Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Законодательная функция



2015-12-04 724 Обсуждений (0)
Законодательная функция 0.00 из 5.00 0 оценок




Законодательная функция Федерального Собрания состоит в принятии общеобязательных для исполнения на территории страны правовых актов – федеральных конституционных законов и федеральных законов по вопросам своей компетенции. В своей законодательной деятельности Федеральное Собрание ограничено только требованиями Конституции, определяющей в полном соответствии c принципом разделения властей государственно-правовые механизмы «сдержек и противовесов» такой деятельности со стороны других органов государственной власти Российской Федерации. Речь идет о праве вето Президента – его праве отклонить федеральный закон, принятый Государственной Думой и одобренный Советом Федерации. Кроме этого, Конституция закрепляет исключительное право разработки важнейшего финансового закона государства – закона о федеральном бюджете – за Правительством РФ (п. «а» ч. 1 ст. 114). При этом Конституция предусматривает обязательную дачу заключения Правительства по законопроектам, которые затрагивают вопросы о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты; выпуске государственных займов; об изменении финансовых обязательств государства; другие законопроекты, покрываемые за счет федерального бюджета (ч. 3 ст. 104). Согласно Конституции Конституционный Суд РФ может признавать федеральные законы и их отдельные положения неконституционными, а значит, не имеющими юридической силы.

Законодательный процесс в Федеральном Собрании состоит из следующих классических стадий:

1) реализация права законодательной инициативы;

2) рассмотрение и принятие законопроекта Государственной Думой;

3) рассмотрение и одобрение закона Советом Федерации;

4) подписание и обнародование закона Президентом Российской Федерации.

1. Реализация права законодательной инициативысогласност. 104 Конституции осуществляется субъектами такого права, которые вправе вносить в Государственную Думу не только собственные законопроекты, но и законопроекты, разработанные федеральными органами исполнительной власти, не обладающими таким правом.

2. Рассмотрение законопроекта Государственной Думой осуществляется в три чтения. При рассмотрении Государственной Думой законопроекта в первом чтении обсуждается его концепция, дается оценка соответствия основных положений законопроекта Конституции Российской Федерации, его актуальности и практической значимости. По результатам обсуждения законопроекта в первом чтении Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации может принять законопроект в первом чтении и продолжить работу над ним c учетом предложений и замечаний в виде поправок, или отклонить законопроект, или принять закон.

Сущность второго чтения состоит в детальном обсуждении подготовленного законопроекта на заседаниях Государственной Думы. Поправки к законопроекту, принятому в первом чтении, вносятся в ответственный комитет в виде изменения редакции статей, либо в виде дополнения законопроекта конкретными статьями, либо в виде предложений об исключении конкретных слов, пунктов, частей или статей законопроекта. Сгруппированные по статьям законопроекта поправки подлежат рассмотрению на заседании ответственного комитета.

Совет Государственной Думы назначает третье чтение законопроекта для голосования в целях его принятия в качестве закона. При рассмотрении законопроекта в третьем чтении не допускаются внесение в него поправок и возвращение к обсуждению законопроекта в целом либо к обсуждению его отдельных разделов, глав, статей. Федеральный закон принимается Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов палаты. Закон Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации, федеральный конституционный закон считаются одобренными, если за их одобрение проголосовало не менее чем две трети от общего числа депутатов Государственной Думы.

3. Следующая стадия законодательного процесса – рассмотрение и одобрение закона Советом Федерации. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации. В соответствии со ст. 105 Конституции России федеральный закон считается принятым также и в том случае, если в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации. Однако обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы, в том числе и по вопросам ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации; статуса и защиты государственной границы Российской Федерации; войны и мира, определяемым в ст. 106 Конституции.

4. Завершающей стадией законодательного процесса является подписание и обнародование закона Президентом. Конституция России (ст. 107) устанавливает, что принятый федеральный закон в течение пяти дней должен быть направлен Президенту для подписания и обнародования. Глава Российского государства в течение 14 дней подписывает федеральный закон и обнародует его. Если Президент в течение этого срока отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом. Принятый обеими палатами парламента Российской Федерации федеральный конституционный закон подлежит безусловному подписанию Президентом в течение 14 дней и обнародованию.

Процесс обнародования законодательных актов регулируется Федеральным законом от 25 мая 1994 г. «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания», в соответствии c которым федеральные законы подлежат обязательному опубликованию в информационном бюллетене «Собрание законодательства Российской Федерации», издаваемом один раз в неделю. Федеральные законы публикуются, кроме того, в «Российской газете» и «Парламентской газете». . Федеральные законы вступают в силу на всей территории Российской Федерации одновременно по истечении 10 дней со дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу.


 



2015-12-04 724 Обсуждений (0)
Законодательная функция 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Законодательная функция

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (724)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)