Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Занятие 1. Что такое обучение в сотрудничестве?



2015-12-04 2039 Обсуждений (0)
Занятие 1. Что такое обучение в сотрудничестве? 0.00 из 5.00 0 оценок




На этом занятии вам предстоит:

познакомиться с самыми общими идеями обучения в сотрудни­честве;

определить принципиальное отличие обучения в сотрудничестве
от традиционного подхода к обучению;

сформулировать собственное отношение к высказанным здесь
идеям.

Не смущайтесь, что вам предлагают высказаться по такому небольшому материалу.

Мы хотим, чтобы вы имели возможность высказываться по каждому разделу, постепенно формируя свою позицию в отно­шении рассматриваемых технологий.

Обучение в сотрудничестве (соорегаИуе 1еагпш§), обучение в малых группах использовалось в педагогике довольно давно. Идея обучения в группах относится к 20-м годам XX столетия. Но раз­работка технологии совместного обучения в малых группах нача­лась лишь в 1970-е годы. Обучение в сотрудничестве является важ­ным элементом прагматического подхода к образованию в фило­софии Дж.Дьюи. Первые описания этого метода появились в пе­чати в конце 1970-х — начале 1980-х годов в разных странах мира (Великобритания, Канада, Западная Германия, Австралия, Ни­дерланды, Япония, Израиль и др.). Но основная идеология обуче­ния в сотрудничестве была детально разработана тремя группами американских педагогов из университета Джона Хопкинса (Р. Сла­вин, 1990), университета Миннесота (Роджерс Джонсон и Дэвид Джонсон, 1987) и группой Дж.Аронсона (1978, Калифорния), а также группой Шломо Шаран из Тель-Авивского университета, Израиль (1988). Идеологии обучения в сотрудничестве в Северной Америке, с одной стороны, в Израиле и Европе — с другой, несколько отличаются. Вместе с тем, их объединяют общие прин­ципы и подходы. В Америке обучение в сотрудничестве в большей мере нацелено на формирование определенных навыков, умений, усвоение понятий, академических знаний, предусмотренных про­граммой. В Израиле и в Европе такое обучение в большей мере ассоциируется с проектной деятельностью на уроках, с организа­цией дискуссий. Этот подход в большей мере, чем американский, базируется на методе проектов, предложенном Дж.Дъюи. Спра­ведливости ради следует сказать, что оба варианта этого метода,


как бы их авторы ни старались найти существенные отличия друг от друга, весьма успешно дополняют друг друга и на самом деле служат прекрасной подготовкой к собственно проектной деятель­ности учащихся.

Идеи обучения в сотрудничестве на протяжении всего этого времени развиваются усилиями многих педагогов во многих стра­нах мира, ибо сама идея обучения в сотрудничестве чрезвычайно гуманна по самой своей сути, и, следовательно — педагогична. Что­бы понять эту идею, авторы метода советуют обратиться к наше­му пониманию слова «ошибка». Скорее всего, ошибку можно оп­ределить как неверное действие или утверждение, исходящее из неверного суждения, неадекватного знания или невнимания. Та­кое понимание очень близко к определениям, которые дают тол­ковые словари. Авторы предлагают добавить к этому определению следующую фразу: «что указывает на необходимость дополнитель­ной практики и большей тренировки, чтобы овладеть необходи­мым умением или знанием». Если вы понимаете, что ошибки уче­ников показывают только то, что они ещене овладели необходи­мыми умениями, то вы будете рассматривать эти ошибки просто как факт.Следовательно, вам нужно предоставить вашим учени­кам возможность дополнительной практики, причем в таком объе­ме, пока они (каждый в отдельности и все вместе) не овладеют знанием в достаточной мере.

Если же вы расцениваете ошибку как нежелание ученика рабо­тать, его неспособность, то в этом случае вы, скорее всего, отка­жете ему в дополнительной практике, в дополнительных разъяс­нениях, пока «он не научится хорошо вести себя».

Но, с другой стороны, совершенно очевидно, что если ученик не допускает ошибокв выполнении задания, это означает, что он научилсяего выполнять, и таким учащимся дополнительная парктика не нужна. Значит, ошибки — это всего лишь индикатор того, нуждается ли ученик в помощи, в дополнительной практике. Вы не в состоянии оказать эту помощь каждому конкретному ученику к классе. Эту ответственность ваши ученики в состоянии взять на себя сами, если они будут работать в небольших группах и отве­чать за успехи каждого, если они научатся помогать друг другу. На педагогическом языке это означает, что необходимо использовать методы, адекватные данной задаче. Можно учиться в коллективе (с преобладанием фронтальных видов деятельности), в котором сильный ученик всегда в выигрыше: он быстрее «схватывает» новый материал, быстрее его усваивает, и учитель в большей мере опирается именно на него. А слабый раз от разу становится еще слабее, поскольку ему не хватает времени, чтобы все четко по­пить, ему не хватает характера, чтобы задать учителю вопросы, соответственно он не может быстро и правильно отвечать и толь­ко «тормозит» ритмичное продвижение ко всеобщему успеху. Мож­но учиться индивидуально, используя соответствующие методи-


ки и учебные материалы. Тогда ученик замыкается на себе, на своих удачах и неудачах. Его абсолютно не интересует, как дела у соседа. Если материал ему не дается — это его проблемы.

А можно учиться по-другому, когда рядом с тобой товарищи, у которых можно спросить, если что-то не понял, или обсудить решение очередной задачи. А если от тебя зависит успех всей груп­пы, то ты не можешь не осознавать ответственности и за свои успехи, и за успехи товарищей. Именно от осознания данного факта авторы метода обучения в сотрудничестве и отталкивались. В про­цессе обучения ошибаются все.Только одним нужно больше вре­мени и усилий, чтобы овладеть материалом, другим меньше. Как это сделать — дело методики! Практика показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффек­тивнее. Причем важно, что это касается не только академических успехов учеников, их интеллектуального развития, но и нравствен­ного.

Обучение в сотрудничестве рассматривается в мировой пе­дагогике как наиболее успешная альтернатива традиционным методам. Оно также отражает личностно-ориентированный под­ход. Более 70 широкомасштабных исследований, имеющих це­лью определение эффективности различных методов обучения в сотрудничестве, были проведены в течение четырех недель в начальных и средних школах США. В 63 из них изучалась эффек­тивность обученности учащихся. В 36 (57 %) были отмечены заметно более высокие результаты усвоения, чем в контрольных (традиционных) классах. В 26 (41 %) существенной разницы не наблюдалось и только в одном классе был зафиксирован луч­ший результат обученности в контрольном классе по сравне­нию с экспериментальным. Однако уровень осмысления мате­риала, применения его для решения новых задач оказался за­метно выше в классах, где использовалось обучение в сотруд­ничестве1. Разные варианты обучения в сотрудничестве способ­ны решать несколько разные задачи обучения, совокупность же разнообразных подходов с четким определением дидактичес­кой роли каждого из них позволяет добиваться действительно высоких результатов. Следует подчеркнуть, что там, где совме­стная работа была организована таким образом, что показатели всей группы зависели от каждого члена группы, результат так­же был достаточно стабилен (в 34 экспериментах из 41, что составило 83 %)2. Надо также иметь в виду, что целью обучения в сотрудничестве является не только овладение знаниями, уме­ниями и навыками каждым учеником на уровне, соответствую­щем его индивидуальным особенностям развития. Очень важен

1Robert E. Slavin. Research On Cooperative Learning : an international perspective / Scandinavian Journal of Educationale Research, Vol.33. №4, 1989.

2Там же.- С.236.


здесь эффект социализации, формирования коммуникативных умений. Ребята учатся вместе работать, учиться, творить, все­гда быть готовыми придти друг другу на помощь. Практически псе учителя, использующие в своей практике обучение в со­трудничестве, отмечают, что их ученики становятся друзьями не только на время выполнения общих заданий на уроке, но их доброжелательное отношение друг к другу, их симпатии и за­интересованность в успехах других переходят на их жизнь и вне школы, становятся качествами их личности. А это — уже успехи нравственного воспитания. Участникам эксперимента было пред-ложено перед началом экспериментального обучения в специ­ально подготовленной анкете назвать своих лучших друзей. То же задание было дано после окончания эксперимента. Количе­ство учащихся, работающих в одной группе, названных в каче друзей, говорит само за себя.

Помочь другу, вместе решить любые проблемы, разделить ра­дость успеха или горечь неудачи — так же естественно, как сме­яться, петь, радоваться жизни.

Главная идея обучения в сотрудничестве — учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе!

Переходя далее к рассмотрению собственно технологии обуче­нии в сотрудничестве, уместно будет определиться с основными понятиями. Прежде всего, что понимается под технологией обуче­ния? Это может быть совокупность приемов, действий учащихся, пополняемых в определенной последовательности, позволяющая Реализовать тот или иной метод обучения; или совокупность мето-лои обучения, обеспечивающих реализацию определенного подхода к обучению, реализацию определенной дидактической системы.Обоучсние в сотрудничестве мы рассматриваем как метод обучения. Он предусматривает совокупность некоторых приемов, объединен­ных общей логикой познавательной и организационной деятель­ности учащихся, которая позволяет реализовать основополагаю­щие принципы данного метода. Эта совокупность является как быи чпологической проработкой данного метода. Только тогда тот или иной метод обучения, дидактическая система могут быть реализо-
ванны на практике, когда они технологично, т.е. процессуально,проработаны. Совокупность определенных методов обучения можетсоставить дидактическую систему, если эти методы базируются наединой дидактической идеологии, отражают единые принципы иконцешдию обучения. В данном случае приведенная выше совокуп­ное ц, методов образует, на наш взгляд, дидактическую систему,отражающую идеологию личностно-ориентированного подхода к обучению. Метод обучения в сотрудничестве имеет варианты не
ют,ко в американской версии, но и европейской. К рассмотрению
вариантов мы и приступим на следующем занятии.


Вопросы к семинару:

Обсудите свои впечатления от прочитанного материала в группе парт­неров и постарайтесь ответить на следующие вопросы:

1.В чем принципиальная разница между традиционным подходом к обучению и так называемым гуманистическим?

2. Где и кем были разработаны впервые данные технологии?

3. Что такое ошибка с точки зрения данного подхода?

4. В чем основная идея обучения в сотрудничестве?

Творческое задание

1.Попробуйте смоделировать обучение по принципам открытого
образования, индивидуального стиля обучения. Образуйте группу в 5—
6 человек. Пусть 2—3 студента будут «учениками», 2 студента исполнят
роли учителя и его ассистента. Организуйте деятельность «учащихся»
в соответствии с принципами той или иной технологии. Составьте в со­ответствии с этим план деятельности «учащихся» на день, на неделю.
Обменяйтесь мнениями по поводу возможной эффективности разрабо­танной вами модели.

2. Попробуйте теперь вместе с вашими партнерами или индивидуально
(по собственнму выбору) сформулировать свое мнение, впечатление.

Согласны ли вы с мыслями, высказанными в этом разделе? Заду­мывались ли вы раньше над подобными проблемами? Результатами своего размышления поделитесь со своими сокурсниками на семинарском занятии.

Спасибо за интересные мысли. Пойдем дальше?

Занятие 2. Возможные варианты

На этом занятии вам предстоит:

познакомиться с основными вариантами организации обучения
в сотрудничестве;

определить их принципиальные сходства и отличия (общие и
частные);

уточнить основные положения технологии обучения в сотруд­ничестве;

попробовать самостоятельно привести примеры применения дан­ной технологии в вашей практике (пока только гипотетически).

Рассмотрим наиболее интересные варианты этого метода обучения.1
1. Student Team Learning (STL, обучение в команде).Этот вари­ант метода обучения в сотрудничестве был разработан в Универ­ситете Джона Хопкинса1. Большинство вариантов метода обуче­ния в сотрудничестве так или иначе используют идеологию этого варианта.

STL уделяет особое внимание «групповым целям» (1еат §оа!з) и успеху всей группы (team succes), который может быть достиг­нут только в результате самостоятельной работы каждого члена группы (команды) в постоянном взаимодействии с другими чле­нами этой же группы при работе над темой / проблемой / вопро­сом, подлежащими изучению. Таким образом, задача каждого уче­ника состоит не только в том, чтобы сделать что-то вместе, а в том, чтобы познать что-то вместе, чтобы каждый участник ко­манды овладел необходимыми знаниями, сформировал нужные навыки и при этом, чтобы вся команда знала, чего достиг каж­дый ученик.

 

Вся группа заинтересована в усвоении учебной информации каждым ее членом, поскольку успех команды зависет от вклада каждого, а также в совместном решении поставленной перед группой проблеме.Вкратце STL сводится к трем основныь принципам:

 

А) «награды» (team rewards) команда/группа получает одну на всех в виде бальной оценки/ отметки, какого-то поощрения, сертификата, значка отличия, похвалы или других видов оценки совместной деятельности. Для этого необходимо выполнить предложенное для всей группы одно задание. Группы не соревнуются друг с другом, так как все команды имеют разную планку и разное время на ее достижение;

Б) индивидуальная(персональная) ответственность (individual accountabiliti) каждого ученика означает, что успех или неуспех всей группы зависет от удач или не удач каждого ее члена. Это стимулирует всех членов команды следить за деятельностью друг друга и всей командой приходить на помощь своему товарищу в усвоении и понимании материала так, чтобы каждый чувствовал себя готовым к любому виду тестирования , контрольной проверке, которые могут быть предложены учителем любому ученику отдельно, вне группы;

В) равные возможности каждого ученика в достижении успеха означает, что каждый учайщийся приносит своей группе очки, которые он зарабатывает путем улучшения своих собственных предыдущих результатов. Сравнение, таким образом, проводится не с результатами других учеников этой или другой группы, а с собственными, ранее достигнутыми результатами. Это дает равные возможности продвинутым, средним и отстающим ученикам в полученни очков для своей команды. Стараясь улучшить результаты предыду-


 


1Robert E. Slavin. Research On Cooperative Learning : an international perspective / Scandinavian Journal of Educationale Research, Vol.33. №4, 1989.
1Robert E. Slavin. Research On Cooperative Learning : an international perspective / Scandinavian Journal of Educationale Research, Vol.33. №4, 1989.


щего опроса, теста, зачета, экзамена (и улучшая их), и средний, и слабый ученики могут принести своей команде равное количество баллов, что (как показали исследования J.Hopkinss University, R.Slavin) позволяет им чувствовать себя полноправными членами команды и стимулирует желание поднимать выше свою персональ­ную «планку». Как показывают экспериментальные исследования, поощрение всей команды и персональная ответственность каждого члена команды — существенные составляющие успешного форми­рования необходимых умений и навыков каждым учеником груп­пы. Недостаточно дать ребятам указание работать вместе. Необходи­мо, как подчеркивает Р. Славин, чтобы у них была действительно серьезная заинтересованность в успехе друг друга. Кроме того, по­ощрение успеха, достигнутого по отношению к результатам, ранее полученным учеником, оказывается значительно эффективнее, чем поощрение учащихся в сравнении друг с другом, поскольку в этом случае учащиеся понимают, что стоит стремиться к улучшению собственных результатов для блага всей группы.

Было разработано четыре варианта STL (работы в команде). Два из них могут использоваться применительно к любому школьно­му предмету и любой ступени обучения: совместное обучение в малых группах — командах (Student Teams – Achievement Division or STAD) и обучение в командах на основе игры, турнира (Teams —Games— Tournament , or TGT). Другие два варианта в большей мере предназначены для конкретного предмета и конкретного возраста учащихся: индивидуализация обучения в командах (Team Assisted Individualization , or TAI) для уроков математики в 3— 6-х классах и обучение в сотрудничестве чтению и творческому сочинению (Cooperative Integrated Reading and Composition , or CIRC) для учащихся 3— 5-х классов.

1.1. Организация обучения в сотрудничестве в малых группах (STAD, Славин, 1986) предусматривает группу учащихся, состоя­щую из четырех человек (мальчиков и девочек разного уровня обу-ченности). Учитель объясняет новый материал, а затем предлагает ученикам в группах его закрепить, постараться разобраться, по­нять все детали. Говоря языком психологии, организуется работа по формированию ориентировочной основы действий (но для каж­дого ученика). Группам дается определенное задание, необходимые опоры. Задание делается либо по частям (каждый ученик занят сво­ей частью), либо по «вертушке» (каждое последующее задание вы­полняется следующим учеником, начинать может либо сильный ученик, либо слабый). При этом выполнение любого задания объяс­няется вслух учеником и контролируется всей группой.

После завершения заданий всеми группами учитель на каждом уроке организует либо общее обсуждение работы над этим зада­нием разными группами (если задание было одинаковое для всех групп, например, упражнение или задача, серия задач), либо рас­смотрение заданий каждой группой, если задания были разные.


Когда учитель убеждается, что материал усвоен всеми учащими-гн, он дает тест на проверку понимания и усвоения нового мате­риала. Над заданиями теста учащиеся трудятся индивидуально,вне группы. При этом учитель, конечно, дифференцирует сложность шданий для сильных и слабых учеников. Оценки за индивидуаль­ную работу (тест)1 суммируются в группе, и объявляется общая оценка. Таким образом, соревнуются не сильные со слабыми, а каждый, стараясь выполнить своизадания, как бы соревнуется сам с собой,т.е. со своим ранее достигнутым результатом. И силь­ный, и слабый ученики, таким образом, могут принести группе одинаковыеоценки или баллы. Такой метод может быть использо-ван на занятиях по разным предметам, начиная от математики и кончая языковыми дисциплинами, в начальных и старших клас­сах. Это — чрезвычайно эффективная работа для усвоения нового материала каждымучеником.

1.2. Разновидностью такой организации групповой деятелъно-
сти является командно-игровая деятельность. Учитель так же, как
и в предыдущем случае, объясняет новый материал, организует
групповую работу для формирования ориентировки, но вместо
индивидуального тестирования предлагает каждую неделю сорев-
нователъные турниры между командами. Для этого организуются

"турнирные столы" по три ученика за каждым столом, равные по уроню облученности (слабые — со слабыми, сильные — с силь-ными). Это особенно рекомендуется для уроков математики, есте-

ствеенно-научных дисциплин. Задания даются опять же дифферент-
цированные по сложности. Победитель каждого стола приносит

своей команде одинаковое количество баллов независимо от «план-

ки- стола. Это означает, что слабые ученики, соревнуясь с равны­
ми им по силам учениками, имеют одинаковые шансы на успех
мим своей команды. Та команда, которая набирает большее коли-
чптно баллов, объявляется победителем турнира с соответствую­
щим награждением.

1.3. Другой разновидностью совместной групповой работы мо-
|с] служить, как указывалось выше, индивидуальная работа в
команде ((Team Assisted Individualization , TAI, Славин, 1986).
\'ч;ии,иеся получают индивидуальное задание по результатам про-
исдснного ранее тестирования и далее обучаются в собственном
11-мне, выполняя собственную работу. В принципе разные коман­ды могут заниматься разной деятельностью. Члены команды по­могают друг другу при выполнении своих индивидуальных зада­нии, отмечая в специальном журнале успехи и продвижение каж-
дыми члена команды. Итоговые тесты проводятся также индивидуально, вне группы, и оцениваются самими учениками (специально выделенными в группе оценщиками). Каждую неделю учитель
отмечает количество проработанных каждой командой тем и за-

Здесъ и далее под тестом понимаются проверочные задания.


 




даний по программе и планам уроков, успешность их выполне­ния в классе и дома (домашние задания), особо отмечая наиболее выдающиеся успехи групп. Поскольку учащиеся самостоятельно следят за успешностью усвоения нового материала каждым уче­ником группы, у учителя высвобождается время на индивидуаль­ную работу с отдельными группами или учениками, нуждающи­мися в его помощи. Такая организация деятельности особенно хороша для уроков математики.

1.4. Обучение в сотрудничестве чтению и творческому сочине­нию (С1КС) в большей мере предназначено для начальной шко­лы. Работа может быть организована по-разному:

. В группе из четырех человек ученики разбиваются на пары. Пока учитель работает с одними парами чтецов, другие самосто­ятельно читают друг другу; составляют план пересказа, излагают прочитанные рассказы друг другу, выделяя главные мысли; пи­шут ответы на вопросы по тексту; практикуются в правописании, работают со словарем.

• Если класс не делится на однородные группы, то все учащи­еся во всех группах работают совместно, стараясь определить глав­ную идею текста и понять общий смысл рассказа при ответах на проблемные вопросы по тексту. Ребята трудятся единой командой. На уроках родного иди иностранного языков они могут трениро­ваться в правописании, словарной работе, пересказе текста, ре­дактировании и корректировании работ друг друга, готовить свои сочинения к «публикации». Вся деятельность в группах осуществ­ляется под контролем учителя. Тесты даются учащимся только тог­да, когда учитель убеждается, что ребята готовы к нему.

2. Другой подход в организации обучения в сотрудничестве (cooperative learning)был разработан проф. Эллиотом Аронсоном в 1978 году и назван Jigsaw (в дословном переводе с английского — ажурная пила, машинная ножовка). В педагогической практике такой подход именуется сокращенно «пила». Учащиеся организу­ются в группы по 6 человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты (логические или смысловые блоки). Например, в теме «Биография выдающегося писателя или деяте­ля» можно выделить ранние годы жизни, первые достижения, сред­ние и поздние годы жизни, влияние на историю. Каждый член группы находит материал по своей части. Затем ребята, изучаю­щие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встре­чаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Это называется «ветреней экспертов». Затем они возвра­щаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами, других членов группы. Те, в свою очередь, докладывают о своей части задания (как зубцы одной пилы). Поскольку единственный путь освоить материал всех фрагментов и таким образом узнать всю биографию данного человека — это внимательно слушать парт­неров по команде и делать записи в тетрадях, никаких


дополнительных усилий со стороны учителя не требуется. Учащиеся кров­но заинтересованы, чтобы их товарищи добросовестно выполни-ли свою задачу, так как это может отразиться на их итоговой оценке. Считывается по всей теме каждый в отдельности и вся команда в целом. На заключительном этапе учитель может попросить любого ученика команды ответить на любой вопрос по данной теме.

В 1986 году Р.Славин разработал модификацию этого метода - Пила-2» (Jigsaw- 2), который предусматривал работу учащихся p группами в 4—5 человек (как в TGT или STAD). Вместо того, чтобы каждый член группы получал отдельную часть общей работы, емся команда работает над одним и тем же материалом (например, читает всю биографию). Но при этом каждый член группы полу­част тему, которую разрабатывает особенно тщательно и стано-пится в ней экспертом. Проводятся встречи экспертов из разных групп. В конце цикла все учащиеся проходят индивидуальный контрольный срез, который и оценивается. Результаты учащихся суммируется. Команда, сумевшая достичь наивысшей суммы баллов, награждается.

Вариант метода обучения в сотрудничестве «Учимся вместе»

(Learning Together) разработан в университете штата Миннесота
в 1987 году (Дэвид Джонсон, Роджер Джонсон). Класс разбивается

па разнородные (по уровню обученности) группы в 3—5 чело-
иск. Каждая группа получает одно задание, являющееся подзада-
мием какой-либо большой темы, над которой работает весь класс.
В результате совместной работы отдельных групп и групп в целом достигается усвоение всего материала. Основные принципы - награды всей команде, индивидуальный подход, равные воз­можности — работают и здесь.

Группа получает награды в зависимости от достижений каждого ученика. По мнению разработчиков данного метода, учитель положен, уделять большое внимание вопросу комплектации групп (с учетом индивидуальных и психологических особенностей каждого члена) и разработке задач для каждой конкретной группы.

внутри группы учащиеся самостоятельно определяют роли каждого из них в выполнении общего задания (у каждого таким образом своя часть, свое подпадание): отслеживания правильности (наполнения заданий партнерами, мониторинга активности каждого члена группы в решении общей задачи, а также культуры общения внутри группы. Таким образом, с самого начала группа имеет как бы двойную задачу: с одной стороны, академическую — постижение какой-то познавательной, творческой цели, а с другой, социальную или, скорее, социально-психологическую — осу­ществление в ходе выполнения задания определенной культуры общения. И то, и другое одинаково значимо. Учитель также обязательно контролирует не только успешность выполнения академи­ческого задания группами учащихся, но и характер их общения между собой, способ оказания необходимой помощи друг другу.


4. Исследовательская работа учащихся в группах также являет­ся разновидностью метода обучения в сотрудничестве (Шломо Ша-ран, Университет Тель-Авива, 1976). В этом варианте акцент дела­ется на самостоятельную деятельность. Учащиеся работают либо индивидуально, либо в группах до 6 человек. Они выбирают под­тему общей темы, которая намечена для изучения всем классом. Затем в малых группах эта подтема разбивается на индивидуаль­ные задания для отдельного ученика. Каждый, таким образом, дол­жен внести свою лепту в общую задачу. Дискуссии, обсуждения в группах дают возможность ознакомиться с работой любого учени­ка. На основе заданий, выполненных каждым учеником, совмест­но составляется единый доклад, который и подлежит презента­ции на уроке перед всем классом.

При организации групповых дискуссий, в процессе работы над проектами, познавательная деятельность по технологии обучения в сотрудничестве становится как бы исходной, элементарной час­тицей самостоятельной коллективной деятельности учащихся в клас­се. А достигнутые успехи, с одной стороны, влияют на результат групповой и коллективной работы, а с другой — вбирают в себя итоги работы других членов группы, всего коллектива, так как каж­дый учащийся пользуется тем, что получено как при самостоятель­ной групповой работе, так и при коллективной, но уже на следую­щем витке, при обобщении результатов, их обсуждении и приня­тии общего решения, либо при выполнении следующего нового задания /проекта/ проблемы, когда учащиеся используют знания, полученные и обработанные усилиями всей группы.

Следует отметить, что недостаточно сформировать группы и дать им соответствующее задание. Суть как раз и состоит в том, чтобы учащийся захотел сам приобретать знания. Знаете извест­ное изречение мудрецов: «Я могу подвести верблюда к водопою, но не могу заставить его напиться!» Поэтому проблема мотивации самостоятельной учебной деятельности учащихся не менее, а мо­жет быть и более важна, чем способ организации, условия и ме­тодика работы над заданием.

Основные идеи, присущие всем описанным здесь вариантам —1 общность цели и задач, индивидуальная ответственность и рав­ные возможности успеха. Именно сотрудничество, а не соревно­вание лежит в основе обучения в группе. Индивидуальная ответ­ственность означает, что успех всей команды (группы) зависит от вклада каждого участника, что предусматривает помощь для чле­нов команды друг другу. Равные возможности предполагают, что любой ученик должен совершенствовать свои собственные дости­жения. Это значит также, что каждый ученик учится в силу соб­ственных возможностей, способностей и потому имеет шанс оце­ниваться наравне с другими. Если и продвинутый, и слабый уче­ник затрачивает максимум усилий — каждый для достижения сво­его уровня, то будет справедливо, если их усилия (в группе) будут


оцнено одинаково: ведь и один, и другой сделал, что мог. Психо-логи, изучающие данный подход к обучению, давно заметили, что когда оцениваются усилия, которые затрачивают ученики в группе для достижения общего результата, то мотивация у всех гораздо выше, чем в традиционных классах.

«Работа в группах, кроме всего прочего, — говорит одна из

чениц— позволяет мне научиться общаться с людьми, что очень

полезно в жизни».

Педагогическое общение, психология и культура общения — все это составляющие грамотной педагогики. Нельзя не согласиться с известным российским психологом и филологом А.А.Леонтьевым в том, что педагогическое общение в подлинном понимании — это многоэтажная конструкция, которая предполагает деятельность взаимодсйствие—общение—контакт1. Обучение в сотрудничестве
предусматривает все уровни общения, опирается на них.

Практически речь идет об обучении при общении учащихся друг с другом и учащихся с учителем, в результате которого и возникает столь необходимый контакт. Такое общение социально, поскольку в процессе его учащиеся поочередно выполняют раз-мыс социальные роли: лидера, исполнителя, организатора, док-ладчика, эксперта, исследователя и т.д.

Как видно из описания, разница между предложенными ва-
риантми не столь существенна. Главное, что основные принципы — одно задание на группу, одно поощрение на группу, распределение ролей- соблюдаются во всех случаях. Следует особо отметить, что,
как мы уже подчеркивали выше, совокупность всех указанных вариантоврешения конкретных дидактических задач позволяет наиболее полно реализовать личностно-ориентированный подход в различных педагогических ситуациях. В частности, не только израраиильский (и соответственно, европейский), но и американский варианты этого метода позволяют самым эффективным образом пик готовить учащихся к работе над проектом. В дальнейшем мы более подробно остановимся на этом факте. Но здесь хотелось бы необходимо хорошее знание материала всеми учащимися исследовательской, проектной группы. Обучение в сотрудничестве по нмгриканскому варианту направлено на достижение именно этой цели. В ходе выполнения проекта приходится систематически вести дискуссии, обсуждать различные варианты решения проблемы, иыстраивать логику исследования. Деятельность в малых группах по методу сотрудничества по израильскому и европейскому вариантам дает возможность подготовить учащихся именно в этом направлении, сформировать необходимые интеллектуальные и коммуникативные умения. Поэтому, изучая целесообразность при-

Леоптъев А.А. Педагогическое общение. — М., 1996. — С. 17.


менения данного метода в практике отечественной школы, мы пришли к выводу, что совокупность технологий сотрудничества в различных вариантах отражает задачи личностно-ориентирован-ного подхода на этапе усвоения знаний, формирования интел­лектуальных умений, необходимых и достаточных для дальней­шей самостоятельной исследовательской и творческой работы в проектах.

Учитель приобретает новую, нисколько не менее важную для учебного процесса роль организатора самостоятельной познава­тельной, исследовательской, творческой деятельности учащихся. Его задача больше не сводится к передаче суммы знаний и опыта, накопленного человечеством. Он должен помочь ученикам само­стоятельно добывать нужные знания, критически осмысливать получаемую информацию, уметь делать выводы, аргументировать их, располагая необходимыми фактами, решать возникающие проблемы. При таком подходе к обучению материала одного учеб­ника и объяснений учителя оказывается абсолютно недостаточно. Из 154 опрошенных учащихся экономике-математической гим­назии N 1512 г. Москвы, где эти технологии используются уже на протяжении ряда лет, 92 % учащихся ответили, что материала учебника и объяснений учителя им не хватает, требуются допол­нительные сведения. Уже в начальной школе ученики обращают­ся к дополнительным источникам знаний, к справочной литера­туре. Самостоятельная работа над проблемой становится абсолют­но привычным и приоритетным видом деятельности. Индивиду­альная самостоятельная работа — совместная работа в группах — такова диалектическая взаимосвязь познавательного процесса при обучении в сотрудничестве.

Таким образом, вы познакомились с основными вариантами обу­чения в сотрудничестве. Все ли вам понятно? Попробуем проверить.

Вопросы к семинару:

1.Какие основные варианты обучения в сотрудничестве вы можете
назвать?

2. В чем состоят основные идеи, принципы обучения в малых группах,
командах (Student Team Learning)?

3. Какие варианты этого подхода вам запомнились и в чем их осо­бенности?

4. Что такое метод «пилы»? Кем он был впервые разработан?

5. Знаете ли вы разновидность или модификацию метода «пилы»? Где
она была разработана и в чем ее отличие от первоначального варианта?

6. Каковы особенности варианта «Учимся вместе»?

7. Чем отличаются друг от друга американский и израильский варианты
метода обучения в сотрудничестве?

8. Каковы основные особенности этой технологии, как они теперь вам
представляются?


Отвечая на поставленные вопросы, вы проверяете, насколько правильно вы разобрались в данной технологии. Очень важно не доверять первому взгляду и постараться еще и еще раз проверить корректности своих впечатлений. Только тогда можно будет перехо­дить к следующим разделам курса, которые предполагают уже и

практические работы. Часто бывает, особенно с опытными учите-лями, что первое впечатление «накладывается» на собственный опыт.
Групповая работа? Что же здесь нового? Я сотни раз в своей прак-
тике использовал/а такой вид деятельности. Не спешите с вывода­
ми. Давайте лучше тщательнее разберемся, так ли мы организовы-
вали групповую работу учащихся? В чем отличие?

Думается, вы поняли теперь сущность данной технологии. По-

степенно мы будем знакомиться с ее деталями. Так что, есличто-
то еще не до конца осознано, не пугайтесь и не делайте поспешных выводов. Еще не вечер!

А теперь нам хотелось бы, чтобы вы сформулировали свое первое впечатление. Вы — будущий учитель (а может быть уже опытный? Тем более интересно). Как данный подход к организации учебного процесса «накладывается» на ваш опыт? Что вас привлекает? Что настораживает?

Пюрческое задание

Попробуйте придумать примеры на каждый из описанных в данной лекции вариантов обучения в сотрудничестве. Обсудите их со своими партнерами на семинаре. Надеюсь, вы уже поняли, что в таких случаях, как и при обучении в сотрудничестве, задание дается одно на всю вашу группу. Поэтом



2015-12-04 2039 Обсуждений (0)
Занятие 1. Что такое обучение в сотрудничестве? 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Занятие 1. Что такое обучение в сотрудничестве?

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2039)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)