Актуальность проекта.
Ознакомление дошкольников с природой является одной из важнейших задач в работе с детьми. При этом очень важно, чтобы получаемые знания не были преподнесены изолированно, без привязки к целому комплексу явлений, окружающих предмет изучения. Дети всегда должны видеть связь отдельного вида с окружающей средой, его влияние на эту среду, они должны понимать, что растения и животные зависят друг от друга и от среды обитания.
Экологическое воспитание - одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознания, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней.
Цветы – это не только красота, но и часть живой природы, которую надо беречь и охранять, и, конечно же, знать. Знать строение цветка, его внешний вид, особенности, целебные свойства.
Сорвать цветок может каждый, а вот сказать – какой цветок сорвал, далеко не все.
Образовательная область – оптимизация мыслительной активности детей через сотрудничество педагогов и родителей.
Участники. Воспитатели, дети 4 -6 лет, родители.
Взаимодействие педагогов: музыкальный руководитель, воспитатели, родители.
Вид проекта: творческий, информационно – исследовательский, среднесрочный, коллективный, индивидуальный (совместно с родителями).
Проблемный вопрос:«Какие бывают цветы и зачем они на Земле?»
Цель: Активизация познавательной и творческой деятельности детей,
развитие творческого потенциала воспитанников и педагогов, активное вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс.
Задачи:
· Дать понятие, что такое цветок.
· Учить детей классифицировать цветы по месту их произрастания (луг, сад, поле, дом).
· Познакомить детей с профессиями людей, связанных с цветоводством.
· Учить детей правильно сажать и выращивать цветы.
· Отметить значение, роль цветов для жизни и деятельности человека, животных, насекомых.
· Развивать конструктивные, изобразительные способности детей в изготовлении цветов, применяя разные материалы и технические средства.
· Развивать умение сравнивать и анализировать.
· Развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования природных объектов.
· Развивать умение передавать свои чувства от общений с природой в рисунках и поделках. Пополнение и обогащать словарный запас детей и их знания о цветах лесных, луговых, садовых, комнатных.
· Воспитывать бережное отношение к цветам, умение заботиться о них.
· Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность и любознательность ко всему живому.
Методы проекта:
· исследовательские: опыты, проблемные вопросы, наблюдения;
· самостоятельное наблюдение;
· коллективное наблюдение;
· словесные: беседы, чтение литературы, консультации для родителей, объяснения, указания, словесные инструкции;
· технология моделирования;
· релаксация;
· ароматерапия;
· слушание музыки.
Формы организации проекта:
· Познавательная непосредственно-организованная деятельность (аппликация, рисование, лепка, музыка, развитие речи, природный и социальный мир);
· Экскурсии;
· Дидактические игры;
· Трудовая деятельность детей;
· Экологические викторины.
Ресурсное обеспечение проекта.
· Уголок природы в группе, цветник на участке детского сада.
· Методический инструментарий.
· Материально – техническое (компьютер, фотоаппарат, канцелярские принадлежности, фонотека, стеклянная посуда для экспериментов, горшочки, баночки, лупа, пластмассовые ножи для опытов, индивидуальные блюдца для экспериментов, салфетки, садово-огородный инвентарь, рассадники, спортивный инвентарь)
· Наглядный материал:
а) цветы живые, на иллюстрациях, сделанные из разных материалов;
б) настольно-печатные игры;
в) дидактические игры по экологии;
г) библиотечка юного цветовода, альбом «Легенды о цветах».
· Оснащение природным и бросовым материалом.
Сроки реализации проекта: 1 месяц.
Ожидаемый результат: развитие познавательного интереса детей, расширение представлений о луговых, лесных, садовых и комнатных цветах. Положительно-эмоциональное и осознанное отношение к природе, к цветам, которые окружают ребенка. Цветы являются не только украшением Земли, но и целителями. Готовность участвовать в практических делах по улучшению природной среды (посадка, уход за цветами). Сформировались навыки культурного поведения в природе, умение беречь и заботиться о ней.
Этапы проекта.
1 этап. Целеполагание (выявление проблемы).
2 этап. Разработка проекта.
3 этап. Выполнение проекта (организация совместной работы детей и педагогов над проектом).
4 этап. Подведение итогов.
Содержание.
1. Комнатные растения (средняя группа).
2. Садовые цветы (старшая группа).
3. Луговые и лесные цветы (средняя группа).
6. Бал цветов.
7. Выставка рисунков, фотовыставка и цветочный коллаж.
Этапы реализации проекта
Период
| Мероприятия
| Ответственные
|
I. Подготовительный этап
| | |
июнь 1 неделя
| · Сбор и анализ литературы по данной теме;
· Разработка плана реализации проекта;
· Подборка музыкального репертуара и музыкальных игр, упражнений на релаксацию;
· Разработка дидактических игр, пособий;
· Подборка иллюстративного материала;
· Подборка стихотворений, загадок, песен, сказок, мифов, легенд по теме;
· Подборка подвижных, пальчиковых, дидактических игр, веселых вопросов и упражнений по теме;
· Подготовить материал для изобразительной деятельности, художественную и познавательную литературу для чтения детям;
· Подготовка семян цветов, рассадников.
· Задания родителям по оформлению экологической книги о цветах.
· Диагностика-определение уровня умений и знаний детей по теме.
| Музыкальный руководитель: Даниленко О.В.;
Воспитатели: Плотникова Е.А.,
Максименко Н.Г.,
Сычевская Т.Г.
|
II. Основной этап
| | |
июнь 1 неделя
2 неделя
| · Экскурсия по территории детского сада, (старшая группа);
· Экскурсия на луг, возле реки Аркарка, в березовую рощу (средняя группа);
· Экскурсия в цветочный магазин (средняя группа)
Цель: знакомство с цветами нашего края и детского сада.
· Загадывание загадок, ребусов.
· Заучивание и чтение стихотворений.
· Чтение художественной, познавательной литературы,
· Беседы: «Цветы в легендах, стихах, загадках, песнях», «Профессии людей, занятых в цветоводстве»
· Рассматривание иллюстраций, открыток с изображением цветов.
· Дидактическая игра «Цветочный магазин» (закреплять умение различать цвета, называть их быстро, находить нужный цветок среди других; научить детей группировать растения по цвету, составлять красивые букеты).
· Дидактическая игра «Сложи цветок» (уточнение знаний о строении цветка – стебель, листья цветок).
· Дидактическая игра «Найди растение по описанию» (уточнение знаний о строении цветка, закрепление названий комнатных растений).
· НОД «Тайны комнатных растений» (закрепить знание детей о комнатных растениях; продолжать учить сравнивать растения, находить сходство и различия во внешних признаках; закрепить знания об условиях роста комнатных растений; развивать желания ухаживать за растениями).
· Беседа «Условия, необходимые для жизни комнатных растений», (в доступной форме объяснить детям, как правильно ухаживать за уголком природы). Приложение 1.
· НОД «Золотой луг» (Познакомить детей с писателем М. Пришвиным; развивать умение эмоционально откликаться на красоту природы и содержание литературного произведения).
· Беседа об одуванчике (расширить и уточнить знания детей об одуванчике);Приложение 2.
· НОД «Бархатцы – садовый цветок»
- Беседа «Что необходимо цветам для жизни» (в доступной форме объяснить детям, как правильно ухаживать за садовыми цветами)Приложение 3.
· Подвижные игры.
· Слушание музыки:
цель: Формирование основ музыкальной культуры для детей. Ю.Антонов “ Не рвите цветы” П.И. Чайковский “Цикл времена года”, “Вальс цветов” Ю.Чичков “Волшебный цветок” “Это называется природа” З.Б. Качаева “Где же одуванчики?”
«Кактус – ёж», «Ромашки» Вихаревой
НОД ОО «Музыка» в средней группе по теме: «Он на ёжика похож» (расширять представления детей о кактусах);
НОД ОО «Музыка» в средней группе по теме: «Цветы нашего края» (расширять представления детей о луговых и лесных цветах нашего края, знать и называть их);
НОД ОО «Музыка» в старшей группе по теме: «Цветы вокруг нас» (расширять представления детей о садовых цветах, знать и называть их, воспитывать бережное отношение к природе)Приложение 4.
Опыты и исследовательно-поисковая деятельность:
· если долго не поливать цветы, листочки увядают, а цветок падает.
· где семена быстро взойдут (на солнце, в тёмном месте или в дали от солнечных лучей);
· проращивание отростков цветов, рассматривание корешков.
Трудовая деятельность на участке, в группе – посадка цветов, поливка цветников, рыхление почвы, уход за комнатными цветами.
· Собрать коллекцию: цветы, сделанные из разного материала, цветы на ткани, открытки «Букеты цветов».
· Рассказы детей о цветниках дома, как они с родителями заботятся о цветах. В каких случаях дома дарят цветы?
Работа с родителями:
· Подготовка материала для экологических книг.
Художественно-творческая деятельность: а) активное участие в мероприятиях, связанных с темой «Цветы»; б) изготовление цветов из бумаги; в) рисование цветов красками, карандашами, мелками, используя разные приемы: г) принимать участие в выставках в детском саду: -«Одуванчик золотой» (закрепление знаний о строении цветка, лекарственных растениях ближайшего окружения) - Коллективное рисование в нетрадиционной технике «Рисуем толстянку» (закрепление знаний о строении цветка, развитие эмоционально-ценностного отношения к художественным образам). -Портрет “ Растение улыбается”
· Картотека дидактических игр:
«Цветок – твой талисман»; «Угадай цветок по описанию»; «Угадай цветок по загадке, по иллюстрации»; «Собери цветок из геометрических фигур»; «Укрась цветами ковер». «Посади луговой и садовые цветки» «Назови лишний цветок»
· Наблюдения (пр: одуванчики распускаются с появлением солнца, если пасмурная погода, то они не распускаются), за цветами на рабатках.
· День поэзии «Красивый цветок» (развитие эмоционально-ценностного отношения к художественным образам).
· Вечер загадок «Загадки Лесной феи».
· Работа в уголке природы (уход за комнатными растениями – полив, уборка пыли с листьев
Работа с родителями:
· Консультация для родителей «Как разводить сады и огороды на подоконнике».
· Консультация «Ромашка» из серии «Вместе с детьми».
· Консультация «Как сделать цветочный коллаж вместе с ребенком».
| Плотникова Е.А.
Максименко Н.Г.
Сычевская Т.Г.
Сычевская Т.Г.
Максименко Н.Г.
Плотникова Е.А.
Музыкальный руководитель Даниленко О.В.
Воспитатели.
Максименко Н.Г.
Сычевская Т.Г.
Плотникова Е.А.
Сычевская Т.Г.
Максименко Н.Г.
Плотникова Е.А.
|
3 неделя
| · Оформление фотовыставки на тему: «Комнатные растения в саду и дома»;
· Оформление выставки рисунков на тему: «Цветы нашего края»;
· Оформление выставки – коллаж: «Цветочный калейдоскоп».
| Родители и воспитатели
|
III. Заключительный этап
| | |
4 неделя
| · Музыкальный праздник «Бал цветов»Приложение 5.
· Коллаж «Цветочный калейдоскоп»
· Выставка рисунков «Цветы моего края»
· Фотовыставка «Помощники интерьера» Презентация.
| Даниленко О.В.
Плотникова Е.А.
Максименко Н.Г.
Сычевская Т.Г.
|
В ходе проекта:
мы обобщили и обогатили опыт детей в сфере экологического воспитания путем применения научных методов и приемов. Мы собрали бесценный материал о цветах, систематизировали его и обобщили как опыт работы в данном проекте. У детей появились: интерес к узнаванию природы, особенностям жизни и развитию растений; желание самостоятельно выполнять поручения по уходу за растениями; навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности.
В период работы над проектом дети обогатили словарь и пополнили словарный запас, если к началу работы над проектом дети знали 3-4 названия цветка то к концу – более 10. В ходе экспериментальной деятельности мы у детей развивали воображение, мышление, сформировали навыки элементарной исследовательской деятельности.
Познакомились с растениями и научились передавать свои чувства в рисунках и поделках из природного материала.
Взрослые стали более активно участвовать в создании условий для реализации творческих и познавательных способностей у детей, в организации и проведении экологических мероприятий, конкурсов.
Список использованной литературы:
· Мир природы и ребенок (Методика экологического воспитания дошкольников): Учебное пособие для педагогических училищ по специальности «Дошкольное образование» / Под редакцией Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой. – СПб.: АКЦИДЕНТ, 1998.
· Е.А. Алябьева “Тематические дни и недели в детском саду”, “Итоговые дни по лексическим темам” 2006 год.
· Л.А. Владимирская “От осени до осени” 2004 год.
· А.И. Иванова “Живая экология”, “Экологические наблюдения и эксперименты в Д/С 2005 год.
· “Мы” - программа экологического воспитания детей 2005 год.
· А.В. Кочергина “Сценарий занятий по экологическому воспитанию дошкольников” 2005 год.
· С.Н. Николаева “Юный эколог” 2002 год.
· Н.А. Рыжова Экологическое образование в детском саду: лекции 1 – 8. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2006.
· Н.А. Рыжова Экологический проект «Дерево». Журнал «Обруч». – N 2. – 1997.
Приложение 1.