Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Логическая схема двухступенчатого индуктивного умозаключения



2015-12-06 701 Обсуждений (0)
Логическая схема двухступенчатого индуктивного умозаключения 0.00 из 5.00 0 оценок




Общий, заключительный вывод

Дедукцией называется умозаключение, или форма мыш­ления, противоположная по исходным, конечным позициям и по своей направленности индукции. При дедукции в каче­стве исходной посылки выступает некоторое общее утвер­ждение, истинность которого уже доказана. Из него выво­дится ряд частных утверждений путем прямого вывода или вывода через несколько последовательных шагов. Две схемы умозаключения типа дедукции, аналогичные схемам индук­ции, представлены на рис. 5 и 6.

 

 

 

Творческое мышление

Что такое творческое мышление.Ранее, рассматривая вопрос о видах мышления, присущих человеку, мы уже вы­делили творческое мышление как особенный вид и дали ему краткую характеристику. Теперь рассмотрим его подробнее.

Творческое мышление можно определить как такое мыш­ление, в результате которого человеком успешно решается новая задача* раньше никогда им не решавшаяся, причем эта задача решается необычным, оригинальным способом, которым человек раньше не пользовался. Творческим может стать любой из основных видов мышления: наглядно-дейст­венное, наглядно-образное и словесно-логическое1.

1 Правда, речь идет о случаях, касающихся, например, наглядно-действен­ного и наглядно-образного мышления, когда оно достигает весьма высокого уровня. Высокоразвитым наглядно-действенным мышлением является, напри­мер, мышление, которое присуще мастеру, способному руками делать высоко­художественные вещи, а в качестве высокоразвитого наглядно-образного мыш­ления может выступить мышление художника.

Отвечая данному выше определению, его продукты, вме­сте с тем, будут различными. Продуктом творческого на­глядно-действенного мышления может стать нахождение решения некоторой новой, практической задачи или приме­нение оригинального способа действий в некоторой практи­ческой ситуации, связанного с поиском решения соответст­вующей задачи. Например, ребенок, безуспешно пытавший­ся раньше достать недоступный для него привлекательный предмет, может вдруг вполне самостоятельно найти реше­ние соответствующей задачи, причем применить для этого необычный способ решения, который он никогда раньше не видел и не использовал.

Продуктом творческого наглядно-образного мышления обычно выступает некоторый необычный образ, построен­ный к тому же весьма оригинальным способом. Примером такого мышления может стать новая картина, нарисованная художником, новое литературное произведение, созданное писателем.

При определении мышления как творческого ученые сталкиваются с проблемой выделения специфических осо­бенностей именно творческого мышления и отделения твор­ческого мышления от нетворческого. Суть этой проблемы можно выразить следующими вопросами:

Какое мышление следует считать творческим: то, в кото­ром рождается нечто новое только для данного человека, или то мышление, в котором появляется нечто новое для всех людей?

Можно ли считать творческим мышление того человека, который впервые для себя самостоятельно нашел новое ре­шение задачи, или так можно называть мышление только тех людей, которые решают задачи, с которыми никто и ни­когда до них не справился?

В двух первых случаях, упомянутых в этих вопросах, оценка мышления как творческого будет относиться только к данному человеку, а в двух других случаях — ко всем без исключения людям.

Воспользуемся для иллюстрации обсуждаемой проблемы следующим примером. Допустим, что на уроке математики учащийся впервые открыл для себя новый способ решения задачи, которым он раньше никогда не пользовался и кото­рый ему никто не мог подсказать. Будет ли в этом случае его мышление творческим? Очевидно, что будет, но при усло­вии, что мы не станем оценивать новизну найденного им ре­шения. Вполне возможно, что кто-то из людей раньше уже решил подобную задачу таким же способом, следовательно, по отношению ко всем людям, владеющим математикой, мышление данного учащегося, очевидно, нельзя будет на­звать творческим.

В психологии не существует вполне удовлетворительного решения данной проблемы, но в большинстве случаев твор­ческим все же называется такое мышление, которое необычно именно для данного человека и к которому он неожидан­но обращается сам, без внешней помощи и подсказки. Так, по крайней мере, обстоит дело с так называемыми творче­скими задачами, которые психологами используются в экс­периментальных исследованиях, направленных на изучение мышления человека. Некоторые примеры подобного рода за­дач приведены на рис. 7.



2015-12-06 701 Обсуждений (0)
Логическая схема двухступенчатого индуктивного умозаключения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Логическая схема двухступенчатого индуктивного умозаключения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (701)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)