Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методические рекомендации. При подготовке к семинару пользоваться опорными конспектами и рекомендуемой



2015-12-04 440 Обсуждений (0)
Методические рекомендации. При подготовке к семинару пользоваться опорными конспектами и рекомендуемой 0.00 из 5.00 0 оценок




При подготовке к семинару пользоваться опорными конспектами и рекомендуемой литературой. Быть готовым высказать свое мнение, имеющиеся замечания или предложения по существу доклада, опираясь на руководящие документы или практический опыт. При рассмотрении первого и второго вопроса следует обратить внимание, что преобразования 1860-1880 гг. в исторической литературе уже в прошлом веке получили название "эпохи великих реформ''.

Важно уяснить, что в период царствования Александра II в России проводились преобразования, представлявшие собой одну из наиболее последовательных попыток модернизировать весь уклад жизни Российской империи. Охватившие три основных сферы: социально-экономическую (освобождение крестьян и решение аграрного вопроса); политическую (введение местного самоуправления, реформирование суда и армии); культурно-образовательную (реформы школ, университетов и цензуры). Необходимо оценить их в целом, отметив, что в результате этих реформ в России был начат масштабный переход к индустриальному (капиталистическому) обществу того же в целом типа, который существовал в пере­довых странах Западной Европы.

Особое внимание следует обратить на Крестьянскую реформу 1861г. - как на важнейшее событие российской истории XIX в. Важно подробно остановиться на предпосылках, содержании (провести анализ Манифеста 19 февраля) и оценки реформы.

При подведении итогов следует отметить, что эти реформы содержали элементы противоречивости и непоследовательности. Реформаторство не затронуло коренных основ самодержавной монархии.

При подготовке на третий вопрос семинарского занятия необходимо, прежде всего рассказать о причинах подъема общественного движения. Главная — сохранение старой социально-политической системы и в первую очередь самодержавного строя с его полицейским аппаратом, привилегированным положением дворянства, отсутствием демократических свобод. Не менее значимая причина — нерешенность аграрно-крестьянского вопроса, который оставался центральным в общественной жизни страны. Половинчатость реформ 60—70-х годов и колебания правительственного курса (то меры в сторону либерализации, то усиление репрессий) также активизировали общественное движение. Особой причиной выделить разнообразие и острота социальных противоречий. К прежним — между крестьянами и помещиками — добавились новые, вызываемые развитием капитализма: между рабочими и предпринимателями, либеральной буржуазией и консервативным дворянством, между самодержавием и народами, входившими в состав Российской империи.

Необходимо отметить, что отличительной чертой общественной жизни России второй половины XIX в. являлось отсутствие мощных антиправительственных выступлений широких народных масс. Крестьянские волнения, вспыхнувшие после 1861 г., быстро сходили на нет, рабочее движение находилось в зачаточном состоянии. Народ сохранял царистские иллюзии. Политическую инертность проявляла и буржуазия. Все это давало почву для торжества воинствующего консерватизма и обусловливало крайне узкую социальную основу для деятельности революционеров. Уяснить характер и формы направлений в общественном движении — консерваторы, либералы и радикалы «Шестидесятники», «Земля и воля», Революционные народники. Акцентировать внимание на их разных политических целях, организационных формах и методов борьбы, духовные и морально-этические позиции.

 

На семинаре можно выступить с докладом (сообщением) по следующим, рекомендуемым темам (по согласованию с преподавателем 1-2 сообщение на занятие):

1. Исторический портрет (по выбору: Александра II, Александра III, С.Ю. Витте, А.М. Горчакова и др.)

2. Народнический террор и его роль в истории России.

3. Жизнь и судьба Н.Г. Чернышевского.

4. Денежная реформа С.Ю. Витте.

При подборе литературы и определении содержания сообщения курсантам (студентам) следует в обязательном порядке проконсультироваться с преподавателем.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Каковы причины осуществления «великих реформ» в России?

2. Раскройте основное содержание крестьянской реформы?

3. Что изменилось в судоустройстве России после проведения судебной реформы?

4. Как повлияла земская реформа на развитие общественной активности масс?

5. Почему во второй половине XIX в. растет революционное движение масс?

6. Каковы идейно-политические основы российского либерализма?

7. Почему благодатную почву на российской земле нашла марксистская идеология?

8. В чем заключалась суть реформ С. Ю. Витте?

Рекомендуемая литература:

Инв. 1717у. История России: учеб. 2-е изд., перераб. и доп. / А.С.Орлов, В.А.Георгиев, Н.Г.Георгиева, Т.А.Сивохина. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006 (2008).

Инв. 1408у, 578у. Мунчаев Ш.М. История России: учеб. для вузов. 4-е изд. М.: Норма, 2000(2006,2007).

Инв. № 1693у. История России с древнейших времен до наших дней: учебник / ред. А. Н. Сахаров. – М, 2008.

Инв. № 2082у. История России с древнейших времен до наших дней: в 2-х т. / Под ред. А. Н. Сахарова. Т. 1. – М., 2010.

Инв. № 1777у. Семенникова Л.И Отечественная история: учебник для вузов-9-е изд., М.: КДУ, 2008.

Инв. 1924у. Фортунатов В.В. Отечественная история: учеб. пособие. СПб.: Питер, 2009.

Инв. № 1744у. Хрестоматия по истории России: учебное пособие / МГУ им. М.В. Ломоносова. – М, 2008.

Инв. № 1746к, 1747к. Виноградов А. В. Отечественная история в таблицах и схемах. Учебно-методическое пособие. В 2-х частях. – Новогорск, 2001.

Инв. № 2138у. Жукова Л.В. История России в датах: справочник / Л. В. Жукова, Л. А. Кацва. – М., 2011.

Инв. 28249. Хоскинг Дж. Россия: народ и империя (1552-1917). М., 2000.

Инв. 26315. Каппелер А. Россия – многонациональная империя. Пер. с нем. М.: Прогресс–Традиция, 2000.

Захарова Л. Г. Самодержавие и отмена крепостного права в России 1856-1861. – М., 2004.

Карамзин Н.М История государства Российского. М.:ЭКСМО, 2007

Корелин А.П., Степанов С.А. С.Ю. Витте – финансист, политик, дипломат. М., 1998.

Леонтович В.В. История либерализма в России. М., 1995.

 

Занятие 6/3. Семинар



2015-12-04 440 Обсуждений (0)
Методические рекомендации. При подготовке к семинару пользоваться опорными конспектами и рекомендуемой 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методические рекомендации. При подготовке к семинару пользоваться опорными конспектами и рекомендуемой

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (440)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.005 сек.)