Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


К особенностям потребительского выбора можно отнести



2015-12-04 1372 Обсуждений (0)
К особенностям потребительского выбора можно отнести 0.00 из 5.00 0 оценок




– эффект присоединения к большинству;

– эффект сноба;

– эффект Веблена.

 

Порядковый подход к анализу полезности позволяет выявить свойства кривых безразличия потребителя (рис. 17).

 

в)
б)
а)

 

Рис. 17

 

Кривая безразличия (indifference curve) объединяет различные комбинации объёмов потребления двух благ (или их наборов), приносящие потребителю одинаковый уровень полезности (линия равной полезности) (рис. 17а).

Предельная норма замещения (Marginal Rate of Substitution) благом X блага Y (MRSXY) – количество блага Y, которым потребитель согласен пожертвовать ради увеличения количества блага X на единицу, оставаясь при этом на неизменном уровне полезности (рис. 17б):

.

.

Геометрически MRSXY характеризует наклон кривой безразличия в точке (рис. 17в). MRSXY убывает с увеличением X (tga1 > tga2).

 

 

Множество кривых безразличия представляют собой так называемую карту кривых безразличия (рис. 18).

Свойства кривых безразличия:

– отрицательный наклон;

– выпуклость к началу координат;

Рис. 18
– полезность возрастает по мере удаления от – начала координат;

– кривые безразличия не пересекаются.

 

На рис. 19 представлены графические представления частных случаев кривых безразличия.

 

 

1) стандартные предпочтения (Кобба-Дугласа) U(X, Y) = AXaYb, a, b > 0, a + b = 1, A > 0 2) X и Y – совершенные субституты U(X, Y) = AX + BY A, B > 0 3) X и Y – совершенные комплементы U(X, Y) = min{AX, BY} A, B > 0

 

 

4) X – безразличное благо U(X, Y) = Y = U(Y) (U не зависит от X) 5) X и Y – несовместные блага U(X, Y) = AX2 + BY2 A, B > 0 6) X – антиблаго U(X, Y) = Y – AX2 A > 0

 

Рис. 19

 

 

 
 


Бюджетное ограничение (budget constraint) объединяет различные комбинации двух благ (или их наборов), при потреблении которых потребитель тратит весь свой доход (рис. 20):

I = PX ×X + PY ×Y.

 
 
Рис. 20

 


В порядковой теории полезности равновесие потребителя графически определяется на рис. 21

Находясь в состоянии равновесия, потребитель тратит весь свой доход и достигает максимального уровня полезности.

Точка равновесия (оптимума) потребителя E(XE, YE) – точка касания бюджетного ограничения с одной из кривых безразличия.

 
 
Рис. 21


Точку равновесия можно определить аналитически, решив систему уравнений:

– наклон кривой безразличия равен наклону бюджетного ограничения – точка оптимума принадлежит бюджетному ограничению

 

Тест

 

1. Экономической целью домохозяйства как самостоятельного экономического агента является максимизация:

а) затрат ресурсов;

б) совокупной полезности;

в) доходов от факторных услуг;

г) прибыли.

 

2. Родовая или абстрактная полезность – это:

а) субъективная ценность блага;

б) объективное свойство блага;

в) совокупность свойств блага, необходимых для нормальной жизнедеятельности человека;

г) способность блага удовлетворять потребности.

 

3. Подход к анализу полезности, основанный на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах – ютилях:

а) кардиналистский;

б) неоклассический;

в) кейсианский;

г) ординалистский.

 

4. Согласно первому закону Госсена по мере потребления каждой дополнительной единицы экономического блага:

а) общая полезность убывает, а предельная полезность растет;

б) общая и предельная полезности убывают;

в) общая полезность растет, а предельная полезность убывает;

г) общая и предельная полезности возрастают.

 

5. На рациональное потребительское поведения влияют:

а) потребительские предпочтения;

б) ограничение бюджета;

в) сложившийся уровень цен;

г) все ответы верны.

 

6. Согласно второму закону Госсена достижение оптимальной структуры потребления возможно, если наблюдается:

а) равенство соотношений предельной полезности к ценам всех потребляемых благ;

б) равенство соотношений общей полезности к ценам всех потребляемых благ;

в) равенство средних полезностей потребляемых благ;

г) нет верных ответов.

 

7. Кривая безразличия – это множество точек на плоскости, которые:

а) отражают спрос на взаимозаменяемые товары;

б) отражают наборы двух экономических благ одинаковой суммарной полезности;

в) соответствуют благам, замена которых одинаково полезна;

г) отражают взаимозависимость цен и наборов двух благ.

 

8. Какая из перечисленных характеристик относится к кривым безразличия стандартного вида:

а) имеют линейный характер;

б) могут пересекаться;

в) не имеет участки возрастания;

г) имеют положительный наклон.

9. Совершенные дополнители – это блага:

а) которые удовлетворяют некоторую потребность совместно;

б) которые способны удовлетворить одну и ту же потребность;

в) у которых потребление падает с ростом доходов потребителей;

г) которые обладают высокими потребительскими характеристиками.

 

10. Совершенные заменители – это блага:

а) которые обладают высокими потребительскими характеристиками;

б) которые способны удовлетворить одну и ту же потребность;

в) которые удовлетворяют некоторую потребность совместно;

г) у которых потребление падает с ростом доходов потребителей.

 

11. Анализ карт безразличия основан на следующем ограничении:

а) ненасыщенность;

б) транзитивность;

в) возможность сравнения благ для наилучшего выбора;

г) все ответы верны.

 

12. Расположение и наклон кривых безразличия для каждого потребителя определяется:

а) ценами приобретаемого набора благ;

б) размером дохода потребителя;

в) потребительскими предпочтениями;

г) все ответы верны.

 

13. Движение вниз по кривой безразличия вызывает:

а) рост предельной нормы замещения;

б) сокращение предельной нормы замещения;

в) сокращение доходов потребителя;

г) рост доходов потребителя.

 

14. Если потребитель приобретает набор благ, лежащий внутри области, ограниченной бюджетной линией, то он:

а) склонен к сбережению части бюджета;

б) достиг оптимального состояния;

в) максимизирует совокупную полезность;

г) стремится приобрести товары сверх бюджета.

15. Изменение размера потребительских доходов влияет на:

а) наклон бюджетной линии;

б) наклон кривой безразличия;

в) расстояние кривой безразличия от начала координат;

г) расстояние бюджетной линии от начала координат.

 

16. Из представленных ниже утверждений к неверным относится:

а) стандартная кривая безразличия имеет положительный наклон;

б) в точке оптимума потребителя предельные полезности равны;

в) все точки на кривой безразличия имеют одинаковую полезность;

г) сдвиг бюджетной линии связан с уровнем потребительских доходов.

 

17. Оптимум потребителя достигается в точке пересечения:

а) кривой безразличия и оси дохода;

б) двух кривых безразличия;

в) бюджетной линии и касательной к кривой безразличия;

г) не может быть достигнут.

18. Оптимальный потребительский набор благ:

а) лежит в области бюджетной совокупности;

б) обеспечивает максимизацию полезности;

в) соответствует минимуму потребительских затрат;

г) все ответы верны.

 

19. В точке оптимуму потребителя соблюдается равенство отношений:

а) средних полезностей и цен потребительских благ;

б) средних и предельных полезностей благ;

в) предельной нормы замещения и цен потребительских благ;

г) предельной нормы замещения и средних полезностей благ.

 

20. Положение, в соответствии с которым последняя денежная единица, затраченная на приобретение блага, должна давать одну и ту же предельную полезность – это:

а) эффект Пигу;

б) эквимаржинальный принцип;

в) эффект Веблена;

г) парадокс Гиффена.

 

Практические задания

 

1. На рисунке представлены различные варианты карт безразличия потребителя.

 

Рис. 22

 

Какие из вариантов графиков рис. 22 соответствуют следующим наборам товаров:

1) совершенные заменители;

2) совершенные дополнители;

3) абсолютно независимые товары;

4) потребительская корзина с нежелательным товаром;

5) потребительская корзина с нейтральным товаром.

2. Определить предельную норму замещения фруктов овощами (табл. 14).

Таблица 14

 

Потребительская корзина Варианты потребительских наборов
А Б В Г Д
Фрукты, кг
Овощи, кг

 

3. Данные относительно общей, средней и предельной полезности группы товаров А, Б и В представлены в таблице. Заполните недостающие строки табл. 15.

Таблица 15

 

Количество товара Товар А Товар Б Товар В
TU AU MU TU AU MU TU AU MU
             
         
           
           
           

 

4. Имеются данные относительно совокупной полезности потребления набора продуктов: А, Б и В (табл. 16).

Таблица 16

 

Объём потребления TUА TUБ TUВ

 

Определите, насколько рациональным было решение потратить 450 руб. на потребление 3 ед. продукта А по цене 45 руб. за единицу, 3 ед. продукта Б по цене 75 руб. за единицу и 3 ед. продукта Б по цене 30 руб. за единицу. Потребление какого набора продуктов А, Б и В будет отвечать требованиям второго закона Госсена.

 

5. Покупатель потреблял 3 ед. товара А, приносящего ему 5 ед. полезности, и 10 ед. товара Б, дающего 25 ед. полезности. Изменив свои потребительские предпочтения, он стал потреблять 5 ед. товара А и 8 шт. товара Б, которые принесут ему соответственно 8 и 18 ед. полезности. Определить величины предельной полезности для каждого товара и предельную норму замещения товаров.

 

6. Цена продукта А составляет 15 руб., а цена продукта В – 10 руб. Доход потребителя составил 2400 руб. Данные для построения кривой безразличия двух товаров заданы в табл. 17.

Таблица 17

 

Товар А
Товар В

 

Построить кривую безразличия и бюджетную линию потребителя. Определить точку равновесия потребителя, предельную норму замещения и наклон бюджетной линии.

 

7. Бюджетная линия некоего потребителя может быть задана линейной функцией: q1 = 15 – 3q2, а карта безразличия представляет собой совокупность кривых безразличия, заданных различными уравнениями

q1 = 12/q2; q1 = – 3+10/q2; q1 = 5+ 8/q2,

где q1, q2 – количество двух видов товаров, которые намерен приобрести потребитель.

Определите оптимум потребления, построив кривые безразличия и бюджетную линию данного потребителя. Прокомментируйте положение трёх заданных кривых безразличия по отношению к бюджетной линии.

 

8. Полезность каждой потребляемой единицы товара зависит от количества потребляемого товара (табл. 18).

Таблица 18

 

Q , шт.
U, ютиль

 

Определите, предположив, что 1 ютиль оценивается в 1 рубль:

1) излишек потребителя при цене товара 10 руб./шт. и какое количество товара приобретет покупатель при данной цене;

2) каков объём покупаемого товара и выигрыш потребителя до 7 руб./ шт.

Проиллюстрировать ответ графически.

 

9. Кривые потребительского выбора между товарами А и Б для двух уровней полезности заданы в табл. 19.

Таблица 19

 

qA, шт.
qБ, шт. при U = U1 при U = U2          

 

Цена товара А составляет 2 руб./шт., товара Б – 2 руб./шт. Какой из двух вариантов полезностей обеспечивает наименьшую, потребляя некоторое количество товаров А и Б? Каков его номинальный доход?

Проиллюстрируйте графически сдвиг точки потребительского равновесия при уменьшении цены товара Б в 2 раза.

 

10. В табл. 20 представлены три набора безразличия двух товаров А и Б, каждый из которых представляет различный уровень полезности. Если цены товаров А и Б составляют 50 рублей, то каков будет потребительский набор, доставляющий максимально возможную полезность при совокупном доходе 2500 рублей.

Таблица 20

 

Набор 1 Набор 2 Набор 3
А Б А Б А Б

 

Задачу решить графически и изобразить:

1) изменение положения точки оптимума потребителя при увеличении дохода потребителя на 500 рублей;

2) изменение положения точки оптимума потребителя при увеличении цены товара А в 2 раза;

3) эффект дохода и эффект замещения при указанном изменении цены.

 

Примеры решения задач

Задача 1

 

Потребитель предполагает истратить 500 рублей на покупку двух товаров: А и Б. Цена продукта А составляет 50 руб., а цена продукта В – 100 руб.

Данные для построения кривой безразличия двух товаров заданы в табл. 21.

Таблица 21

 

Продукт А
Продукт Б

 

Постройте кривую безразличия и бюджетную линию потребителя. Определите точку равновесия потребителя, предельную норму замещения и наклон бюджетной линии.

Решение

 

Точка равновесия или оптимум потребителя – это потребительский набор, лежащий в области бюджетной совокупности и обеспечивающий данному потребителю максимальную потребность. Графически это точка пересечения бюджетной линии и кривой безразличия потребителя.

Построим графики и определим равновесие потребителя (рис. 23).

Исходя из построенного графика, оптимум потребителя будет достигаться не в конкретной точке, а на отрезке при потреблении от 2 до 6 единиц продукта А и от 2 до 4 единиц продукта Б.

Предельную норму замещения MRS характеризует норму замещения в данной точке кривой безразличия и определяется отношением цен товаров потребительской корзины:

MRS = = = .

 
 

 


Рис. 23. Оптимум потребителя

 

Геометрическая норма замещения равна тангенсу угла наклона бюджетной линии:

tg a = = = .

Таким образом, в точке оптимума потребителя кривая безразличия касается бюджетной линии, т.е. наклон кривой безразличия равен наклону бюджетной линии.

 

Задача 2

 

По данным табл. 22 рассчитайте значения средней и предельной полезности. Постройте график средней и предельной полезности.

Таблица 22

 

Количество товара
Общая полезность

Решение

 

Определим, что есть общая средняя и предельная полезность.

Общаясовокупная полезность (TU или U) – это полезность всего количества данного блага.

Средняя полезность(AU) – это полезность на однуединицу данного блага

.

Предельную полезность (MU)– это полезность последней доступной человеку единицы данного блага.

,



2015-12-04 1372 Обсуждений (0)
К особенностям потребительского выбора можно отнести 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: К особенностям потребительского выбора можно отнести

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1372)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)