РАЗВИТИЕ РЕЧИ И ОКРУЖАЮЩИЙ МИР. Первое полугодие
Первое полугодие
Я — ребенок.Упражнения на ориентировку в собственном теле. Уточнение знания учащимися названий частей тела (голова, руки, ноги), умения использовать пиктограммы и показывать части тела на себе. (Интеграция с уроками по предмету «Математические представления и конструирование», разд. «Пространственные представления».) Игры и этюды с картинками, изображающими основные эмопии и их главные признаки (выражение глаз, положение губ, бровей и др). Закрепление в речи детей названий эмоциональных состояний: смеется, плачет. Отработка аудиальных и речевых реакций на имя, фамилию, пол. Создание ситуаций, в которых учащимся необходимо называть себя и откликаться на свои имена и т. п. Мои игрушки.Предметные игры с учащимися: усложнение содержания игр с любимыми игрушками, с образными игрушками. Задания на узнавание знакомых игрушек по описанию (два-три признака). Совместные с учащимися игры с сюжетными игрушками, игры-имитации, игры на звукоподражание. Уточнение представлений учащихся о детской мебели, ее пространственном расположении и возможности применения для игр: можно играть с куклами, мягкими образными игрушками на диване, на стульях, за столом. Обучение совместному с учителем рассказыванию о своих действиях, используя вербальные и невербальные средства общения. Моя семья.Совместное с учащимся рассматривание фотографий, беседа о его семье (мама, папа, бабушка, дедушка). Занятия с пиктограммами «мама», «папа», «ребенок», «дедушка», «бабушка». Соотнесение пиктограмм с фотографиями. Знакомство с пиктограммами «брат», «сестра». Соотнесение пиктограмм с фотографиями (при наличии таковых). Расширение круга игровых ситуаций, позволяющих учащимся с помощью вербальных и невербальных средств общения выражать радость от достижения своих целей, побуждение учеников вступать в общение друг с другом (парное). Мойдом. Игры и игровые упражнения, в которых учащиеся знакомятся с основными предметами быта и убранства дома (посуда, мебель, самые необходимые бытовые приборы, предметы народного творчества). Игровые ситуации, в которых учащиеся Узнают о целевом назначении предметов быта (посуда, мебель), показ предметов и их изображений по словесной просьбе учителя, называние с использованием вербальных и невербальных средств общения. Я— в школе.Экскурсии по школе для формирования ори ентировки в классе, коридоре, на лестнице, в столовой. Продолжение знакомства учащихся со взрослыми, работающими в школе (их имена, основные занятия). Стимулирование учащихся называть взрослых по именам и отчествам (именам). Совместные игры (парные) учащихся на полоролевую идентификацию: мальчики и девочки (по двое). Обучение составлению двухсловных предложений, включающих усвоенные учащимся существительные в именительном падеже, указательные местоимения: указательное местоимение + именительный падеж существительного, произносимое с вопросительной интонацией (Это девочка?); указательное местоимение + именительный падеж существительного (Вот девочка. Это мальчик.). Вовлечение каждого учащегося, независимо от особенностей его интеллектуального и речевого развития, в общие праздники, игры и развлечения (вместе со взрослыми): новогодний, спортивный и другие праздники. Побуждение учащихся к общению с окружающими по ситуациям на празднике. Явления природы.Совместные практические действия (учащихся и учителя) с песком в столе-ванне: скатать мокрый песок в комочки (лепка шариков из песка); заполнить мокрым песком формочки, а затем, перевернув их, выложить песок так, чтобы получился куличик; пересыпать песок совком, ложкой или 1 другими предметами из одной емкости в другую; указательными пальцами сделать углубления в песке, оставить на песке следы от ладоней и т. д. Показ (называние) учащимися по словесной просьбе учителя предметов для упражнений с природными материалами. Совместное с учащимися наблюдение за явлениями природы зимой: снег, холодный дождь (в зависимости от погодных условий). В имитационных играх, этюдах, пантомимах уточнение I представлений учащихся о солнце, луне, тучах, дожде, каплях, снеге и снежинках и их изображении на картинках и рисунках. Чтение учащимся потешек, песенок, стихотворений, сказок о 1 явлениях природы, о небесных светилах. Вовлечение учащихся вдоступные народные игры. Рисование учителем с привлечением к этому действию учеников красками (вместе с учителем): создание цветных пятен большой кистью, губкой, рукой и последующее ассоциирование этих пятен с реальными объектами (солнце, тучи). Называние их с помощью учителя. (Интеграция с уроками «Графика и письмо».) Второе полугодие
Я— ребенок.Упражнения на ориентировку в собственном теле. Уточнение знания учащимися названий частей тела: голова, руки, ноги, туловище, живот, колено, локоть. Использование пиктограмм и показ на себе. Закрепление в речи учащихся названий эмоциональных состояний: смеется, плачет. Знакомство с состоянием: радуется, грустит. Игры и этюды с картинками, изображающими основные эмоции и их главные признаки. Имя, фамилия, пол. Использование этих сведений в общении со взрослыми. Мои игрушки.Предметные игры: усложнение содержания игр с любимыми игрушками, с образными игрушками. Задания на узнавание новых игрушек по описанию. Обучающие игры с реальными предметами, с предметами-заместителями с последующей ориентацией на обыгрывание их (вместе с учителем) в ролевых играх. Проигрывание вместе с учащимися простых сюжетов (две цепочки связанных по смыслу игровых действий) с образными игрушками и игровыми аналогами реальных предметов (кукольная одежда, игрушечная посуда, детские технические приборы: пылесос, микроволновая печь, детский телефон и др.). Называние (показ) картинки с изображением соответствующего предмета. Образовательные ситуации на взаимодействие с игровыми персонажами, в ходе которых учащийся «решает» их «проблемы»: помогает мишке выбрать корзинку нужного размера для большого количества шишек; выбирает теплую шапку для куклы, собирающейся на «прогулку» и т. п. Побуждение учащихся объяснить свои действия с помощью вербальных и невербальных средств общения (вместе с учителем). Я— в школе.Расширение тематики экскурсий по школе для формирования ориентировки в ее помещениях: в классе, коридоре, на лестнице, в столовой и др. Продолжение знакомства учащихся со взрослыми, работающими в школе (их имена, основные занятия). Стимулирование желания учащихся называть взрослых по именам и отчествам (именам). Совместные игры учащихся (парные игры) на полоролевую идентификацию. Продолжение обучения составлению двухсловных предложений (см. первое полугодие). Вовлечение учащихся в праздники и побуждение их к общению с окружающими в различных ситуациях на празднике. Мир людей.Совместное с учащимися рассматривание игрушек, отображающих транспортные средства (автобус, автомобиль), картинок, на которых они нарисованы. Экскурсия в медицинский кабинет школы для формирования представлений о труде врача (слушает, лечит), медсестры (дает лекарства, взвешивает, измеряет рост). Предметные, отобразительные и простейшие ролевые игры (по два-три человека), в которых учащиеся знакомятся с профессиями врача, шофера. Побуждение учащихся к ситуативному общению друг с другом. Обучение составлению двухсловных предложений, включающих усвоенные учащимися существительные в именительном падеже, указательные местоимения: указательное местоимение + именительный падеж существительного, произносимое с вопросительной интонацией (Это врач? Это шофер?); указательное местоимение + именительный падеж существительного (Вот врач. Это шофер.). Мир животных.Совместные с учащимися наблюдения за домашними животными, за птицами (воробей, ворона) беседы об их жизни и повадках, игры, отражающие жизнь домашних животных и их детенышей, птиц. Кормление птиц во время экскурсий и наблюдений. Чтение литературных произведений о домашних животных и птицах (потешки, стихи, короткие рассказы). Знакомство с пиктограммами «собака», «лошадь», «кошка». (Интеграция с учебным предметом «Альтернативное чтение».) Имитационные игры, игры на звукоподражание (чик-чирик, гу-кар, гав-гав и т. п.), игры, отражающие жизнь домашних животных, птиц, дающие представления об их размерах (в сравнительном плане) с использованием речевых и неречевых средств общения. (Интеграция с учебным предметом «Альтернативное чтение».) Бессловесные игры-импровизации с одним персонажем по текстам стихов и прибауток (рассказывает учитель), например, «Заинька, попляши...». (Интеграция с уроками по предмету «Альтернативное чтение».) Игровые упражнения на узнавание животных и птиц по их объемным и плоскостным моделям, называние их, показ пиктограмм. Стимулирование желания учащихся повторять за учителем фразы о животных и птицах (с помощью вербальных и невербальных средств общения), подражать их голосам. Явления природы.Совместные игры учителя и учащихся (возможно пары учеников) для демонстрации взаимодействия с водой. Обучение игре рядом (в парных играх), не мешая друг другу (не обливаться, не брызгаться). Совместные с учащимися игры с теплой, холодной, горячей водой (в пределах допустимых температур), называя (с помощью жестов и слов) состояние воды. Знакомство с пиктограммами и соотнесение их с объемными и плоскостными изображениями: солнце, снег. Называние с использованием вербальных и невербальных средств общения. Показ по словесной просьбе взрослого, называние учащимися предметов для упражнений с природными материалами. Совместное с учащимися наблюдение за явлениями природы весной: тает снег, холодный и теплый дождь (в зависимости от погодных условий), распускаются листочки. Наблюдения, игровые упражнения с флюгерами, ветряными вертушками. Обучение составлению двухсловных предложений (Есть ветер? Нет ветра? Дует ветер.). В имитационных играх, этюдах, пантомимах уточнение представлений учащихся о солнце, луне, тучах, дожде, каплях, снеге и снежинках и их изображении на картинках и рисунках. Называние их с помощью вербальных и невербальных средств общения. (Интеграция с уроками «Математические представления и конструирование».) Чтение учащимся потешек, песенок, стихотворений, сказок о явлениях природы, о небесных светилах. Вовлечение учащихся в доступные народные игры. (Интеграция с уроками по предмету «Альтернативное чтение».)
АЛЬТЕРНАТИВНОЕ ЧТЕНИЕ
Первое полугодие
«Чтение» телесных имимических движений. Упражнения по подражанию на движения мимической мускулатуры. Упражнения для губ и языка перед зеркалом: улыбка — трубочка, показать язык — спрятать язык (по образцу). Выполнение упражнений по словесной инструкции учителя: улыбка — трубочка, язычок вышел изо рта, язычок спрятался в рот. «Чтение» движений, которые выполняет кукла бибабо (кукла на рукавичках) с открывающимся ртом и подвижным языком (игрушкой манипулирует учитель): повторение движений языком и губами или называние того, что делает кукла (перечень движений см. выше). (Интеграция с логопедическими занятиями.) Движения по «тропинкам», выложенным из веревок, по следочкам, по сенсорным дорожкам (с ориентировкой на образец, данный учителем, и самостоятельно по указательному жесту или словесной инструкции учителя). Игры-имитации на передачу в движении образов животных иптиц. Показ движений взрослым и выбор учащимся игрушки, соответствующей образу. Выполнение имитационных движений учениками с ориентацией на игрушку или картинку (Кто это? Как говорит? Как идет?). Двигательные упражнения типа «Покажи, как это делают...»: покажи, как кошка прыгает {собака лает, петух кукарекает, зайчик прыгает, медведь ходит и т. д.). «Чтение» движений в подвижных играх и играх-импровизациях: «Бегите ко мне», «Дети и колокольчик», «Добрый зонтик», «Пальцы и ладонь», «Я грущу и улыбаюсь» и др. «Чтение» изображений на картинках и пиктограммах.Упражнения с фотографией: показ частей тела на фотографии и на себе9. Знакомство с пиктограммами «рот», «ноги», «плакать», «есть». Аудиальные и визуальные упражнения типа «Слушай и пока-ывай на картинке»: у зайца есть ноги {хвост, глаза, уши и т. д.) с использованием картинок. Визуальные и аудиальные упражнения с антропоморфными игрушками и картинками: «Внимательно рассмотри зайца и медведя, слушай и показывай...»; «Называй, а я показываю...» (учитель показывает на уши зайца — учащийся называет их или выбирает картинку с их изображением). Аудиальные и двигательные упражнения (чтение четверостишия) типа «Слушай и делай вместе со мной», «Слушай и выполняй движения». Аудиальные и визуальные упражнения типа «Слушай стишок и показывай картинку» (изображено каждое действие к построчному тексту, выбор одной картинки из двух). Игровые ситуации на узнавание игрушки по описанию учителя (два-три наиболее характерных признака). Нахождение игрушки по картинкам (цветная картинка-иллюстрация, контурная картинка, картинка, нарисованная учителем для ученика, картинка, составленная из двух-четырех частей). Узнавание учениками игрушки (целостное восприятие) по отдельным деталям, по характерным звукам (звучащие игрушки), на ощупь. Работа со знакомыми пиктограммами из серии «Игрушки». Знакомство с пиктограммами «кубики», «барабан» и др. Ситуационные упражнения с использованием пиктограмм: игровые действия по показу пиктограмм из серии «Игрушки» «Аудиальное чтение». Слушание аудиокассет и узнавание разнообразных звуков (шум дождя, шум воды, голоса птиц и зверей). Слушание звучания музыкальных инструментов и узнавание их: свистулька, барабан, дудочка, Музыкально-дидактические игры с музыкальными игрушками (барабан, дудочка, гармошка и др.) для развития аудиального восприятия. Привлечение учащихся к слушанию аудиокниг (книг, в которых при раскрытии страниц звучит текст). Второе полугодие
«Чтение» телесных и мимических движений. Закрепление умения учащихся выполнять упражнения на движения мимической мускулатуры, упражнения для губ и языка по образцу. «Чтение» движений, выполняемых куклой бибабо (кукла на рукавичках) с открывающимся ртом и подвижным языком (см. первое полугодие). (Интеграция с логопедическими занятиями.) Игры-имитации, сопровождаемые текстом песенок и потешек. Двигательные упражнения типа «Покажи, как это делает...». «Чтение» движений в подвижных играх и играх импровизациях: «Мы — чистюли», «Мы не скажем, а покажем», «Пальцы и ладонь», «Я грущу и улыбаюсь» и др. «Чтение» изображений на картинках и пиктограммах.Упражнения с фотографией: показ частей тела на фотографии и на себе. Упражнения с пиктограммами. (Интеграция с уроками «Развитие речи и окружающий мир», разд. «Я — ребенок».) Аудиальные и визуальные упражнения типа «Слушай и показывай на картинке» с использованием картинок, изображающих животных. Аудиальные и визуальные упражнения типа «Слушай стишок и показывай картинку» (изображено каждое действие к построчному тексту). Знакомство с пиктограммами «заяц», «медведь»10. Визуальные и аудиальные упражнения с антропоморфными игрушками и картинками: «Внимательно рассмотри зайца и медведя, слушай и показывай»; «Называй, а я показываю» (см. первое полугодие). Двигательные упражнения типа «Покажи, как это делают», например, «Покажи, как подметают шваброй», «Возьми карандаш, покажи, как им рисуют», «Возьми тряпку, покажи, как ею вытирают» и т. п. Аудиальные и двигательные упражнения типа «Слушай и делай вместе со мной», «Слушай и выполняй движения» (под стихотворный текст). Аудиальные и визуальные упражнения, в которых учащийся выбирает к каждой строке стихотворения одну из двух картинок. Знакомство с пиктограммами «рот», «ноги», «плакать», и «есть» . Работа со знакомыми пиктограммами из серии «Игрушки». Знакомство с пиктограммами «медвежонок», «ведерко» и др. Ситуационные упражнения с использованием пиктограмм: игровые действия по показу пиктограмм из серии «Игрушки» «Аудиальное чтение».Слушание аудиокассет и узнавание разнообразных звуков (шум дождя, шум воды, голоса птиц и зверей). Слушание звучания музыкальных инструментов и узнавание их: свистулька, барабан, дудочка, металлофон. Выбор такого же музыкального инструмента или его изображения на картинке. Называние инструмента (индивидуально). Музыкально-дидактические игры с музыкальными игрушками (свистулька, барабан, дудочка, гармошка и др.) для развития аудиального восприятия. Привлечение учащихся к слушанию детских аудиокниг с иллюстрациями. Совместное слушание сказок, записанных на пластинки, аудиокассеты, CD-диски и др. ГРАФИКА И ПИСЬМО Первое полугодие
Упражнения для развития тонкой моторики рук.Развитие У учащихся праксиса позы (по подражанию и самостоятельно). Выработка динамической координации движений учащихся: Движений, выполняемых в определенном темпе и ритме; удержание двигательной программы при выполнении последовательно организованных движений. Обучение выполнению правил в подвижных играх, согласованию движений с движениями учителя других учащихся. Развитие движений кистей рук в специальных упражнениях: сжимание, разжимание, встряхивание и помахивание кистями с постепенным увеличением амплитуды движений в суставах и совершенствованием межанализаторного взаимодействия (в работе зрительного, слухового и тактильного анализаторов). Формирование кинестетической основы движений пальцев рук учащихся при зрительном восприятии (упражнения и игры на развитие праксиса позы, например, «Коза», «Улитка», «Гнездо»). Формирование кинетической основы движений пальцев рук в процессе выполнения упражнений для кистей рук (сжимание, разжимание по образцу, демонстрируемому учителем); последовательно организованных движений и конструктивного праксиса (игры с пирамидками, матрешками, кубиками, настольным конструктором); составление узоров из крупной и мелкой мозаики; изображение предметов и геометрических форм с помощью палочек (по образцу, по инструкции); складывание разрезных картинок; обводка, раскрашивание, штриховка (вертикальная и горизонтальная); шнуровка и т. д. Подготовка артикуляторного аппарата учащихся к естественному формированию правильного звукопроизношения в процессе выполнения артикуляторных игровых упражнений по подражанию («Крокодил» — широко открыть рот, «Веселый Петрушка» — растянуть губы в улыбку, «Поцелуй Петрушку» — вытянуть губы трубочкой, «Дразнилка» — высунуть язык вперед). (Интеграция с логопедическими занятиями.) Формирование и уточнение движений мимической мускулатуры по подражанию. Упражнения сприродным материалом, бытовыми предметами: «Наполняем банку желудями», «Сортируем шишки — еловые и сосновые по корзинкам», «Поиски киндер-сюрпризов в песочном ящике», «Складываем в пенал фломастеры», «Чашка и ложка на блюдце» и т. п. «Рисуночное письмо».Рисование учителем для учащихся мелом на доске, кистью, фломастером, волоконным карандашом, маркером на большом листе бумаги предметных изображений и изображений детей с предметами. Дорисовывание учащимися деталей по указательному жесту и словесному пояснению учителя: кукла, мячик, медвежонок, машинка и др. Выбор учащимися соответствующего предмета и действия с ним по словесной инструкции. Рисование совместно с учащимися красками (на большом листе бумаги большой и маленькой кистями): «Дорожка для машины», «Светофор», «Тучи и капли дождя» и т. д. По внутренним трафаретам рисование фломастерами, карандашами на альбомных листах бумаги округлых предметов (рисуют учащиеся) и закрашивание с помощью учителя (мяч, неваляшка, светофор). Рисование учащимися мелом на доске округлых форм и линий. Вместе с учащимися лепка из цветного теста предметов округлой формы (яйцо, яблоко, неваляшка, снеговик). Совместное с учащимися рассматривание и обыгрывание лепных изделий в игровых ситуациях. Жестово-образные игры.Игры, включающие противоположные действия, крупные и мелкие движения: шаги, бег, подпрыгивание, сохраняя равновесие и перенося предметы одной или двумя руками: «Прогулка с игрушечным фонариком в руке» (перекладывание фонарика из руки в руку в момент прекращения звучания музыки), «Прогулка под зонтиком» (зонтик держат двумя руками): остановка в момент прекращения звучания музыки, «Иду (бегу), кастрюлю с орехами держу». Игры проводятся с музыкальным сопровождением и без него. Ритмические упражнения.Упражнения на создание ритмического рисунка с помощью «звучащих жестов» (оркестровка «звучащими жестами»). Учитель произносит текст типа «По ровненькой дорожке...», «Поиграем», «Веселый паровозик» и т. п., задавая ритм: ритмическая пульсация — хлопки в ладоши (притопы); метрическая пульсация — хлопки по бедрам. Ходьба в заданном направлении с утяжелителем в руках, на голове (мешочки с песком) под удары деревянных ложек, металлофона, барабана по различным сенсорным дорожкам и коврикам (см. перечень оборудования). Прыжки на мячах-хопах (фитбол) с речевым сопровождением и страховкой учителем: хоп-хоп, прыг-прыг, чух-чух, гоп-гоп и т. п. Ритмичное рисование мокрым пальцем на цветной бумаге (намочить палец в воде — поставить пальцем точку на бумаге и т- Д.) по словесной инструкции учителя (при необходимости речевая инструкция сопровождается жестовой).
Второе полугодие
Упражнения для развития тонкой моторики рук.Упражнения на развитие произвольных движений рук, ног, головы, глаз, языка, пальцев и кистей рук по подражанию и по словесной инструкции (отдельные, попеременные и последовательные движения). Тренировочные упражнения на согласование движения и дыхания (на вдохе и выдохе). Упражнения на развитие двигательной подражательности. Игровые упражнения на совершенствование навыка манипулирования предметами, игрушками. Игровые упражнения на развитие умения узнавать предметы на ощупь. Упражнения на развитие общей и ручной моторики на формирование праксиса позы (кинестетический фактор) (по подражанию учителю). Упражнения на совершенствование общей и ручной моторики, развитие динамической организации движений (кинетический фактор) при последовательном их выполнении. Тренировочные упражнения на переключение учащегося с одного действия на другое по подражанию учителю. Статические и динамические упражнения по подражанию учителю на развитие артикуляционной моторики и мимических движений учащихся (на материале стихов, потешек и сказок, например, «Сказки о веселом язычке»). (Интеграция с логопедическими занятиями.) Совместные с учителем и по подражанию ему упражнения для кистей рук: сжимание, разжимание, встряхивание и помахивание кистями с постепенным увеличением амплитуды движений в суставах и совершенствованием межанализаторного взаимодействия зрительного, слухового и тактильного анализаторов. Упражнения на формирование кинетической основы движений пальцев рук в процессе выполнения последовательно организованных действий и конструктивного праксиса: игры с пирамидками, матрешками, кубиками, с природным материалом и бытовыми предметами (прищепками, крупными пинцетами, ложками и др.). Игры с пальчиками12. «Рисуночное письмо».Рисование по внутренним трафаретам, обводка и штриховка простыми и цветными карандашами с использованием металлических рамок и вкладышей (материал М. Монтессори), внутренних трафаретов из дерева, пластмассы, картона. Упражнения на соотнесение величины кусков цветного теста, глины, подготовленных заранее учителем, с размерами частей объекта, сравнение их («У снеговика внизу большой снежный ком — надо взять большой кусок глины»). Составление узора в полоске без наклеивания (совместные действия ученика и учителя). Предметная аппликация из готовых деталей с использованием приемов рваной аппликации на основе предварительного анализа образца или обследования натуры (совместно с учителем). Совместное с учащимися выполнение аппликации по типу разрезной картинки, то есть путем составления целого из фрагментов («Мальчики и девочки гуляют», «Собака бежит» и др.). Упражнения в дополнении рисунка, подготовленного учителем, объектами, выполненными в технике аппликации («Белочка собирает орешки», «В небе летят птицы», «С дерева падают листья», «Снежинки падают на землю», «Цветные шарики в руках у девочки» и др.). Рисование красками, фломастерами, карандашами, мелом без задания («что получилось») и по заданию (мяч, яблоко, лента) совместно с учителем. Учитель «опредмечивает» — называет изображение, уточняя так ли он «прочитал» рисунок учащегося, стимулируя его отвечать «да» или «нет», называть объект, используя вербальные и невербальные средства общения. Совместное с учениками рисование предметов округлой формы (шары, бусы, обручи, сушки) с использованием в качестве вспомогательного средства для создания изображения предварительного обводящего движения. Включение получившихся изображений в сюжетный рисунок (рисует учитель), например: «Мячи в сетке», «Сушки на шпагате», «У мамы красивые бусы», «Шары на елке» и др. Совместное с учащимися рисование человеческого жилья, например деревенского дома с длинным или коротким забором. Обязательное дорисовывание (или наклеивание на рисунок) фи-гУрок людей (под деревом, рядом с домом) учителем с привлечением к практическим действиям учеников. Стимулирование учащихся максимально самостоятельно использовать приемы раскрашивания карандашами, красками, восковыми мелками контурных изображений. Обрисовывание тел учеников, а затем дополнение совместно с ними получившегося изображения деталями, раскрашивание, сравнение с натурой. Совместное с учащимися «рисование» большой кистью, губкой, рукой цветных пятен и ассоциирование их с реальными объектами (животные, тучи, солнце, растения). Совместное с учащимися создание композиций с помощью штампов («В саду поспели яблоки и груши», «Ежи собирают грибы на поляне», «На грядках выросли овощи» и др.). Совместное с учащимися рисование и дорисовывание знакомых изображений, например «Играем с мячом». Упражнения по освоению учащимися основных приемов работы с пластичными материалами: разминать двумя руками, разрывать на большие и мелкие части, соединять, отщипывать мелкие куски пальцами, раскатывать прямыми и круговыми движениями, расплющивать. Жестово-образные игры.Игры с музыкальным сопровождением и без него на сохранение равновесия, управление своим шагом, сохранение движения и покоя: «Я несу тяжелое ведро, я несу легкое ведро», «Перейди речку по камешкам», «Дождь», «Замерзли — согрелись», «Поездка на поезде» и др. Подвижные игры-импровизации (см. перечень первого полугодия). Ритмические упражнения.Упражнения на общую моторику, на развитие умения падать и вставать, садиться и вставать под ритмичные звуки музыкальных инструментов, звукоподражания: «Гололедица» (бух); «Кошка» (опора на руки и колени, спинка выгнута) — мяу-мяу; «Собачка» (опора на руки и колени, спинка прямая) — гав-гав. Двигательные речевые упражнения, в процессе которых учащиеся выполняют движения, ориентируясь на двигательный образец учителя и на его словесную инструкцию . Упражнения в перешагивании через незначительные препятствия, например веревку, невысокие (5 см) предметы (с помощью учителя и самостоятельно), сопровождающиеся хлопками или ударами музыкальных инструментов в момент перешагивания. Игровые упражнения, сопровождающиеся ритмичными хлопками, ударами в барабан, по металлофону, в бубен, на прокатывание мяча двумя руками друг другу, под дуги, между предметами. Ловля мяча, брошенного учителем, бросание мяча учителю, подбрасывание мяча вверх и ловля его. «Письменные упражнения».Знакомство с точкой. «Письмо» точек: пальцем на манке (песке), насыпанной в различные емкости (на поднос, в миску и т. п.); фломастерами, маркерами на листе бумаги. «Письмо» точек пальцем (с использованием различных техник) под ритмичные удары музыкальных инструментов или хлопки учителя. Знакомство с линией — «дорожка». «Письмо» линий пальцем на манке (песке), насыпанной в различные емкости. «Письмо» горизонтальных линий фломастерами, маркерами на листе бумаги, на грифельной доске (безотрывно, с отрывом карандаша, мела от поверхности, на которой пишут). «Письмо» горизонтальных линий (с использованием различных техник) за определенное время под ритмичные удары: хлопки, удары в барабан, удары деревянным (музыкальным) молоточком по столу и т. п.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1129)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |