Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Психология и поведение человека



2015-12-06 3866 Обсуждений (0)
Психология и поведение человека 4.50 из 5.00 4 оценки




Что называется высшей психической функцией.Отме­ченные в заключение предыдущего параграфа особенности высших достижений животных в психическом развитии предполагают существование у человека таких психологиче­ских свойств, которых нет у животных. Подобных свойств довольно много, и им посвящена остальная часть данного учебника. Эти свойства, характерные исключительно для че­ловека и отсутствующие у животных, практически охваты­вают все стороны психологии и поведения человека: позна­вательные процессы, психологические состояния, личност­ные особенности, межличностные отношения.

Когда-то, в конце XIX — начале XX в., психология как современная экспериментальная наука еще только начинала развиваться, с трудом завоевывая себе право считаться на­стоящей наукой, и психологи не решались браться за иссле­дование сложных психологических явлений, свойств и форм социально-культурного поведения человека. Их усилия в ос­новном сосредоточивались на изучении простейших познава­тельных процессов, да и среди них ученые-психологи иссле­довали в основном ощущения, восприятие, память и мыш­ление в их элементарных формах.

Однако уже тогда возникла и позднее прочно закрепилась сознании ученых мысль о том, что человек существенно отличается от животных по особенностям своих познавательных процессов. Эту мысль высказывали и развивали многие психологи в Европе, в США и в России. Значитель­ный вклад в разработку этой идеи внес выдающийся отече­ственный психолог Лев Семенович Выготский, предложив­ший для обозначения познавательных процессов человека понятие высшей психической функции. С помощью этого по­нятия он обозначил психический процесс, который ради­кально преобразовался под влиянием истории существова­ния людей, их культуры и благодаря этому достиг высшего уровня своего развития.

Высшими психическими функциями Выготский называл свойственные только человеку восприятие, внимание, па­мять, воображение, мышление и речь. Высшие психические функции, по Выготскому, противопоставлялись низшим, или натуральным (природным), психическим функциям, которые есть у животных и которые человек имеет с рожде­ния. Высшие психические функции он приобретает в про­цессе жизни в результате обучения и воспитания. Такие функции имеют произвольный и опосредованный (иногда го­ворят «опосредствованный») характер.

К натуральным психическим функциям Выготский отно­сил такие познавательные (психические) процессы, которые формируются и развиваются по мере созревания мозга и не­зависимо от обучения и воспитания. Это, например, механи­ческая и непосредственная память1.

1 Механической называют память, при которой запоминание происходит в результате простого, многократного повторения запоминаемого материала, без его умственной обработки, то есть осмысления. См. также далее.

Непосредственная память — это память, в которой запоминание материала осуществляется прямым путем, в результате его непосредственного восприятия или воздействия на органы чувств. См. также далее.

 

Иногда природные, или натуральные, психические функции вслед за Выготским на­зывают элементарными, подчеркивая тем самым их отличие от высших, гораздо более сложных психических функций.

Чем отличаются высшие психические функции от эле­ментарных психических функций.Итак, рассмотрим более подробно два главных отличия высших психических функ­ций от элементарных.

Произвольность высших психических функций означает их осознанность, подчиненность воле человека и управляе­мость с его стороны. Это, например, произвольное внимание, произвольное, сознательное запоминание или припоминание какого-либо материала.

Опосредованность высших психических функций указы­вает на то, что для сознательного, волевого контроля и уп­равления соответствующими функциями человек обращает­ся к каким-либо, придуманным им же самим, средствам, ко­торые, в свою очередь, могут быть знаковыми системами, орудиями и инструментами, входящими в состав материаль­ной человеческой культуры. К примеру, опосредованная па­мять — это такая память, при которой человек пользуется письменной речью для сохранения и припоминания матери­ала, то есть записывает его для сохранения в памяти и за­тем, по соответствующей записи, в нужный момент времени припоминает материал.

Если человеку необходимо что-то воспринять, вниматель­но рассмотреть, то прежде, чем начать это делать, он ставит перед собой соответствующую задачу, внутренне настраива­ется на восприятие, внимательно изучает воспринимаемый объект и в ходе самого восприятия контролирует соответст­вующий процесс. При этом образ воспринимаемого предме­та возникает не случайно, не спонтанно, а целенаправленно и сознательно конструируется самим человеком в ходе вос­приятия и далее проверяется на его соответствие восприни­маемому объекту. Такое восприятие и называется произ­вольным, оно тесным образом связано с мышлением челове­ка. Произвольный характер также имеет внимание, участву­ющее в процессе восприятия.

Человек в отличие от животных наделен волей, то есть способностью сознательно регулировать и целенаправленно управлять как своим внешним поведением, так и внутренни­ми, психологическими процессами. Однако эта способность человеку с рождения не дана, он ее постепенно приобретает в процессе обучения и воспитания.

Немаловажную роль в этом играет то, что ребенок, разви­ваясь, постепенно овладевает средствами психологической саморегуляции, прежде всего речью. Сначала он использует речь для управления действиями тех людей, с которыми об­щается, а затем начинает использовать речь для управления собственными действиями. Вначале речь как средство произ­вольной саморегуляции используется в ее внешней форме (ребенок вслух сам себе дает определенные команды и сам же их затем выполняет). После этого ребенок обращается к внутренней речи как средству саморегуляции. Таким обра­зом, опосредованность высших психических функций озна­чает, что их главным регулятором у человека в конечном счете становится его внутренняя речь.

Л.С.Выготский, однако, рассматривал этот вопрос не­сколько шире. Имея в виду произвольность и опосредован­ность высших психических функций, он говорил о том, что эти два важнейших качества связаны с изобретением и ис­пользованием людьми орудий и знаковых систем. Под ору­диями он понимал, прежде всего, разнообразные орудия тру­да, инструменты, машины и приборы, с помощью которых люди изучают окружающий мир и получают возможность точнее и глубже его познавать.

Одним из таких «орудий», появившимся в более поздний период истории человечества, становится язык как система письменных знаков и логика мышления. Язык является од­ной из важнейших для современного человека знаковых си­стем. К числу других знаковых систем можно отнести услов­ные обозначения, которые применяются в различных видах специальной деятельности человека, например знаки или специальные языки, которыми пользуются составители гео­графических карт, физики, химики, математики, регули­ровщики дорожного движения и т.п.

Овладевая современными знаковыми системами, чело­век получает возможность не только общаться со специали­стами, но и получает знания, заложенные в соответствую­щих знаках. К примеру, овладевая научным языком, чело­век одновременно усваивает и соответствующие научные понятия. В результате его элементарные психические функции постепенно превращаются в высшие психические функции.

Но к существованию высших психических функций отли­чие человека от животных не сводится. Кроме психических функций или познавательных процессов у человека наблю­даются высшие психологические состояния и высшие психо­логические свойства.

Что такое высшие психические состояния и высшие психологические, личностные свойства человека. Квыс­шим психическим состояниям относятся такие, как вдох­новение, восторг, восхищение, а также высшие чувства человека: нравственные, эстетические, интеллектуальные и другие. Эти состояния не характерны для животных, хотя элементарные психические состояния в виде простейших биологических эмоций типа удовольствия или неудовольст­вия, страха или гнева можно обнаружить и у нас. Соответ­ствующие высшие психические состояния, как и высшие психические функции человека, являются культурно обу­словленными, то есть возникли у людей в исторический пе­риод их существования, под влиянием развития и освоения культуры.

Когда характеризуют психологию человека в ее наиболее устойчивых, отличительных свойствах — таких, с помощью которых объясняют, например, нравственные поступки, то пользуются понятием личность. Оно включает в себя то, что делает данного человека отличным от других людей и от жи­вотных (о животных говорят как об особях и обсуждают только их индивидуальные, но не личностные, особенности). Человек же обладает множеством собственно личностных свойств. К ним относят способности, характер, чувства, от­ношения (социальные установки), индивидуальный стиль детельности. Всего этого у животных нет, и из всех индиви­дуальных особенностей, которые отмечаются у человека как у личности, у животных можно обнаружить лишь признаки темперамента.

Кроме высших психических функций, состояний и лич­ностных свойств человек обладает многими важнейшими психологическими особенностями, приписываемыми ему с древнейших времен и до сих пор считающимися такими осо­бенностями, которых у животных определенно нет. Это — сознание, разум, воля, совесть, ответственность, мораль, ду­ховные потребности. Рассмотрим их подробнее.

Что называют сознанием, разумом иволей человека.Сознание можно определить как знание и умение человека описывать, передавать словами или с помощью каких-либо других, понятных людям знаковых систем какую-либо ин­формацию. Поскольку главной знаковой системой для чело­века является естественный язык (язык, на котором говорят люди), а форма его существования — речь, то и сознание ча­сто связывают со знанием языка и с владением различными видами речи: устной, письменной, диалогической, моноло­гической, бытовой, научной и т.п. Знания также могут существовать и на бессознательном уровне, например храниться где-то в нашей памяти, одна­ко в нужный момент времени мы не сможем их припом­нить.

Различают коллективное и индивидуальное, сознание лю­дей. В коллективное сознание входят знания, которыми рас­полагают все люди или группы людей, а в индивидуальное сознание — знания, которыми обладает отдельно взятый че­ловек. Знания, входящие в состав сознания, всегда хранят­ся и передаются с помощью определенных знаковых систем, то есть в закодированном виде. Этим человеческие знания отличаются от знаний, которые имеются у животных.

Пользуясь уже введенными выше терминами, знания, входящие в состав сознания, можно назвать опосредованны­ми (они получены с помощью определенных средств или орудий), а знания, не включенные в сознание, — непосред­ственными. Животные, таким образом, располагают только непосредственными знаниями.

Разум — это способность человека размышлять, прини­мать разумные решения и действовать в соответствии с ни­ми, а не на основе эмоций или под влиянием воздействий со стороны. Поведение человека, противоположное разумному поведению, называют импульсивным. Животным свойствен­но только импульсивное поведение, а человеку кроме им­пульсивного присуще также и разумное поведение.

Иногда под разумом понимают высшие, интеллектуаль­ные способности человека, и в этом случае разум практиче­ски отождествляют с интеллектом человека. Интеллект, в свою очередь, — это высокий уровень развития мышления человека. Разумным в широком смысле слова называют по­ведение человека, когда он действует сознательно, по собст­венной воле. Следовательно, разум как психологическое ка­чество человека практически всегда сосуществует с его во­лей и сознанием.

Воля — это некоторая внутренняя, психологическая си­ла, которая позволяет человеку вести себя сознательно и ра­зумно, осуществлять свободный выбор, принимать и выпол­нять принятые решения, преодолевать препятствия.

Что такое совесть, ответственность, мораль, духовные потребности человека.Совесть — это эмоциональное, нрав­ственное переживание человека, включающее в себя глубокое сожаление о том, что он сам или кто-то другой наруша­ет нормы человеческой морали.

Человек без совести не думает, какой вред его поступки могут принести другим людям, не переживает по этому по­воду и не берет на себя вину за это.

Ответственность — это личностное психологическое свойство, побуждающее человека отвечать за то, что проис­ходит с ним, вокруг него или с другими людьми. Человек, обладающий этим свойством, всегда думает о том, к каким последствиям приведут его действия, как они скажутся на благополучии его самого и других людей.

Совесть и ответственность — это моральные чувства. Са­ма по себе мораль представляет собой совокупность норм, или правил, поведения, которым следуют люди в отношени­ях друг с другом; в них проявляется также отношение к об­ществу, природе, к животным. Нравственно или морально воспитанный человек — человек, знающий и соблюдающий нормы морали, принятые в цивилизованном, высококуль­турном обществе.

Духовными называют потребности, связанные со стремле­нием человека к интеллектуальному и нравственному само­совершенствованию. В их число входит потребность больше знать, глубже понимать происходящее, быть совестливой, ответственной, морально чистоплотной личностью. Все это, безусловно, человеческие отличительные психологические особенности, и если они в анализе психологических свойств человека игнорируются, то мы имеем дело с неполным, ис­каженным описанием, похожим на описание психологии животного. Далее мы увидим, что в определенный период времени в истории психологической науки действительно имели место попытки представления именно такой, непол­ноценной, животноподобной психологии человека.

 

 



2015-12-06 3866 Обсуждений (0)
Психология и поведение человека 4.50 из 5.00 4 оценки









Обсуждение в статье: Психология и поведение человека

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3866)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)