Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Простейшие психические явления



2015-12-06 2733 Обсуждений (0)
Простейшие психические явления 4.67 из 5.00 3 оценки




Психические явления и жизнь.Известно, что жизнь во многих ее простейших, биохимических проявлениях вполне может существовать и без психики. Также очевидно и то, что жизнь в ее высших проявлениях, по меньшей мере на уровне животных и человека, существует вместе с психикой и неотделима от нее. В связи с этим правомерно ставить вопросы о том, как жизнь и психические явления оказались связанными друг с другом и каким образом они взаимодей­ствуют друг с другом на современном уровне развития как самой жизни, так и психики. Очевидно, что ответы на дан­ные вопросы не будут простыми хотя бы по той причине, чтоученые ищут их уже почти 400 лет и до сих пор найти не могут. По крайней мере, речь идет о таких ответах, которые полностью бы устроили современное научное мышление.

На протяжении истории человечества возникли и актив­но обсуждались несколько точек зрения по данным вопро­сам. Первая точка зрения фактически отождествляла психи­ческие явления и жизнь. Это, было в древние времена, когда еще только зарождались науки (I тыс. до н.э.), в том числе науки о природе и наука о душе, предшественница совре­менной психологии. В то время все существующее в мире не разделялось на живое и неживое. Как живому, так и нежи­вому приписывались такие качества, как движение и темпе­ратура. Эти же качества приписывались самой душе. Таким образом, душа и жизнь фактически понимались как одно и то же.

В XVII в. жизнь и душа оказались разделенными. Это произошло вследствие того, что старое воззрение на мир, основанное на идее о всеобщей одухотворенности материи, сменилось новым, механистическим мировоззрением. Мир стали понимать как сложно устроенную машину, и эта точ­ка зрения вскоре была распространена на понимание устрой­ства и работы живого организма.

Было открыто существование различных видов физиче­ской энергии, с помощью которых стали объяснять движе­ния, температуру и другие явления материального мира, ко­торые раньше приписывались душе. Становилось очевид­ным, что физическая энергия и душа — это разные вещи.

Исходя из понятия физической энергии стало возможным объяснить процессы, происходящие в неживой природе и в растениях, но применительно к животным и особенно к че­ловеку такое объяснение казалось недостаточным. Душу как источник движения оставили за человеком и животными и объявили особой сущностью, отличающейся от биологиче­ских явлений жизни (жизнь, начиная с этого времени, ста­ла пониматься как сложные биохимические процессы, про­исходящие в организме). С XVII в. возникла проблема взамодействия души и тела, или проблема связи психических явлений и жизни, которая в истории психологии получила название психофизической проблемы1.

1 Иногда эту проблему называют также психофизиологической, имея в виду, что в ее постановке и решении речь фактически идет о том, как в организме взаимодействуют психика и происходящие в нем физиологические
процессы.

 

Современное решение психофизической проблемы заклю­чается в следующем. Психические явления — это те же яв­ления жизни, что и физиологические явления, но возника­ющие только на высших уровнях развития самой жизни, то есть лишь в жизни животных и человека. В растительном мире и тем более в неживой природе психических явлений нет. В то же время признается, что жизнь существует и на уровне растений.

Психические явления в своих высших проявлениях ха­рактерны только для живых организмов, которые имеют развитую нервную систему, так как по современным пред­ставлениям нервная система, в частности головной мозг, яв­ляется органом психики2.

2 Существует, правда, точка зрения, согласно которой элементарные психи­ческие явления имеются у простейших животных, не обладающих нервной системой. Но данная точка зрения сомнительна, во-первых, потому, что неизвестно, что в этом случае служит органом психики; во-вторых, потому, что она ос­нована на отождествлении психических явлений с условными реакциями на биологически нейтральные раздражители, а такие реакции носят чисто физиологический характер и отличны от ощущений, которые выступают в качестве элементарных психических явлений; в-третьих, по той причине, что простей­шим животным в данном случае без достаточных экспериментальных доказательств приписываются ощущения.

 

В самих живых организмах психические явления пред­ставляют собой особый вид энергии, связанный с теми слож­ными процессами, которые происходят в центральной нерв­ной системе. Эта энергия (ее условно мы назвали психиче­ской) регулирует соответствующие жизненные, биохимиче­ские процессы и через них — активность, поведение и целе­направленную деятельность организма. Таким образом, пси­хика представляет собой порождение жизни и участвует в регуляции связанных с ней процессов на высших уровнях существования жизни.

Что представляют собой простейшие психические яв­ления.Простейшими психическими явлениями считаются ощущения, то есть специфические, элементарные переживания (не обязательно осознаваемые), которые возникают в ре­зультате воздейстия различных видов энергии на организм изнутри или извне.

Если источником ощущений является сам организм, то ощущения отражают происходящие в нем процессы и состо­яние организма в данный момент времени. Если же источ­ником ощущений выступает внешний по отношению к орга­низму человека или животного мир, то в этом случае ощу­щения представляют значимые для человека или животного воздействия внешнего мира.

Все психические явления, в том числе и простейшие, вы­ступают как субъективные или идеальные явления, то есть как существующие только у живого организма — субъекта некоторого рода целенаправленной активности. Такие явле­ния следует отличать от объективных явлений, которые су­ществуют независимо от субъекта жизненной активности, в окружающем мире или внутри его организма, и могут изу­чаться естественными науками. Субъективные или психиче­ские явления описываются с помощью психологических тер­минов, а объективные явления — с помощью терминов, ис­пользуемых в других науках, например в физике, химии, биологии.

Когда и при каких условиях могла возникнуть психи­ка.А на самом ли деле психика когда-то возникла? Может быть, она существует и существовала вечно, как, например, это признается по отношению к материи?

Есть несколько оснований утверждать, что психика ко­гда-то все же возникла, причем, наверное, уже после того, как возникли мир и жизнь на Земле. Первое из этих осно­ваний состоит в том, что психика неразрывно связана с жиз­нью, а жизнь существует на Земле, которая, в свою очередь, имеет свою историю, длительностью явно уступающую исто­рии существования Вселенной. Второе основание заключает­ся в том, что вначале на Земле появились растения и толь­ко затем животные, которым свойственны психические яв­ления. Наконец, в-третьих, мы выяснили, что высокоразви­тые психические явления присущи не всем животным, а только тем, у которых есть нервная система. История ее ста­новления изучена достаточно хорошо, и эта история занима­ет гораздо меньше времени, чем история существования жизни животных и человека.

Каким образом взаимосвязаны психика и поведение животных.Возможно, что поведение и психика животных связаны так же, как психика и поведение человека. В поль­зу правомерности такого предположения говорят следующие факты. Во-первых, человек и животные являются ступеня­ми единой эволюционной системы, то есть имеют общее про­исхождение. Во-вторых, у человека и животных имеется много общего в строении организма и центральной нервной системы. В-третьих, весьма похожи физические и физиоло­гические процессы, происходящие в нервной системе чело­века и животных. Именно на эти соображения обычно опи­раются ученые, судя о психике животных по объективным признакам, аналогичным тем, которые используются при изучении психики человека.

Однако далеко не все объективные признаки, подходя­щие для характеристики свойств психики человека, годят­ся для анализа психики животных: ведь кроме общего в строении организма человека и животных есть и различное. Это касается, например, строения головного мозга. У чело­века новая часть коры головного мозга представлена гораз­до больше, чем у всех животных, включая высших, челове­кообразных обезьян. Да и органы чувств человека, напри­мер его орган зрения и орган слуха, отличаются по строе­нию от аналогичных органов животных. Следовательно, уверенно судить о психике животных можно только по тем объективным признакам, которые связаны с идентичными для человека и животных телесными органами. Если гово­рить более конкретно, то в научных исследованиях и в жиз­ненных практических наблюдениях за животными мы мо­жем судить об их психике в основном по следующим объек­тивным признакам:

1. По двигательным реакциям на те или иные внешние воздействия, которые вызывают соответствующие психиче­ские явления. К примеру, вывод о том, что у животного есть образ некоторого предмета, мы можем сделать на основании того, что животное вполне определенным образом реагирует на данный предмет, причем его реакция на этот предмет от­личается от реакции на другой предмет.

Мы можем подключить к телу животного приборы, ко­торые зафиксируют определенные органические реакции, аналогичные реакциям человека, сопровождающим психические явления: изменение давления крови, частоты пульса, частоты дыхания, электрической активности мозга.

Однако такой подход годится только для высших живот­ных, которые по поведению и по строению тела имеют мно­го общего с человеком. Он мало подходит для изучения пси­хики низших животных, и здесь мы можем только с извест­ной долей вероятности предполагать, имеют ли место те или иные психические явления.

Тем не менее ученых давно уже интересует не только во­прос о том, есть ли психика у животных, но и вопрос о том, чем психологически отличаются друг от друга животные, находящиеся на разных ступенях эволюционного развития.

Какие основные психические явления и виды поведения свойственны животным, находящимся на разных ступенях эволюции.Над этим вопросом ученые стали задумываться, когда из психологии выделилась и превратилась в самостоя­тельную отрасль психологической науки зоопсихология. Это произошло в конце XVIII — начале XIX в. Однако более или менее полная картина, представляющая психические явле­ния, которые свойственны животным, находящимся на раз­ных ступенях эволюции, сложилась лишь к середине XX в.

Среди отечественных ученых к этому времени оформи­лась точка зрения А. Н. Леонтьева, уточненная К. Э. Фабри. Они выделили ряд стадий и уровней развития психики жи­вотных, которые можно представить следующим образом, начиная с низших и кончая высшими животными.

1. Стадия элементарной сенсорной психики.

Она характеризуется наличием у животных высокоразви­той чувствительности к различным видам энергии, в том числе к тем видам энергии (раздражителям, говоря словами Леонтьева), которые не имеют непосредственного биологиче­ского значения для организма животного и выполняют в ос­новном только сигнальную функцию. Этой чувствительности соответствуют простейшие ощущения и связанные с ними сравнительно простые формы поведения. Среди них: элемен­тарные двигательные реакции, возникающие в ответ на со­ответствующие ощущения.

Внутри этой стадии можно выделить два уровня психиче­ского развития, на которых находятся животные. Первый уровень характеризуется недифференцированной чувстви­тельностью к различным воздействиям, а также слабой, не целенаправленной и неорганизованной активностью. На этом уровне развития находятся простейшие, обладающие зачатками нервной системы, многоклеточные организмы, живущие в водной среде.

Второй уровень стадии элементарной сенсорной психики отличается от первого уровня тем, что здесь уже представле­на разнообразная, дифференцированная чувствительность, имеются некоторые специализированные органы чувств и целенаправленная двигательная активность, причем эта ак­тивность выходит за пределы водной среды и распространя­ется на сушу (ползанье по суше, рытье в грунте). На втором уровне развития элементарной сенсорной психики находят­ся брюхоногие моллюски (улитки), высшие, кольчатые чер­ви, некоторые другие, сравнительно просто устроенные бес­позвоночные.

2. Стадия перцептивной психики.

Она характеризуется наличием психики в виде образов, в форме простых эмоциональных переживаний и, наверное, идей, содержащих в себе принцип решения некоторой зада­чи, а также научения, то есть способности приобретать, со­хранять, использовать и распространять жизненный опыт на решение новых задач. На этой стадии находятся все жи­вотные, кроме тех, которые рассматривались на стадии эле­ментарной сенсорной психики. Фактически большинство из ныне известных животных находятся именно на второй ста­дии развития, поэтому в ней выделяются сразу три уровня1.

Первый уровень этой стадии характеризуется возникнове­нием у животных простейших образов воспринимаемых ими предметов, то есть объединением или интеграцией отдель­ных ощущений в целостные образы. Речь здесь может, по-видимому, идти только об объединении в образы ощущений одинаковых модальностей2, например только зрительных, только слуховых или только обонятельных. Животные, находящиеся на этом уровне развития, ведут активный, целенаправленный образ жизни, поиск необходи­мых для поддержания и развития их жизни веществ и воз­действий, а также умело избегают вредных воздействий. У них достаточно развито защитное поведение.

Однако, несмотря на хорошо развитые, довольно слож­ные формы поведения и движения, выполняемые в различ­ных средах обитания (вода, воздух, земля, под землей), эти формы поведения и движения представляются негибкими, то есть имеют характер генетически запрограммированых, не изменяющихся инстинктов. На данном, первом ровне развития перцептивной психики находятся выс-ие беспозвоночные животные (членистоногие и головоногие моллюски), рыбы и другие низшие позвоночные, а так­же насекомые.

Второй уровень перцептивной психики характеризуется интеграцией ощущений разных модальностей в целостные образы и, кроме того, «пониманием» связей, существующих между предметами и явлениями, к которым относятся эти образы. Помимо чисто биологической активности, связанной с удовлетворением органических потребностей у животных, находящихся на этом уровне, отмечается и так называемая исследовательская активность, направленная на познание окружающего мира, то есть своеобразное любопытство. Здесь кроме инстинктов имеется и развитая способность к научению. На втором уровне развития перцептивной психи­ки находятся птицы и некоторые млекопитающие.

Третий уровень перцептивной психики характеризуется складыванием у животных определенной «картины мира» на основе интегрированных образов предметов и явлений ок­ружающей действительности, а также способностью решать задачи, находить оптимальный выход из довольно сложных жизненных ситуаций, в том числе тех, для которых нет вро­жденных форм поведения (инстинктов) и которые не встре­чались в прошлом опыте животного.

На этом уровне развития находятся большинство хищни­ков и млекопитающих, за исключением высших животных: собак, дельфинов, человекообразных обезьян.

3. Стадия человекоподобного интеллекта. Находящиеся на этой стадии животные демонстрируют порой настоящие интеллектуальные способности, чем-то напоминающие человеческое мышление, в частности те его формы, которые на­блюдаются у детей до 3-летнего возраста.

В активности животных, находящихся на этой стадии, четко выделяются два этапа: ориентировочно-исследователь­ский и исполнительский. На первом, ориентировочно-иссле­довательском этапе животное пытается по-разному решить возникшую задачу, а также изучает условия, в которых эта задача возникла (готовит новое, предстоящее ее решение). На втором, исполнительском этапе животное реализует уже найденное, новое, правильное решение и быстро достигает поставленной цели.

Животные способны самостоятельно переносить

однажды найденные решения задачи на новые условия и ситуации, хотя возможности переноса по сравнению с чело­веком еще весьма ограничены. На данной стадии животные способны изготавливать и использовать в своей практиче­ской деятельности, связанной с удовлетворением потребно­стей, элементарные орудия. Для них характерна развитая система общения и свой внутривидовой язык. Они также способны в определенной степени понимать жесты, мими­ку и пантомимику человека и общаться на этом уровне с людьми.

К этой стадии относятся собаки, обезьяны, дельфины. Исследованию их психики ученые в последние несколько де­сятков лет уделяют наибольшее внимание, но пока что пси­хологические возможности этих животных полностью не изучены. Поэтому и уровни психического развития внутри данной стадии до сих пор четко не определены.

Что представляют собой высшие достижения психоло­гического и поведенческого развития животных.Отвечая на этот вопрос и тем самым кратко подводя итог сказанно­му выше, можно констатировать следующее. Высшие дости­жения в психическом и поведенческом развитии животных выглядят так:

1. Животные обладают ощущениями и восприятием.

2. Животные имеют внимание и память.

3. У животных есть элементарные формы интеллекта.

4. Животные располагают сложными, инстинктивными формами врожденного, приспособительного поведения.

5. Животные способны к приобретению жизненного опы­та, то есть к научению.

6. Животные, по-видимому, могут переживать элементар­ные эмоции, связанные с удовлетворением их биологиче­ских потребностей.

7. У высших животных, вероятно, есть некоторая, своеоб­разная «картина мира».

8. Животные могут общаться между собой и в какой-то степени с человеком. У них есть свой внутривидовой и меж­видовой «язык», представляющий собой систему условных сигналов, выражающих состояния животного и его отноше­ние к тому, что происходит вокруг него.

9. Животные живут сообществами, внутри которых на­блюдается дифференцированная система отношений, чем-то напоминающая отношения, существующие в примитивных человеческих сообществах (сообществах первобытных лю­дей).



2015-12-06 2733 Обсуждений (0)
Простейшие психические явления 4.67 из 5.00 3 оценки









Обсуждение в статье: Простейшие психические явления

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2733)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)