Комплексная оценка организационной культуры
Тема 2. Теоретические основы формирования и развития организационной культуры Моделирование процесса формирования и развития организационной культуры Функциональное построение организационной культуры Комплексная оценка организационной культуры Формирование и развитие организационной культуры представляет собой специфический процесс, которым нужно управлять наряду с производством, маркетингом, сбытом и т.д. Организационная культура создается искусственно, одновременно с созданием фирмы, поэтому она должна быть управляемой, ее необходимо планировать, формировать и развивать в соответствии с требованиями организации. Если рассматривать процесс формирования и развития организационной культуры с позиции группы, то согласно модели Э. Шейна организационная культура будет формироваться в результате совместного преодоления работниками организации трудностей внешней адаптации и внутренней интеграции. Внешняя адаптация — это реакция организации на требования внешней среды. Трудности внешней адаптации — проблемы выживания организации на рынке, нахождения своей рыночной ниши, формирование отношений с деловыми партнерами, потребителями, конкурентами и т.п. В процессе внешней адаптации определяется миссия и стратегия организации,устанавливаются цели, средства достижения целей и исправления ошибок, определяются критерии оценки результатов деятельности персонала. Внутренняя интеграция — это становление коллектива, формирование единой команды из отдельных индивидов. Внутренняя интеграция происходит в процессе совместного решения членами организации задач, достижения общих целей, разрешения основных внутренних проблем. В процессе внутренней интеграции вырабатывается язык, понятия; определяются границы группы и критерии вхождения и выхода из нее; распределяются полномочия; разрабатываются нормы отношений; определяются меры поощрения и наказания, порядок их применения и др. Решающую роль в формировании организационной культуры играет учредитель, основатель организации, так как он не только имеет оригинальную идею, но и собственное видение того как она должна быть реализована, в соответствии с его собственно культурой и личностью. Выдвигая идею, основатель привлекает к еереализации группу единомышленников, обладающих схожими взглядами на ситуацию, цели, способы их достижения. Если группа остается стабильной в течение определенного периода времени, то она постепенно вырабатывает собственное представление о себе, внешней среде, правилах деятельности, выживания и развития. Организационная культура формируется в процессе общения и совместного решения проблем для достижения единой цели. В результате этих процессов вырабатываются собственные ценности, критерии достижения общих целей, правила и нормы поведения, формы взаимодействия с внешней средой. Следовательно, необходимым условием формирования и развития организационной культуры является совместная деятельности людей и наличие общей цели. Формирование и развитие организационной культуры с позиций системного подхода подразумевает последовательное построение системы в трех взаимосвязанных аспектах. Функциональный аспект — это определение ее основных функций и состава функций-задач, а также построение дерева функций. Второй аспект называется элементным, он предусматривает выделение в системе необходимых для реализации функций-задач элементов, а также соответствующего элементного (ресурсного) обеспечения. Третий аспект — организационный — предусматривает создание системы управления формированием и развитием организационной культуры и разработку механизма реализации ее функций, а также установление связей и отношений между элементами. Управление формированием и развитием организационной культуры должно ориентироваться на достижение главной цели— обеспечение самоорганизации социально-экономической системы, повышение трудового потенциала. Объектомявляются социально-экономические системы (организации); внутри системы (организации) — совокупность элементов — структурных подразделений, внутри структурных подразделений — человек, работник организации. Субъектомявляется специальный отдел, отдел управления персоналом, специальная рабочая группа по управлению формированием и развитием организационной культуры, линейные и функциональные руководители, обладающие определенными правами и обязанностями в области формирования и развития организационной культуры. Технология формирования и развития организационной культуры предусматривает анализ факторов внешней и внутренней среды, оказывающих на нее влияние. Необходимость проведения такого анализа обусловливается тем, что отсутствие учета силы и характера воздействия основных факторов может привести к неэффективности мероприятий по формированию и развитию организационной культуры.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (503)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |