Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методы повышения эффективности обучении: работа в команде, учебная беседа, опрос экспертов,



2015-12-06 746 Обсуждений (0)
Методы повышения эффективности обучении: работа в команде, учебная беседа, опрос экспертов, 0.00 из 5.00 0 оценок




Лекция №2 Характеристика методов обучения персонала

1.Эффективность обучения при классических методах обучения персонала.

2.Методы повышения эффективности обучении: работа в команде,учебная беседа, опрос экспертов,

3. Классификация методов активного обучения персонала

4. Общая типология деловых игр

5. Деловая игра: принципы построения, подготовка, особенности руководства,

 

Эффективность обучения при классических методах обучения персонала.

Преимущества активных методов обучения, однако, проявляются далеко не всегда. Целесообразность применения тех или иных методов зависит, прежде всего, от целей учебного процесса. Традиционным, наиболее ши­роко распространенным в России методом обучения является фрон­тальное занятие,предполагающее прямую, преимущественно од­нонаправленную передачу систематизированной информации пре­подавателем слушателям. Типичные формы фронтального занятия — лекциии доклады.Эти средства обучения незаменимы при переда­че сравнительно большого объема информации в структурирован­ной форме. Они позволяют сообщить новые знания, выделить главные моменты темы, познакомить с методическими рекомендаци­ями по самостоятельному изучению материала и т.д. В то же время возможности фронтального занятия в активизации процесса восприятия информации, использовании обратных связей, мотива­ции обучаемых, эмоциональном воздействии на них посредством переживания успеха ограничены.

Повышению эффективности лекций и докладов способствуютследующие рекомендации специалистов:

□ четкое и ясное для слушателей структурирование занятия (выделение введения, основных вопросов и ключевых мо­ментов, заключения, выводов) и рациональное дозирова­ние материала в каждом из разделов;

□ образная речь с примерами и сравнениями;

□ использование наглядных пособий, схем, таблиц, моделей, графиков и т.п.;

□ применение риторических и уточняющих понимание мате­риала вопросов;

□ простой, доступный язык, отказ, насколько это возмож­но, от иностранных слов;

□ обращение к техническим средствам обучения (проектор, видеозаписи, магнитофон, слайды и т.п.).

Исследования показывают, что технические средства обуче­ния существенно повышают эффективность учебного процесса. Эффект, достигаемый с помощью различных технических средств по сравнению с обычным фронтальным занятием, иллюстрирует табл. 1.

Таблица 1

Эффективность обучения с помощью технических средств по сравнению с традиционным фронтальным занятием 2

 

Использование технических средств обучения Учебный эффект
Обычные фронтальные занятия Магнитофонная запись Приложение текста Озвученный фильм Магнитофонная запись и текст Фильм и приложение текста 100% 113% 113% 121% 139% 146%

 

В качестве технических средств обучения как в вузах, так и на предприятиях целесообразно использовать видеозапись, фильмы, диафильмы с синхронным звуком, проекторы, лаборато­рии устной речи, лингафонные кабинеты; вспомогательные образо­вательные средства (масштабные изображения, модели, образцы); учебные средства (учебники, справочники, пособия и другая учеб­ная литература, тексты лекций и т.д.); рабочие средства (тетради для выполнения заданий, формуляры, рисунки, планы и т.п.).

Использование технических средств обучения призвано повы­сить эффективность усвоения учебного материала, сделать учеб­ные материалы наглядными, а также усовершенствовать процесс передачи информации. Хотя технические средства обучения при­меняются прежде всего в лекциях и докладах, их использование дает положительный эффект и во время семинаров.Формы семи­нарских занятий различны. В России семинары чаще представляют собой коллективное обсуждение различных аспектов темы. Уча­ствуя в нем, преподаватель делает вступление и заключение, фор­мулирует вопросы и направляет ход дискуссии, периодически под­водя ее итоги.

В странах Запада семинар больше походит на лекцию в ее рос­сийском понимании с текущим и особенно последующим обсуж­дением анализируемых в ней вопросов. Этот метод обучения пред­ставляет собой объединение фронтального занятия с дискуссиями об изложенном материале. Во время дискуссионной фазы семина­ра учебный материал фронтального занятия анализируется, осве­щается и оценивается со всех сторон. В дискуссию должны вклю­чаться по возможности все участники. Для повышения эффектив­ности дискуссии преподаватель (референт) должен подготовить не только доклад, но и дискуссию, что предполагает:

□ подготовку провокационных вопросов;

□ определение проблем, дающих импульсы к размышлениям;

□ разработку дополнительных примеров и сравнений;

□ подбор конкретных материалов для дискуссии;

□ выделение и структурирование ожидаемых узловых вопро­сов (главных пунктов) дискуссии.

Дискуссия всегда должна завершаться обзором высказываний участников и подведением итогов.

Методы повышения эффективности обучении: работа в команде, учебная беседа, опрос экспертов,

 

В процессе обучения персонала целесообразно использовать такой метод социально – психологического обучения, как работа в команде(коллективная работа). Его суть состоит в получении членами группы одной, общей задачи, которую они решают совместно. Общее задание лучше делать прикладным, имеющим выходы на практику (например, предложить обучающимся подгото­вить план собственных действий по улучшению производственной деятельности. Метод работы в команде может включать и пред­варительную внеаудиторную совместную работу, скажем, коллек­тивную подготовку проекта (задания) по производствен­ной тематике, и т.д. В этом случае обязательно кол­лективное представление (защита) выполненного задания (проекта).

При использовании метода работы в команде очень важно, чтобы полученный результат являлся итогом коллективного твор­чества, группового сотрудничества, чтобы каждый член группы внес в общее дело свой вклад. Оптимальная величина группы — 3-4 человека. После завершения выполнения заданий часто быва­ет полезно заслушать представителей групп о выполнении работы и обсудить достигнутые результаты под руководством преподава­теля на общем (пленарном) занятии.

Специалисты отмечают следующие достоинства этого метода:

□ экономия времени за счет сотрудничества и разделения труда;

□ обучение и тренинг кооперативного поведения;

□ корректирование ошибочных или крайних мнений;

□ активизация всех участников с помощью устранения пси­хологических и иных барьеров на пути сотрудничества;

□ повышение учебного эффекта вследствие высокой ангажи­рованности участников;

□ идентификация с групповыми достижениями и, как след­ствие, преодоление эгоистических установок;

□ подготовка к (будущей) работе в коллективе.

В последние годы в России, вероятно, как следствие боязни идеологизированного коллективизма недалекого прошлого и по­лярной смены ценностей, коллективный метод обучения явно недооценивается. В странах же Запада и особенно в Японии он ис­пользуется достаточно широко и плодотворно. С его помощью в процессе обучения достигаются очень высокие результаты.

Учебная беседа

К числу методов, широко распространенных в практической работе по обучению персонала, особенно в системах профессионального обучения, относится учебная беседа.Она пред­ставляет собой управляемый диалог между преподавателем (ин­структором) и обучающимся. Содержание учебной беседы опреде­ляется вопросами обоих участников.

Успех беседы во многом зависит от правильной техники поста­новки вопросов. Для основательной подготовки любой учебной беседы требуются:

□ определение не только общей цели, но и частичных, про­межуточных целей беседы;

□ подготовка к возможным вопросам со стороны обучаемо­го, примерное определение их характера;

□ проработка импульсов, побуждающих к размышлениям, творчеству;

□ подготовка учебных материалов и технических средств обу­чения;

□ структурирование учебной беседы во времени.

Учебная беседа имеет следующие достоинства:

□ активизирует внимание и побуждает обучаемого к участию в обсуждении важных вопросов, к сотрудничеству;

□ развивает и тренирует конструктивное мышление, способ­ность позитивного решения имеющихся проблем, учиты­вающего аргументы всех участников;

□ способствует четкому структурированию, дополнению и зак­реплению имеющихся знаний;

□ развивает способность обучаемого выражать свои мысли;

□ способствует налаживанию личного контакта с обучаемым, позволяет реализовать по отношению к нему индивидуаль­ный подход.

Учебная беседа особенно эффективна при выяснении степени усвоения материала, теоретическом осмыслении практического опыта, шлифовке и дополнении имеющихся знаний; выяснении взаимосвязей теории и практики, различных частей учебного материала; мотивационном воздействии на обучаемого. Учебная бе­седа не годится для исключительно информативных целей. Она целесообразна при углублении процесса обучения, как отдельных сотрудников, так и групп численностью не более 10 человек.

В работе со студентами учебная беседа применима далеко не всегда. Наиболее целесообразно ее использование при разборке результатов тестирования и деловых игр, например, при сообще­нии рекомендаций по развитию лидерских качеств после серии гестов на лидерство.

Опрос экспертов

Метод «опрос экспертов»используется в процессе обучения значительно реже, чем предыдущие. Однако в ряде случаев он дает немалый позитивный эффект. К примеру, можно использовать этот метод для обсуждения темы «Повышение эффективности про­изводственной деятельности».

Суть метода опроса экспертов состоит в приглашении на учеб­ное мероприятие квалифицированных специалистов для ответов на вопросы. Это позволяет компетентно решать, прежде всего, специфи­ческие для слушателей и близкие к реальной жизни проблемы.

Обычно опрос экспертов осуществляется в следующей последовательности и сопровождается такими действиями:

Введение Один из экспертов с помощью короткого док­лада вводит слушателей в круг задач
Постановка проблем Эксперты обрисовывают проблематику задач и показывают альтернативы их решения
Опрос Участники задают экспертам вопросы в пер­вую очередь по рассматриваемой проблема­тике
Решение Одним из экспертов подводится итог в фор­ме оптимального решения задачи

Метод опроса экспертов вполне допускает участие экспертов с противоположными мнениями. Условия эффективного использо­вания данного метода: наличие квалифицированных и готовых к ответам на вопросы специалистов; предварительное согласие меж­ду ведущим и экспертами; наличие достаточного времени для от­ветов на вопросы.

Эффективность рассмотренных выше и других дидактических средств значительно увеличивается, когда они соотносятся с со­стоянием обучаемых, адекватно оценить которое помогают тесты. Но, несмотря на многообразие подходов к классификации методов обучения, важно помнить, что каждый из них наиболее эффективен при определенных условиях организации процесса обучения, при выполнении определенных дидактических функций. [50 С. 93]



2015-12-06 746 Обсуждений (0)
Методы повышения эффективности обучении: работа в команде, учебная беседа, опрос экспертов, 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методы повышения эффективности обучении: работа в команде, учебная беседа, опрос экспертов,

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (746)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)