Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ФУНКЦИЙ МЕНЕДЖМЕНТА И ИХ ВЗАИМОСВЯЗЬ



2015-12-06 2196 Обсуждений (0)
ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ФУНКЦИЙ МЕНЕДЖМЕНТА И ИХ ВЗАИМОСВЯЗЬ 4.80 из 5.00 5 оценок




Функция менеджмента - это вид деятельности, основанный на разделении и кооперации управленческого труда и характеризующийся определенной однородностью, сложностью и стабильностью воздействий на объект и субъект менеджмента. Управление предполагает совокупное осуществление функций на каждой иерархической ступени, при любых особенностях производства.

Выделяют четыре ключевые функции менеджмента: планирование, организацию, мотивацию и контроль.

Планирование - это вид управленческой деятельности по установлению целей и путей их достижения. Результатом процесса планирования является система планов, включающая корпоративные, функциональные планы, планы работников и т. п.

Организация (организовывание) - это вид управленческой деятельности по разработке структуры управления, распределению полномочий и ответственности.

Мотивация (мотивирование) - это вид управленческой деятельности по побуждению человека к деятельности, имеющая определенную целевую направленность.

Контроль - это вид управленческой деятельности по обеспечению достижения организацией своих целей.

Деятельность по выполнению функций является процессом, требующим определенных затрат ресурсов и времени. Именно процессный подход к менеджменту позволил увидеть взаимосвязь и взаимозависимость функций управления. Процесс менеджмента отражает рекомендованную последовательность выполнения функций. Качество выполнения предыдущего этапа - необходимое условие обеспечения качества выполнения последующего этапа (функции). В этом выражается взаимозависимость функций.

Связующими процессами в реализации функций являются процессы принятия решений и коммуникаций.

Процесс коммуникаций - это процесс обмена информацией между двумя и более людьми. Благодаря коммуникациям руководители (аппарат управления) получает информацию, необходимую для принятия решений, и доводит принятые решения до работников предприятия. Если коммуникации на предприятии налажены плохо, решения могут быть ошибочными.

Процесс принятия решений - это выбор из имеющихся возможностей альтернативы, оптимально способствующей достижению целей организационной деятельности.

Динамизм функций выражается в необходимости их подстройки на все возрастающие изменения во внешней среде. Для этого требуется освоение существующих методов и способов выполнения функций, использование нестандартных решений, творческого подхода к решению проблем. Чем большим диапазоном инструментов управления владеет менеджер, чем выше его понимание среды, тем эффективность функционирования предприятия выше.

 

МЕТОДЫ МЕНЕДЖМЕНТА.

Реализация функций и принципов менеджмента осуществляется с помощью различных методов.

Методы менеджмента - способы осуществления управленческой деятельности, применяемые для постановки и достижения целей организации. Содержание метода менеджмента предполагает ответы на вопросы: как, каким способом можно достичь управленческой цели.

Выделяются следующие методы управления:

1. Общенаучные методы (системный подход, комплексный подход, моделирование, экспериментирование, конкретно-исторический подход, методы социологических исследований).

2. Конкретные методы, осуществляемые по трем основным направлениям:

· методы управления функциональными подсистемами организации (маркетинг, инновации, производство, финансы, персонал и т. п.);

· методы выполнения функций управления (прогнозирование и планирование, организация, координация и регулирование, активизация и стимулирование и контроль);

· методы принятия управленческих решений (постановки проблем, решения проблем, выбора решений и организации выполнения принятых решений).

Конкретные методы управления в зависимости от характера воздействия подразделяются на организационно-административные, экономические и социально-психологические. Организационно-административные методы представляют прямое воздействияе на управляемый объект через приказы, распоряжения, оперативные указания, отдаваемые письменно или устно и контроль их исполнения.Они призваны обеспечить организационную четкость и дисциплину труда. Эти методы регламентируются правовыми актами трудового и хозяйственного законодательства. При использовании организационно-административных методов предполагается обязательность выполнения распоряжений и указаний; а их невыполнение рассматривается как прямое нарушение исполнительной дисциплины и влечет за собой наказание.

Экономические методы представляют собой совокупность экономических рычагов, с помощью которых достигается эффект, удовлетворяющий требования коллектива в целом и личности в частности.Им отводится центральное место. Поставленная цель здесь достигается воздействием на экономические интересы управляемого объекта. Конкретный набор и содержание рычагов экономического воздействия определяется спецификой управляемой системы. В соответствии с этим в управленческой практике экономические методы руководства чаще всего выступают в формах планирования, анализа, ценообразования, финансирования.

Социально-психологические методы представляют собой совокупность специфических методов воздействия на личностные отношения и связи, возникающие в трудовых коллективах, а также на социальные процессы. Они основаны на использовании моральных стимулов к труду, воздействуют на личность с помощью психологических приемов. Это достигается посредством такого воздействия, как экономическое соревнование, критика и самокритика, убеждение, авторитет, личный пример и др.

ПРОФЕССИЯ «МЕНЕДЖЕР»

Задачи и функции менеджмента реализуются только через деятельность особой категории специалистов, которых принято называть менеджерами.

Менеджер - это профессионал, занимающийся управленческой деятельностью в конкретной области функционирования фирмы. Профессиональное занятие означает, что этот специалист занимает постоянную должность на предприятии и наделен полномочиями принимать управленческие решения в определенной сфере деятельности предприятия.

Специфика решаемых менеджерами задач предопределяет преимущественно умственный, творческий характер управленческого труда, в котором постановка целей, разработка способов и приемов их достижения, а также организация совместной деятельности составляют главный смысл и содержание труда управленцев. У них особый предмет труда - информация, преобразуя которую они принимают решения, необходимые для изменения состояния управляемого объекта. Поэтому в качестве орудий труда выступают прежде всего средства работы с информацией. Результат же их деятельности оценивается по достижению поставленных целей.

Содержание самого понятия «управленческий персонал» трактуется довольно широко

Требования к профессиональной компетенции менеджеров.Чтобы выполнять свои сложные и ответственные функции, менеджеры должны иметь специальные знания и обладать способностью использовать их в повседневной работе по управлению предприятием. Требования к их профессиональной компетенции можно условно подразделить на три группы:

· знания и умения выполнять профессиональную деятельность по управлению процессами:

· умение обосновывать и принимать решения в ситуациях, для которых характерны

· высокая динамичность и неопределенность; способность управлять ресурсами, планировать и прогнозировать работу предприятия; владение способами повышения эффективности управления;

· знания и умения работать с людьми: мотивировать на эффективную деятельность, разрешать конфликты, управлять группами;

· способность управлять самими собой: самомотивация, саморазвитие, самоконтроль.

Разделение труда в управлении.Важным фактором повышения результативности менеджмента является разделение труда менеджеров, т. е. специализация управленческих работников на выполнении определенных видов деятельности (функций), разграничение их полномочии, прав и сфер ответственности.

Вертикальное разделения управленческого труда образует уровни иерархии менеджмента. Обычно в организации создаются иерархические структуры менеджмента. Для этих структур характерно следующее принципиальное положение - иерархичность менеджмента, при которой нижестоящий уровень подчиняется и контролируется вышестоящим. Управленческие цели, содержание, формы и методы деятельности руководителей зависят от иерархического уровня его осуществления в организации. Как правило, на предприятии можно выделить три иерархических уровня менеджмента: высший, средний и нижний (см. рис. 2).

 

 

 

Рис. 2. Иерархические уровни менеджмента

 

К низовому уровню относятся менеджеры, имеющие в своем подчинении работников преимущественно исполнительского труда. Они осуществляют управление такими первичными подразделениями, как бригады, смены, участки. Средний уровень включает менеджеров, ответственных за ход производственного процесса в подразделениях, которые состоят из нескольких первичных образований (структурных единиц); сюда входят также менеджеры штабных и функциональных служб аппарата управления предприятия, его филиалов и отделений, а также руководство вспомогательных и обслуживающих производств, целевых программ и проектов. Высший уровень - это администрация предприятия, осуществляющая общее

стратегическое руководство организацией в целом, ее функциональными и производственно-хозяйственными комплексами. На этом уровне занято всего 3-7% общего управленческого персонала.

Горизонтальное разделение труда менеджеров предполагает специализацию по функциям. Функциональная структура работ на каждом уровне неодинакова. При движении от низового уровня к высшему увеличиваются число и сложность задач по составлению планов и организации всей работы предприятия, повышается значение контрольной функции.

 

ЭТИКА МЕНЕДЖМЕНТА

Этика – 1) область знания, научная дисциплина, изучающая мораль, нравственность, их возникновение, динамику, факторы и изменения; 2) совокупность нравственных правил в той или иной сфере поведения человека или организации.

Непосредственная связь этики с жизненной практикой прослеживается в сфере профессиональной этики, которая представляет собой систему моральных требований к профессиональной деятельности человека. Одним из видов профессиональной этики является этика деловых отношений. В сфере отношений фирмы и общества на смену традиционной модели приходит корпорация нового типа. Она провозглашает себя морально ответственной как перед людьми, которые в ней работают, так и перед всеми, кто оказывается под воздействием ее деятельности. Важными признаются следующие принципы, носящие по существу этический характер:

· объему власти, которой обладает бизнес, должен соответствовать объем социальной ответственности;

· бизнес должен действовать как открытая система, которая получает от общества необходимую информацию и предоставляет обществу объективные сведения о своих операциях;

· в пределах своей компетенции бизнес должен помогать обществу решать социальные проблемы;

· учет социальных затрат и доходов должен служить одним из решающих факторов в процессе принятия решений;

· потребитель должен оплачивать все затраты на производство продукции, оказание услуг и т.п., включая социальные расходы.

Основное место в этике деловых отношений занимает этика бизнеса (предпринимательства). Она включает в себя этику менеджмента (управленческую этику), этику делового общения и поведения и др.

Управленческая этика – совокупность правил и форм делового общения с людьми, позволяющая выразить им уважение, способствующая установлению между руководителем и подчиненными атмосферы взаимопонимания, доброго отношениядруг к другу.

Уровни управленческой этики.
Мировой уровень
- осуществление менеджером своих рабочих функций на основе общечеловеческих ценностей, зафиксированных в "принципах международного бизнеса" - Всемирном этическом кодексе, принятом в 1994 г. в Швейцарии.
Данные принципы включают в себя:

  1. Социальную ответственность перед сотрудниками предприятия (создание для них благоприятных условий работы), акционерами, клиентами и населением в целом.
  2. Модернизацию технологий, маркетинга и коммуникаций.
  3. Повышение доверия к бизнесу.
  4. Уважение к законодательству и соблюдение правовых норм.
  5. Верховенство моральных ценностей во всех направлениях деятельности фирм.
  6. Поддержку и помощь в развитии международной торговли.
  7. Охрану окружающей среды.
Соответствие деятельности предприятий данным нормам является приоритетным по отношению к национальным и корпоративным кодексам и правилам.Макроуровень - реализация моральных принципов в соответствии с отраслевым или национальным кодексом бизнес-этики, включающим в себя уважение к частной собственности и свободной конкуренции, предоставление достоверной информации и отсутствие дискриминации на рынке труда.Микроуровень - реализация моральных норм в рамках отдельного предприятия, его партнеров и конкурентов (отсутствие дискриминации в отношениях с поставщиками и покупателями, сотрудниками предприятия и его руководством, менеджерами, инвесторами и акционерами). Микроуровень предполагает решение этических проблем частного характера.

Этика профессии менеджера базируется на понимании того обстоятельства, что мировоззрение и образ жизни руководи­теля непосредственно сказывается на эффективности деятель­ности организации, на ее имидже и, главное, на судьбах ра­ботников организации. Важнейшие аспекты этики профессии менеджера отраже­ны в следующих принципах деятельности руководителя:

· верность организации, соблюдение ее традиций;

· уважение к подчиненным, искренний интерес к ним, – воздержанность от критики, унижающей достоинство под­чиненного;

· исключение проявлений грубости, высокомерия, интри­ганства, манипулирования, попыток «столкнуть лбами»;

· недопустимость обмана подчиненных, невыполнения обещаний, злоупотребление положением начальника, утаивания информации, представляющей интерес для подчиненного;

· соблюдение субординации – воздержанность, с одной сто­роны, от попыток решения служебных вопросов с выше­стоящим руководителем, минуя своего непосредственного начальника, а с другой – от поручений исполнителю «че­рез голову» его непосредственного начальника;

· объективность при принятии решений, правовая защи­щенность управленческого решения;

· нацеленность на гармонизацию деятельности коллектива и организации в целом, в частности, конфликтных ситуаций;

· профессиональная компетентность, постоянное повыше­ние собственной профессиональной квалификации;

· соблюдение профессиональной конфиденциальности;

· готовность и способность брать ответственность за по­следствия принимаемых решений на себя.

Модель этически обоснованных решений менеджера:

1. Подбирать соответствующие этические нормы разного уровня (мировые стандарты, государственные стандарты, региональные стандарты, организационные стандарты, профессиональные стандарты, индивидуальные стандарты). Если между ними возникает конфликт, применяется правило приоритетности.

2. Открыто заявлять о своей политике. Информировать сотрудников о стандартах, которым следует в своей деятельности организация.

3. Собирать информацию для всестороннего обоснования решения. Если оно затрагивает интересы основных участников бизнеса, менеджеры прогнозируют степень положительного и отрицательного воздействия.

4. После исключения неприемлемых вариантов готовятся два варианта этического обоснования - желательное и минимально приемлемое.

5. Преобразовывать (в силу внешнего давления или производственной необходимости) минимально приемлемое этическое обоснование в желательное. Например, на предприятии имеет место конфликт двух гипернорм - неприкосновенности частной жизни и моральной ответственности работодателя за жизнь и здоровье занятых. Последняя реализуется через правила техники безопасности, которые, в частности, требуют тестирования сотрудников на употребление наркотиков и алкоголя. Поскольку такие проверки, будучи абсолютно необходимыми, не приносят вреда, они этичны, а неприкосновенность частной жизни отходит на второй план. Однако работодатель несет ответственность за добросовестность тестирования, чтобы исключить увольнения из-за неправильно сделанного анализа.

6. При недостаточности этического обоснования принимаемого решения руководствоваться другими обоснованиями - экономическими, технологическими, социальными.

Гибкое применение деловой этики позволяет организациям максимально использовать потенциал этического фактора для решения ситуаций столкновения интересов.

ЗАДАНИЕ

Вопросы для самопроверки.

1. Сформулируйте три кратких определения менеджмента.

2. Являются ли идентичными понятия «менеджмент» и «управление»? Обоснуйте Ваш ответ.

3. Сформулируйте три значения термина «менеджер».

4. Назовите основные функции менеджмента.

 

Дискуссионные вопросы и задания.

1. Почему знания являются экономическими ресурсами и насколько, на Ваш взгляд, это актуально для России на современном этапе развития экономики?

2. Выделите 5 наиболее важных фактора, определяющих развитие современного менеджмента и обоснуйте их приоритетность.

3. Составьте «портрет» современного менеджера, принимая во внимание изменения в социокультурной ситуации. Обоснуйте свое мнение.

4. Какие этические ценности вы считаете особенно важными для сферы бизнеса?

Проанализируйте четыре следующих этических ситуации.

 

Ситуация для анализа.

Представьте, что в вашей компании разрабатывается новая система выставления счетов клиентам. Встает вопрос о том, сколько нужно резервировать средств для обнаружения и исправления ошибок. По одному из вариантов добавляется около 40% к общей стоимости. Вложения дадут возможность существенно повысить качество информации в итоговой базе данных. Однако вы рискуете тем, что клиенты посчитают вашу цену излишне завышенной.

Проанализируйте эту ситуацию, опираясь на следующие вопросы.

Вложите ли вы дополнительные 40%? Какие факторы вы будете рассматривать при решении этого вопроса?

 




2015-12-06 2196 Обсуждений (0)
ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ФУНКЦИЙ МЕНЕДЖМЕНТА И ИХ ВЗАИМОСВЯЗЬ 4.80 из 5.00 5 оценок









Обсуждение в статье: ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ФУНКЦИЙ МЕНЕДЖМЕНТА И ИХ ВЗАИМОСВЯЗЬ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2196)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)