Словарь терминов (глоссарий)
АБИЛИТАЦИЯ – система лечебно-педагогических мероприятий, имеющих целью предупреждение и лечение тех патологических состояний детей раннего возраста, еще не адаптировавшихся к социальной среде, которые приводят к стойкой утрате возможности трудиться, учиться и быть полезным членом общества. АДАПТАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ – активное приспособление к условиям социальной среды путем усвоения и принятия целей, ценностей, норми стилей поведения, принятых в обществе. Адаптация социальная детей сограниченными возможностями здоровья затруднена из-за психофизиологических отклонений в развитии. Этим обусловлено значение коррекционно-воспитательной работы с детьми, имеющими различные отклоненияв психофизическом развитии. АККОМОДАЦИЯ – динамический процесс приспособления зрения,позволяющий видеть предметы, находящиеся на различных расстояниях.Ослабление А. приводит к потере способности различать мелкий шрифт,мелкие детали на близком расстоянии. АКТИВНОЕ ОСЯЗАНИЕ (ГАПТИКА) – это форма осязания, котораявозникает в результате активного ощупывания объектов. В ее основе лежит совместная, интегративная деятельность кожно-механического и двигательного анализаторов. Активное осязание как совместно со зрением,так и при его утрате является ведущим способом отражения пространственных признаков, отношений и физических свойств материального мира. АЛЬБИНИЗМ – врожденное отсутствие пигментации кожи, волос, радужной оболочки глаза. Возникает в результате генетически обусловленного нарушения синтеза пигмента меланина. У страдающих А. (альбиносов) волосыбесцветные, как бы седые, радужная оболочка глаза красновато-серая, кожамолочно-белая, не подверженная загару. Наиболее частые нарушения у альбиносов – понижение зрения, в ряде случаев доходящее до слабовидения. АМБЛИОПИЯ – понижение зрения, без видимых причин, выражающееся в снижении остроты центрального зрения. Часто возникает вследствиевынужденного бездействия глаза при косоглазии и нарушении бинокулярного зрения. Иногда является следствием острых аффективных переживаний (истерическая А.). АНОМАЛИИ РЕФРАКЦИИ – отклонения в развитии преломляющейспособности глаза. В зависимости от состояния преломляющей системыглаза, положения главного фокуса по отношению к сетчатке различают разные формы А.р.: миопическую и гиперметропическую. А.р. корригируются очками. Одной из форм А.р. является астигматизм. При значительном снижении зрения, не поддающемся достаточной коррекции оптическими средствами, учащиеся с А.р. подлежат обучению в специальных школах для слабовидящих детей. АНОФТАЛЬМ – отсутствие глаз – редкая врожденная аномалия развития органа зрения. А. наблюдается при недоразвитии переднего мозга или нарушении нормального развития зрительного пузыря на ранней эмбриональной стадии. А. характеризуется отсутствием глазногояблока и сопровождается, как правило, аномалиями развития зрительного нерва и зрительных центров. АСТЕНОПИЯ – ослабление зрения, обусловленное его утомлением. ПриА. появляются неприятные ощущения в области глаз и лба. При астенопических явлениях у детей снижается работоспособность, что может отрицательно сказываться на усвоении знаний. АСТИГМАТИЗМ – сочетание в одном и том же глазу разных видов аномалий рефракции или разных степеней одной и той же рефракции. При А.зрительное восприятие страдает нечеткостью. АТРОФИЯ ЗРИТЕЛЬНОГО НЕРВА – заболевание, при котором имеют место отек, воспаление, сдавливание, повреждение, дегенерация волокон зрительного нерва или сосудов, питающих его. АФАКИЯ – отсутствие в глазу хрусталика. БИНОКУЛЯРНОЕ ЗРЕНИЕ – объединенное зрение двумя глазами, прикотором отдельные изображения, получаемые в каждом глазу, сливаютсяв одно, единое. БЛИЗОРУКОСТЬ (МИОПИЯ) – нарушение зрения, вследствие которого страдающие им лица плохо видят отдаленные предметы. При Б. нарушена рефракция глаза, поэтому лучи света фокусируются не на сетчатке, как в норме, а впереди нее. Различают три степени Б.: слабая (от 0 до3,0 Д), средняя (3,0–6,0 Д), сильная или высокая (свыше 6,0 Д). От сильнойБ. необходимо отличать прогрессирующую (злокачественную) Б., при которой наблюдаются органические изменения сосудистой и сетчатой оболочек глаза, приводящие к потере зрения. БРАЙЛЬ ЛУИ – французский тифлопедагог, изобретатель азбуки дляслепых. ВЕРБАЛИЗМ – недостаток, при котором словесное выражение у детей несоответствует конкретным представлениям и понятиям; нарушение соотношения между чувственным и понятийным не в пользу последнего. Вербализмв обучении – недостаток обучения, выражающийся в книжном, оторванномот жизни догматическом преподавании и усвоении учебного материала. ГЕМИАНОПСИЯ – выпадение одной из половин поля зрения в обоихглазах, причиной которого является заболевание зрительных путей центрального конца зрительного нерва. При Г. расстраивается глубинное, бинокулярное, и стереоскопическое зрение. Это значительно затрудняет зрительный анализ при восприятии и создает трудности в развитии пространственной ориентации и пространственного мышления. ГЛАУКОМА – хроническое заболевание глаз, характеризующееся повышением внутриглазного давления, снижением зрительных функций, особой формой атрофии зрительного нерва. ДАЛЬНОЗОРКОСТЬ (ГИПЕРМЕТРОПИЯ) – снижение остроты зрения, расстройства аккомодации и бинокулярного зрения. Недостаток зрения, мешающий ясно видеть на близком расстоянии. ДАЛЬТОНИЗМ – нарушение цветного зрения, проявляющееся в неспособности различать отдельные цвета (чаше всего красный цвет). ДЕКОМПЕНСАЦИЯ – расстройство деятельности какого-либо органаили организма в целом вследствие нарушения компенсации. ДЕПРИВАЦИЯ – психическое состояние, возникшее в результате такихжизненных ситуаций, которые затрудняют удовлетворение некоторых основных (жизненных) психических потребностей субъекта в достаточноймере и в течение длительного времени. ДИОПТРИЯ – единица измерения оптической силы линз. ЗРЕНИЕ – функция зрительной системы, заключающаяся в преобразовании энергии света, излученного или отраженного различными объектами. ЗРИТЕЛЬНАЯ ПЕРЦЕПТИВНАЯ СИСТЕМА – многоуровневая функциональная система, включающая механизмы межнейронного взаимодействия на разных уровнях зрительного анализатора, механизмы взаимодействий зрительной проекционной и ассоциативных областей коры, а такжекорково-подкорковые взаимоотношения. ЗРИТЕЛЬНО-МОТОРНЫЕ КООРДИНАЦИИ – содружественныедвижения глаз и руки как внешние перцептивные действия. При нарушениях зрениякоординация движений глаз и руки может быть плохо сформирована вследствие недостаточного развития навыка использования остаточного зрения. ЗРИТЕЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ – способность воспринимать свет, цвет, форму и пространственные отношения предметов. Различают центральное зрение и периферическое зрение, светоощущение и цветоощущение, бинокулярное зрение. ЗРИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗАТОР – сложная нервно-перцептивная система человека и животных, осуществляющая восприятие и анализ зрительных раздражений. Зрительный анализатор служит важнейшим источникомформирования представлений о внешнем мире. Зрительный анализаторвключает в себя три отдела: периферический (глаз), проводниковый (зрительный нерв, зрительные и подкорковые нервные образования) и центральный (зрительная зона коры головного мозга). ИНТЕГРИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИВОЗМОЖНОСТЯМИ – обучение и воспитание детей с дефектами психофизического развития в учреждениях общей системы образования в едином потоке с нормально развивающимися детьми. Этот подход в обучении детей с ограниченными возможностями в настоящее время не является основным, а чаще осуществляется в виде эксперимента. КАТАРАКТА – помутнение хрусталика глаза, которое ведет к резкомуухудшению зрения. КЕРАТИТ – воспаление роговой оболочки, сопровождающееся снижением остроты зрения, появлением светобоязни, слезоточения, спазм мышц век. КОЖНО-ОПТИЧЕСКОЕ ЧУВСТВО – способность кожных покрововреагировать на световые и цветовые раздражители. КОМПЕНСАТОРНЫЕ ПРИСПОСОБЛЕНИЯ – физиологические процессы и механизмы, обеспечивающие поддержание жизнедеятельностиповрежденных систем, органов и тканей, развертывающиеся за счет активизации как пораженной, так и смежных физиологических систем. КОМПЕНСАЦИЯ НАРУШЕННЫХ ФУНКЦИЙ – сложный многообразный процесс перестройки функций организма при нарушениях или утрате каких-либо функций. КОНВЕРГЕНЦИЯ – сведение зрительных осей при переходе фиксациивзора с дальнего объекта на ближний. КОРРЕКЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ – особый вид обучения, имеющийцелью частичное или полное преодоление конкретной недостаточностиученика, обусловленной дефектом зрения. КОСОГЛАЗИЕ – дефект зрительного анализатора, характеризующийсянарушением бинокулярного зрения в результате отклонения одного глазаот совместной точки фиксации. Часто на косящем глазу наблюдается снижение остроты зрения. Содружественное К.: при направлении одного глаза на обозреваемый предмет другой отклоняется в сторону виска (расходящееся К.) или носа (сходящееся К.). Паралитическое К. обусловлено параличом одной или нескольких глазодвигательных мышц, характеризуетсяотсутствием или ограничением подвижности косящего глаза в сторону парализованной мышцы. МИКРОФТАЛЬМ – значительное уменьшение в размере глазного яблока. МИОПАТИЯ – хроническое прогрессирующее, наследственное заболевание мышц, связанное с нарушением обмена веществ в мышечной ткани. Характеризуется мышечной слабостью и атрофией мышц. МОНОКУЛЯРНОЕ ЗРЕНИЕ – процесс видения одним глазом. НИСТАГМ ГЛАЗНОЙ – ритмическое подергивание глазных яблок в туили иную сторону. Различают два компонента: медленное отведение глазных яблок в сторону и быстрое приведение их к исходному положению. Направление нистагма определяют по быстрому компоненту: направление может быть горизонтальным, и вертикальным. Наиболее отчетливонистагм бывает выражен при взгляде в сторону. ОПОЗНАНИЕ – сложная системная деятельность, включающая сенсорную обработку зрительной информации, ее оценку, интерпретациюи категоризацию. ОПОСРЕДОВАННОЕ ОСЯЗАНИЕ (ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ) – форма осязания, при которой процесс ощупывания объекта производится рукой при помощи какого-либо инструмента или орудия. ОСТАТОЧНОЕ ЗРЕНИЕ – глубокие поражения различных структур зрительной системы приводят к диспропорции изменений различных параметров форменного, цветового, периферического зрения, а также многих других зрительных функций. В совокупности характеристик остаточного зрения наряду с центральным и периферическим форменным зрением имеет значение цветоразличение. Однако нельзя ограничиваться этими статическими характеристиками. Необходимо знание прогноза дальнейших изменений зрительных функций, так как одна из особенностей остаточного зрения – неустойчивость, лабильность. ОСТРОТА ЗРЕНИЯ – способность глаза видеть раздельно две светящиеся точки при минимальном расстоянии между ними. ОФТАЛЬМОЛОГИЯ – область медицины, объединяющая различные разделы науки, касающиеся лечения и профилактики болезней органа зрения, анатомии, гистологии, эмбриологии и физиологии зрительного анализатора, рефракции глаза и физиологической оптики. ПАССИВНОЕ ОСЯЗАНИЕ – это форма осязания, характеризующаяся относительным покоем рецепторной поверхности (кожного покрова ладони руки или любой другой части тела) и соприкасающегося с ней предмета. Образуется при сочетании различных видов кожной чувствительности. В его основе лежит деятельность кожно-механического анализатора. ПЕРИФЕРИЧЕСКОЕ ЗРЕНИЕ – зрение, осуществляемое посредством периферических частей сетчатки глаза. На периферии сетчатки преобладают особые высоко светочувствительные клетки, т.е., палочки, действующие по преимуществу в условиях малой освещенности и не дающие цветовых ощущений. ПОЛЕ ВЗОРА – пространство, которое может воспринимать глаз при своем движении и фиксированном положении головы. ПОЛЕ ЗРЕНИЯ – пространство, все точки которого одновременно видны при неподвижном взгляде. В зависимости оттого, участвуют в зрении один или оба глаза, различают монокулярное и бинокулярное поля зрения. ПРЕДСТАВЛЕНИЯ – это образы, запечатлевшиеся в памяти в результате предшествовавшего восприятия предметов или явлений и возникающие в мозгу при отсутствии их непосредственного воздействия на органы чувств. ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ОРИЕНТИРОВКА – это процесс определения человеком своего местонахождения при помощи какой-либо системы отсчета. РЕАБИЛИТАЦИЯ – система лечебно-педагогических мероприятий, направленных на предупреждение и лечение патологических состояний, которые могут привести к временной или стойкой утрате трудоспособности. Реабилитация имеет целью по возможности быстро восстановить способность жить и трудиться в обычной среде. РЕЛЬЕФНЫЙ ШРИФТ – специальный объемный шрифт, созданный для чтения и письма людей с нарушениями зрения. РЕТРОЛЕНТАЛЬНАЯ ФИБРОПЛАЗИЯ – тяжелое заболевание обоих глаз, при котором за хрусталиком образуется плотная мембрана из соединительной ткани и отслоенной сетчатки, развивается обычно у недоношенных детей. Основная причина его возникновения – токсическое действие80–100% кислорода, который дают недоношенным детям. Ретролентальная фиброплазия не редко заканчивается слепотой. РЕФРАКЦИЯ – характеристика преломляющей силы оптической системы глаза, определяемая по положению заднего главного фокуса по отношению к сетчатке. Выражается в диоптриях. РЕТИНОПАТИЯ – поражение сетчатой оболочки (ретины) глаза при кислородном голодании и расстройстве питания сетчатки в связи с сосудистыми и обменными нарушениями (гипертоническая болезнь, сахарный диабет и др.). СЕНСОРНЫЕ ЭТАЛОНЫ – системы признаков объектов, которыеребенок усваивает и использует при обследовании предметов и выделении их свойств. СЕНСИБИЛИЗАЦИЯ – биологический процесс, в результате которого повышается чувствительность организма к воздействию каких-либо раздражителей. Этот термин используется также для характеристики изменения чувствительности органов чувств, возникающего вследствие действия какого-либо раздражителя или в результате взаимодействия анализаторов. СИСТЕМА БРАЙЛЯ – система чтения с помощью осязания рельефного шрифта. СКОТОМА – очаговый дефект поля зрения, не сливающийся полностью с его периферическими границами. СЛАБОВИДЯЩИЕ ДЕТИ – дети, страдающие значительным снижением остроты зрения (от 0,05 до 0,2 на лучше видящем глазу с оптической коррекцией) либо нарушениями периферического зрения, приводящими к значительному снижению разрешающих способностей глаза. Наблюдаются нарушения глазодвигательной координации, цветоразличения, зрительной работоспособности. Вследствие неточности, фрагментарности и замедленности зрительного восприятия чувственный опыт обеднен. Познание окружающего мира, формирование и развитие всех видов деятельности строятся на суженной наглядной и действенной основах; при этом развитие речи остается близким к норме. Обучение осуществляется в специальных дошкольных учреждениях и школах с учетом их возможностей и специфики дефекта. СЛЕПОТА – снижение зрения, при котором невозможно или очень ограничено зрительное восприятие окружающего из-за глубокого нарушения остроты центрального зрения (от 0 до 0,04) или сужения поля зрения(от 10 до 15) при большей остроте зрения. СЛЕПЫЕ ДЕТИ – дети, у которых полностью отсутствуют зрительные ощущения или имеется светоощущение или остаточное зрение (остротазрения – 0,04 на лучше видящем глазу с применением очков). СОЦИАЛИЗАЦИЯ – 1. Процесс и результат активного усвоения и воспроизводства индивидом социального опыта. Включает в себя: социальное познание (себя, мира, общества, его структур и институтов), социальное научение (приемам и навыкам общения, игры, учения, самообслуживания, трудовой профессиональной деятельности), социальную адаптацию и социальное преобразование себя и социальной действительности.2. Интеграция человека в систему социальных отношений, в различные типы социальных общностей (группа, социальный институт, социальная организация), усвоение им элементов культуры, социальных норм и ценностей, на основе которых формируются качества личности. ТАКТИЛЬНАЯ ЧУСТВИТЕЛЬНОСТЬ – один из видов кожной чувствительности, чувствительность к прикосновению, давлению и вибрационным воздействиям на поверхность кожи и некоторых слизистых оболочек. Тактильная чувствительность осуществляется тактильными рецепторами, которые представлены в коже в виде мозаически разбросанных чувствительных точек, плотность распределения которых в различных участках кожи различна. ТИФЛОПЕДАГОГИКА – отрасль специальной педагогики, дефектологии; наука о воспитании и обучении детей с нарушениями зрения. ТИФЛОПСИХОЛОГИЯ – отрасль специальной психологии, изучающая особенности психики слепых и слабовидящих людей. ТИФЛОТЕХНИКА – отрасль дефектологии, разрабатывающая общие принципы конструирования технических средств (приборов, приспособлений) для компенсации зрения у слепых и слабовидящих; технические приборы и приспособления. ТРАХОМА – хроническое инфекционное двустороннее воспаление слизистой оболочки глаза, характеризующееся ее инфильтрацией и утолщенным образованием фолликулов и последующим их рубцеванием Возбудитель трахомы – вирус. УВЕИТ – воспаление сосудистого (увеального) тракта глаза. УТОМЛЕНИЕ ЗРЕНИЯ (астенопия) – проявляется в субъективных жалобах на чувство утомления, тяжести, боли в глазах и голове, расплывание контуров, двоение изображений. Выражается в снижении работоспособности светоощущающего, нервного и двигательного аппарата органа зрения. ХОРИОРЕТИНИТ – воспаление сосудистой оболочки и сетчатки. ЭКЗОФТАЛЬМ – выпячивание глазного яблока.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1720)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |