ВОПРОС 6. Менеджмент: наука или искусство?
1. Менеджмент как искусство 2. Менеджмент как наука 1.Менеджмент, рассматриваемый с точки зрения конкретных управленческих действий, - это форма общественной практики людей, посредством которой обеспечивается функционирование и развитие предприятий, реализация стоящих перед ними задач. Высокая степень овладения практикой управления предприятиями может оцениваться как искусство. Пониманиеменеджмента как искусства управления базируется на том, что организации - это сложные социально-технические системы, на функционирование которых воздействуют многочисленные факторы внешней и внутренней среды. Люди, работающие в организациях, - это главный фактор, учет которого требует не только использования научного подхода, но и искусства его применения в конкретных ситуациях. Многие специалисты считают, что управление является скорее искусством, которому можно научиться только через опыт и которым в совершенстве овладевают люди, имеющие талант. Менеджмент нередко рассматривается как искусство, которое должно опираться на лежащие в его основе концепции, теории, принципы, методы. 2. На базе практической деятельности по управлению организациями возникланаука управления, которая имеет свой предмет изучения, свои •специфические проблемы и подходы к их решению. Научную основу этой дисциплины составляет вся сумма знаний об управлении, накопленная за сотни лет практики и представленная в виде концепций, теорий, принципов, способов и форм управления. Усилия этой науки направляются на объяснение природы управленческого труда, установление связей м "жду причиной и следствием, выявление факторов и условий, при которых совместный труд людей оказывается и более полезным, и эффективным. Они позволяю! не только своевременно и квалифицированно управлять текущими делами, но и прогнозировать развитие событий и в соответствии с этим строить стратегию и политику организаций. В самостоятельную область человеческих знаний, в науку менеджмент выделился в конце XIX века.
Вопрос 7, Основные роли, выполняемые современными менеджерами 1. Роли, связанные с принятием решений 2. Информационные роли 3. Межличностные роли
1.Менеджер определяет направление роста организации. При этом он изыскивает для этого возможности как внутри организации, так и за ее пределами; разрабатывает и запускает проекты по совершенствованию, приносящие изменения; контролирует разработку определенных проектов. Когда организация сталкивается с неожиданными нарушениями, менеджер отвечает за корректировочные действия. Он отвечает за распределение всевозможных ресурсов организации. Представляет организацию на всех значительных и важных переговорах. 2. Менеджер собирает разнообразную информацию (в основном текущую) специализированного характера о внешней и внутренней среде организации, которую использует в интересах своего дела; выступает как нервный центр внутренней и внешней информации, поступающей в организацию. Распределяет полученную информацию в виде фактов и нормативных установок между подчиненными, разъясняет политику и основные цели организации. Передает информацию для внешних контактов организации относительно планов, политики, действий, результатов работы организации, действует как эксперт по вопросам данной отрасли. 3.Менеджер - символический глава, в обязанности которого входит выполнение обычных обязанностей правового или социального характера. Отвечает за мотивацию и активизацию подчиненных на достижение целей организации, координирует их усилия, отвечает за набор, подготовку работников. Обеспечивает работу саморазвивающейся сети внешних контактов и источников информации, которые предоставляют информацию и оказывают услуги.
Вопрос 8. Характер труда и требования к профессиональной компетенции менеджеров 1. Специфические особенности управленческого труда 2. Требования, предъявляемые к профессиональным управляющим 1. По сравнению с другими видами труда в организации, управленческий труд имеет рядспецифических особенностей'. • он представляет собой умственный труд, состоящийиз трех видов деятельности: организационно-административной и воспитательной, аналитической и конструктивной, информационно-технической; • участвует в создании материальных благ и оказании услуг опосредованно, через труд других работников; • предметом труда является информация; • средством труда - организационная и вычислительная техника; • результатом труда - управленческое решение. 2.Чтобы выполнять свои функции, менеджеры должны иметь специальные знания и обладать способностью использовать их в повседневной работе по управлению предприятием. Требования к их профессиональной компетенции можно условно разделить на две группы. Первую составляютзнания и умения выполнять профессиональную работу в управлении. Они включают: • умение обосновывать и принимать решения в ситуациях, для которых характерны высокая динамичность и неопределенность; • информированность по вопросам развития отрасли, в которой работает предприятие: состояние исследований, техники, технологии, конкуренции, динамики спроса на продукцию; • знакомство с опытом менеджмента в других организациях и отраслях; • способность управлять ресурсами, прогнозировать и планировать работу предприятия, владение способами повышения эффективности управления; .умение использовать современную информационную технологию, средства коммуникации и связи. Вторая группа требований связана соспособностью менеджеров работать с людьми и управлять самими собой. Менеджеры должны иметь личностные качества, которые усиливают доверие и уважение со стороны других. В данную группу входят: • высокое чувство долга и преданность делу; • честность в отношениях с людьми и доверие к партнерам; • умение четко выражать свои мысли и убеждать; • уважительное отношение к людям вне зависимостиот их положения в организационной иерархии; • способность быстро восстанавливать свои физические и душевные силы и критически оценивать собственную деятельность.
вопрос 9. Менеджмент - управление, ориентированное на успех (составляющие успеха организации) 1. Выживание 2. Результативность и эффективность 3.Производительность 4. Практическая реализация 1. Некоторые организации планируют свой роспуск после достижения ими намеченных целей. Однако для большинства выживание, возможность существовать как можно дольше является основной задачей. Для этого организациям приходится периодически менять свои цели, выбирая их соответственно изменяющимся потребностям внешнего мира. Почти все организации, существующие ради бизнеса, периодически разрабатывают новые виды продукции или услуг для своих потребителей. 2. Чтобы быть успешной в течение долгого времени, организация должна быть как эФфективной, так и результативной. По словам П. Друкера, результативность является следствием того, что "делаются нужные и правильные вещи", аэффективность является следствием того, что "правильно создаются эти самые вещи". 3. Результативность является понятием, трудно определяемым. Но эффективность можно измерить и выразить количественно, потому что можно определить денежную оценку ее входов (потребляемых ресурсов) и выходов (выпускаемых продуктов). Относительная эффективноность организации выражается производительностью.Производительность - это отношение количества единиц на входе к количеству единиц на выходе. Является критически важным фактором для того, чтобы организация могла выжить и добиться успеха в условиях конкуренции. 4. Управленческие решения представляют собой лишь идеи, мысли. Цель управления - это выполнение реальной работы реальными людьми. Успешным решением считается такое, которое реализуется практически -превращается в действие - результативно и эффективно.
Вопрос 10. Основные функции менеджмента: планирование, подготовка и принятие управленческого решения 1. Сущность функции планирования 2. Классификация решений, принимаемых организациями 1. Данная функция означает выработку и принятие определенного постановления, письменного или устного, в котором перед объектом управления будет поставлена та или иная цель, задача. Это постановление - управленческое решение.Планирование - это один из способов, с помощью которого руководство обеспечивает единое направление усилий всех членов организации к достижению ее общих целей. С данной функции начинается процесс управления, от ее качества зависит успех организации. По своей сути функция планирования призвана ответить на следующие основные вопросы: .Где мы находимся в настоящее время? Менеджеры должны оценить сильные и слабые стороны организации в основных ее областях (финансы, маркетинг, персонал, НИОКР), чтобы определить, чего может реально добиться организация. . Куда мы хотим двигаться? Менеджеры должны, оценивая возможности и угрозы в окружающей организацию среде, определить, какими должны быть цели организации и что может помешать достижению этих целей. • Как мы собираемся сделать это? Менеджеры решают, что должны делать члены организации для достижения поставленных целей. 2. Решение - важнейший компонент на данном этапе. Ввиду того, что решения многообразны, возникает необходимость ихклассификации по следующим критериям: . длительность действия: долгосрочные, краткосрочные, разовые; . степень обязательности: носят категорический характер, характер рекомендаций; • содержание: экономические, социальные, организационные, научные; • степень структурированности: запрограммированные, незапрограммированные; • лицо, принимающее решение: индивидуальные, групповые; • направление решения: внутрь организации, за ее пределы; • уровень принятия решения: организация в целом, структурные подразделения, функциональные службы, отдельные работники; • глубина воздействия: одноуровневые, многоуровневые; • количество целей: одноцелевые, многоцелевые.
Вопрос 11. Основные функции менеджмента: организация и реализации принятых решений 1. Сущность и содержание функции 2. Основные принципы организации 1. Сущность функции состоит в том, чтобы обеспечить выполнение решения с организационной стороны, то есть создать такие управленческие отношения, которые бы обеспечили наиболее эффективные связи между всеми элементами управляемой системы.Организовать - значит разделить на части и делегировать выполнение общей управленческой задачи путем распределения ответственности и полномочий, а также установления взаимосвязей между различными видами работ. Содержанием функции является: • доведение решения до исполнителя; • приспособление организационной структуры фирмы к задачам намечаемой деятельности; • подборка людей для конкретной работы и делегирование им полномочий, прав использования ресурсов организации. • Для успешной реализации функции необходимо учитывать требования следующихлокальных принципов организации: • принцип цели. Организация, ее отдельные звенья работают во имя достижения общей цели; • эластичности организации. При определении задач и ответственности должен быть установлен оптимум между свободой действий отдельных работников и административными предписаниями; . устойчивости. Систему управления необходимо строить так, чтобы ее элементы не подвергались коренным изменениям под влиянием внешней и внутренней среды; непрерывного совершенствования. Предполагает необходимость систематической организационной работы по совершенствованию процесса организации и реализации решений; . прямой соподчиненности. Любой работник должен иметь одного начальника; • объема контроля. Менеджер в состоянии квалифицированно обеспечить и проконтролировать работу ограниченного числа подчиненных; • безусловной ответственности руководителя за действия подчиненных; • соразмерности ответственности данным полномочиям; • исключения. Решения повторяющегося характера низводятся до рутинных, выполнение которых поручается нижестоящим управленческим звеньям; . приоритета функций. Управленческая функция рождает орган управления, а не наоборот; • комбинирования. Необходимо обеспечивать наиболее правильное сочетание централизма и самостоятельности. Вопрос 12. Основные функции менеджмента: мотивация персонала (с позиции содержательных теорий) 1. Сущность функции мотивации 2. Содержательная теория мотивации Абрахама Маслоу 3. Теория потребностей Дэвида МакКлелланда, 4. Двухфакторная теория Фредерика Герцберга 1. Сущность функции мотивации заключается в том, чтобы персонал фирмы выполнял работу в соответствии с делегированными ему правами и обязанностями и сообразуясь с принятыми управленческими решениями. В общем смыслемотивация - это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения определенных целей. 2. Содержательные теории основываются наопределении внутренних побуждений, которые заставляют людей действовать определенным образом. Согласно теорииМаслоу, все потребности человека можно разделить на пять групп: • физиологические потребности - необходимые для выживания; . потребности в безопасности и уверенности в будущем; • социальные потребности - потребности в причастности к какому-либо человеческому сообществу, группе людей; • потребности в уважении, признании; • потребности самовыражения. Располагая потребности в виде строгой иерархической структуры, Маслоу показывал, что потребности низших уровней (физиологические и потребности в безопасности) требуют первоочередного удовлетворения. Прежде чем потребность следующего уровня станет наиболее мощным определяющим фактором в поведении человека, должна быть удовлетворена потребность более низкого уровня (причем необязательно полностью). Менеджеру необходимо наблюдать за подчиненными, чтобы определить, какие активные потребности движут ими. Недостаток теории заключается в том, что не доказан факт, согласно которому удовлетворение какой-либо одной потребности приводит к автоматическому задействованию потребности следующего уровня. К тому же в теории не удалось учесть индивидуальные отличия людей. 3. Д. МакКлелланд выделял три уровня потребностей: • потребность власти - желание воздействовать на других людей. Тех, у кого наивысшей является потребность власти и отсутствует склонность к авантюризму или тирании, надо готовить к занятию высших руководящих должностей; • потребность успеха. Удовлетворяется не провозглашением успеха какого-либо человека, а процессом доведения работы до успешного завершения. Перед людьми с потребностью успеха менеджеры должны ставить задачи с умеренной степенью риска, делегировать им достаточные полномочия для того, чтобы развязать инициативу в решении поставленных задач; • потребность в причастности. Означает, что люди заинтересованы в компании знакомых, налаживании дружеских отношений, оказании помощи другим. Руководители должны сохранять атмосферу, не ограничивающую межличностные отношения и контакты. 4. Ф. Герцберг выделил две группы факторов,которые влияют на поведение людей: • гигиенические факторы: условия труда, социальные отношения, стиль руководства организации, вознаграждение, социально-психологический климат на предприятии. Положительное проявление факторов дает лишь отсутствие неудовлетворения работой у людей; • факторы мотивации: работа как ценность сама по себе, чувство ответственности, возможность совершенствования. В случае положительного проявления наступает удовлетворение работой. Для того чтобы использовать теорию Герцберга, менеджеру необходимо составить перечень гигиенических и, особенно, мотивирующих факторов и дать сотрудникам возможность самим определить и указать то, что они предпочитают. Вопрос 13. Основные функции менеджмента: мотивация персонала (с позиции процессуальных теорий) 1. Сущность процессуальных теорий 2. Теория ожидания 3. Теория справедливости 4. Модель Портера-Лоулера 1.Теории основываются на том, как ведут себя люди с учетом их восприятия и познания. В процессуальных теориях англизируется то,как человек распределяет усилия для достижения различных целей и как выбирает конкретный тип поведения. Поведение личности определяется не только потребностями, но является также функцией восприятия и ожиданий, связанных с данной ситуацией, и возможных последствий выбранного типа поведения. 2. Основная мысль теории ожиданий состоит внадежде человека на то, что выбранный им тип поведения приведет к удовлетворению своих потребностей. Ожидание - оценка личностью вероятности данного события. Теория подчеркивает важность трех взаимосвязей (и соответствующих им ожиданий): • затраты труда - результаты; • результаты - вознаграждение; • вознаграждение - валентность (удовлетворенность вознаграждением). Поскольку разные люди обладают различными потребностями, то конкретное вознаграждение они оценивают по-разному. Руководство должно сопоставить предлагаемое вознаграждение с потребностями сотрудников и привести их в соответствие. Для эффективной мотивации менеджер должен установить твердое соотношение между достигнутыми результатами и вознаграждением. Необходимо давать вознаграждение только за эффективную работу. Также менеджер должен сформировать высокий, но реалистичный уровень ожидаемых от подчиненных результатов. 3. Теория постулирует, чтолюди субъективно определяют отношение полученного вознаграждения к затраченным усилиям и затем соотносят его с вознаграждением других людей, выполняющих аналогичную работу. Если сравнение показывает дисбаланс и несправедливость, то у человека возникает психологическое напряжение. В результате необходимо мотивировать этого сотрудника, снять напряжение и исправить дисбаланс. Люди могут восстановить баланс либо изменив уровень затрачиваемых усилий, либо пытаясь изменить уровень получаемого вознаграждения. 4. Л. Портер к Э. Лоулер разработали комплексную теорию мотивации. В их модели фигурирует пять переменных: затраченные усилия, восприятие, полученные результаты, вознаграждение, степень удовлетворения. Достигнутые результаты зависят от приложенных сотрудником усилий, его способностей и характерных особенностей, осознания своей роли в процессе труда.Уровень приложенных усилий определяется ценностью вознаграждения и степенью уверенности в том, что эти усилия действительно повлекут за собой определенный уровень вознаграждения. Достигнутые результаты могут повлечь внутренние вознаграждения (удовлетворение от выполненной работы) и внешние вознаграждения (похвал? руководителя, премия). Удовлетворение - это результат внешних и внутренних вознаграждений с учетом их справедливости. Один из наиболее важных выводов - результативный труд ведет к удовлетворению.
Вопрос 14. Основные функции менеджмента: контроль хода выполнения принятых решений 1. Сущность контроля 2. Аспекты контроля 3. Основные виды контроля 4. Технология контроля 1. Контроль - это процесс обеспечения достижения организацией своих целей. Он представляет собой систему наблюдения и проверки соответствия процесса функционирования управляемой подсистемы принятым решениям, а также выработки определенных действий. 2. Существует три аспекта управленческого контроля: • установление стандартов - точное определение целей, которые должны быть достигнуты в определенный отрезок времени. Оно основывается на планах, разработанных в процессе планирования; • измерение того, что было достигнуто за период, и сравнение достигнутого с ожидаемыми результатами; . подготовка необходимых корректирующих действий. Менеджер должен выбрать одну из трех линий поведения: ничего не предпринимать, устранить отклонение или пересмотреть стандарт. 3. Выделяют следующиевиды контроля: • предварительный контроль. Осуществляется до фактического начала работ. Средства осуществления - реализация определенных правил, процедур и линий поведения. Используется по отношению к человеческим (анализ профессиональных знаний и навыков, необходимых для выполнения должностных обязанностей, отбор квалифицированных людей), финансовым (составление бюджета) и материальным ресурсам (выработка стандартов минимально допустимых уровней качества, проведение проверок); • текущий контроль. Осуществляется непосредственно в ходе проведения работ. Базируется на измерении фактических результатов, полученных после проведения работы. Для осуществления контроля аппарату управления необходима обратная связь; • заключительный контроль. Одна из функций состоит в том, что контроль дает руководству информацию, необходимую для планирования, если аналогичные работы предполагается проводить в будущем. Также способствует мотивации, так как измеряет достигнутую результативность. 4. Технология контроля осуществляется по следующей схеме: • выбор концепции контроля (система, процесс, частная проверка); • определение целей контроля (целесообразность, правильность, регулярность и эффективность контроля); • установление норм контроля (этические, производственные, правовые); • выбор методов контроля (диагностический, терапевтический, предварительный, текущий, заключительный); • определение объема и области контроля (сплошной, эпизодический, финансовый, качества продукции
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (6071)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |