Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Борьба с легализацией незаконных доходов



2015-12-04 2126 Обсуждений (0)
Борьба с легализацией незаконных доходов 4.67 из 5.00 3 оценки




Абсолютным большинством государств Европы да и всем междуна­родным сообществом признано, что легализация (отмывание) денег или имущества, полученных преступным или иным незаконным путем, стала глобальной угрозой экономической безопасности госу­дарств, что требует принятия согласованных мер как на националь­ном, так и на европейском и международном уровнях для защиты легальной экономики от криминальных инвестиций.

Мировым сообществом накоплен определенный опыт борьбы с отмыванием денег и другого имущества, полученного незаконным путем, и разработана общая международно-правовая концепция противодействия легализации нелегальных доходов, нашедшая свое отражение в таких важнейших международно-правовых документах, как Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота нарко­тических средств и психотропных веществ 1988 г. (Венская конвен­ция) и Конвенция Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности 1990 г. (Страсбургская конвенция).

Эта Конвенция, равно как и другие указанные ниже нормативно-правовые документы Совета Европы и ЕС по борьбе с отмыванием доходов, полученных незаконным путем, предопределяет необходи­мость сотрудничества государств-участников по трем основным на­правлениям:

- сближение позиций по уголовно-правовой оценке отмывания капиталов (доходов) в законодательстве государств-участников;

- унификация внутригосударственных мер, направленных на борь­бу с легализацией (отмыванием) денежных средств или иных капи­талов, полученных незаконным путем;

- определение наиболее эффективных мер и процедур европей­ского сотрудничества в борьбе с отмыванием доходов.

Перед Конвенцией ставилась также еще одна важная задача: до­полнить и развить существовавшие ранее юридические документы, разработанные под эгидой Совета Европы. В частности, речь шла о Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам (1959 г.), Европейской конвенции о судебных решениях по уголовным делам (1970 г.), Европейской конвенции о передаче судопроизводства по уголовным делам и др. При этом разные страны СЕ присоединились к различным конвенциям, а некоторые участво­вали в одной или двух из них. Таким образом, борьба с преступными деяниями на Европейском континенте не имела универсального правового фундамента.

Для государств, которые решили присоединиться к Конвенции СЕ 1990 г., это могло означать необходимость существенного изменения национального законодательства. В п. 1 ст. 6 Страсбургской кон­венции, озаглавленной «Правонарушения, связанные с отмыванием средств», установлено, что каждая сторона принимает законодатель­ные и другие необходимые меры, чтобы квалифицировать в качестве правонарушений следующие деяния, если они совершены умышленно:

«а) конверсию или передачу имущества, если известно, что это имущество является доходом, полученным преступным путем, с целью скрыть незаконное происхождение такого имущества или помочь любому лицу, замешанному в совершении основного правонаруше­ния, избежать правовых последствий своих деяний;

b) утаивание или сокрытие действительной природы, происхож­дения, местонахождения, размещения или движения имущества или прав на него, если известно, что это имущество представляет собой доход, полученный преступным путем;

c) приобретение, владение или использование имущества, если в момент его получения было известно, что оно является доходом, добытым преступным путем;

d) участие или соучастие в любом из правонарушений, опреде­ленных в настоящей статье, или в покушении на его совершение, а также помощь, подстрекательство, содействие или консультирова­ние в связи с совершением такого преступления».

Страсбургская конвенция 1990 г. расширяет сферу уголовных правонарушений, являющихся источником преступных доходов, отмывание которых, в свою очередь, составляет преступление. В от­личие от Венской конвенции, признающей правонарушениями только преступления в сфере оборота наркотиков, Страсбургская конвен­ция охватывает все уголовные преступления.

Конвенция Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов 1990 г., использующая, в отличие от Венской конвенции 1988 г., термин «отмывание доходов», шире определяет понятие «доход». В соответствии с п. а ст. 1 он означает любую экономическую выгоду, полученную в результате совершения уголов­ного правонарушения. Эта выгода может включать любое имущество, определенное в п. b ст. 1 (определение имущества соответствует определению собственности по Конвенции 1988 г.).

В июне 1991 г. Советом европейских сообществ также был при­нят документ по рассматриваемому вопросу - Директива Совета ЕС 91/308 от 10 июня 1991 г. о воспрепятствовании использованию финансовой системы в целях легализации доходов от преступной деятельности.

В Директиве четко определено, что преступной является лега­лизация не только доходов и имущества, полученных в результате торговли наркотиками, как это определяет Венская конвенция 1988 г., но и «имущественных ценностей всех видов (материальных и нема­териальных, движимых и недвижимых), правовых титулов и докумен­тов, которые удостоверяют право собственности и иные имущественные права», если эти «экономические выгоды» получены в результате совершения любых деяний, признанных преступными на территориях государств-членов Совета Европы.

Статья 1 Директивы устанавливает, что ее положения должны относиться ко всем кредитным и финансовым учреждениям, в том числе к страховым компаниям, и филиалам указанных учреждений, расположенных за пределами Европейского Союза, а также к тем предприятиям, организациям и профессиональным группам (казино, игорные заведения, пункты обмена валюты, нотариусы, адвокаты, налоговые консультанты и др.), которые могут быть использованы для отмывания капиталов.

Согласно абз. 41 ст. 1 Директивы ЕС 91/308 от 10 июня 1991 г., под легализацией незаконно приобретенных средств понимается конверсия и передача имущества, полученного незаконным путем, с целью скрыть незаконное происхождение такого имущества, утаивание или сокрытие действительной природы, происхождения, местонахождения, разме­щения или движения имущества или прав на него, если известно, что это имущество приобретено преступным путем, а также приобрете­ние, владение и использование имущества, если в момент его получе­ния известно, что оно является доходом, добытым преступным путем. Директива 91/308 согласно ст. 189 Договора об учреждении ЕЭС, в частности, является нормативно-правовым актом, обязательным для всех государств-участников в отношении достижения указанных в ней целей. При этом за ними сохраняется свобода принятия конк­ретных мер по ее выполнению. Рассматриваемая Директива содержит программу действий в финансовой среде, направленную на предот­вращение легализации доходов и развитие сотрудничества финансо­вых учреждений и правоохранительных органов. Так, она возлагает на кредитные и финансовые институты следующие обязанности:

- осуществлять идентификацию клиентов и всех сделок на сум­му, равную или превышающую 15 тыс. экю;

- сохранять в течение определенного срока документы о банков­ских операциях;

- проверять финансовые сделки на предмет их возможной связи с отмыванием доходов;

- сообщать компетентным государственным органам о подозри­тельных финансовых операциях.

Введение обязанности идентификации клиентов, предусмотренное в ст. 3 Директивы, и обязанности хранения документов о финансовых операциях в течение пяти лет (ст. 4) имеют целью документальную фиксацию финансовых операций, позволяющую при проведении расследования преступлений в сфере отмывания денег восстановить всю цепочку движения легализуемых средств.

В случае, если есть серьезные основания считать, что финансовая операция связана с легализацией незаконных доходов, последняя по решению компетентных органов может быть приостановлена. При этом клиенту не должно сообщаться о приостановлении его операции, а также о том, что о ней были проинформированы органы по борьбе с отмыванием денег. К тому же, финансовые и кредитные учреждения освобождаются от ответственности за передачу информации в случае, если подозрение в легализации доходов не подтвердилось (ст. 6-9).

Имплементация положений Директивы в государствах ЕС стала предметом двух докладов, представленных Еврокомиссией на рас­смотрение в Совет ЕС и Европарламент. Оба доклада, подготовлен­ные, соответственно, в 1995 и в 1998 гг., констатируют, что все государства-члены ЕС надлежащим образом осуществили имплементацию Директивы в национальном законодательстве. При этом под­черкивается, что цели, определенные в Директиве, были в основном достигнуты.

Вместе с тем указывается, что по прошествии нескольких лет с момента принятия Директивы изменился характер преступлений, связанных с легализацией (отмыванием) денежных средств и других капиталов, способы, методы и средства их осуществления. Отмыва­ние денег как динамично развивающаяся криминальная деятельность со временем охватило не только сферы банковского капитала, но и многие отрасли экономики, а также некоторые иные сферы деятель­ности, не охваченные регулированием Директивы. Это поставило в повестку дня вопрос о внесении в нее определенных изменений и дополнений. В соответствии с рекомендациями, данными Советом ЕС и Европарламентом после рассмотрения второго доклада, Евро-комиссия в 1998 г. начала работу по составлению проекта изменений и дополнений к Директиве 1991 г., который был представлен в конце 1999 г. в Совет ЕС и Европарламент.

Основное нововведение, содержащееся в проекте, состоит в рас­пространении обязанности сообщать о подозрительных операциях за пределами финансового сектора экономики и действиях, связанных с отмыванием денег. К таким учреждениям относятся, например,казино, риэлторские компании, ювелирные салоны, аукционы, нота­риальные конторы, адвокатские бюро и др.

После некоторого обсуждения проект был одобрен в октябре 2001 г. на встрече в Люксембурге министрами финансов стран Евросоюза. Рассматриваемыми проблемами занимается также Финансовая комиссия по проблемам отмывания денег (ФАТФ).Она была учреждена по инициативе семи ведущих индустриальных стран и президента Комиссии Европейских сообществ во время встречи на высшем уровне в июле 1989 г. в Париже.

В нее входят около 30 государств, в том числе Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Турция, Швейцария и др.

Россия вступила в ФАТФ в 2003 г.

ФАТФ объединяет экспертов, определяющих политику в законо­дательной, экономической, правоохранительной областях по проб­лемам борьбы с отмыванием денег. Она располагает большими техническими возможностями, а ее сотрудники обладают специаль­ными знаниями и опытом принятия решений в сфере финансов, юстиции, иностранных дел и др.

В 1990 г. этой Комиссией были подготовлены сорок рекомендаций ФАТФ, которые представляют собой основные положения концеп­ции противодействия легализации (отмыванию) доходов. В дальнейшем они пересматривались с учетом накопленного опыта и изменений, происходящих в сфере отмывания денег.

Основные рекомендации государствам-участникам следующие: объявить отмывание «грязных» денег преступлением; осуществить ряд эффективных мер с целью выявления, изъятия конфискации отмы­тых денег; реализовать эффективную систему установления лично­сти клиентов и внедрить процедуры ведения учета финансовыми учреждениями; внедрить практику извещения компетентных органов власти о фактах сомнительных сделок при возникновении подозрений о том, что в обращении находятся криминальные деньги; поддержи­вать тесное сотрудничество между государствами при осуществлении операций правоохранительного порядка в борьбе с отмыванием «грязных» денег и др.

В рекомендациях государствам-участникам предлагается расши­рить систему двусторонних и многосторонних договоров, регулиру­ющих вопросы правовой помощи в борьбе с отмыванием денег, в том числе касающиеся розыска преступников и конфискации доходов, полученных преступным путем. В этих целях всемерно поощряется оперативно-розыскная деятельность по осуществлению контролиру­емого перемещения отмываемых денежных средств с использованием оперативного внедрения, выявлению конкретных цепочек незаконных финансовых операций, установлению руководителей преступ­ных организаций, занимающихся отмыванием денег.

В настоящее время деятельность ФАТФ осуществляется по че­тырем основным направлениям: проверка соблюдения рекомендаций ФАТФ ее членами; обзор новых методов и типологий отмывания денег; обеспечение выполнения рекомендаций государствами-членами ФАТФ; сотрудничество с другими международными организациями.

Кроме того, ФАТФ проводит специальные исследования имею­щих место и могущих возникнуть в будущем методов (типологий) отмывания денег в целях содействия их выявлению компетентными органами государств и ежегодные деловые встречи экспертов право­охранительных органов для обсуждения наметившихся за истекший год тенденций в сфере отмывания денег. По результатам работы экспертов готовятся специальные доклады о типологиях легализации (отмывания) денег (money laundering typologies reports), которые являются важными источниками сведений о способах и методах легализации доходов, полученных незаконным путем.

ФАТФ с самого начала своего существования исходила из того положения, что государства-участники имеют различные законодатель­ные и финансовые системы и поэтому не в состоянии использовать одинаковые способы борьбы с отмыванием денег. Поэтому указанные выше рекомендации предложены лишь в качестве принципов работы в этой сфере, которые каждая сторона должна внедрять в соответствии со своими конкретными обстоятельствами и конституционной систе­мой. Таким образом, стороны получили свободу действия, а не подроб­ные предписания. Тем более что указанные в рекомендациях меры не оказывают негативного воздействия на свободу проведения легальных финансовых операций и не создают угрозу экономическому развитию.

Осуществление предусмотренных в рекомендациях в общем-то несложных мероприятий требует лишь одного - политической воли руководства государства.

Борьба с терроризмом

Международная преступность не имеет границ. Все европейские государства равны перед угрозой террористических актов. В этой связи они оказались перед необходимостью объединить свои усилия в борьбе с международной преступностью.

Важным фактором расширения общеевропейского сотрудниче­ства в борьбе с преступностью явилось возникновение организован­ной преступности и ее интернационализация. К особо опасным преступлениям следует отнести международный терроризм, который является одной из самых опасных форм преступности.

Против этого вида преступления европейские государства прини­мают конкретные меры. В частности, речь идет о разработке и принятии конвенций регионального характера и заключении двусторонних соглашений. Так, по инициативе Совета Европы государствами-членами Совета Европы в 1977 г. была одобрена Европейская кон­венция о пресечении терроризма.

Значительное место в борьбе с организованной преступностью в Европе занимают: Европейская конвенция о выдаче преступников 1957 г. и два протокола к ней 1975 г. и 1978 г., Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1959 г. и Допол­нительный протокол к ней 1978 г., Конвенция СНГ о правовой помо­щи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. Необходимо также отметить, что в 1996 г. Советом глав государств СНГ была утверждена Международная программа совмест­ных мер борьбы с организованной преступностью и иными видами опасных преступлений на территории государств Содружества.

Что касается внутреннего законодательства европейских государств, то в нем международный терроризм относится к особо опасным преступлениям. Но успех борьбы с этим злом XXI века в Европе может быть достигнут только в случае, если ко всем террористам будет при­меняться единый стандарт преступной природы их действий.

На общеевропейском и двустороннем уровнях необходимо разра­батывать эффективные меры для налаживания сотрудничества евро­пейских государств против преступной деятельности и террористи­ческого насилия, в частности речь идет об углублении интеграции и сотрудничестве между различными правоохранительными, след­ственными и судебными учреждениями.

Особая роль в борьбе с международным терроризмом в Европе отводится вышеупомянутой Европейской конвенции о пресечении терроризма 1977 г. В преамбуле Конвенции подчеркивается, что го­сударства-члены Совета Европы осознают растущую озабоченность, вызванную увеличением числа актов терроризма, и будут стремиться к принятию эффективных мер, с тем чтобы обеспечить неотврати­мость преследования и наказания лиц, совершивших подобные акты. В ст. 1 Конвенции перечисляются преступления, которые не могут квалифицироваться в качестве политического преступления или преступления, связанного с политическим преступлением, или пре­ступления, совершаемого по политическим мотивам:

«а) преступление, подпадающее под действие Конвенции о борь­бе с незаконным захватом воздушных судов, подписанной в Гааге 16 декабря 1970 г.;

Ь) преступление, подпадающее под действие положений Конвенции о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации, подписанной в Монреале 23 сентября 1971 г.;

c) серьезное преступление, связанное с покушением на жизнь, физическую неприкосновенность или свободу лиц, пользующихся международной защитой, включая дипломатических агентов;

d) преступление, связанное с похищением, захватом заложников или серьезным незаконным насильственным удержанием людей;

e) преступление, связанное с применением бомб, фанат, ракет, автоматического стрелкового оружия или взрывчатых устройств, вло­женных в письма или посылки, если подобное применение создает опасность для людей;

f) покушение на совершение одного из вышеуказанных преступ­лений или участие в качестве сообщника лица, которое совершает подобное преступление или покушение на его совершение».

Статья 2 дополняет ст. 1 положениями в отношении квалифика­ции преступлений. К ним относятся: серьезное насильственное пре­ступление, направленное против жизни, физической неприкосно­венности или свободы личности; серьезное преступление, связанное с нанесением ущерба имуществу, если оно создает коллективную опасность для людей. В соответствии с положениями Конвенции лица, совершившие вышеупомянутые преступления, подлежат выдаче.

Однако, как отмечается в ст. 5 Конвенции, в выдаче может быть отказано, если запрашиваемое государство имеет веские основания полагать, что просьба о выдаче в связи с преступлениями, перечис­ленными в ст. 1 и 2 Конвенции, была направлена с целью судебного преследования или наказания лица на основании его расы, религии, национальности или политических взглядов.

Немаловажное значение имеют положения ст. 7 Конвенции, в ко­торых предусматривается, что в случае обнаружения лица, совершив­шего преступление, упомянутое в ст. 1 Конвенции, на территории договаривающегося государства, если оно отказывается выдать его, то оно обязано организовать судебное преследование данного лица.

В Конвенции также содержится положение о том, что Европейский комитет по проблемам преступности Совета Европы информирует­ся о применении настоящей Конвенции. Комитет предпринимает все необходимое для содействия дружественному разрешению лю­бой трудности, которая может возникнуть в связи с ее примене­нием.

Любой спор между договаривающимися государствами, относя­щийся к толкованию или применению Конвенции, который не был урегулирован в рамках п. 2 ст. 9 Конвенции, передается на арбитраж­ное разбирательство по просьбе любой из сторон в споре. Арбитраж­ный суд устанавливает свою процедуру. Его решения принимаются большинством голосов. Решения суда являются окончательными.

По состоянию на февраль 2002 г. участниками Европейской конвенции о пресечении терроризма 1977 г. было 36 европейских государств. Для Российской Федерации Европейская конвенция о пре­сечении терроризма 1977 г. вступила в силу 5 февраля 2001 г.

Одной из актуальных проблем для европейских государств в деле борьбы против терроризма в Европе является совершенствование сотрудничества в сфере прекращения финансовых потоков, направлен­ных на поддержку преступной деятельности. Решению этой проблемы служит Конвенция об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности, подписанная государствами-членами Совета Европы в Страсбурге 8 ноября 1990 г.

В преамбуле Конвенции отмечается, что борьба против опасных форм преступности, во все большей степени приобретающих между­народный характер, требует использования эффективных и совре­менных методов в международном масштабе и что один из этих методов заключается в лишении преступника доходов, добытых преступным путем. В этой связи европейские государства считают, что для достижения этой цели необходимо создать эффективную систему международного сотрудничества.

Глава II Конвенции посвящена мерам, принимаемым на нацио­нальном уровне. В ст. 2 Конвенции по этому поводу говорится, что каждая Сторона принимает законодательные и другие меры, предо­ставляющие ей возможность конфисковывать орудия преступления и доходы или имущество, стоимость которого соответствует этим до­ходам. Кроме того, каждая Сторона также принимает законодатель­ные и другие необходимые меры с целью квалифицировать в качестве уголовного правонарушения в соответствии со своим внутренним правом, при наличии умысла:

а) конверсию или передачу имущества, если известно, что это имущество является доходом, полученным преступным путем, с целью скрыть незаконное происхождение такого имущества или помочь любому лицу, замешанному в совершении основного преступления, избежать правовых последствий своих деяний;

б) утаивание или сокрытие действительной природы происхож­дения, местонахождения, размещения или движения имущества, или прав на него, если известно, что это имущество представляет собой доход, полученный преступным путем (ст. 6 Конвенции).

Глава III регулирует вопросы международного сотрудничества. В ст. 7 Конвенции содержится весьма важное положение о том, что Стороны в максимально возможной степени сотрудничают друг с другом в проведении расследований и судебных разбирательств в целях конфискации орудий и доходов.

Согласно положениям Конвенции, Стороны в максимально воз­можной степени оказывают друг другу по запросу помощь в опре­делении и обнаружении орудий, доходов и другого имущества, подлежащего конфискации. Эта помощь включает меры по предоставлению и поиску информации, касающейся существования, местона­хождения и стоимости упомянутого выше имущества.

В ст. 13 Конвенции регулируются вопросы, связанные с конфис­кацией. В частности, Сторона, получившая от другой стороны запрос

0 конфискации орудий преступления или доходов, находящихся на ее территории, исполняет постановление о конфискации, вынесенное судом запрашивающей стороны в отношении этих орудий или доходов.

В целях координации предпринимаемых шагов в деле борьбы с терроризмом Стороны, как это предусматривается ст. 23 Конвенции, назначают центральный орган или, если это необходимо, органы, отве­чающие за направление запросов в соответствии с разделом 7 Конвен­ции и ответов на них, исполнение таких запросов или передачу их органам, обладающим необходимой компетенцией для их исполнения.

По состоянию на 11 февраля 2002 г. участниками Конвенции об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов 1990 г. явля­лись 37 европейских государств. Подписана от имени Российской Федерации 7 мая 1999 г., вступила в силу для Российской Федерации декабря 2001 г.

Повышению эффективности борьбы с терроризмом в Европе способствует и Европейская конвенция о выдаче 1957 г. В соответ­ствии со ст. 1 Конвенции договаривающиеся стороны обязуются выдавать друг другу, при условии соблюдения положений Конвенции, всех лиц, в отношении которых компетентные органы запрашиваю­щей стороны осуществляют судопроизводство в связи с каким-либо преступлением или которые разыскиваются указанными органами для приведения в исполнение приговора.

В Конвенции перечисляются преступления, служащие основани­ем для выдачи. В частности, в ст. 2 Конвенции говорится, что выдача осуществляется в отношении преступлений, наказуемых в соответст­вии с законодательством запрашивающей Стороны и запрашиваемой стороны лишением свободы на срок не менее одного года или более серьезным наказанием.

В ст. 12 Конвенции содержится положение о том, что просьба о выдаче подается в письменном виде и передается по дипломатиче­ским каналам. Она должна сопровождаться:

а) подлинником или заверенной копией обвинительного заклю­чения и приговора или постановления об аресте, немедленно всту­пающего в силу;

б) указанием преступлений, в связи с которыми запрашивается выдача (время и место их совершения, их юридическая квалифика­ция и ссылки на соответствующие правовые нормы должны быть указаны как можно точнее);

в) копией соответствующих законодательных актов или в тех случаях, когда это невозможно, указанием соответствующего закона икак можно более точным описанием требуемого лица, а также любой другой информацией, которая может способствовать установ­лению его личности и гражданства.

По состоянию на 11 февраля 2003 г. участниками Европейской конвенции о выдаче 1957 г. являются 41 европейское государство. Для Российской Федерации Европейская конвенция о выдаче 1957 г. вступила в силу 9 марта 2000 г.

В последнее время активно развивается сотрудничество по борьбе с международными преступлениями между европейскими государст­вами и на двустороннем уровне. Так, в заключенных Российской Федерацией в 1992 г. межгосударственных договорах с Францией и Великобританией о принципах взаимоотношений, а также заклю­ченных бывшим СССР в 1990 г. Договоре о добрососедстве, партнер­стве и сотрудничестве с ФРГ и Договоре о дружбе и сотрудничестве с Италией содержится обязательство о взаимодействии в борьбе с международным терроризмом. В 1997 г. между Российской Феде­рацией и Турцией был подписан Меморандум о борьбе с террориз­мом. Подобного рода соглашения заключены между Италией и Турцией, между Францией и Италией ит.д.

В основе обязательств по договорам о борьбе с терроризмом лежит принцип aut dedere aut judicare (либо выдай, либо обеспечь судебное преследование), что призвано обеспечить неотвратимость наказания преступников.



2015-12-04 2126 Обсуждений (0)
Борьба с легализацией незаконных доходов 4.67 из 5.00 3 оценки









Обсуждение в статье: Борьба с легализацией незаконных доходов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2126)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.017 сек.)