Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Словарь используемых понятий



2015-12-04 468 Обсуждений (0)
Словарь используемых понятий 0.00 из 5.00 0 оценок




Обобщение понятия – переход мысли от частного (видового) понятия к общему (родовому).

Ограничение понятия – переход мысли от общего понятия к частному (видовому).

Определение понятия – это его обобщение с последующим выделением видовых отличий (признаков), т.е. тех, которые отличают данное понятие от других, входящих в данный род.

Существенные признаки понятия – это его родовой и видовые признаки.

Сравнение понятий: а) обобщение двух понятий для установления сходства между ними, б) обобщение каждого из двух понятий для установления их различий.

Классификация понятий – обобщение двух - четырех понятий из четырех - пяти предложенных.

Установление аналогии между двумя парами понятий – логическое действие, состоящее из распознавания отношения между двумя исходными понятиями и обнаружения (конструирования) такого же отношения между двумя другими понятиями. Действие может выполняться на уровне узнавания и понимания.

Распознавание понятия – обнаружение в непосредственно воспринимаемом предмете (вещи, слове т.п.) всех признаков понятия, примером которого данный предмет выступает.

Конкретизация понятия: описание свойств предмета, вытекающих из его принадлежности к данному понятию.

Сериация понятий – последовательное обобщение (ограничение) нескольких понятий

Построение дерева понятий:- последовательное установление родо-видовых и видо-видовых отношений между несколькими понятиями..

Индукция – обобщение высказываний (суждений).

Дедукция – ограничение высказываний (суждений).

 

 

Креативность

План

  1. Творческая активность и деятельность.
  2. Творчество и творческая личность.
  3. Творческие способности и интеллект.
  4. Модель креативности Д.Гилфорда.

5. Методы изучения креативности.

 

Вопрос 1. Дружинин В.И. вслед за Батищевым Г.С. считает творчество и деятельность противоположными формами психической активности.

 

Деятельность Творческая активность

 

1.Сознательна. Бессознательна.

2.Осуществляется по плану. Происходит спонтанно.

3.Направлена на конкретный Продукт часто не ясен.

результат.

4.Контролируется сознанием. Неконтролируется сознанием.

5.Регламентирована. Нерегламентирована.

6.Рациональна Иррациональна.

7.Целесообразна Нецелесообразна

8.Свойственны обычные Свойственны измененные

состояния сознания состояния сознания.

9.Сопровождается сосредо- Наблюдается при рассеивании

точением внимания и внимания и релаксации.

напряжением.

 

Можно сказать, что потребность в измененных состояниях сознания сочетается с творческой деятельностью. Эдвард Радзинский говорил, что пьянство Есенина и Шукшина – особое пьянство. О бессознательности творчества высказывались В.Гюго: «Бог диктовал, а я писал», Микеланджело говорил: «Рука, которая держит молот, действует под давлением посторонней силы».

 

Вопрос 2. Творчество – это процесс создания нового продукта, обнаружения новых решений, привнесения в жизнь чего-то нового. Творчество проявляется в способности к переструктурированию знаний (вывод Евроталанта). Творчество – сущность человека, его жизненность. Оно выступает усилителем личности, условием ее духовного роста (Натали Роджерс). Мешает творчеству оценочное отношение к человеку, критика, замечания, сравнения.

Стимулирует творчество атмосфера свободы, дозволенности и психологической безопасности, позитивное принятие, безоценочность. Важным стимулятором творчества выступает движение. Мы живем в культуре сидения с очень низкой свободой движений. Самое главное правило для первоклассника – сидеть как убитый. Человек, приобретая скованность в движениях и вместе с этим в качестве побочного продукта – скованность в мыслях и чувствах.

Нужно учиться выражать свои чувства через движения: застенчивость, восторг, внутренний покой. «Движение – акушерка моих чувств», - выразился один участник психологического семинара.

Черты творческой личности.

Нестандартный подход к жизни, вечный поиск нового, отрицает шаблоны и стандарты, настроение подвержено колебаниям, мало внимания уделяет миру вещей, к любому режиму относится крайне отрицательно, умеет говорить, речь яркая, образная, лучше удаются монологи, в диалоге проявляют себя как спорщики, синтетический стиль мышления, стремятся работать в одиночку, но при этом общительны, остроумны, любят выступать перед любой аудиторией, типична малая семья, жизнь вне брака, небольшой избранный круг друзей, широкий круг увлечений.

Источник стресса у творческих людей: скучная, однообразная рутинная работа, отрицательное отношение к идеям со стороны руководителей и коллег, недостаток внешний побуждений, «вызовов» к действию, руководители, возбуждающие тайную зависть своей способность добиваться власти. Взаимоудовлетворяющий тандем руководителя без идей, но с властью и творческого человека с идеями, но без власти.

 

Вызовы ситуации

 

Тревога Вдохновение

 

Способности

 

Депрессия Скука

 

Вопрос 3. Известны два взгляда на соотношение креативности и интеллекта.

1. Особых творческих способностей, независимых от интеллекта не существует.

а) Творческая активность складывается из высокого интеллекта, мотивации, ценностных ориентаций и личностных черт. А.Маслоу, Д.Б.Богоявленская.

б) Уровень креативности определяется уровнем интеллекта. Д.Векслер, Г.Айзенк.

2. Творческие способности и интеллект – независимые творческие способности. Д.Гилфорд, Я.А.Пономарев.

Поль Торренс предложил мягкий вариант этой теории. Он считает, что незначительная корреляция между креативностью и интеллектом существует. При JQ ниже 115-120 баллов К и И – единая способность.

При JQ выше 120 б. – креативность становится самостоятельной и независимой когнитивной способностью. Высокие творческие способности сочетаются всегда с высоким интеллектом. Но высокий интеллект не всегда сочетается с высокой креативностью. Эта теория получила название «теория интеллектуального порога». Она согласуется с утверждением Д.Перкинса, что для каждой профессии существует нижний допустимый уровень развития интеллекта. С JQ ниже определенного уровня человек не может овладеть профессией. Но при JQ выше данного уровня – прямой связи с профессиональными достижениями нет.

При доминировании креативности над интеллектом творец проживает короткую эмоционально насыщенную жизнь.

37 лет - Мендельсон 42 года - Гоголь

Бизе Мусоргский

Рафаэль Ван Дейн

Ван Гог Высоцкий

Пушкин Миронов

Белинский Д.Дасен

Байрон Ю.Богатырев

Маяковский

При интеллектуальной саморегуляции и регламентированности творческой жизни творцы проживают долгие годы: Кант -81, Толстой -82, Галилей – 79, Пифагор – 76, Гете -82, Платон – 81, Эдисон -82. Высокий интеллект продлевает жизнь.творцу.

Вопрос 4. Основой креативности по Д.Гилфорду выступает дивергентное мышление – движение мысли в разных направлениях, или решение задачи со множеством правильных ответов. В отличие от конвергентного мышления как движения мыслить в одном направлении и решение задачи с одним правильным ответом В творческие способности кроме дивергентного мышления входят: способностьрисковать, богатое воображение, высокие эстетические ценности, развитая интуиция.

«Идеальный креатив» - это человек, способный при решении задачи, сформулированной другим человеком (часто сформулированной нечетко) придумать большое (в пределе – бесконечно большое) количество решений, которые, по мнению постановщика задачи, максимально отличаются друг от друга и от предложенных другими испытуемыми. (Поддъяков А.Н. Методологический анализ парадигм конкуренции в обучении. М., 2006. С. 79.)

Свойства дивергентного мышления по Гилфорду.

Быстрота (беглость) – способность высказывать максимальное количество идей. «Давай-ка посмотрим, сколько ответов ты можешь предложить». Количество идей, возникающих в единицу времени.

Гибкость – способность высказывать широкое многообразие идей, способность переключаться с одной идеи на другую.

Оригинальность – способность порождать новые, нестандартные идеи, отличающиеся от общепринятых познавательных стандартов..

Точность – (законченность) способность совершенствовать или придавать завершенный вид своему продукту.

Метафоричность – возможность создавать фантастические идеи при сохранении связи с исходной проблемной ситуацией способность использовать одни слова и понятия для обозначения других понятий и явлений.

Примеры заданий :

  1. Назовите как можно больше таких математических действий, которые имеют прямую и обратную форму выполнения, наподобие арифметического действия сложения – вычитания.
  2. Назовите как можно больше различных случаев употребления компьютера.
  3. Дайте наиболее точное определение «сигналу» («команда»). Определение должно включать все существенные признаки этого явления и не касаться несущественных.
  4. Назовите как можно больше устройств и средств обработки информации.
  5. Даны два предмета: компьютер и телефон. Назовите предметы, являющиеся как бы « переходными мостиками » от первого ко второму. Допускается использование двух-трех соединительных звеньев. Следует четко обосновать и раскрыть содержание каждой связи между соседними элементами цепочки. Нужно привести как можно больше вариантов решения.
  6. Даны два мало связанных слова: ЭВМ и АВТОМОБИЛЬ. Выпишите как можно больше признаков для этих предметов.
  7. Назовите как можно больше причин, объясняющих следующую ситуацию: «Вернувшись из школы домой вы обнаружили, что ваш персональный компьютер исчез». Могут называться самые необычные и маловероятные причины.

Вопрос 5.Креативность как общая способность по Д.Гилфорду оценивается по 4 показателями: беглости, гибкости, оригинальности, точности. Беглость (легкость, продуктивность) определяется общим числом ответов. Гибкость определяется числом классов (групп) данных ответов. Оригинальность определяется числом редко приводимых ответов. Точность, или аккуратность, характеризуется проработанностью деталей предлагаемого варианта, его адекватностью поставленной цели.

Задание 1.Использование предметов

«Перечисли как можно больше способов использования газеты, отличающиеся от обычного употребления. Газета используется для чтения. Ты можешь придумать другие способы использования газеты. Что из нее можно сделать? Как ее можно использовать?»

Полученные ответы обрабатываются по указанным выше параметрам. Беглость устанавливается по суммарному числу ответов. Гибкость оценивается по числу категорий ответов. Ниже перечислены основные категории ответов. 1.Использование для записей. 2.Использование для ремонтно-строительных работ. 3.Использоване в качестве подстилки. 4.Использование в качестве обертки. 5.Использование для животных. 6.Использование как средство для вытирания..7.Орудие агрессии. 8.Переработка. 9.Получение информации. 10.Покрытие.11.Сжигание. 12.Создание поделок игрушек.

Оригинальность определяется по числу ответов с необычным употреблением понятия. В частности оригинальным считается ответ, данный 1 раз на выборке в 30-40 человек.

Задание 2. Закончи рисунок

«На следующих пяти страницах нарисованы незаконченные фигурки. Если ты добавишь к ним дополнительные линии, у тебя получатся интересные предметы или сюжетные картинки. На выполнение задания отводится 10 минут. Постарайся придумать такую картинку или историю, которую никто другой не сможет придумать. Сделай ее полной и интересной, добавляя к ней новые идеи. Придумай интересное название для каждой картинки и напиши его внизу под картинкой».

 

 




2015-12-04 468 Обсуждений (0)
Словарь используемых понятий 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Словарь используемых понятий

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (468)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)