Приобщение персонала к организационной культуре компании
Социализация – это процесс введения человека в организацию; становление личности при помощи общения и усвоения норм, ценностей, установок, присущих данному коллективу.
Социализация является непрерывным процессом передачи ключевых элементов культуры организации ее сотрудникам, включающим в себя как официальные действия ( ознакомление новых работников с основами организационной культуры, миссией, ценностями), так и неформальные методы (ролевое моделирование с помощью наставников), направленные на формирование определенных установок и поведения работника.
Матрица социализации и индивидуализации
Конформизм
| Социальный индивидуализм
|
Изоляция
| Бунт
|
Высокая
Социализация
Низкая
Процесс социализации персонала
Стадии, через которые проходит персонал в процессе переживания перемен в компании
Отрицание Энтузиазм
Гнев Возбужденность
Шок Энергичность
Страх Надежда
Крушение надежд Нетерпение
Путаница Принятие
Стресс Скептицизм
Начало деятельности
Анализ сложившейся ситуации
Ролевые позиции менеджера, содействующие сотрудникам в движении через цикл перемен
Стадия
| Роль менеджера
| В чем это выражается
|
Переживание, потери
| СЛУШАТЕЛЬ
| Быть спокойным и терпеливым, проявить сочувствие и понимание, признать факт потери и право на эмоции, не занимать оборонительную позицию.
|
Навыки и компетенции лидеров различных организационных культур
Эффективные лидерские компетенции
М. Бауэр
| Компания McKinsey
| Д. Големан ( ввел понятие «эмоциональный разум»)
|
Честность. Честность во всем – хороший способ завоевать доверие внутри организации и за ее пределами
| Чувство перспективы – видение того, к чему нужно стремиться, в каком направлении двигаться и как – хотя бы в принципе – достич цели.
| Знание себя – способность различать и интерпретировать свои настроения, эмоции, порывы, их влияние на других.
|
Сдержанность и непринужденность. Человек высокомерный, заносчивый и самовлюбленный не может быть лидером. Настоящие лидеры думают не о себе, а компании подчиненных, ведут себя неформально, непринужденно и поэтому формируют вокруг себя неформальную среду.
| Страстность – одержимость своей целью, эмоциональная вовлеченность, эмпатия. Лидеры убеждены в правильности собственных действий и способны заражать этой убежденностью не только своих сотрудников, но и потребителей и инвесторов.
| Саморегулирование – способность думать, прежде чем действовать, контролировать и направлять в нужное русло свои импульсы и порывы.
|
Умение слушать
| Настойчивость – никогда не сдаваться, в случае неудачи предпринимать новые попытки.
| Мотивация – страсть к работе, несгибаемое стремление добиваться цели.
|
Восприимчивость. Лидер лучше информирован, у него более продуктивные отношения с коллегами и подчиненными. Он никогда не говорит «нет» сразу, а оставляет себе время на размышление и, каким бы не было его решение, не забывает сообщить тем, кого оно касается.
| Убедительность – умение добиться своего, воздействовать на людей и, руководя ими, находить единственно верное соотношение между приказами и убеждениями. Лидерство зависит как от способности мотивировать сотрудников, как и от умения приказывать.
| Эмпатия – способность понимать эмоциональное состояние других взаимодействовать с ними с учетом их чувств и реакций.
|
Умение войти в положение другого. Чтобы убеждать других, нужно знать, что они думают. Конечно, не будут все время откровенничать с руководителем, но он может развить в себе способность чувствовать, что происходит с ними.
| Терпение – умение ждать подходящего момента, не спеша продумывать все последующие шаги. Эта способность особенно важна при построении нового бизнеса или управлении быстрорастущей компанией, когда нужно выбрать правильную стратегию захвата рынка.
| Социальный навык – умение находить общий язык, устанавливать и поддерживать отношения с людьми вне зависимости от их предрасположения к этому.
|
Инициативность. Иерархические системы подавляют инициативу, особенно на ее нижних уровнях. Но если компанией управляют лидеры, они не упустят новые возможности и реализуют их. Наравне с руководителями здесь могут проявлять инициативу и рядовые сотрудники.
|
|
|
Национальные особенности организационного поведения: индивидуализм, дистанция власти, мужественность, избегание риска, долговременность ориентаций ( по Хофстейду ).
| |
Модель лидерства, эффективного в определенной оргкультуре