Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Примеры простых творческих задач



2015-12-06 1715 Обсуждений (0)
Примеры простых творческих задач 0.00 из 5.00 0 оценок




Графическое пред­ставление задачи:
Принцип решения задачи:

лу­чей поврежда-ются и здоровые ткани.Как уни-чтожить опухоль, не повредив здоровой ткани организма?

1.Имеется шесть одина­ковых

палочек (спи­чек). Каксложить из них четыре равносто­ронних треугольни-ка?

3. Как перечеркнуть де­вять точек, располо­женных квадратом, одной ломаной лини­ей, состоящей не бо­лее чем из четырех от­резков?

4. Что объединяет изо­браженные геометри­ческие объекты: точку, отрезок прямой линии, трапецию, треуголь­ник, окружность, эл­липс и параболу?

 

Каковы особенности творческого мышления.Отвечая на данный вопрос, мы постараемся выяснить, чем творче­ское мышление отличается от мышления, которое обычно не называют творческим.

Первая особенность собственно творческого мышления за­ключается в том, что в решении известных или типичных за­дач такое мышление почти никогда не идет уже изведанны­ми путями. Всякий раз, сталкиваясь с новой задачей, даже если эта задача мало чем отличается от ранее уже решенных задач, творчески мыслящий человек старается подойти к ее решению по-другому, не так, как все, и не так, как сам он действовал раньше. В этом выражается важнейшая особен­ность творческого мышления — его постоянное стремление к новому, необычному, оригинальному, своеобразному.

В отличие от этого нетворческое мышление практически никогда специально не стремится к нахождению новых ре­шений известных задач и в первую очередь пробует извест­ные способы решения на новых задачах. Даже если человек, для которого характерно нетворческое мышление, сталкива­ется с совершенно новой для него задачей, он все равно мно­гократно пытается решать ее по-старому и не прекращает своих попыток применения старых, известных способов ре­шения задачи до тех пор, пока они не будут полностью ис­черпанными. Лишь после этого, да и то далеко не всегда, он будет пытаться найти новый способ решения соответствую­щей задачи. Вторая особенность творческого мышления со­стоит в том, что творчески мыслящий человек не довольст­вуется одним единственным, уже фактически найденным им способом решения задачи, почти всегда стремится отыскать все возможные способы решения одной и той же задачи. В отличие от этого, нетворчески мыслящий человек почти всегда довольствуется единственным найденным способом решения задачи.

Третья характерная черта творческого мышления состоит в стремлении творчески мыслящего человека среди всех воз­можных, доступных ему способов решения задачи найти са­мое лучшее решение или максимально усовершенствовать известное решение. Эта тенденция не характерна для не­творческого или репродуктивного мышления.

Четвертая особенность творческого мышления заключает­ся в умении творчески мыслящего человека искать, нахо­дить и эффективно использовать различного рода подсказки, опираясь на которые можно быстро решить задачу. Под под­сказкой в данном случае понимается дополнительная, не входящая в условия задачи, информация, умело воспользо­вавшись которой, можно найти нужное решение — такое, которое без этой подсказки отыскать трудно. Нетворческое мышление, как правило, не ищет и не использует подсказ­ки, даже если они очевидны.

Что представляют собой психологические свойства твор­чески мыслящих людей.Творческое мышление, как и дру­гие виды мышления, свойственно человеку, и того, кто обла­дает им, называют обычно творческой личностью. Творческой личности (в дополнение к тому, о чем говорилось выше о творческом мышлении) присущи некоторые индивидуальные психологические особенности, которые мы рассмотрим.

Творчески мыслящий человек — это всегда необычная, неординарная личность, не похожая на большинство других людей. Типичные персональные отличия творчески мысля­щей личности от нетворческой личности чаще всего прояв­ляются вследующем.

Творчески мыслящий человек — это (в большинстве слу­чаев) критически настроенный человек, который склонен не только критиковать мышление других, но и критически от­носиться к собственному мышлению. Критика окружающих людей со стороны такой личности вызывает, как правило, отрицательную реакцию. В связи с этим у творчески мысля­щей личности далеко не всегда складываются вполне благо­приятные взаимоотношения с окружающими людьми.

Творчески мыслящая личность — это также человек, ко­торый сознательно стремится быть непохожим на окружаю­щих людей и, следовательно, почти всегда ведет себя не так, как ведут себя большинство других людей. Используя образ­ное выражение, в адрес такого человека иногда говорят, что он «не боится быть белой вороной». По этой причине окру­жающие люди часто воспринимают и оценивают творчески мыслящего человека как странного, необычного в своих дей­ствиях и поступках и довольно часто (без должных на то о нований) считают таких людей не вполне нормальными и приписывают им отклонения в психике.

Творчески мыслящая личность обычно не терпит, когда на нее оказывается психологическое давление, и в этих ус­ловиях не может работать нормально. Творчески мыслящий человек всегда и во всем стремится поступать по-своему, проявляет повышенную самостоятельность и не терпит, ко­гда кто-то пытается им командовать. Творчески мыслящие люди часто сопротивляются властям, авторитетам, начальст­ву, особенно когда ими пытаются манипулировать, управ­лять в так называемом авторитарном стиле, заставлять дей­ствовать вопреки своим убеждениям.

Творчески мыслящие люди нередко обладают и некоторы­ми детскими чертами характера, например, повышенной обидчивостью, упрямством, даже капризами. Психологиче­ская природа этого явления, то есть своеобразного сочетания творческой одаренности с детскими чертами характера, до конца не выяснена, но оно нередко наблюдается у творчески одаренных людей.

Наконец, творчески мыслящие люди не боятся привле­кать к себе повышенное внимание и быть непохожими на ок­ружающих людей. Напротив, повышенное внимание к ним со стороны окружающих людей, особенно внимание к тому, что они делают, и высокая оценка их достижений стимули­руют их творческую активность.

Описанные особенности творческого мышления и психоло­гические свойства творчески мыслящей личности поднимают вопрос о том, можно ли при желании стать творческой лич­ностью, не обладая с раннего детства творческим мышлени­ем. Другая часто встречающаяся в психологической литера­туре формулировка того же самого вопроса выглядит так:

Можно ли развивать творческое мышлениеу человека.Данные, которыми располагает современная психологиче­ская наука, не позволяют пока что однозначно, утвердитель­но или отрицательно, ответить на этот вопрос. Попробуем разобраться, почему это так.

Среди множества обычных людей встречается не так уж много творчески мыслящих, одаренных, и совсем мало та­ких, чей творческий потенциал способствовал великим от­крытиям. Это, по-видимому, говорит о том, что стать по же­ланию творческой личностью не так уж просто.

Кроме того, до сих пор неоднократно предпринимавшие­ся попытки развивать творческое мышление у детей и взрос­лых людей, которые с детства не проявляли склонности к творчеству, не привели к сколько-нибудь значительным ус­пехам. Во всяком случае, никому еще в мире и никогда еще не удалось бесталантного человека превратить в гения или хотя бы в творчески мыслящую личность, которая впослед­ствии бы достигла выдающихся результатов в каком-либо виде деятельности.

Нередко творческий потенциал передается от поколения к поколению по наследству. Известно, например, что в се­мье Бахов (Иоганн Себастьян Бах — признанный в мире композитор) и в семье Бернулли (Я.Б.Бернулли — извест­ный математик) было немало одаренных в музыке и в мате­матике родственников, представлявших несколько поколе­ний людей.

Все это говорит в пользу того, что талант и творческие способности, а следовательно, и творческое мышление чело­века могут быть врожденными. Поскольку генетически пре­допределенное не развивается под влиянием обучения и вос­питания, можно сделать вывод о том, что возможности раз­вития творческого мышления являются ограниченными.

Но есть и другая группа фактов, рассмотрение которых приводит нас к иному, противоположному выводу.

Во-первых, творческое мышление обычно проявляется уже в зрелом возрасте, намного позднее того периода време­ни, когда практически завершается созревание и развитие организма человека по генетически заданным программам. Это значит, что для полноценного проявления одаренности необходим жизненный опыт, который накапливается в ре­зультате обучения и воспитания.

Во-вторых, ранние продукты человеческого творчества обычно уступают более поздним продуктам творчества этого же человека. Творчество взрослого специалиста в той или иной области, например инженера, художника, существенно отличается от творчества того же человека, когда он был еще ребенком. Значит, и здесь мы имеем дело с влиянием приобретаемого жизненного опыта на творческий процесс.

В-третьих, если человека сознательно и целенаправленно не воспитывать и не развивать, то его творческий потенци­ал, даже если он имеется, вряд ли проявится не только в полной мере, но и вообще. Есть немало одаренных детей, ко­торые, став взрослыми, никак не проявляли свою одарен­ность, демонстрируемую в детстве.

Наконец, в-четвертых, почти все исторически известные достижения творческого мышления людей связаны с циви­лизациями, в которых существовала достаточно развитая си­стема образования. Отсюда следует, что без развитой систе­мы образования сколько-нибудь значительные достижения творческой мысли людей практически невозможны.

Все эти факты с очевидностью говорят в пользу возмож­ности развития творческого мышления. Они не соответству­ют данным, которые приводились в начале этого параграфа и свидетельствовали о невозможности развивать творческое мышление. Сейчас однозначного ответа на обсуждаемый во­прос пока нет, и он остается по-прежнему открытым.



2015-12-06 1715 Обсуждений (0)
Примеры простых творческих задач 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Примеры простых творческих задач

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1715)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)