Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методы конституционного права



2015-12-04 586 Обсуждений (0)
Методы конституционного права 0.00 из 5.00 0 оценок





Как и любая отрасль права, конституционное право присущими ему правовыми способами воздействует на общественные отношения. Такие способы называются методами.

В конституционном праве применяются следующие правовые методы воздействия на общественные отношения:

1)запрета, т.е. конституционно-правовая норма запрещает какому-либо органу или лицу совершать определенные действия (например, вмешательство в деятельность судей по отправлению ими правосудия недопустимо и влечет ответственность по закону (ст.116 Конституции Республики Беларусь);

2) обязывания, т.е. нормы, обязывающие какой-то орган или лицо осуществлять определенные действия (например, каждый обязан уважать достоинство, права, свободы, законные интересы других лиц (ст.53 Конституции Республики Беларусь);

3) дозволения, т.е. нормы разрешающие какому-либо органу или лицу совершать соответствующие действия (например, Правительство или любой член Правительства в праве заявить Президенту о своей отставке, если считают невозможным дальнейшее осуществление возложенных на них обязанностей (ст.106 Конституции Республики Беларусь).

Отличительной чертой методов конституционного права является преобладание среди них методов императивно-властного характера, т.е. запрета и обязывания. Нормы-дозволения используются реже, в основном при регулировании правового статуса личности.

34. Сущность, функции и юридические свойства Конституции. Виды Конституций.
Конституция – это особый основной закон государства, закрепляющий основы взаимодействия человека и общества, основы организации государства. Помимо этого, конституция является программным документом, определяющим основные направления развития общества.

Любая конституция характеризуется рядом особых юридических свойств:

1. Прямое действие – наличие поясняющих актов необязательно.

2. Наивысшая юридическая сила – ни один нормативный акт не может противоречить ей.

3. Учредительный характер – создает новые органы власти, формирует предпосылки для развития правоотношений.

4. Имеет специальный усложнённый порядок принятия и изменения.

Все известные конституции могут быть классифицированы по следующим основаниям:

1. По глубине отражения социальной действительности – фиктивные и действительные.

2. По оформляемому ими политическому режиму – демократические, авторитарные, тоталитарные и т.д.

3. По форме внешнего выражения – писанные и неписанные.

4. По способу разработки и принятия – октроированные (дарованные народу), договорные, народные (принятые всенародным голосованием).

 

Функции конституции. В науке конституционного права принято выделять юридическую, политическую и идеологическую функции конституции.

Юридическая функция заключается в том, что конституция является основным источником права, содержащим исходные начала для всей правовой системы.

Политическая функция состоит в том, что конституция устанавливает основы организации государственной власти, основы взаимоотношений государства «личности, определяет принципы функционирования политической системы в целом.

Идеологическая функция проявляется в способности конституции оказывать влияние на духовную жизнь общества путем распространения и утверждения определенных политических и правовых идей, представлений и ценностей.

Основы конституционного строя Российской Федерации.

Понятие конституционного строя.

Основы конституционного строя – это главные устои государства, раскрывающие его сущность, содержание деятельности и важнейшие ценности, признаваемые обществом и государством.

Выделяют следующие основы российского конституционного строя:

1. Провозглашение России демократическим правовым государством с республиканской формой правления.

2. Объявления человека высшей ценностью; признание, соблюдение и защита прав и свобод являются обязанностью государства.

3. Принцип народовластия, предполагающий, что единственным источником власти является народ.

4. Верховенство права.

5. Социальный характер государства – стремление к социальной справедливости и заботе о слабозащищенных слоях населения, обеспечение им достойной жизни и свободного развития.

6. Разделение властей в целях недопущения концентрации всей власти в руках одного человека.

7. Федерализм – в РФ реализуется принцип разделения властей по территории, при этом органы власти субъектов федерации относительно самостоятельны.

8. Политический и идеологический плюрализм.

9. Светский характер государства.

10. Наличие местного самоуправления как форма проявления народного суверенитета.

Государственная символика Российской Федерации

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФЛАГ

Государственный флаг Российской Федерации является официальным государственным символом Российской Федерации. Официальный отличительный знак государства, описание которого устанавливается законом. Является символом суверенитета государства.

Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней – белого, средней – синего и нижней – красного цвета. Отношение ширины флага к его длине 2:3.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГЕРБ

Государственный герб Российской Федерации является официальным государственным символом Российской Федерации. Государственный герб является официальной эмблемой государства. Восстановление двуглавого орла как Государственного герба России олицетворяет неразрывность и преемственность отечественной истории.

Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и – над ними – одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла - скипетр, в левой – держава. На груди орла, в красном щите, – серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ГИМН

Государственный гимн Российской Федерации является официальным государственным символом Российской Федерации.

Государственный гимн – торжественное музыкально-поэтическое произведение, принятое как символ государственного единства. Текст гимна отражает чувства патриотизма, уважения к истории страны, ее государственному строю.

Государственный гимн Российской Федерации может исполняться в оркестровом, хоровом, оркестрово-хоровом либо ином вокальном и инструментальном варианте. При этом могут использоваться средства звуко- и видеозаписи, а также средства теле- и радиотрансляции.

Государственный гимн Российской Федерации должен исполняться в точном соответствии с утвержденными музыкальной редакцией и текстом.

При официальном исполнении Государственного гимна Российской Федерации присутствующие выслушивают его стоя, мужчины – без головных уборов. В случае, если исполнение Государственного гимна России сопровождается поднятием Государственного флага России, присутствующие поворачиваются к нему лицом.

Музыка:А. Александров

Слова:С. Михалков, Г. Эль-Регистан

Текст Гимна
Россия – священная наша держава, Россия – любимая наша страна. Могучая воля, великая слава – Твое достоянье на все времена! Припев: Славься, Отечество наше свободное, Братских народов союз вековой, Предками данная мудрость народная! Славься, страна! Мы гордимся тобой! От южных морей до полярного края Раскинулись наши леса и поля. Одна ты на свете! Одна ты такая – Хранимая Богом родная земля! Припев: Славься, Отечество наше свободное, Братских народов союз вековой, Предками данная мудрость народная! Славься, страна! Мы гордимся тобой! Широкий простор для мечты и для жизни Грядущие нам открывают года. Нам силу дает наша верность Отчизне. Так было, так есть и так будет всегда! Припев: Славься, Отечество наше свободное, Братских народов союз вековой, Предками данная мудрость народная! Славься, страна! Мы гордимся тобой!


37. Система органов государственной власти в Российской Федерации.

Государственный орган — это относительно самостоятельное, структурно обособленное звено государственного аппарата, создаваемое государством в целях осуществления определенного вида государственной деятельности, наделенное для этого соответствующей компетенцией и опирающееся в процессе реализации своих полномочий на организационную, материальную и принудительную силу государства.

Специфическими признаками, отличающими государственные органы от негосударственных структур, являются:

-формирование по воле государства и осуществление своих полномочий от имени государства. Государственные органы нередко называют органами государственной власти, подразумевая, что при их помощи реализуется государственный суверенитет в области установления и реализации властных требований;

-выполнение каждым государственным органом строго определенных, установленных в законодательном порядке видов и форм деятельности (законодательной, исполнительной, охранительной и т.д.);

-наличие у каждого государственного органа юридически закрепленных организационной структуры; территориального масштаба деятельности; установленного положения в системе властной иерархии, определяющего характер и объем принадлежащих государственному органу полномочий, а также порядок его взаимоотношения с другими государственными (негосударственными) органами и организациями;

-в основу взаимодействия государственных органов положена совокупность принципов единства государственной власти и разделения властей. Принцип единства государственной власти предполагает, что государственные органы вне зависимости от объема властных полнjмочий, структурных особенностей и характера профессиональной деятельности выступают от имени всего государства и в процессе реализации принятых ими правовых актов могут опираться на государственные гарантии (в том числе и на государственный механизм принуждения). Разделение властей возможно только в демократическом государстве. Суть данного принципа заключается в рассредоточении властных полномочий между одноуровневыми государственными органами, которые взаимоуравновешивают и взаимоконтролируют деятельность друг друга, используя систему «сдержек и противовесов».

Выступая в качестве субъектов социально-правовых отношений государственные органы характеризуются как юридические лица публично-правового характера. Их существование не зависит от воли и желания индивидуальных лиц, которые формируют те или иные государственные органы (например, назначение или отставка членов правительства не влияет на процесс существования самого правительства как органа государства). При этом будучи составными частями одного и того же государственного аппарата, государственные органы отличаются друг от друга порядком своего образования, видами выполняемой ими государственной деятельности, характером и объемом компетенции, особенностями исполнения служебных полномочий и т.д.

В основу классификации государственных органов могут быть положены следующие критерии:

1. По юридической силе:

-федеральные органы государственной власти;

-государственные органы субъектов.

2. По порядку образования:

-представительные (выборные) (Президент, Законодательное Собрание);

-производные (назначаемые) (Правительство, органы судопроизводства).

3. По характеру осуществляемых полномочий:

-институт главы государства (Президент, Монарх);

- органы законодательной власти (Федеральное собрание РФ, Законодательные собрания субъектов РФ);

-органы исполнительной власти (Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ);

-судебные органы (Верховный суд, Конституционный суд, Высший арбитражный суд, суды субъектов);

- надзорно-контрольные органы (Генеральная прокуратуры, Таможенный комитет, налоговая полиция и т.д.)

4. По времени действия:

-постоянные (Президент, Федеральное собрание, Правительство и т.д.);

-временные (Государственный комитет обороны СССР (орган, созданный на период ВОВ)).

 



2015-12-04 586 Обсуждений (0)
Методы конституционного права 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методы конституционного права

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (586)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)