От Руси к России. Формирование единого Российского государства
В XV – XVII вв. Вопросы: 1. Специфика (особенности) становления и развития Российского государства в XV – XVII вв. 2. Иван Грозный: поиск альтернативных путей социально-политического развития Руси.
Время: 2 часа Методические указания Первый вопрос семинарского занятия преследует задачу выявления специфики становления и развития Российского государства в XV – XVII вв. в сравнении с западноевропейскими и азиатскими странами Евразийского континента. Для этого необходимо провести сравнительно–исторический анализ общественно-исторического развития России и государств Европы и Азии по следующим основаниям: – формационная направленность стран и народов в XV – XVII вв. (изучить сущность и содержание категорий «рабовладельческое общество», «феодализм», «капитализм», аграрная и промышленная цивилизации); – исторические условия, в которых происходило становление централизованных государств в Европе и Азии (феодальная раздробленность, оккупация стран, борьба за национальную независимость и т.д.); – факторы (экономические, политические, социальные, духовные), которые в большей, либо меньшей степени повлияли на формирование централизованных государств; – роль различных социальных сил в становлении нового общества и государств. При подготовке ко второму вопросу семинарского занятия необходимо, прежде всего, изучить причины и цели реформ Ивана Грозного. С этой целью следует проанализировать исторические условия, в которых оказалось Русское государство в середине XVI столетия, рассмотреть внешнеполитическое и внутреннее положение страны. Затем целесообразно выявить движущие силы преобразований, определить классы, сословия и социальные группы на которые опиралось правительство Ивана IV в ходе преобразований. При изучении содержания реформ целесообразно вначале выделить основные направления преобразований (государственного управления, военные, финансовые и др.), а затем приступить к их анализу. При этом важно уяснить, какие изменения произошли в общественно–государственном устройстве и как они повлияли на жизнь представителей различных социальных сил российского общества. Особое внимание надо уделить такому историческому явлению как «опричнина». Необходимо строго научно, без эмоций подходить к анализу этого исторического периода на Руси. Для этого надо знать оценки опричнины в трудах русских и советских историков, уяснить причину(ы) разногласий царя Ивана Грозного и деятелей т.н. Избранной Рады. В обязательном порядке следует изучить международное положение Русского государства, уяснить основные этапы становления феодально–крепостнического строя. Объективно и беспристрастно надо подвести итоги преобразований Ивана Грозного. На семинарском занятии студенты (курсанты) могут сделать сообщение (доклад) по следующим темам (на выбор и по согласованию с преподавателем одно сообщение продолжительностью 10-12 мин.): а) Социально-правовое положение сословий в России в XV - XVII вв. б) Образование приказной системы в Русском государстве. в) Вооруженные силы Российского государства в XVI в. г) Роль Русской Православной церкви в жизни Московского и Российского государства. При подборе литературы и определении содержания сообщения курсантам (студентам) следует в обязательном порядке проконсультироваться с преподавателем. Вопросы для самоконтроля: 1. Какие факторы и явления оказали влияние на ход исторического процесса в мире в XV–XVII вв. 2. Чем, в сравнении с государствами Европы и Азии, отличался процесс формирования Российского государства? Какова его специфика? 3. Какие внешние и внутренние факторы обусловили реформы Ивана Грозного? Что представляли собой данные преобразования? 4. Существовала ли объективная необходимость в реформах Ивана IV или все определялось сугубо личными (субъективными) качествами царя? 5. Какова оценка опричнины в трудах российских и советских историков? Рекомендуемая литература: Инв. №1717у. История России: учеб. 2-е изд., перераб. и доп. / А.С.Орлов, В.А.Георгиев, Н.Г.Георгиева, Т.А.Сивохина. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006 (2008). Инв. № 1408у, 578у. Мунчаев Ш.М. История России: учеб. для вузов. 4-е изд. М.: Норма, 2000(2006,2007). Инв. № 1693у. История России с древнейших времен до наших дней: учебник / ред. А. Н. Сахаров. – М, 2008.Инв. № 2082у. История России с древнейших времен до наших дней: в 2-х т. / Под ред. А. Н. Сахарова. Т. 1. – М., 2010. Инв. № 1777у. Семенникова Л.И Отечественная история: учебник для вузов-9-е изд., М.: КДУ, 2008. Инв. № 1924у. Фортунатов В.В. Отечественная история: учеб. пособие. - СПб.: Питер, 2009. Инв. № 1744у. Хрестоматия по истории России: учебное пособие / МГУ им. М.В. Ломоносова. – М, 2008. Инв. № 1746к, 1747к. Виноградов А. В. Отечественная история в таблицах и схемах. Учебно-методическое пособие. В 2-х частях. – Новогорск, 2001. Инв. № 2138у. Жукова Л.В. История России в датах: справочник / Л. В. Жукова, Л. А. Кацва. – М., 2011. Инв. №26315. Каппелер А. Россия – многонациональная империя. Пер. с нем. М.: Прогресс–Традиция, 2000. Инв. № 28249. Хоскинг Дж. Россия: народ и империя (1552-1917). М., 2000. Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории. Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1997. Сартаков В. Н. Иван Грозный и его время. – М., 2004. Фомин С. В. Правда о первом русском царе: Кто и почему искажает образ Государя Иоанна Васильевича (Грозного). М.: Русский издательский центр, 2010. Лисейцев Д.В. Эволюция приказной системы Московского государства в эпоху Смуты //Отечественная история. 2006. №1. С.3-15. Нефедов С.А. Реформы Ивана III и Ивана IV: османское влияние //Вопросы истории. 2002. №11. С.30-53; Нефедов С.А. Монгольские завоевания и формирование российской цивилизации //Вопросы истории. 2006. №2. С.113-123.
Занятие 5/2.Семинар
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (815)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |