Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие, виды и иерархия источников публичных отраслей российского права, их зависимость от национальной правовой системы. Правовые акты города Москвы



2015-12-04 990 Обсуждений (0)
Понятие, виды и иерархия источников публичных отраслей российского права, их зависимость от национальной правовой системы. Правовые акты города Москвы 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Актуальной проблемой данного вопроса представляется проблема определения понятия источника данной отрасли права.

Существуют различные точки зрения в отношении данной проблемы.

С. Л. Зивс предлагал, что термин «источник права » – «источник норм права »подчеркивают внешнюю форму выражения правовой нормы

Нормативный акт как результат правотворчества должен отражать не только особенности нормы права, но и правотворческой деятельности, под которой понимается «целенаправленная деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления либо самого народа по установлению, изменению или отмене общеобязательных правил поведения (норм права) в обществе посредством определенной формально- юридической процедуры ».

Единое понятие понятие:

во-первых, в любой отрасли российского права имеется определенная система источников;

во-вторых, выбор таких источников зависит от принятой в стране системы права;

в-третьих, внешняя форма выражения источника права указывает на ту юридическую силу, которой он обладает и соответственно которая определяет его место в системе таких источников или их иерархию.

Под источником конституционного права (государственно- правовым источником) следует понимать публично- правовую форму выражения государственно- правовых норм, указывающую на его юридическую силу и соответственно – на место в системе таких источников (иерархию).

Не вызывает сомнения тот факт, что в основе системности и иерархичности, а значит и определения видов источников конституционного права Российской Федерации, лежат важнейшие положения, характеризующие принятую в нашей стране систему праву. В этой связи несомненную актуальность приобретает проблема государственно- правового исследования такого рода зависимости.

Как известно, в Российской Федерации принята романо- германская система права, важнейшим источником которой является нормативный правовой акт. Исходя из этого, Конституция и законодательство определяют следующие группы и иерархичность источников конституционного права.

1. Общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации.

2. Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы и издаваемые в соответствии c ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента, постановления и распоряжения Правительства, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти).

3. Конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и др.

Представляется, что из числа источников, характерных для англо- саксонской системы права, в соответствии c Конституцией и законодательством Российской Федерации к числу источников конституционного права России можно отнести:

а) договоры и соглашения в области государственного строительства;

б) судебные акты (решения), содержащие нормативные предписания по вопросам организации государственной власти.

Анализ российской правовой системы позволяет сделать вывод о том, что к числу судебных актов, содержащих такого рода нормативные предписания, могут быть отнесены:

а) решения и правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации;

б) акты правосудия, содержащие правовые позиции и нормативное толкование по вопросам организации публичной власти;

в) нормативное толкование Пленума Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

г) решения Европейского суда по правам человека.

Следует обратить внимание на то, что в странах c романо- германской системой права, наряду c юридическим непризнанием судебной практики в качестве источника права, решения конституционных судов традиционно признаются в качестве нормативных правовых актов, имеющих общеобязательный характер. Так, в ФРГ и Литве решения конституционных судов определяются как имеющие силу закона, в Австрии – как содержащие правоположения, в Испании – по сути как судебные прецеденты, в Казахстане – как нормативные акты, являющиеся составной частью действующего права, в Азербайджане, Армении и Беларуси – как акты нормативного характера.

Важно отметить, что приведенные источники отрасли конституционного права являются одновременно источниками его подотрасли – уставного права города Москвы, что находит, в частности, отражение во многих положениях Устава, подчеркивающих верховенство Конституции и федерального законодательства над правовыми актами города, например, согласно ст. 1 Устава статус города Москвы как субъекта и столицы Российской Федерации определяется Конституцией и соответственно Законом Российской Федерации «О статусе столицы Российской Федерации ».

Кроме этого, Устав детализирует и конкретизирует положения Конституции и федерального законодательства об источниках уставного права города Москвы. В частности, в ст. 9 Устава определяются следующие виды (система) и иерархия правовых актов города Москвы:

1. Устав города Москвы и иные законы города Москвы – нормативно-правовые акты города Москвы высшей юридической силы, принимаемы Московской Городской Думой или жителями города на референдуме города и подписываемые Мэром.

2. Решения Уставного суда города Москвы – правовой акт принимаемый на судебном заседании, выражающий волю Уставного суда или констатирующий определенные обстоятельства. Решение окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно. Положения решения Уставного суда не могут служить основанием для принятия каких либо других правовых актов или совершения юридически значимых действий.

3. Постановления Московской городской Думы – правовые акты города Москвы организационно распорядительного характера, принимаемые указанным законодательным или представительным органом государственной власти субъекта федерации по вопросам его компетенции и подписываемые Председателем МГД.

4. Акты Мэра Москвы - являются обязательными для исполнения на всей территории города. Такие акты бывают двух видов:

· указы Мэра – правовые акты, издаваемые им по вопросам нормативного характера, а также по иным вопросам, предусмотренным федеральными законами и законами города Москвы;

· распоряжения Мэра – правовые акты, издаваемые им по вопросам оперативно- распорядительного характера.

5. Акты Правительства Москвы – согласно ст. 44 Устава г. Москвы Правительство Москвы принимает:

· постановления, которые подписываются Мэром Москвы, а в его отсутствие – лицом, осуществляющим его полномочия в соответствии c указом Мэра Москвы. Постановление считается принятым, если за него проголосовало более половины членов Правительства Москвы.

· Правовые акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства.

Постановления и распоряжения Правительства подписываются Мэром Москвы или лицом, исполняющим его обязанности. Такие правовые акты являются обязательными для исполнения всеми органами исполнительной власти города Москвы, всеми физическими и юридическими лицами на территории города

6. Акты органов и должностных лиц исполнительной власти города Москвы в установленных законом случаях:

· постановления и распоряжения Правительства Москвы;

· распоряжения заместителей Мэра в Правительстве Москвы;

· приказы и распоряжения руководителя Аппарата Мэра и Правительства Москвы;

· распоряжения и приказы отраслевых, функциональных и территориальных органов исполнительной власти Москвы.

7. Договоры между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти города Москвы и соглашения между органами исполнительной власти Российской Федерации и органами исполнительной власти города Москвы.




2015-12-04 990 Обсуждений (0)
Понятие, виды и иерархия источников публичных отраслей российского права, их зависимость от национальной правовой системы. Правовые акты города Москвы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятие, виды и иерархия источников публичных отраслей российского права, их зависимость от национальной правовой системы. Правовые акты города Москвы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (990)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)