Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Проверка домашнего задания



2015-12-04 1019 Обсуждений (0)
Проверка домашнего задания 0.00 из 5.00 0 оценок




Часто урок начинается с проверки домашнего задания. Как правило, это опрос в той или иной форме (устной или письмен-ной). Основная задача учителя на традиционном уроке — прокон-тролировать, кто и как выполнил домашнее задание. Соответственно выставляются отметки.

При обучении в сотрудничестве основная задача учителя — до-биться полного осмысления ранее пройденного материала, по ко-торому было дано домашнее задание, и цель этого задания — убе-диться, действильно ли все учащиеся поняли данный материал, т.е. диагностика.

Поэтому прежде, чем проверять, необходимо предоставить уче-никам еще одну возможность прояснить непонятые в ходе выпол-нения домашнего задания детали. Для этого учащиеся в начале урока могут задать вопросы учителю (до опроса!), если таковые созрели в ходе самостоятельной домашней работы. Далее имеет смысл организовать группы (лучше не более трех учеников в груп-пе), причем те же, в которых учащиеся работали на предыдущем



уроке, когда пытались разобраться общими усилиями в новом ма­териале. Теперь они могут проверить друг у друга правильность выполнения домашнего задания, вместе выявить трудные места и разобраться в них, попросить учителя помочь, если не смогут сде­лать это самостоятельно, Когда группа готова (все ученики!), ра­боты (подписанные каждым учеником группы) сдаются учителю, если это письменная работа, либо ребята заявляют о своей готов­ности отвечать устно. Если предполагается устная проверка, учи­тель может раздать группам заранее подготовленные по материалу домашнего задания вопросы. (Учитель по своему выбору может спросить любого ученика.) Оценивается такая работа одинаково для всех учащихся группы, но:

. с учетом уровня обученное™ (сравнение ведется с ранее до­стигнутыми этим учеником результатами);

. каждому ученику разрешено дополнить высказывания своего товарища, чтобы также принести группе баллы.

Отдельно учитывается и оценивается факт взаимопомощи.

Аналогичным образом можно организовать подготовку учащихся к контрольной работе, тестированию и т.д. Только в этом случае, после работы в сотрудничестве по группам, учитель предлагает учащимся писать работу индивидуально, каждый за себя.

Усвоение нового материала

После того, как учитель объяснил новый материал, учащиеся объединяются в группы по три-четыре ученика. Возможны два варианта организации работы по усвоению нового материала.

Вариант 1

Каждой группе предлагается одна (своя) проблема, один текст и серия вопросов/заданий к ним, на которые должна ответить эта группа. Учащиеся читают текст, знакомятся с проблемой и дого­вариваются между собой, кто в каком вопросе будет разбираться (по методу «пилы»), с тем, чтобы затем выполнить часть общего задания и, если у кого-то из группы возникнут проблемы по тому или иному вопросу, быть в состоянии доходчиво объяснить суть проблемы. Каждый ученик группы должен понять весь материал и быть готовым ответить на любой вопрос.

Когда группы справятся с работой, учитель организует общее обсуждение, в котором участвуют все учащиеся, отвечая на воп­росы учителя, дополняя друг друга. Отметки за этот вид работы не ставятся, но оцениваются (качественно, не в баллах) различные формы взаимопомощи и результативность сотрудничества.

Примером такого подхода к организации усвоения может слу­жить задание оперативно написать реферат или небольшой док­лад, сочинение на изучаемую тему. В этом случае учащиеся груп­пы вместе составляют

план работы, распределяют, кто какую часть


будет писать, чтобы быстро выполнить все задание. Другой при­мер — задание применить полученные знания для решения какой-то конкретной задачи, реальной проблемы.

Еще один пример — деление заданий по методу «пилы» на части по группам. Каждая группа на основе одного задания для всего класса выполняет кусок общего задания, как часть целого, постепенно обмениваясь результатами с другими в «экспертных группах», пока не будет выработан общий подход и общее решение проблемы. Например, на уроке географии проводится сравнитель­ный анализ экономики Японии и Великобритании. Проблема вклю­чает в себя ряд вопросов: обеспеченность стран полезными иско­паемыми; развитие отраслей тяжелой промышленности; развитие отраслей легкой промышленности; развитие финансовой сферы. Каждой группе предлагается какая-то одна проблема. Внутри груп­пы ребята сами планируют, какие вопросы необходимо исследо­вать для проведения анализа данной проблемы. В процессе работы все детали уясняются, обсуждаются в группах. Учителю можно задавать любые вопросы. По окончании работы учитель организу­ет обсуждение всем классом, предлагая учащимся не просто дать решение той или иной задачи, ответ на вопрос, но и аргументы, почему так, а не иначе. Желательно, чтобы аргументировали не только сильные, но и слабые ученики.

Вариант 2

Учащимся предлагаются одинаковые задания по изучаемому ма­териалу для всех групп. Например, тот же сравнительный анализ экономики Англии и Японии. Те же вопросы: обеспеченность стран полезными ископаемыми; развитие отраслей тяжелой промыш­ленности; развитие отраслей легкой промышленности; развитие финансовой сферы. Но в этом варианте все группы исследуют все эти вопросы, раздавая своим участникам задания по каждому из указанных вопросов. Соответственно составляются группы по че­тыре человека и каждой группе даются эти четыре задания. Уча­щиеся распределяют роли, договариваются об источниках инфор­мации (если учитель не обеспечивает их в достаточной мере) и о том, что они могут сделать на уроке, а что придется выполнять после уроков.

Далее, после изучения предложенного учителем материала по этим темам, учащиеся, анализирующие одни и те же вопросы, собираются в одну группу (эксперты) для обсуждения и приня­тия совместного решения о дополнительных источниках инфор­мации, о возможных методах и форме решения вопроса. Затем вновь возвращаются в свои группы и докладывают о принятых решениях, обсуждают возможные способы решения общей про­блемы и оформления результата. Одновременно учитель предлага­ет всему классу вполне конкретные проблемы окружающей дей­ствительности, решение которых потребовало бы применения


полученных знаний. Например, с кем (из этих стран) выгоднее России иметь долгосрочные договоры и в каких отраслях промыш­ленности? Разумеется, нужна соответствующая аргументация. Вы­годны ли для российской экономики инвестиции этих стран в отдельные отрасли промышленности России, и в какие именно, почему?

Таким образом, оба варианта отражают метод «пилы», но раз­ные его способы осуществления-

Надеемся, что первый опыт удался и не вызвал отрицательных эмоций ни у вас, ни у ваших учеников. Надеемся также, что вы почувствовали разницу в использовании предложенных здесь педа­гогических технологий по сравнению с традиционными.

Если вы имели возможность попробовать описанные техноло­гии на практике, то хотелось бы, чтобы вы поделились своими первыми впечатлениями.

Стали ли ваши ученики активнее?

Почувствовали ли слабые ученики некоторую уверенность в собственных силах?

Ощутили ли отличники, помогающие своим товарищам лучше понять новый материал, пользу ДЛЯ себя тоже?

Почувствовали ли ваши ученики, что они теперь могут и дол­жны взять ответственность за сбою учебную деятельность на себя?

Есть ли первые симптомы умения ваших ребят самостоятельно решать пусть небольшие, но все же проблемы, самостоятельно исследовать их?

Есть ли уже какие-то примеры того, что ваши ученики учатся не только самостоятельно решать проблемы, но и доказательно аргументировать свои решения?

Надеемся, из изложенного выше очевидно, что каждый из вариантов метода обучения в сотрудничестве решает свою ди­дактическую задачу и проблема заключается не в том, чтобы от­дать предпочтение тому или иному варианту, а в том, чтобы найти их разумное сочетание, определить роль и место каждого из них для решения конкретных дидактических задач. Мы стре­мимся не только справиться с проблемой усвоения, осмысления нового материала каждым уником группы на основе его ак­тивной познавательной деятельности, но и создать условия для формирования разнообразных интеллектуальных умений такой деятельности. Важно на основе технологий сотрудничества под­готовить учащихся к проектной работе, К самостоятельным ис­следованиям и творчеству. Если исходить из тех задач, которые мы обозначили во введении, то становится, как нам кажется, очевидным, что только американский вариант или только изра­ильский вариант метода обучения в сотрудничестве не могут ре­шить задачу интеллектуального и нравственного развития лич­ности. Необходимо создавать дидактическую систему, сопособ-ную решать всю совокупность задач.


Вопросы к семинару:

1. Как вы думаете, какую роль играет планировка помещения в орга­низации учебного процесса? Можете ли вы привести примеры?

2. С чего следует начать подготовку к использованию технологии
обучения в сотрудничестве, если с расстановкой рабочих мест учащихся
вы уже справились?

3. Можете ли вы сформулировать основные рекомендации по орга­низации обучения в сотрудничестве?

4. Как оценивается работа в малых группах?

5. По каким принципам подбираются группы?

6. Как готовятся задания для группы?

7. Какой из приведенных примеров вам представляется наиболее
наглядным?

Творческое задание

Представьте себе, что вам надо подготовить урок, на котором следует:

• проверить домашнее задание (решение задач, выполнение упраж­нений, теоретический материал и т.д.);

• объяснить новый материал;

« проверить его осмысление всемиучениками группы (класса);

• дать возможность ученикам применить изучаемый материал на
практике.

Как вы построите такой урок с использованием технологии обучения в сотрудничестве? Обсудите ваши варианты с партнерами по любому предмету школьной программы.



2015-12-04 1019 Обсуждений (0)
Проверка домашнего задания 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Проверка домашнего задания

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1019)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)