Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Общая типология деловых игр



2015-12-06 638 Обсуждений (0)
Общая типология деловых игр 0.00 из 5.00 0 оценок




С управлением персоналом в большейили меньшей степени связано подавляющее большинство деловых игр, применяемых в коммерческих и государ­ственных организациях, поскольку «человеческий» аспект — неотъем­лемая сторона управления. Многообразные деловые игры можно систематизировать по ряду признаков. Важнейшие из них: целевое назначение деловой игры, широта тематических рамок, ими­тируемые области управления, степень свободы решений, уровень неопределенности решений, характер коммуникаций между участ­никами, степень открытости игры, комплексность используемой модели, инструменты игры и форма ее проведения и др. Общие представления о разнообразии деловых игр в зависимости от их наиболее существенных формальных признаков дает табл. 2.

Классификация деловых игр, используемых в практическом менеджменте (в том числе в управлении персоналом)1

Признак классификации Значение признака Характеристика деловых игр
1. Целевое на­значение Обучающее Практическое Проектное Исследова­тельское Подготовка профессиональных управлен­цев, переподготовка и повышение ква­лификации специалистов Выработка управленческих решений, решение практических задач группы или организации Проектирование организаций, раз­работка функционально-ролевых струк­тур предприятий и составляющих их орга­низационных единиц Изучение и анализ поведения группы и любых других организационных систем
2. Широта тематических рамок Комплексные (сводные) Частные Охватывают комплекс взаимосвязанных задач Охватывают решения отдельных задач
3. Степень свободы решений Жесткие Мягкие Предусматривают строго ограниченное число возможных вариантов решения за­дач Предусматривают большую свободу уча­стников в поиске возможных вариантов решения задач
4. Степень неопреде­ленности ситуации Детерминиро­ванные Вероятност­ные Предусматривают решение задач в усло­виях строго детерминированной ситуации Предусматривают использование вероят­ностных оценок и факторов риска при решении задач
5. Характер коммуника­ций участни­ков Интерактив­ные Неинтерак­тивные Предусматривают зависимость поведения и оценки действий игрока от поведения других участников игры Не предусматривают зависимости отдель­ного игрока от поведения других участ­ников игры
6. Области применения Общие Функцио­нальные Имитируют поведение группы, организа­ции в целом Имитируют отдельные функции управле­ния или деятельности служб персонала
7. Открытость игры Открытые Закрытые Предусматривают свободные контакты и коммуникации между группами участни­ков Не предусматривают контактов между участниками в процессе всей игры
8. Инстру­менты игры Ручные Компьютер­ные Расчеты выполняются вручную и предус­матривают отработку техники решения отдельных задач управления Ориентация на использование ком­пьютеров для подготовки и анализа воз­можных решений задач управления
9. Формы проведения Очные Заочные Предусматривают проведение игры со всеми участниками в одно время и в од­ном месте Предусматривают заочное проведение игры по схемам дистанционной техно­логии

1. Среди деловых игр, используемых в управлении персоналом, да и в управлении в целом, в зависимости от их функций и целево­го назначенияразличают:

обучающие (в том числе тренинговые) деловые игры. Они имеют наиболее широкое распространение и служат для подготовки и повышения квалификации управленческих кадров и других, в первую очередь высококвалифициро­ванных сотрудников;

деловые игры для решения практических задач (например, на­хождения оптимальных решений при реорганизации отде­ла). Они применяются также для коллективной или инди­видуальной подготовки управленческих решений с учетом многообразия влияющих на ситуацию факторов и различ­ных вариантов решения проблемы;

проектные деловые игры. Они выходят за рамки управления персоналом, хотя и включают этот важнейший для деятель­ности организации аспект. К проектным деловым играм обращаются при проектировании организационных систем (предприятий, их структурных единиц и т.п.) и их измене­ний. Это довольно сложный вид игр, предполагающий вы­сокий уровень организационно-управленческой компетент­ности их участников;

исследовательские деловые игры. Используются для анализа
поведения отдельных сотрудников или целых коллективов
в зависимости от изменения внешних или внутренних ус­
ловий их деятельности (например, при изучении возмож­
ностей использования в организации различных систем
оплаты труда). Исследовательские деловые игры моделиру­
ют конкретные организационные ситуации в режиме «что
будет, если..?». Это позволяет прогнозировать различные
варианты изменений организационных ситуаций.

2. Широта тематических рамокотражает масштабы и сложность решаемых в процессе деловой игры задач. Комплексная деловая игра предусматривает отработку методов решения сложной задачи в единстве ее важнейших аспектов. Это, например, имитация дея­тельности руководителя по разрешению производственного конфликта с заданными параметрами. Частная деловая игра слу­жит решению одной, определенной задачи, например, игра по изучению и сравнению эффективности коллективной и индиви­дуальной деятельности членов группы.

3. Степень свободы решений и действий участников игрыможет быть различной. Если игра допускает лишь ограниченный, зара­нее заданный спектр возможных решений и соответствующих по­веденческих альтернатив (действий), то она считается жесткой. В жестких играх содержание каждого шага игрока строго фикси­руется в соответствии с формальной моделью имитируемых про­цессов. Принятие решений в них сводится к выбору одной из пред­ложенных альтернатив, причем все основные действия осуществ­ляются в строго определенные промежутки времени. И напротив, если игроки на базе соблюдения общих условий игры действуют свободно, их решения не регламентированы установленным на­бором альтернатив, то игра является мягкой. В мягких играх дей­ствия участников ограничиваются лишь общим сценарием раз­вертывания событий, в рамках которого игроки сами определяют последовательность своих действий. Имеются и промежуточные (полужесткие) типы игр.

4. В зависимости от степени неопределенности ситуациидело­вые игры подразделяются на детерминированные и вероятностные.; Для первых характерна определенность ситуации, заданность ее основных параметров, что позволяет игрокам принимать одно­значно правильные или неправильные решения. Вторые же отли-I чает неясность ситуации, изменчивость ее многих параметров, что < обусловливает возможность лишь вероятностных оценок ситуации и принятия решений с определенной степенью риска.

5. Характер коммуникацийучастников игры отражает зависи­мость или независимость действий ее участников друг от друга и выступает одним из важнейших показателей ее динамизма. В интер-активных играх такая зависимость имеет место. Игры этого типа необходимы для имитации отношений конкуренции (например, при моделировании маркетинговой деятельности по привлечению в организацию наиболее одаренных выпускников знаменитого уни­верситета). Если же в процессе игры ее участники действуют са­мостоятельно, принимают решения независимо от других, то игра является неинтерактивной. Некоторые игры (например, отечествен­ная деловая игра СИПРОМЕК) могут иметь два режима проведе­ния: тренировочный, предусматривающий независимое поведе­ние игроков, и рабочий, основанный на конкурентном взаимо­действии участников.

6. Области примененияхарактеризуют сферу, в которой исполь­зуется игра, с точки зрения функционального подхода. Общие де­ловые игры моделируют деятельность всей организационной еди­ницы в определенной ситуации, которая может изменяться. Функ­циональные игры служат отработке действий по выполнению

определенной функции организации (например, функции служ­бы персонала по освобождению сотрудников — игра, имитирую­щая изучение возможностей использования сокращаемых работ­ников на других видах работ, оказание им помощи в трудоустрой­стве, проведение разъяснительной беседы и т.п.).

7. Открытостьделовой игры характеризует наличие и формы контактов между ее участниками. Открытая игра либо разрешает контакты между ее участниками, либо предполагает коллектив­ное выполнение задачи (например, игра «Полет на Луну» или игры, использующие метод «Мозговая атака»). Закрытая же игра запрещает такого рода контакты.

8. В зависимости от используемых средств, инструментовдело-ные игры подразделяются на ручные и компьютерные. Ручные игры обычно включают игры, несложные с точки зрения их условий и параметров. Игры, предусматривающие сложный аппарат моде­лирования организационных процессов, обычно предполагают использование компьютеров, прогрессивных мультимедийных ин­струментов и программных продуктов. К компьютерным играм от-1 юсится подавляющее большинство проектных деловых игр, а также многие обучающие и исследовательские игры.

9. По форме,или регламенту, проведенияделовые игры делятся на очные и заочные. Их вышеназванные характеристики едва ли нуждаются в дополнительных комментариях. В России в после­дние годы в связи с развитием дистантного обучения и распрост­ранением системы Интернет значительно расширяются возмож­ности обращения к заочным деловым играм с использованием компьютерных технологий.

Независимо от типологии деловые игры имеют ряд общих мо­ментов в своей организации и построении.

2. Организация и проведение деловой игры



2015-12-06 638 Обсуждений (0)
Общая типология деловых игр 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Общая типология деловых игр

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (638)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)