Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


К практическому занятию. Экономические и социальные условия формирования и становления рынка



2015-12-04 1024 Обсуждений (0)
К практическому занятию. Экономические и социальные условия формирования и становления рынка 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Экономические и социальные условия формирования и становления рынка. Эволю­ция теоретических взглядов на формирование рынка. Элементы, функции и роль рынка в общественном производстве. Негативные и позитивные элементы рыноч­ных связей и отношений.

Структура рынка, виды рынков и их классификация по экономическому назна­чению, товарным группам, пространственному признаку, степени ограничения конкуренции, видам субъектов рыночных отношений. Инфраструктура рынка. Биржа, банк, торговля, коммерция как элементы инфра­структуры рынка; их виды, содержание деятельности и роль в рыночной экономике.

Модели рыночной экономики. Использование мирового опыта функционирования рынка в экономической жизни России.

Рыночный механизм как взаимосвязь и взаимодействие элементов рынка: спроса, предложения и цены. Конъюнктура рынка.

Спрос как неотъемлемый элемент рынка. Закон спроса, кривая спроса. Факторы, влияющие на спрос. Эластичность спроса по цене и доходу. Перекрестная эластичность. Коэффициент эластичности. Рыночный спрос.

Предложение – элемент рынка. Закон предложения, кривая предложения, эластичность предложения. Коэффициент эластичности предложения. Факторы, влияющие на предложение. График и кривые предложения.

Взаимодействие спроса и предложения. Равновесная цена как необходимое условие возникновения рыночного равновесия. Затоваривание и дефицит как свидетельствонарушения рыночного равновесия.

Конкуренция как элемент рынка. Свободная, или совершенная, конкуренция, её достоинства и недостатки. Механизмравновесия рынка в условиях совершенной конкуренции.

Монополистическая, или несовершенная, конкуренция. Возникновение монополий – причина перехода от свободной конкуренции к монополистической. Монополии, созданные государством. Естественные монополии.

Виды конкуренции в условиях монополистического производства: монопсония, олигополия, олигопсония.

Формы конкуренции в условиях монополистического производства: научно-техническое соперничество, промышленно-производ­ственное соперничество, торговое соперничество. Монопольная цена. Антимонопольное законодательство.

 

Основные понятия, необходимые для изучения темы

Спрос (Demand) показывает, какое количество товара готовы приобрести покупатели в данный момент времени по каждой возможной цене при прочих равных условиях.

Объём (величина) спроса (Quantity Demanded) показывает, какое количество товара готовы приобрести покупатели в данный момент времени по данной цене при прочих равных условиях.

Функция спроса связывает множество факторов:

QD = F (P, I, Z, W, PS, PC, N, …)

где QD – объём спроса;

P – цена товара (Price);

I – доход потребителя (Income);

Z – факторы, формирующие предпочтения покупателей (вкусы, мода, реклама, сезон и др.);

W – ожидания потребителей по поводу цены данного товара в будущем (Waitings);

PS – цены товаров, являющихся субститутами данного товара (Substitutes (лат.) – замена), взаимозаменяемых товаров, характеризующихся тем, что рост цены на один товар вызывает увеличение потребления другого;

PC – цены товаров, являющихся комплементами данного товара (Complements), то есть товарами, которые могут быть использованы совместно с другими товарами (например, компьютеры и принтеры), при этом рост цен на один дополняющий товар ведет к уменьшению спроса на другой товар.

N – число потребителей данного товара (Number of consumers).

I, Z, W, PS, PC, N – неценовые факторы спроса.

Графически зависимость объёма спроса от цены QD(P) при прочих равных условиях выражается в виде кривой спроса (рис. 6).

Закон спроса предполагает, что изменение цены товара (при прочих равных условиях) вызывает изменение объёма спроса (но не спроса!), например рост цены товара приводит к уменьшению объёма спроса на данный товар.

Закон спроса позволяет объяснить ряд следующих экономических явлений:

· эффект дохода: рост цены товара Þ снижение покупательной способности потребителя Þ сокращение покупок данного товара;

· эффект замещения: рост цены товара Þ стремление потребителей к замещению данного товара другими, относительно более дешевыми Þ сокращение покупок данного товара.

Изменения неценовых факторов I, Z, W, PS, PC, N вызывают изменение спроса. При этом графически происходит сдвиг всей кривой спроса (рис. 7).

 

Рис. 6. Графическая интерпретация Рис. 7. Влияние изменения неценовых

закона спроса факторов на изменение спроса

Нормальные товары – товары, спрос на которые растёт с ростом дохода потребителя.

Инфериорные товары (некачественные, низшей категории) – товары, спрос на которые падает с ростом дохода потребителя.

Если X и Y – товары-субституты, то рост цены товара Y вызывает увеличение спроса на товар X.

Если X и Y – товары-комплементы, то рост цены товара Y вызывает уменьшение спроса на товар X.

Индивидуальный спрос – спрос одного потребителя на данный товар.

Рыночный спрос – спрос всех потребителей на рынке на данный товар.

Объём рыночного спроса при каждой цене равен сумме объёмов индивидуального спроса каждого потребителя на данный товар:

.

Графическая интерпретация формирования кривой рыночного спроса сложением кривых индивидуального спроса по горизонтали представлена на рис. 8.

 

 

Рис. 8. Формирование рыночного спроса

 

Предложение (Supply) показывает, какое количество товара производители готовы предоставить на рынок в данный момент времени по каждой возможной цене при прочих равных условиях.

Объём (величина) предложения (Quantity supplied) показывает, какое количество товара производители готовы предоставить на рынок в данный момент времени по данной цене при прочих равных условиях.

Функция предложения связывает множество факторов:

QS = F(P, K, T, PR, PX, N, …)

QS – объём предложения;

P – цена товара (Price);

K – тип используемой технологии (Kind of Technology);

T – налоги (Taxes) и дотации (Subsidies);

PR – цены ресурсов (Prices of resources);

PX – цены других товаров, производимых из тех же ресурсов;

N – число производителей данного товара (Number of producers).

K, T, PR, PX, N – неценовые факторы предложения.

Графически зависимость объёма предложения от цены QS(P) при прочих равных условиях выражается в виде кривой предложения (рис. 9).

Закон предложения предполагает, что изменение цены товара (при прочих равных условиях) вызывает изменение объёма предложения (но не предложения!), например рост цены товара приводит к увеличению объёма предложения данного товара.

Изменения неценовых факторов K, T, PR, PX, N вызывают изменение предложения. При этом графически происходит сдвиг всей кривой спроса (рис. 10).

 

 

Рис. 9. Графическая интерпретация Рис. 10. Влияние изменения неценовых

закона предложения факторов на изменение предложения

 

Рыночное предложение – это суммарное предложение данного блага на рынке. Иначе говоря, объём рыночного предложения при каждой цене равен сумме объёмов предложения каждой фирмы :

.

 

Рис. 11. Формирование рыночного предложения  
Графическая интерпретация формирования кривой рыночного предложения сложением кривых предложения отдельных фирм по горизонтали представлена на рис. 11.

 

Виды эластичности

 

· Эластичность спроса по цене (Price elasticity)

= = ;

,

где P – цена товара; Q – количество товара.

 

Факторы эластичности спроса по цене:

– наличие товаров-заменителей;

– размер дохода потребителя;

– удельный вес товара в бюджете потребителя;

– степень информированности потребителей о ценах;

– степень необходимости товара;

– степень необходимости товара;

– степень насыщения рынка;

– широта определения товара

 

· Эластичность спроса по доходу (Income elasticity)

= = ,

где Q – количество товара; I – доход потребителя.

 

·Перекрестная эластичность спроса (Cross elasticity)

= =

= .

 

· Эластичность предложения по цене (Price elasticity of supply)

– точечная (point elasticity)

– дуговая (arc elasticity)

=

 

Факторы эластичности предложения:

– фактор времени;

– наличие запасов и возможность хранения товара;

– особенности технологии производства товара;

– возможность замещения ресурсов.

 



2015-12-04 1024 Обсуждений (0)
К практическому занятию. Экономические и социальные условия формирования и становления рынка 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: К практическому занятию. Экономические и социальные условия формирования и становления рынка

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1024)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)