведения. При этом меняется их личностный облик. В настоящее время в системе социального обеспечения и образования используются отдельные формы оказания коррекционной помощи лицам с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Они реализуются исходя из современных тенденций в условиях специальных (коррекционных) школ VIII вида, в которых открываются классы для названной категории учащихся. В то же время значительное количество детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью воспитывается в учреждениях социального обеспечения: в психоневрологических интернатах, в различных социальных центрах. Место пребывания лиц с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, статус учреждения, которое они посещают, не должны являться препятствием для оказания им образовательных услуг, которые определяются их индивидуально-типологическими особенностями. Таким образом, потребности образования лиц с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, с одной стороны, факторы и показатели их интеллектуального, физического, речевого и эмоционального развития, с другой стороны, требуют определения целей и задач их образования, методов и принципов их обучения. Цель «Программы обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» состоит в максимальном включении обучающихся в образовательный процессе, в формировании доступных им видов деятельности (предметно-практической, игровой, элементарной учебной, общения, трудовой). Результатом обучения по «Программе» должна стать социально-бытовая адаптация детей и подростков, максимально возможная их самостоятельность в процессе жизнедеятельности, то есть социализация. Для полноценного развития детей-школьников (исходя из паспортного возраста 7-18 лет) с умеренной и тяжелой умственной отсталостью «Программой» определены средства обучения, предметно-развивающая среда, формы взаимодействия со взрослыми участниками образовательного процесса, содержание образовательного процесса в соответствии с общим и национально-региональным компонентом образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Содержание программы, пошагово определяющее обучение детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, опирается на понимание того, что в подавляющем большинстве интеллектуальные нарушения являются следствием органического поражения центральной нервной системы на ранних этапах онтогенеза. Деструктивное влияние органического поражения ЦНС имеет системный характер, когда в патологический процесс оказываются вовлеченными все стороны психофизического развития ребенка (потребностно-мотивационная, социально-личностная, двигательная; эмоционально-волевая), а также сенсорные процессы, мышление, речь, память, внимание, деятельность, поведение. «Программа обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» является комплексной как по содержанию, так и по построению. Содержание программного материала предполагает реализацию принципа линейности и концентричности. Это означает, что ознакомление с определенной областью j действительности от этапа к этапу усложняется, то есть тема 1 остается, а в содержании раскрывается сначала главным образом предметная, затем функциональная и смысловая стороны, а затем сфера отношений, причинно-следственных, временных и прочих связей между внешними признаками и функциональными свойствами. Кроме того, существуют межпредметные связи между содержанием обучения по различным предметам. В одних случаях это связи тематические, в других — общность педагогического замысла. Таким образом, повторность в обучении учащихся позволяет формировать у них максимально доступные элементарные навыки и умения, прежде всего, социально-бытового плана. Особенности развития детей определяются авторами «Программы» в соответствии с классификацией, принятой Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) в 1994 г. Выше уже отмечалось, что, согласно международной статистической классификации (МКБ-10), умственная отсталость в зависимости от количественной оценки интеллекта (IQ) может быть легкой, умеренной, тяжелой и глубокой. Данная «Программа» разработана для учащихся с диагнозом «умеренная умственная отсталость» (F-71) и «тяжелая умственная отсталость» (F-72) в возрасте от 7-8 до 18 лет. Каждая из образовательных областей в «Программе» основана на понимании того, что дети этой нозологической группы обучаемы, то есть способны овладеть навыками общения, социально-бытовыми навыками, грамотой, счетом, но только в условиях специального обучения и в доступных для них пределах когнитивного развития. Процесс обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью нельзя строить на основе традиционного исторически сложившегося понимания различных педагогических дефиниций: «готовность к школьному обучению», «усвоение знаний, умений и навыков», «школьная успеваемость», «результат школьного обучения», «оценка результатов освоения знаний» и др. При разработке «Программы» учитывался тот факт, что в специально созданной коррекционно-развивающей среде дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью все же способны развиваться. Однако даже при специальном обучении у них отмечается более позднее появление лепета и первых слогов, задержка проявления дифференцированной эмоциональной реакции, слабый интерес к окружающим объектам и игре, неадекватное поведение. Речь таких учащихся формируется крайне медленно и ограниченно, ее понимание даже на бытовом уровне в вербальной форме крайне затруднено. Речевые нарушения носят системный характер и распространяются на все ее функции — коммуникативную, познавательную, регулирующую. Для этих учащихся характерны ярко выраженная неравномерность, фрагментарность развития, наличие в нем своеобразных «пустот» и пробелов, чрезвычайная скудость представлений, несформированность способов восприятия, социальная незрелость. Кроме того, отсутствие коррекционной помощи приводит к чрезвычайному ограничению зоны ближайшего развития этих детей и подростков. Длительная невостребованность их потенциальных способностей в сочетании с отсутствием помощи взрослого в развертывании своей собственной программы развития приводят к тому, что фактически все формы активности находятся у них в обедненном, а нередко в редуцированном виде. Учащиеся могут овладеть элементарными предметно-практическими и трудовыми действиями в минимальной степени и зависимы от взрослых, требуя постоянного ухода и сопровождения. Работа по «Программе» предполагает наличие высокой квалификации специалистов. Поэтому к ее реализации необходимо готовить студентов педагогических колледжей, дефектологических факультетов педагогических вузов, слушателей курсов повышения квалификации работников образования и пр. Теоретическую основу «Программы обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» составляют положения об общности основных закономерностей психического развития в норме и патологии, о соотношении первичных и вторичных отклонений в развитии нормального и аномального ребенка, о сензитивных этапах развития психических функций, об актуальном и потенциальном уровнях развития (зоне ближайшего развития), о соотношении обучения и развития, о процессе социализации, о значении деятельности в развитии, о роли знака в «культурном» развитии ребенка, разработанные в отечественной психологии (Л. С. Выготский, Т. А. Власова, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, В. И. Лубовский, Н. Н. Малофеев, Ж. И. Шиф, Д. Б. Эльконин и др.). Согласно позиции Л. С. Выготского, «Программа» предполагает создание условий для формирования высших форм психической деятельности в соответствии с базовыми законами онтогенетического развития (законом среды, законом развития высших психических функций). Именно это стало основной теоретической посылкой «Программы». «Программа» разработана, исходя из философского понимания воздействия социальной среды на человека с учетом ее многоплановости (мегасреда, макросреда, микросреда). Учитывая влияние социальной среды на личность, авторы программы обращают внимание и на обратный процесс, то есть на воздействие личности на социальную среду. Для современной образовательной парадигмы характерна гуманистическая трактовка человека как субъекта взаимодействия с миром, а также признание ценности личности и ее безусловных прав на саморазвитие, самовоспитание, самоформирование и самореализацию. Известно, что психическое развитие ребенка со значительным снижением интеллекта в гораздо большей степени зависит от качества педагогических условий, в которых он находится, нежели развитие их сверстников в норме или детей с легкой умственной отсталостью. В «Программе» отражены современные взгляды на возможности психического развития детей с особыми образовательными потребностями в процессе специально организованного коррекционно-развивающего воздействия. Авторы придерживаются оптимистической идеи о том, что учащиеся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью могут воспринимать и понимать окружающий мир, однако не в состоянии сделать это теми способами, которыми пользуются их сверстники с нормальным развитием или дети с легкой умственной отсталостью. Только при наличии адекватной коррекционно-развивающей помощи они могут овладеть некоторыми социально-бытовыми навыками и элементарной учебной деятельностью. Содержание учебных предметов, предлагаемых в «Программе», направлено на овладение учащимися навыками манипулятивно-предметной, предметно-практической, игровой и учебной деятельности, элементарными навыками жизнеобеспечения, в том числе и средствами коммуникации. «Школьные навыки» в «Программе» понимаются в широком смысле, то есть не только как овладение знаниями, умениями и навыками учебной деятельности, но и как постоянное взаимодействие учащегося и учителя в специальной обогащенной предметно-развивающей среде, соответствующей его индивидуально-типологическим особенностям. Наиболее значимыми принципами обучения являются: - принцип природосообразности и культуросообразности; - принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении. Формами обучения при таком подходе к образовательному процессу в отношении учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью являются уроки-занятия, ориентированные на игровой, практический и наглядный методы обучения с частичным использованием словесного метода, который применяется только в сочетании с вышеперечисленными методами. «Программа обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» содержит пояснительную записку, изложение содержания воспитания и обучения по образовательным областям по классам, поскольку школьное обучение традиционно ориентировано именно на обучение по классам. Само понимание «класса» как возрастного этапа обучения в «Программе» носит условный характер, так как возраст учащихся того или иного класса может различаться в зависимости от особенностей их развития и иных условий включения в образовательный процесс. Содержание коррекционно-развивающей работы представлено в «Программе» в виде тематического планирования по основным блокам обучения детей рассматриваемой категории. При этом авторы исходят из практики выявления детей, нуждающихся в обучении, и комплектования классов для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, а также из чрезвычайного разнообразия индивидуальных различий и психологической структуры нарушений при тяжелых органических поражениях ЦНС. Таким образом, структура «Программы» отражает подход к организации и отбору содержания психолого-педагогической поддержки учащихся названной категории. Психолого-педагогическое обследование (экспресс-диагностика) проводится в начале, и в конце учебного года и направлено на выявление коммуникативных возможностей детей с использованием невербальных и вербальных средств общения, включения в предметно-практическую деятельность элементов учебной деятельности. На основе полученных данных составляется психолого-педагогическая характеристика развития ребенка на данный момент, даются рекомендации по дальнейшему обучению, вносятся коррективы в индивидуальные коррекционно-развивающие программы. Возможность обучения учащегося с умеренной или тяжелой умственной отсталостью в классе определяется уровнем его психофизического развития, позволяющего ему овладевать элементарными формами обучения в соответствии с «Программой» в специально созданной среде, а в дальнейшем включаться в процесс социализации на доступном ему уровне. Психологическое сопровождение процесса обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью включает: - диагностику уровня развития учащихся; - индивидуальные и групповые занятия психолога с учащимися; - консультативную психологическую помощь педагогам; - консультативную помощь родителям. Важным элементом психологического сопровождения процесса обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью является диагностика уровня их развития. Даже минимальные изменения в знаниях, характере выполнения действий, в общении учащихся следует своевременно выявлять и на их основе строить дальнейшую работу. Выявив уровень сформированности и доступности тех или иных видов деятельности, психолог может судить об уровне развития психических процессов, позволяет оценить зону актуального развития учащегося, что является основанием для выбора содержания перспективных индивидуальных программ. Психологическое обследование позволяет максимально индивидуализировать программы обучения учащихся с выраженными нарушениями развития, сделать наглядными их успехи и четко отразить результаты усилий педагогов. Работа в этом направлении требует оснащения соответствующим психологическим инструментарием, дидактическими пособиями, игровым материалом и т. п. Обязательным условием работы с учащимися с умеренной и тяжелой умственной отсталостью является положительный эмоциональный настрой учителя, педагога-психолога и других специалистов, адресованный учащемуся (группе учеников). В сфере деятельности педагогов невозможно получить быстрый результат, так как динамика развития учащихся разворачивается очень медленно, но обучающегося необходимо учить испытывать радость от собственной деятельности, эмоционально реагировать на ситуации успеха. В этой многотрудной работе педагогам следует научиться терпению и адекватной оценке своих усилий, методически грамотно проводить анализ своей деятельности. Целью образовательной деятельности в рамках «Программы» является переход от достигнутого учащимся успеха к тому, что еще предстоит освоить. При первоначальном психолого-педагогическом обследовании выявляется уровень сформированности простейших и более сложных представлений, умений и навыков к моменту поступления ребенка в школу. Для организации работы с учащимися с умеренной и тяжелой умственной отсталостью целесообразно вести записи о их продвижении в обучении, что помогает учителю, воспитателю, логопеду и другим специалистам, работающим с учащимися, определять задачи и содержание работы в текущий период, судить об адекватности и эффективности проведенных коррекционных мероприятий. Запись достижений в тех или иных видах деятельности позволяет родителям и педагогам в наглядной форме представить реальные успехи учащихся. При определении уровня развития ученика оценивается качественное содержание доступных ему действий. Как наиболее значимые в «Программе» выделяются следующие уровни осуществления деятельности: - деятельность осуществляется на уровне совместных действий с педагогом; - деятельность осуществляется по подражанию; - деятельность осуществляется по образцу; - деятельность осуществляется по последовательной инструкции; - деятельность осуществляется с привлечением внимания ученика учителем к предмету деятельности; - самостоятельная деятельность обучающегося; умение самостоятельно исправить допущенные ошибки. Актуальный уровень выполнения деятельности учащимся отражается педагогом, психологом в выводах при составлении перспективной индивидуальной программы (см. приложение). После выявления первоначальных умений и навыков для каждого учащегося составляется индивидуальная программа обучения. Основой индивидуальной программы являются показатели развития ребенка, которые нашли отражение в «Примерном бланке регистрации содержания актуального опыта учащегося». Результаты диагностики могут быть представлены в виде психологического профиля развития учащегося (см. приложение). Реализация программного содержания может обеспечить формирование социально-бытовых умений и навыков учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Важным условием решения этой задачи является согласованная работа учителя специальной (коррекционной) школы, воспитателя, учителя-логопеда, педагога-психолога и специалистов детского дома-интерната. Обязательной частью обучения в каждом классе является вовлечение учащихся, независимо от особенностей их развития, в общие праздники, игры и развлечения в школе (детском доме-интернате): дни рождения детей, проводы осени, спортивные праздники, Новый год и т. п. «Программа» обеспечивает развитие учащихся в соответствии с требованиями, изложенными в государственном образовательном стандарте для школьных учреждений. При этом одним из факторов, способствующих оптимальному решению этой задачи, становится предметно-развивающая среда, организованная с учетом индивидуальных особенностей каждого ученика. «Программа обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» адресована специалистам, участвующим в обучении и воспитании детей в школьных коррекционно-образовательных учреждениях, в учреждениях социального обеспечения, различных социальных центрах: учителям-дефектологам, учителям-логопедам, педагогам-психологам, воспитателям, музыкальным руководителям. Она может быть рекомендована для занятий с детьми и подростками школьного возраста с выраженными нарушениями интеллектуального развития в семье. Материалы программы могут быть использованы в диагностических целях в работе ПМПК при отборе детей в классы для учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (638)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |