Цель и задачи учебной практики
Методические указания к прохождению учебной практики по почвоведению для бакалавров направления 280401 «Природообустройство и водопользование», профиль «Мелиорация, рекультивация и охрана земель»
Улан-Удэ, 2013 УДК 631.6:631.9 (07) 4-625
Утверждено методическим советом БГСХА
Рецензент: Зав. кафедрой мелиорации, рекультивации и охраны земель ФГБОУ ВПО Бурятской государственной сельскохозяйственной академии, им. В.Р.Филиппова. к.б.н., Малханова Е.В.
Чимитдоржиева И.Б. Методические указания к прохождению учебной практики по почвоведению для бакалавров направления 280401 «Природообустройство и водопользование», профиль «Мелиорация, рекультивация и охрана земель» /И. Б. Чимитдоржиева, С. В. Хутакова. – Улан-Удэ: ФГБОУ ВПО, Изд-во БГСХА им. В. Р.Филиппова, 2013. - 60 с.
Методические указания предназначены для бакалавров Института землеустройства, кадастров и права, мелиорации рекультивации земель, по направлению 280401 «Природообустройство и водопользование», профиль «Мелиорация, рекультивация и охрана земель». Особое внимание уделяется изложению методик изучения и описания почв, в связи с условиями почвообразования и сельскохозяйственной деятельности. Освещается круг вопросов, который позволит студентам преодолеть затруднения, наиболее часто встречающиеся в процессе самостоятельных полевых исследований.
УДК 631.631.9 (07) 4-625
И.Б.Чимитдоржиева, С.В. Хутакова, 2013 ФГБОУ ВПО «Бурятская государственная сельскохозяйственная академия им. В. Р.Филиппова», 2013 СОДЕРЖАНИЕ Введение…………………………………………………………………………4 1. Цель и задачи учебной практики………………………………………..5 2. Объект изучения………………………………………………………….6 Почвы гидроморфного ряда…………………………………………...6-8 Почвы засушливых зон………………………………………………...8-9 Почвы галогенного ряда……………………………………………....9-10 3. Подготовительный период…………………………………………..10-11 4. Полевые работы………………………………………………………11-17 Техника полевого исследования почв……………………………….11-17 Морфологические свойства почв…………………………………….17-21 Строение почвенного профиля……………………………………….17-21 Окраска почвы и ее горизонтов………………………………………….22 Влажность почвы…………………………………………………………24 Структура почвы……………………………………………………....24-28 Сложение почвы……………………………………………………….23-30 Включения и новообразования……………………………………….30-32 Гранулометрический состав почвы…………………………………..32-36 Степень выраженности перехода из одного горизонта в другой…..36-37 Методика взятия почвенных образцов………………………………….37 Техника отбора образцов………………………………………………...37 Полевое название почвы…………………………………………………38 Установление общей картины пространственного размещения почвенных типов………………………………………………………….39 5. Камеральная обработка материала, составление и защита отчета……………………………………………………………………....41 Литература………………………………………………………………...42 Приложения…………………………………………………………....43-59
Введение Почвой называется самый поверхностный слой суши земного шара, возникший в результате изменения горных пород под воздействием живых и мертвых организмов (растительных, животных и микроорганизмов), солнечного тепла и атмосферных осадков. Почва представляет собой совершенно особое природное образование, обладающее только ей присущими строением, составом и свойствами. Что такое почва? Долгие годы люди думали, что почва - это рыхлая горная порода, близкая по происхождению песку, суглинку или глине. Однако в конце 80-х годов прошлого века великий русский ученый, основоположник науки о почве - почвоведения - Василий Васильевич Докучаев в результате своих исследований определил, что почва, хотя и образовалась из горных пород, но по виду и свойствам существенно от нее отличается. Основным же отличием почвы от горных пород является ее плодородие,т.е. способность снабжать растения в максимально потребном количестве водой и питательными веществами. Поэтому В.В. Докучаев выделил почву как особое естественноисторическое тело со своими законами развития. В сельскохозяйственной практике почва относится к основным средствам производства и является предметом труда. В отличие от известных средств производства (например, сельскохозяйственные машины) почва - практически не воспроизводимое тело природы. Как предмет труда, она может приобрести и положительные (повышение плодородия) и отрицательные (потеря плодородия) качества в зависимости от способов и методов ее эксплуатации. Поэтому всестороннее и тщательное изучение почв - необходимая основа мероприятий по землеустройству и повышению производительности сельского хозяйства. Изучение почвенного покрова дает материал для решения целого ряда важнейших проблем производства и проведения практических мероприятий в земледелии. К ним относится и правильная организация земельной территории хозяйств. Цель и задачи учебной практики По ФГОС ВПО полевую учебную практику по почвоведению по направлению «Природообустрйоство и водопользование», профиль «Мелиорация, рекультивация и охрана земель» проводят по 60-часовой программе, которая состоит из подготовительного периода (8 ч.), полевых работ (40 ч.), и камерального периода со сдачей отчетов (12 ч.). Главной цельюучебной практики является закрепление и систематизирование теоретических знаний, полученных студентами по курсу «Почвоведение», ознакомление с методами полевого исследования, приобретение навыков самостоятельного изучения почв, в процессе будущей профессиональной деятельности, умение работать с крупномасштабными почвенными картами. В задачи учебной практики по почвоведению входит следующее; ■ ознакомление с основными типами почв на территории Республики Бурятия; ■ изучение в полевых условиях факторов почвообразования; ■ усвоение правил выбора мест для расположения почвенных разрезов и приемов их заложения; ■ закрепление навыков морфологического описания почвенного профиля и определения названий почв; ■ овладение методикой и техникой взятия почвенных образцов, их регистрации; ■ изучение основных методов полевой диагностики почв; ■ установление общей картины пространственного размещения почвенных типов; ■ определение влияния почвенного покрова на состояние культурной растительности и изменения самой почвы в агрикультурных условиях; ■ приобретение навыков документирования результатов полевых наблюдений, лабораторной обработки и оформления отчета.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения учебной практики по дисциплине: «Почвоведение». Процесс прохождения учебной практики направлен на формирование следующих компетенций: общекультурных (ОК-1, ОК-3, ОК-5, ОК-7, ОК-8);профессиональных компетенций (ПК-5, ПК-11, ПК-13, ПК-16). Объект изучения Объектом изучения являются как наиболее используемые в сельскохозяйственном производстве и перспективные для использования почвы (каштановые, черноземы, серые лесные, дерново-карбонатные и дерново-подзолистые), так и почвы, нуждающиеся в мелиоративном воздействии (болотные, солончаки, солонцы). Строение морфологических профилей некоторых типов почв приведены, на рисунках в приложении 7 и 8.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (633)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |