Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Форматы цифровой звукозаписи



2015-12-04 2178 Обсуждений (0)
Форматы цифровой звукозаписи 5.00 из 5.00 5 оценок




Понятие формата используется в двух различных смыслах. При использовании специализированного носителя или способа записи и специальных устройств чтения/записи в понятие формата входят физические характеристики носителя звука — размеры кассеты с магнитной лентой или диском, самой ленты или диска, способ записи, параметры сигнала, принципы кодирования и защиты от ошибок и т.п. При использовании универсального информационного носителя широкого применения - например, компьютерного гибкого или жесткого диска — под форматом понимают только способ кодирования цифрового сигнала, особенности расположения битов и слов и структуру служебной информации; вся "низкоуровневая" часть, относящаяся непосредственно к работе с носителем, в этом случае остается в ведении компьютера и его операционной системы.

Из специализированных форматов и носителей цифрового звука в настоящее время наиболее известны следующие:

CD (Compact Disk - компакт-диск) — односторонний пластмассовый диск с оптической лазерной записью и считыванием, диаметром 120 или 90 мм, вмещающий максимум 74 минуты стереозвучания с частотой дискретизации 44.1 кГц и 16-разрядным линейным квантованием. Система предложена фирмами Sony и Philips и носит название CD-DA (Compact Disk — Digital Audio). Для защиты от ошибок используется двойной код Рида-Соломона с перекрестным перемежением (Cross Interleaved Reed-Solomon Code, CIRC) и модуляция кодом Хэмминга 8-14 (Eight-to-Fourteen Modulation, EFM). Различаются штампованные (CD) однократно записываемые (CD-R) и многократно перезаписываемые (CD-RW) компакт-диски.

ИКМ-приставка (PCM deck) - система для преобразования цифрового звукового сигнала в псевдовидеосигнал, совместимый с популярными видеоформатами (NTSC, PAL/SECAM), и обратно. ИКМ-приставки применяются в сочетании с бытовыми (VHS) или студийными (S-VHS, Beta, U-Matic) видеомагнитофонами, используя их в качестве устройств чтения/записи. Устройства работают с 16-разрядным линейным квантованием на частотах дискретизации 44.056 кГц (NTSC) и 44.1 кГц (PAL/SECAM), и позволяют записывать двух- или четырехканальную цифровую сигналограмму. По сути, такая приставка представляет собой модем (модулятор-демодулятор) для видеосигнала.

S-DAT (Stationary head Digital Audio Tape — цифровая звуковая лента с неподвижной головкой) - система наподобие обычного кассетного магнитофона, запись и чтение в которой ведутся блоком неподвижных тонкопленочных головок на ленте шириной 3.81 мм в двухсторонней кассете размером 86 x 55.5 x 9.5 мм. Реализует 16-разрядную запись двух или четырех каналов на частотах 32, 44.1 и 48 кГц.

R-DAT (Rotary head Digital Audio Tape — цифровая звуковая лента с вращающейся головкой) - система наподобие видеомагнитофона с поперечно-наклонной записью вращающимися головками. Наиболее популярный формат ленточной цифровой записи, системы R-DAT часто обозначаются просто DAT. В R-DAT используется кассета размером 73 x 54 x 10.5 мм, с лентой шириной 3.81 мм, а сама система кассеты и магнитофона очень похожа на типовой видеомагнитофон. Базовая скорость движения ленты - 8.15 мм/с, скорость вращения блока головок - 2000 об/мин. R-DAT работает с двухканальным (в ряде моделей - четырехканальным) сигналом на частотах дискретизации 44.1 и 48 кГц с 16-разрядном линейным квантованием, и 32 кГц - с 12-разрядным нелинейным. Для защиты от ошибок используется двойной код Рида-Соломона и модуляция кодом 8-10. Емкость кассеты - 80..240 минут в зависимости от скорости и длины ленты. Бытовые DAT-магнитофоны обычно оснащены системой защиты от незаконного копирования фонограмм, не допускающей записи с аналогового входа на частоте 44.1 кГц, а также прямого цифрового копирования при наличии запрещающих кодов SCMS (Serial Code Managenent System). Студийные магнитофоны таких ограничений не имеют.

DASH (Digital Audio Stationary Head) - система с записью на магнитную ленту шириной 6.3 и 12.7 мм в продольном направлении неподвижными головками. Скорость движения ленты - 19.05, 38.1, 76.2 см/с. Реализует 16-разрядную запись с частотами дискретизации 44.056, 44.1 и 48 кГц от 2 до 48 каналов.

DCC (Digital Compact Cassette - цифровая компакт-кассета) - бытовая система записи в продольном направлении на стандартную компакт-кассету, разработанная Philips. Скорость движения ленты - 4.76 см/с, максимальное время звучания такое же, как при аналоговой записи. Частоты дискретизации - 32, 44.1, 48 кГц, разрешение - 16/18 разрядов (метод сжатия PASC). На DCC-магнитофонах могут воспроизводиться (но не записываться) обычные аналоговые компакт-кассеты. В настоящее время система DCC признана неперспективной.

MD (MiniDisk) - бытовая и концертная система записи на магнитооптический диск, разработанная Sony. Диск диаметром 64 мм, помещенный в пластмассовый футляр размером 70 x 67.5 x 5 мм, вмещает 74 минуты (60 в ранних версиях) стереофонического звучания. При обмене со внешними устройствами используется формат 16-разрядных отсчетов на частоте 44.1 кГц, однако на сам диск сигнал записывается после сжатия методом ATRAC.

Из универсальных компьютерных форматов наиболее популярны следующие:

Microsoft RIFF/WAVE (Resource Interchange File Format/Wave - формат файлов передачи ресурсов/волновая форма) - стандартный формат звуковых файлов в компьютерах IBM PC. Файл этого формата содержит заголовок, описывающий общие параметры файла, и один или более фрагментов (chunks), каждый из которых представляет собой волновую форму или вспомогательную информацию - режимы и порядок воспроизведения, пометки, названия и координаты участков волны и т.п. Файлы этого формата имеют расширение .WAV.

Apple AIFF (Audio Interchange File Format - формат файла обмена звуком) - стандартный тип звукового файла в системах Apple Macintosh. Похож на RIFF и также позволяет размещать вместе со звуковой волной дополнительную информацию, в частности - самплы WaveTable-инструментов вместе с параметрами синтезатора.

Формат "чистой оцифровки" RAW, не содержащий заголовка и представляющий собой только последовательность отсчетов звуковой волны. Обычно оцифровка хранится в 16-разрядном знаковом (signed) формате, когда первыми в каждой паре идут отсчеты левого канала, хотя могут быть и исключения.

Основные типы звуковых файлов, используемых в среде Windows представлены в таблице ниже.

Расширение имени файла Содержание файла
CMF Музыка. Программа, прилагающаяся к некоторым Sound Blaster-платам, сохраняет песни в этом формате
MFF Песни. MFF-файл (MIDI File Format, формат MIDI-файлов)— это MIDI-файл, который необязательно придерживается стандартов Microsoft Windows
MID Песни. Сокращение для MIDI. Эти файлы — самый универсальный способ для музыкантов сохранять песни для их воспроизведения на других компьютерах
MOD Песни и звук. MOD-файл — это коллекция цифровых звуков и состоящих из них песен. Обычно, используемые в компьютерах Commodore Amiga MOD-файлы можно проигрывать также на IBM PC и Macintosh. Правда, для этого потребуется специальная программа-проигрыватель "MOD player"
ROL Песни. Программа, поставляемая обычно в комплекте с Ad Lib-платами, сохраняет песни в этом пceвдoMIDI-фopмате
VOC Звук. VOC является форматом, используемым платами Sound Blaster для записи звука. VOC-файлы используются в основном в программах для DOS. Windows не очень-то их любит
WAV Звук. WAV-файл содержит цифровую запись звука и используется в Windows, реже в DOS-программах
MP3 Музыка. MP3-файл обеспечивает запись речи и музыки с комрессией сигнала. При этом коэффициент сжатия может достигать нескольких десятков единиц в зависимости от содержания фрагмента

 

Преобразование цифрового звука из одного формата в другой. Для "перегонки" звука между специализированными системами, имеющими совместимые цифровые интерфейсы, достаточно соединить их цифровым кабелем и переписать звук с одной системы на другую; в ряде сочетаний устройств при этом возможно ухудшение качества сигнала из-за уменьшения разрядности отсчета, передискретизации или сжатия звука. Например, при копировании звука между одинаковыми системами MiniDisk через интерфейс S/PDIF сжатый звуковой поток на передающей стороне подвергается восстановлению, а на приемной - повторному сжатию. Вследствие несимметричности алгоритма ATRAC в звук при повторном сжатии будут внесены добавочные искажения.

Для преобразования компьютерного файла в другой формат используются программы-конверторы: WAV2AIFF/AIFF2WAV, Convert, AWave и другие - на IBM PC, SoundExtractor, SampleEditor, BST - на Apple Macintosh.

Обмен звуковой информацией между компьютерной и специализированной системой нередко возможен несколькими способами:

1. Прямой перенос по цифровому интерфейсу, если у обоих систем имеются совместимые цифровые интерфейсы. При этом на компьютерной системе используется программа записи/воспроизведения, формирующая или воспроизводящая стандартный для данной системы звуковой файл.

2. Чтение/запись на специализированных системах стандартных компьютерных носителей. Например, ряд музыкальных рабочих станций использует гибкие диски в форматах стандартных файловых систем IBM PC или Macintosh, либо позволяет прочитать или создать такой диск.

3. Чтение и запись на компьютерной системе специализированных носителей и их специальных форматов, если это позволяет аппаратура и программное обеспечение. Таким образом читаются и пишутся дискеты от Ensoniq, AKAI, Emulator, компакт-диски ряда "чужих" систем, а также читаются и пишутся обычные звуковые компакт-диски.

Качество сигнала при преобразованиях форматов страдает только в том случае, когда в процессе преобразования применяются "искажающие" операции - изменение разрядности отсчета, частоты дискретизации, фильтрование, сжатие с потерями и т.п. Простое увеличение разрядности отсчета с сохранением частоты дискретизации будет неискажающим, однако такое же увеличение, сопряженное с применением сглаживающей функции - уже нет. Уменьшение разрядности отсчета всегда является искажающей операцией, кроме случая, когда преобразуемые отсчеты были получены таким же простым увеличением разрядности - равной или меньшей.

Многие форматы отличаются друг от друга только порядком битов в слове, отсчетов левого и правого каналов в потоке и служебной информацией - заголовками, контрольными суммами, помехозащитными кодами и т.п. Точный способ проверки неискажаемости сигнала заключается в преобразовании нескольких различных потоков (файлов) формата F1 в формат F2, а затем обратно в F1. Если информационная часть каждого потока (файла) при этом будет идентична исходной - данный вид преобразования можно считать неискажающим.

Под информационной частью потока (файла) понимается собственно набор данных, описывающих звуковой сигнал; остальная часть считается служебной и на форму сигнала в общем случае не влияет. Например, если в служебной части файла или потока предусмотрено поле для времени его создания (передачи), то даже в случае полного совпадения информационных частей двух разных файлов или потоков их служебные части окажутся различными, и это будет зафиксировано логическим анализатором в случае потока или программой побайтного сравнения - в случае файла. Кроме этого, временной сдвиг одного сигнала относительно другого, возникающий при выравнивании цифрового потока по границам слов или блоков и состоящий в добавлении нулевых отсчетов в начало и/или конец файла или потока, также приводит к их кажущемуся цифровому несовпадению. В таких ситуациях для проверки идентичности цифровых сигналов необходимо пользоваться специальной аппаратурой или программой.

Формат МР3. MP3 -- сокращение от MPEG Layer3. Это один из потоковых форматов хранения и передачи аудиосигнала в цифровой форме, разработанный Fraunhofer IIS и THOMSON, позднее утвержденный как часть стандартов сжатого видео и аудио MPEG1 и MPEG2. Данная схема является наиболее сложной схемой семейства MPEG Layer 1/2/3. Она требует наибольших затрат машинного времени для кодирования по сравнению с двумя другими и обеспечивает более высокое качество кодирования. Используется главным образом для передачи аудио в реальном времени по сетевым каналам и для кодирования CD Audio. Полные спецификации формата доступны на сайте www.mp3tech.org.

MP3 -- потоковый формат. Это означает, что передача данных происходит потоком независимых отдельных блоков данных -- фреймов. Для этого исходный сигнал при кодировании разбивается на равные по продолжительности участки, именуемые фреймами и кодируемые отдельно. При декодировании сигнал формируется из последовательности декодированных фреймов.

Высокая степень компактности MP3 по сравнению с PCM 16Bit Stereo 44.1kHz (CD Audio) и ему подобными форматами при сохранении аналогичного качества звучания достигается с помощью дополнительного квантования по установленной схеме, позволяющей минимизировать потери качества.

Последнее, в свою очередь, достигается учетом особенностей человеческого слуха, в том числе эффекта маскирования слабого сигнала одного диапазона частот более мощным сигналом соседнего диапазона, когда он имеет место, или мощным сигналом предыдущего фрейма, вызывающего временное понижение чувствительности уха к сигналу текущего фрейма. Также учитывается неспособность большинства людей различать сигналы, по мощности лежащие ниже определенного уровня, разного для разных частотных диапазонов.

Подобные техники называются адаптивным кодированием и позволяют экономить на наименее значимых с точки зрения восприятия человеком деталях звучания. Степень сжатия, и, соответственно, объем дополнительного квантования, определяются не форматом, а самим пользователем в момент задания параметров кодирования. Ширина потока (bitrate) про кодировании сигнала, аналогичного CD Audio (44.1kHz 16Bit Stereo) варьируется от наибольшего, 320kbs (320 килобит в секунду, также пишут kbs, kbps или kb/s), до 96kbs и ниже.

Термин битрейт в общем случае обозначает общую величину потока, количество передаваемой за единицу времени информации, и поэтому не связан с внутренними тонкостями строения потока, его смысл не зависит от того, содержит ли поток моно или стерео, или пятиканальное аудио с текстом на разных языках, или что-либо еще.

На проведенных тестах специально приглашенные опытные эксперты, специализирующиеся на субъективной оценке качественности звучания, не смогли различить звучание оригинального трека на CD и закодированного в MP3 с коэффициентом сжатия 6:1, то есть с битрейтом в 256kbs. Более низкие битрейты, несмотря на их популярность, не дают возможности обеспечить надлежащее качество кодирования, что незаслуженно обеспечило MP3 дурную славу любительского формата. На самом деле, хотя и 256kbs, и даже 320kbs тоже не дают возможности осуществить полностью прозрачное кодирование, но отличия от CD Audio, по которому кодируется тестовый MP3, сравнимы с отличиями самого CD Audio от исходного аналогового сигнала, из которого он был получен путем оцифровки. То есть потери, конечно, есть, но несущественны с точки зрения того, кому качество CD Audio представляется достаточным. Фактически, их обнаружение обычно является задачей нетривиальной на аппаратуре класса Hi-Fi.

Настоящее и будущее MP3. MP3 на сегодня имеет два огромных преимущества перед другими доступными форматами его рода. Одно из них состоит в том, что ни про один из существующих подобных форматов нельзя пока сказать, что он полностью гарантирует устойчивое сохранение качества звучания на достаточно высоких битрейтах, кроме MP3, который достойно выдержал проверку временем. Пожалуй, единственный известный конкурент в этом плане -- последние варианты формата ATRAC, используемый в минидисках.

Для MP3 также написано множество удобного программного обеспечения. Этот факт отражает второе, не менее важное преимущество -- на ближайшие годы, а возможно, и на все десятилетие, MP3 стал стандартом де факто, настолько много сделано в него вложений пользующимися им сторонами, в том числе и цифровыми радиостанциями.

MP3 довольно долго оставался неизвестным, но несколько лет назад начался взрывной рост его популярности, столь же быстро начали появляться залежи нелегальных MP3 файлов. Сейчас налажено производство аппаратных MP3 плееров, а карманных, и для автомобилей. Таким образом, MP3 стал первым массово признанным форматом хранения аудио после CD-Audio.

Несмотря на то, что MP3 появился достаточно давно, более новые форматы, претендующие на его место, появившиеся к настоящему моменту, все на поверку оказались любительскими. Они могут быть или не быть хороши по сравнению с MP3 на низких битрейтах, это зависит от трека и особенностей слуха конкретного человека, но на место MP3 256kbs... 320kbs претендовать не способны.

Возможно, "монополия" MP3 в сфере компьютеров на низких битрейтах все же будет отчасти сломлена новым форматом от Microsoft -- WMA. Но пока рано говорить об этом. С другой стороны, появление Microsoft на данном рынке со столь сильной разработкой означает быстрое отсеивание оказавшимися неудачными ветвей AAC и VQF. Впрочем, остается надежда, что AAC еще будет доработан.

Описание процесса кодирования. Перед кодированием исходный сигнал разбивается на участки, называемые фреймами, каждый из которых кодируется отдельно и помещается к конечном файле независимо от других. Последовательность воспроизведения определяется порядком расположения фреймов. Каждый фрейм может кодироваться с разными параметрами. Информация о них содержится в заголовке фрейма.

Кодирование начинается с того, что исходный сигнал с помощью фильтров разделяется на несколько, представляющих отдельные частотные диапазоны, сумма которых эквивалентна исходному сигналу.

Для каждого диапазона определяется величина маскирующего эффекта, создаваемого сигналом соседних диапазонов и сигналом предыдущего фрейма. Если она превышает мощность сигнала интересующего диапазона или мощность сигнала в нем оказывается ниже определенного опытным путем порога слышимости, то для данного фрейма данный диапазон сигнала не кодируется.

Для оставшихся данных для каждого диапазона определяется, сколькими битами на сэмпл мы можем пожертвовать, чтобы потери от дополнительного квантования были ниже величины маскирующего эффекта. При этом учитывается, что потеря одного бита ведет к внесению шума квантования величиной порядка 6 dB.

После завершения работы психоакустической модели формируется итоговый поток, который дополнительно кодируется по Хаффману, на этом кодирование завершается.

На практике схема несколько сложнее. Например, необходимо согласовываться с требованиями битрейта. В зависимости от кодера это приводит при повышении битрейта к разного рода релаксациям при отборе сохраняемой части исходного сигнала, а при понижении -- наоборот, к ужесточению критериев.

Способы кодирования стерео сигнала. В рамках MP3 кодирование стереосигнала допустимо четырьмя различными методами:

Dual Channel -- Каждый канал получает ровно половину потока и кодируется отдельно как моно сигнал. Рекомендуется главным образом в случаях, когда разные каналы содержат принципиально разный сигнал -- скажем, текст на разных языках. Выставляется в некоторых кодерах по требованию.

Stereo -- Каждый канал кодируется отдельно, но кодер может принять решение отдать одному каналу больше места, чем другому. Это может быть полезно в том случае, когда после отброса части сигнала, лежащей ниже порога слышимости или полностью маскируемой, оказалось, что код не полностью заполняет выделенный для данного канала объем, и кодер имеет возможность использовать это место для кодирования другого канала. В документации к mp3enc замечено, что этим, например, избегается кодирование "тишины" в одном канале, когда в другом есть сигнал.

Данный режим выставлен по умолчанию в большинстве ISO-based кодеров, а также используется продукцией FhG IIS на битрейтах выше 192kbs. Применим и на более низких битрейтах порядка 128kbs... 160kbs.

Joint Stereo (MS Stereo) -- Стереосигнал раскладывается на средний между каналами и разностный. При этом второй кодируется с меньшим битрейтом. Это позволяет несколько увеличить качество кодирования в обычной ситуации, когда каналы по фазе совпадают. Но приводит и к резкому его ухудшению, если кодируются сигналы, по фазе не совпадающие. В частности, фазовый сдвиг практически всегда присутствует в записях, оцифрованных с аудиокассет, но встречается и на CD, особенно если CD сам был записан в свое время с аудиоленты. С другой стороны, уже совершена (первая) попытка написать программу для автоматической коррекции фазового сдвига, адрес страницы автора -- http://www.chat.ru/~lrsp. Возможно, она немного поможет любителям кодировать оцифровки с аудиокассет с битрейтом порядка 128kbs.

Режим выставлен по умолчанию продукцией FhG IIS, а также кодером Lame, для битрейтов от 112kbs до 192kbs.

Joint Stereo (MS/IS Stereo) -- Вводит еще один метод упрощения стереосигнала, повышающий качество кодирования на особо низких битрейтах. Состоит в том, что для некоторых частотных диапазонов оставляется уже даже не разностный сигнал, а только отношение мощностей сигнала в разных каналах. Понятно, для кодирования этой информации употребляется еще меньший битрейт.

В отличие от всех предыдущих, этот метод приводит к потере фазовой информации, но выгоды от экономии места в пользу среднего сигнала оказываются выше, если речь идет о очень низких битрейтах.

Этот режим по умолчанию используется продукцией FhG IIS для высоких частот на битрейтах от 96kbs и ниже (другими качественными кодерами этот режим практически не используется).

Программы для МР3. Новых пользователей в заблуждение вводит повсеместная реклама очень продаваемых, но в то же время очень по сравнению с другими посредственных кодеров от XingTech.

На втором месте по объему рекламы мы видим кодеры от самого уважаемого производителя, FhG IIS, но они тоже обладают определенными недостатками, к тому же дороги, поэтому дешевые и быстрые кодеры от XingTech сегодня на вершине популярности.

Но недостатки кодеров от FhG IIS в основном связаны со слабыми возможностями настройки и концентрацией усилий разработчиков на низких битрейтах. Если FhG IIS будет с того коммерческая выгода, то специалисты быстро все поправят.

Третья группа кодеров основана на свободно доступном исходном коде написанного в иллюстративных целях кодера от ISO.

Из плееров же, как не составляет труда заметить, наиболее популярен и раскручен плеер Winamp. Еще недавно он не блистал высоким качеством звука, да и сейчас снова не блещет, но недавно на протяжении нескольких версий в нем использовался декодер от FhG IIS, и при условии его установки (например, в версии 2.22 ) вопрос с выбором плеера практически отпадает.

Кроме плееров и кодеров, к программам, связанным с MP3, относят и грабберы -- копировщики треков с CD в WAV-файлы.

Способы хранения MP3

Стандарт MP3 не определяет никакого точного стандартного математического алгоритма кодирования, его разработка целиком и полностью остается на совести разработчиков кодеров. Вместо этого он определяет общую схему процесса кодирования, а также формат закодированного фрейма. Сами последовательности фреймов могут передаваться потоком (процесс передачи такого потока называется streaming) или храниться в файлах.

MP3 файл, как и поток, состоит из последовательно расположеных фреймов, между которыми может содержаться произвольная информация. Основное требование состоит в том, что не должно быть совпадений с сигнатурой начала фрейма.

Часто к последовательности фреймов добавляют стандартный заголовок мета-аудиоформата WAV, и получается то, что называют WAV-MP3. Еще чаще к MP3-файлу добавляется информационный блок ID3v2, содержащий информацию об исполнителе, жанре, названии композиции, и другую подобную информацию о треке. Он добавляется в конец файла. В середину пока никто ничего ставить не придумал. Хотя, вообще говоря, может представлять некоторый интерес вставка спецтэга для VBR с информацией о том, в какой части трека мы, собственно, находимся.

Декодиpование MP3. Cтандаpт MP3 однозначно опpеделяет, какие именно данные содеpжатся в MP3-файле. Hо сам процесс декодирования, процесс перевода аудио из MP3 в PCM, неизбежный при воспроизведении, более корректно будет назвать синтезом, чем декомпрессией. На практике он столь же неоднозначен, как и процесс кодирования.

Многие пpинимают за некий стандаpт самый пеpвый из декодеpов, написанный в FhG IIS -- l3dec. Этот декодер при работе не предпринимает каких-либо попыток "улучшить" звучание и, как правило, дает точную АЧХ сохраненного сигнала. Также в силу корректности его можно считать практически идеальным декодером для MP3 высоких и средних битрейтов.

С другой стороны, на практике иногда обнаруживают себя ньюансы, о которых раньше не задумывались. Например, разные кодеры сохраняют аудио в MP3 немного по-разному, хотя и не выходя за рамки стандарта, но несколько меняя алгоритм оптимального восстановления сохраненной части сигнала. Но если в данном случае отличия оказываются несущественны, то тот простой факт, что при кодировании с битрейтом 128kbs, пользующимся бешенной популярностью, мы значительно теряем в качестве, приводит к более существенным последствиям -- на низких битрейтах становится оправданным применение различных 'улучшающих' звучание алгоритмов, т.е. программных DSP, и более корректный декодер может оказаться менее предпочтителен, чем вносящий дополнительные искажения, но "повышающий" этим качество звучания. К сожалению, выбор не слишком велик.

За время существования MP3 было написано великое множество самых разных декодеров. Тем не менее, выбор не составляет слишком большой проблемы. Основная сложность в том, что критерии оценки качества декодеров сильно разнятся для низких битрейтов порядка 128kbs и для высоких порядка 256kbs.

К ориентированным на высокие битрейты декодерам предъявляется одно основное требование -- корректное декодирование, то есть корректность примененного алгоритма декодирования и отсутствие ошибок в его реализации. Считается, что высокий уровень качества обеспечивается шириной потока, но тем не менее, разные декодеры дают разные по качеству результаты. Разумеется, высокая скорость работы декодера также желательна.

В данной категории хорошо себя чувствуют декодеры от FhG IIS, к которым обвинений в некорректности пока никто не смог предъявить.

К ориентированным на низкие битрейты декодерам выдвигаются несколько другие требования. Отличие состоит в том, что в силу искажений, вносимых при кодировании MP3 128kbs, требования к корректности декодирования ослабевают, в то время как требование качественности звучания никуда не пропадает. Поэтому не слишком корректные, но приятно звучащие плееры пользуются популярностью.

Большинство декодеров являются плеерами, но не каждый плеер может перенаправлять вывод в файл, что приводит к трудностям в его оценке. Существует мнение, что такие плееры не следует называть декодерами.

В NAD и NADDY на одном из этапов декодирования пpименяется алгоpитм пpедсказания, также сyществyет возможность подстpойки под особенности кодеpов, использованных пpи полyчении MP3. Если говорить конкретно, то возможна подстройка под семейство ISO-based, под кодеры семейства FhG IIS, под старые кодеры XingTech с обрезом частот выше 16kHz и даже под еще не вышедший ко вpемени выхода NAD 0.93 кодеp ARCAM. В наследнике NAD, NADDY, упоминается вместо него "ARCoder v1.2+"; видимо, он все-таки вышел. Но, как уже упоминалось, значительного эффекта эта подстройка не дает.

Хотя NAD долгое время заслуженно считался чемпионом по части качества, в последнее время другой плеер -- Apollo -- мог с ним в этом поспорить. Но в данном случае речь идет о низких битрейтах, к тому же развитие Apollo теперь тоже остановлено. NAD просто более корректен.

Если задаться целью декодирования в WAV-файл, то выбоp сейчас следyет пpоизводить междy NAD, l3dec и Winamp (версии 2.21-2.22), пpичем чем выше битpейт, тем меньше причин пользоваться NAD. Для низких битрейтов можно также попробовать Apollo, но лучше Winamp с соответствующим "улучшающим" звучание плагином.

Hа высших битрейтах выбор производится только между корректными декодерами, и pазница оказывается настолько мала, что выбоp уже пpоизводится, например, междy yдобными интеpфейсами NAD и Winamp и yпpавлением l3dec с помощью ключей командной стpоки. Скорее всего, при серьезной проверке на битрейтах 256kbs-320kbs l3dec/Winamp превзойдут по качеству прочие -- при написании почти всех декодеров думают, к сожалению, главным образом о качестве звучания MP3 128kbs, на корректность тратятся только в FhG IIS. Но это не делает вывод NAD или Sonique непригодным или некачественным -- и в данном случае все отличия снова укладываются в рамки оговорки, сделанной в начале первой части.

L3dec работает только из командной строки и декодирует только в файл, поэтому выбор плеера производится в основном между популярным Winamp, NAD, Apollo и некоторыми другими.

Winamp. Winamp является самым попyляpным на сегодня плееpом. Winamp -- это мультимедиа плеер с подержкой неограниченного числа форматов. При этом могут используются декодеры, предоставляемые производителями. В целом система напоминает работу Windows с WAV файлами.

В версии 2.20 роль встроенного декодера MP3 наконец начал играть декодер от FhG IIS. После этого в плане проигрывания MP3 к Winamp не осталось серьезных претензий, но начиная с версии 2.23 был возвращен старый декодер, поэтому для качественного воспроизведения необходимо брать декодер из версий 2.21-2.22 ( так как 2.20 отказывается проигрывать некоторые MP3 ).



2015-12-04 2178 Обсуждений (0)
Форматы цифровой звукозаписи 5.00 из 5.00 5 оценок









Обсуждение в статье: Форматы цифровой звукозаписи

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2178)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)