Формирование и развитие мышления
Что понимается под формированием и развитием мышления.Формирование мышления — это появление и постепенное совершенствование у человека его основных видов мышления, которые были названы в § 1 этой главы. Сам процесс формирования может пониматься двояким образом. Прежде всего — это естественный процесс возникновения и дальнейшего прогрессивного преобразования мышления, протекающий в обычных, повседневных условиях жизни человека. Следя за этим процессом, мы в определенный период жизни человека просто констатируем, что основные виды его мышления сформировались под влиянием накопленного жизненного опыта. Затем мы можем назвать формированием мышления искусственный процесс, протекающий в условиях специальным образом организованного обучения человека. Это имеет место тогда, когда в силу тех или иных причин некоторые виды мышления человека оказываются вовремя не сформированными. Например, ребенок может отставать от своих сверстников по уровню развития мышления, и тогда недостающие у него виды мышления нужно будет специально формировать. Под развитием, соответственно, понимается процесс дальнейшего совершенствования уже сформированного мышления. Вместе с тем, развитие мышления означает переход человека на более высокий уровень общего или специального интеллектуального развития по сравнению с тем уровнем, на котором он раньше находился. Такое разделение терминов представляется, вместе с тем, весьма условным, так как в реальном процессе преобразования мышления человека в онтогенезе вряд ли возможно четко разделить эти два процесса. Кроме того, есть большие разночтения в том, как авторы различных научных трудов и учебников трактуют эти понятия. Нередко эти термины используются как синонимы, часто о формировании и развитии говорят как о едином процессе, не разделяя его, соответственно, на формирование и развитие. По каким направлениям может развиваться мышление человека.Мышление человека может развиваться по направлениям, которые обозначены в виде атрибутов мышления в предложенном в начале этой главы развернутом его определении. Вспомним эти атрибуты и определим связанные с ними направления в развитии мышления. Прежде всего отметим, что таких направлений довольно много, поскольку и само мышление человека имеет множество разнообразных видов, свойств и проявлений. Относительно независимо друг от друга могут развиваться, например, теоретическое и практическое мышление. Теоретическое мышление человека с успехом совершенствуется в процессе занятий научной деятельностью, так как именно там чаще всего возникают и решаются задачи, которые относятся к разряду теоретических. Практическое мышление связано с решением повседневных, жизненных задач, и, следовательно, этот вид мышления человека может лучше всего развиваться в практической деятельности. Наглядно-действенное мышление может развиваться и само по себе, и вместе с другими, генетически следующими друг за другом, видами мышления. В том, что само наглядно-действенное мышление может развиваться, убеждают нас наблюдения за детьми, которые, взрослея, демонстрируют развивающиеся способности решать задачи в наглядно-действенном плане. У 5-летних детей эти способности более развитые, чем у 3-летних детей, а у детей, поступающих в школу в 6 — 7-летнем возрасте, наглядно-действенное мышление обычно более развито, чем у пятилеток. У большинства взрослых людей, особенно у тех, кто профессионально занимается практической деятельностью, опирающейся на наглядно-действенное мышление, оно всегда намного более развито, чем у детей. Если мы сравниваем между собой наглядно-образное мышление детей, взрослых людей, которые в своей работе активно не используют, и взрослых людей, которые активно применяют этот вид мышления (например, филологов и историков, с одной стороны, актеров и художников, с другой стороны), то также обнаруживается, что у них данный вид мышления находится на разных уровнях развития. Очевидным представляется факт, что в онтогенезе человека может развиваться и словесно-логическое мышление. В пользу такого вывода говорит, например, то, что у детей раннего возраста этого вида мышления вообще нет, школьники им обладают, а у большинства взрослых людей он является достаточно хорошо развитым, особенно если они постоянно занимаются умственной деятельностью (например, ученые). Хотя о возможностях развития творческого (продуктивного) мышления судить трудно, несомненно, что нетворческое (репродуктивное) мышление людей может развиваться. Если бы это было не так, то невозможно было бы научить человека любому виду труда, который в своей основе является репродуктивной деятельностью. Все, о чем выше шла речь, касается направлений развития отдельных видов мышления, и можно представить себе дело таким образом, что улучшение одних видов мышления будет оказывать положительное влияние на совершенствование других видов мышления. Здесь мы чаще всего имеем дело с ситуацией комплексного развития всей системы мышления человека, включающей в себя все его виды. Но и это, оказывается, еще далеко не все, что можно было бы утверждать о возможных направлениях развития мышления. Чаще всего, если иметь в виду те направления изучения мышления в его развитии, которые сложились в психологии, исследуется не развитие отдельных видов мышления, а развитие его существенных сторон. Под существенными сторонами мышления в свою очередь понимаются отдельные составляющие мышления, прогресс которых вполне может интерпретироваться как развитие мышления в целом. Так, например, многие психологи изучали, каким образом развиваются понятия у детей. Дети связывают со словом одно значение и наполняют его одним смыслом, взрослые понимают значения тех же самых слов по-другому и наполняют их иным смыслом. При этом наблюдается тенденция к постепенному расширению значений и углублению смыслов слов, которая и представляет собой данное направление развития мышления. Мы также уже говорили о том, что внешние практические действия человека, включенные в процесс решения задач, могут превращаться во внутренние, умственные действия, и это представляет еще одно важное направление развития мышления. Так, например, ребенок раннего возраста еще не в состоянии многие действия, особенно действия с понятиями, выполнять в уме. Взрослые же люди в большинстве своем в состоянии это делать. В связи с этим мы можем поставить задачу проследить процесс постепенного преобразования, перехода действий из внешних, практических во внутренние, умственные действия. Решая данную задачу, мы тем самым будем изучать процесс развития мышления. Каким образом развитие мышления представлено в психологических теориях.По большинству из указанных выше направлений в психологии давно ведутся исследования процесса развития мышления. В этих исследованиях на базе полученных в них экспериментальных данных оформились несколько частных теорий развития мышления. Познакомимся с некоторыми из них. Одной из наиболее известных за рубежом теорий развития мышления человека стала теория, разработанная Ж. Пиаже. Она была предложена в рамках созданной им же общей теории операциональной структуры интеллекта. Ж.Пиаже высказал и обосновал предположение о том, что интеллектуальная деятельность человека представляет собой сложное целое, систему, разделимую на отдельные элементы или типичные составляющие, называемые операциями. В свою очередь операцию Пиаже определил как умственное или практическое действие по преобразованию условий задачи, в результате которого человек открывает для Себя новые знания, которые необходимы для успешного решения этой задачи. Операцией называется не всякое, а только обратимое действие, то есть такое, которое человек может совершать в уме или практически как в прямом, так и в обратном порядке. Прямое выполнение соответствующего действия ведет к одностороннему изменению ситуации, связанной с решаемой задачей, а обратное выполнение действия восстанавливает исходную ситуацию в том виде, в каком она находилась вначале. Так, например, мы можем взять в руки некоторый предмет и переставить его на другое место, а затем возвратить его на прежнее место. Это будет практическая операция, состоящая из прямого и обратного практического действия. Мы также можем сложить два числа, получив их сумму, а затем из полученной суммы вычесть одно из слагаемых и получить второе слагаемое. Если все эти действия мы последовательно совершим в уме, то будем иметь дело с теоретической операцией. Действия сложения и вычитания в ней будут представлять, соответственно, прямой и обратный порядок выполнения одного и того же арифметического действия. Изучая мышление детей дошкольного возраста, Пиаже обнаружил, что многие дети этого возраста не владеют способностью выполнения операций в уме, и поставил перед собой задачу детально, в возрастном аспекте исследовать процесс освоения операций детьми. Для этого он придумал ряд оригинальных экспериментальных задач1. 1 Таких задач Ж.Пиаже придумал много, в них были обнаружены интересные закономерности мышления детей раннего возраста, впоследствии получившие специальное название феноменов Пиаже. Одна из таких задач заключалась, например, в следующем. Ребенку показывали два тонких, одинаковых стеклянных стакана, в которые была до одного и того же уровня налита вода, и задавали вопрос: «Где воды больше?» После того как ребенок давал правильный ответ на этот вопрос («одинаково»), ситуация в эксперименте менялась. Теперь воду из одного из стаканов переливали в стеклянную банку с более широким дном и предлагали ребенку ответить на тот же самый вопрос: «Где больше воды, в стакане или в банке?» Оказалось, что большинство детей 3-летнего и даже 4-летнего возраста на этот вопрос отвечали так: «Больше в стакане». Эту ошибку в мышлении детей Пиаже объяснил тем, что дети указанного возраста еще не владеют операциями. Действительно, дети более старшего возраста, владеющие операциями, подобных ошибок уже не совершают. В итоге обобщения полученных экспериментальных данных Пиаже пришел к выводу о том, что в своем операциональном развитии мышление детей проходит через следующие четыре стадии: 1. Стадия сенсомоторного интеллекта.Она охватывает период жизни ребенка от рождения до двух лет. На этой стадии представлено, причем только в самых элементарных его формах, лишь наглядно-действенное мышление. Благодаря ему ребенок получает возможность познавать окружающий мир в его инвариантных или устойчивых свойствах. Стадия дооперационального мышления.На этой стадии находятся дети в возрасте от 2 до 6 — 7 лет1. 1 Отметим, что возрастные границы стадий развития мышления были установлены Пиаже на базе исследований, проведенных в 30 — 40-е гг. XX в. За это время многое изменилось в развитии интеллекта детей, и возрастные границы, определенные Пиаже, вряд ли могут безоговорочно относиться ко всем современным детям. Эти границы, скорее всего, должны быть изменены, начиная со второй стадии, на один-два года, так как современные сверстники тех детей, которых изучал Пиаже, в интеллектуальном плане являются более развитыми, чем дети в первой четверти XX в. 1.В это время у них формируется речь и начинается процесс ее соединения с мышлением. Здесь же начинается процесс интериоризации внешних действий с предметами, то есть их превращения во внутренние действия сначала с образами предметов, а далее — с понятиями. Однако выполнять операции в уме с понятиями ребенок, находящийся на данной стадии интеллектуального развития, еще не может. Поэтому многие дети в возрасте до 5 лет обнаруживают те ошибки, которые проявляются в известных феноменах Пиаже. 2. Стадия конкретных операций.На ней находятся дети в возрасте от 7—8 до 11—12 лет. Они могут выполнять операции с конкретными предметами, причем действия, входящие в состав таких операций, на этой стадии становятся обратимыми. Однако дети еще не в состоянии выполнять операции с абстрактными понятиями. 3. Стадия формальных операций.Она включает в себя детей в возрасте от 11—12 лет до 14—15 лет. Дети данного возраста уже в состоянии выполнять полноценные умственные, обратимые операции с понятиями, действуя при этом по известным законам логики. Умственные операции детей на этой стадии представляют собой структурно организованную, внутренне согласованную систему операций. Л.С. Выготский изучал процесс развития понятий у детей. В ходе соответствующих экспериментальных исследований дети должны были выявлять объем и содержание, а далее давать словесные определения некоторым искусственным понятиям, задуманным экспериментатором1. 1 Методика, которая использовалась в этих экспериментах, проводимых Л.С.Выготским совместно с его учеником Л.С.Сахаровым, заключалась в следующем. Перед детьми раскладывался набор из многих различных объемных геометрических фигур, различающихся по форме, цвету и величине. На нижней части каждой фигуры было написано слово, представляющее собой искусственные понятия, к которому относятся признаки данной фигуры. По небольшой подсказке экспериментатора ребенок должен был сам найти все признаки, входящие в состав задуманного экспериментатором понятия, и определить его. Л.С.Выготский выделил у детей следующие стадии развития понятий: 1. Стадия синкретического мышления.Дети, находящиеся на этой стадии, обычно не справляются с решением экспериментальной задачи и вместо поиска существенных признаков понятия подбирают предметы на основе совершенно случайных признаков (синкрет — это неупорядоченное множество каких-либо объектов, не имеющих ничего общего друг с другом). 2. Стадия комплексного мышления.Предметы на данной стадии объединяются детьми в группы на основе каких-либо общих для них, объективных признаков. Однако в качестве таких признаков зачастую берутся совершенно случайные, не существенные признаки предметов. К тому же эти признаки могут варьироваться в одном и том же эксперименте: вначале ребенок подбирает предметы по одному признаку, затем — по другому, после этого — по третьему и т.д. 3. Стадия псевдопонятий.На этой стадии дети действуют правильно, подбирая предметы в группы по их существенным признакам. Создается впечатление, что они как будто понимают, что означает соответствующее понятие. Однако те определения понятиям, которые дети дают сами, доказывают, Что это не так. 4. Стадия настоящих понятий.На этой стадии дети не только правильно действуют, но и дают верные словесные определения искомым понятиям, выделяя в них наиболее общие и существенные признаки. Заметим, что возрастные границы стадий развития понятий у детей по Л.С.Выготскому примерно совпадают с возрастными границами развития операций по Ж.Пиаже, что свидетельствует о двух важных вещах: во-первых — о том, что оба психолога выявили одинаковые (в возрастном аспекте) стадии развития мышления у детей, и во-вторых — о том, что развитие мышления по стадиям идет -комплексно, то есть в нем одновременно развиваются и операции мышления, и понятия. Отечественный психолог П. Я. Гальперин предложил свою теорию развития мышления, которую он назвал теорией планомерного (поэтапного) формирования умственных действий. Эта теория представляет процесс постепенного превращения внешних, практических действий с материальными предметами во внутренние, умственные действия с понятиями. В теории Гальперина доказывается, что этот процесс закономерно проходит через следующие пять этапов: 1. Этап формирования орентировочной основы действия.На данном этапе человек, у которого должно быть сформировано новое умственное действие, подробно знакомится с будущим действием, с его составом и с предъявляемыми к нему требованиями, то есть как бы ориентируется в нем. 2. Этап выполнения действия во внешней, развернутой форме, с реальными материальными предметами.На этом этапе соответствующее действие практически выполняется в его полном составе на реальных предметах и тщательно отрабатывается на разнообразных материальных предметах или их заменителях. 3. Этап выполнения действия в плане громкой речи.Здесь отработанное на предыдущем этапе действие просто проговаривается вслух с начала и до конца, но практически уже не выполняется. 4. Этап выполнения действия в плане речи про себя.На данном этапе действие проговаривается человеком про себя, то есть с помощью так называемой беззвучной речи. Голосовые связки человека работают, но окружающие его не слышат. Этап выполнения действия в плане внутренней речи.Это завершающий этап формирования умственного действия, на котором оно становится полностью внутренним, оказывается связанным с внутренней речью1, выполняется быстро и автоматически, поэтому кажется, что человек мгновенно, не раздумывая, дает ответ на поставленный перед ним вопрос. 1 Методика, которая использовалась в этих экспериментах, проводимых Л.С.Выготским совместно с его учеником Л.С.Сахаровым, заключалась в следующем. Перед детьми раскладывался набор из многих различных объемных геометрических фигур, различающихся по форме, цвету и величине. На нижней части каждой фигуры было написано слово, представляющее собой искусственные понятия, к которому относятся признаки данной фигуры. По небольшой подсказке экспериментатора ребенок должен был сам найти все признаки, входящие в состав задуманного экспериментатором понятия, и определить его.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1438)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |