Диагностика коллектива, отношений между участниками педагогического процесса
Одним из важнейших критериев, позволяющих определить эффективность воспитательной работы учебного заведения, является уровень развития коллектива и отношений участников педагогического процесса. В психологии и педагогике разработаны показатели и методики, с помощью которых можно это сделать. Важнейшей характеристикой развития коллектива является социально-психологический климат в нем, изучение которого осуществляется по следующим показателям: • удовлетворенность членов коллектива взаимоотношениями, процессом организации деятельности, руководством; • преобладающее настроение; • взаимопонимание руководителей и подчиненных, старших и младших, взрослых и детей; • степень участия членов коллектива в управлении, уровень развития самоуправления; • сплоченность, продуктивность совместной деятельности; • чувство собственного достоинства у каждого члена коллектива, гордость за свой коллектив; • защищенность всех членов коллектива1. Основной характеристикой развития коллектива является состояние взаимодействия его членов. В школе изучение взаимодействия в коллективе может производиться на нескольких уровнях: учитель — ученик, ученик — ученик, педагог — педагог, старший — младший, родитель — педагог, родитель — ученик, родитель — родитель. Показатели взаимодействия участников воспитательного процесса охарактеризованы во второй главе § 1. 'См.: Аникеева Н. П. Психологический климат в коллективе. — М., 1989. — С. 14—15. О развитии коллектива можно судить по уровню самоуправления в ученическом, педагогическом коллективах и во всей школе. В этом разделе кратко охарактеризованы основные показатели развития коллектива для того, чтобы педагоги могли учесть их при разработке собственных методик изучения, при организации наблюдения, а также при описании состояния уровня развития коллектива как критерия эффективности воспитательной работы. При диагностике коллектива необходимо помнить о много-аспектности этого явления и выбрать для исследования те показатели, которые в наибольшей мере важны для оценки эффективности воспитательной работы. Педагоги могут самостоятельно отобрать такие показатели и соответствующие им диагностические средства. Например, методику «Наши отношения», предложенную в книге Л.М. Фридмана, и др.1. Методика «Наши отношения» Цель: выявить степень удовлетворенности учащихся различными сторонами жизни коллектива. Проведение. Школьнику предлагается ознакомиться, например, с шестью утверждениями. Нужно записать номер того утверждения, которое больше всего совпадает с его мнением. Например, для изучения дружбы, сплоченности или, наоборот, конфликтности может быть предложена серия утверждений: 1. Наш класс очень дружный и сплоченный. 2. Наш класс дружный. 3. В нашем классе нет ссор, и конфликтным наш класс назвать нельзя. 4. В нашем классе иногда бывают ссоры, но конфликтным наш класс назвать нельзя. 5. Наш класс недружный. Часто возникают ссоры. 6. Наш класс очень недружный. Трудно учиться в таком классе. Другая серия утверждений позволяет выявить состояние взаимопомощи (или ее отсутствие): 1. В нашем классе принято помогать без напоминания. 2. В нашем классе помощь оказывается только своим друзьям.. 3. В нашем классе помогают только тогда, когда об этом просит сам ученик. 4. В нашем классе помощь оказывается только тогда, когда требует учитель. 'См.: Фридман Л. М., Пушкина Т. А., Каплунович И. Я. Изучение личности учащегося в ученических коллективах. — М., 1988. — С. 167—172.
5. В нашем классе не принято помогать друг другу. 6. В нашем классе отказываются помогать друг другу. Те суждения, которые отмечены большинством учащихся, свидетельствуют о состоянии взаимоотношений и атмосфере в коллективе. В то же время мнение конкретного ученика показывает, как он себя ощущает в системе этих отношений. Для того чтобы зафиксировать динамику развития школьного или первичного коллектива, целесообразно составить таблицу, в .которую ежегодно следует зайосить результаты диагностики. Например, для условий школьного коллектива таблица может быть составлена следующим образом: Таблица 4
Изучение эффективности педагогических средств Изучение эффективности воспитательного процесса предусматривает исследование его организации и предполагает: • определение наиболее эффективных педагогических средств; • выявление существующих «пробелов», установление малоэффективных влияний и отрицательных воздействий в организации воспитательного процесса; • установление причин, снижающих его эффективность; • выявление путей, способствующих развитию воспитательной работы. Чтобы изучить организацию воспитательного процесса, необходимо собрать информацию, отражающую: а) содержание и формы деятельности педагогов, учащихся, родителей; б) результаты воспитательного процесса, т. е. изменения в воспитанности детей, отношениях между участниками педагогического процесса, развитии коллектива; в) что и как из проведенного повлияло на развитие воспитания учащихся, то есть эффективность использованных средств. Первый блок информации без труда может быть получен при анализе планов, учебно-воспитательных разработок дел, рабочих записей, сделанных педагогом по ходу проводимой работы, в беседе и в процессе коллективного анализа. Содержание и организация сбора информации по второму блоку изложены в двух предыдущих разделах. Наиболее доступным методом изучения эффективности используемых воспитательных средств является, на наш взгляд, коллективный анализ жизнедеятельности школы, класса, объединений, однако результаты такого анализа полезно дополнить и уточнить с помощью использования других методов сбора информации. С этой целью заполняются анкеты с учащимися, педагогами и родителями. Приведем примеры вопросов анкеты, которые позволяют определить эффективность используемых педагогических средств, например конкретных дел: • Назовите самые запомнившиеся дела учебного года. • Какие дела способствовали установлению дружеских отношений в коллективе? • Организатором каких дел в классе ты был? и т.п. При составлении «срезовых» анкет особенно важно продумать возможность быстрой обработки. В таких анкетах чаще всего используются вопросы закрытого типа, то есть регламентирующие выбор мнений, или предусматривается возможность использования «шкалирования» оценок и мнений. Приводим пример такой анкеты. Цель: определить, что и в какой мере в школе является значимым для детей, влияет на их отношение к окружающему миру; изучить эффективность воспитательных средств, степень их влияния на результаты воспитательного процесса. Проведение. Каждому ученику предлагается оценить степень влияния нижеперечисленных средств на: а) его отношение к жизни; формирование у него положительных качеств; б) обстановку и психологический климат в школе. Оценивать предлагается по следующей шкале: 6 — повлияло очень сильно; 5 — повлияло сильно; 4 — повлияло в значительной мере; 3 — повлияло, но незначительно; 2 — почти не повлияло; 1 — не повлияло; О — отрицательно повлияло. Таблица 5
Обработка результатов. Подсчитывается средний балл из всех оценок каждого средства и определяется эффективность его влияния на учащихся в сопоставлении с другими. Основным средством, влияющим на развитие детей, педагогов, отношения в коллективе, является деятельность, в которую включаются участники педагогического процесса и которая организуется в различных формах. Изучение эффективности формы воспитательной работы предусматривает определение ее результатов и соотнесение этих результатов с затратами, усилиями педагогов, организаторов проводимой работы. Результаты мероприятия характеризуются степенью решения воспитательных задач, мерой его влияния на развитие отношений между детьми, на развитие их активности и творчества, проявление их индивидуальности, самореализацию. Для изучения результатов и эффективности мероприятия используются различные способы. 1) Наблюдение за поведением учащихся в процессе подготовки и проведения мероприятия, когда предоставляется возможность фиксировать позицию каждого ребенка по определенным показателям. Сравнение данных наблюдений для различных ситуаций позволяет оценить эффективность отдельных педагогических средств, используемых при проведении мероприятия, и в целом эффективность формы воспитательной работы. 2) Наблюдение за поведением детей, их отношениями после проведения мероприятия. Так, например, после беседы о культуре поведения или обсуждения отношений в коллективе важно найти факты, подтверждающие положительные изменения в поведении и действиях детей, чтобы убедиться в полезности проведенной формы воспитательной работы. Бели после завершения разговора по какой-либо теме на классном часе учащиеся продолжают обсуждать затронутую проблему, можно предположить, что классный час в определенной мере достиг своей цели. 3) Анкетирование участников деятельности. Данный метод нецелесообразно, использовать часто. Опрос надо провести в том случае, если мероприятие проходило впервые или есть сомнения в эффективности и целесообразности тех или иных используемых средств. Можно использовать открытые вопросы, например: что получилось и -почему? Что не получилось и почему? Нужно ли было данное дело и почему? Если бы снова проводилось это дело (мероприятие), стал бы ты принимать в нем участие? Ответы на эти вопросы позволяют представить педагогам видение детей, выявить значимые для них элементы, сопоставить свои замыслы с реальной оценкой воплощения этих замыслов. В ряде случаев полезную и объективную информацию может дать шкалированная анкета, которая быстро заполняется и обрабатывается. Например, учащимся предлагается дать ответы на вопросы: — В какой мере ты смог проявить свои способности и таланты в этом деле? — В какой мере тебе удалось проявить активность, заинтересованность? и т.п. При этом используется следующая шкала: 4 — полностью проявил; 3 — в основном; 2 — частично; 1 — мало; 0 — не смог проявить. Или: — Оцени полезность этого мероприятия для развития отношений в нашем коллективе. — Оцени полезность этого дела для развития твоих творческих способностей. Предлагается шкала: 4 — полезно; 3 — скорее полезно, чем бесполезно; 2 — трудно сказать; 1 — скорее бесполезно, чем полезно; О — бесполезно. Учащиеся в анкете по соответствующей шкале могут оценить эффективность, полезность и значимость для себя отдельных фрагментов, приемов, элементов, из которых состояла данная форма работы. 4) Цветограмма. Каждый ученик оценивает конкретную форму работы с помощью цветных жетонов. Содержание оценок может зависеть от характера и целей мероприятия. Например, каждый ученик оценивает занятия, которые посетил. 5) Символическая оценка настроения после мероприятия. Например, после завершения мероприятия предлагается зафиксировать свое настроение, опустив жетон в один из пакетов со следующими рисунками: а) светит солнце; 6) тучи на небе, и пробиваются лучи солнца; в) идет дождь. Символическая оценка используется не во всех случаях, так как есть такие формы работы, в которых на первый план вы- ступает не эмоциональное состояние участника , а полезность и важность проделанного. В ряде случаев эмоциональная оценка не является критерием эффективности мероприятия. (Например, серьезный и сложный разговор, дискуссия, которые могут побудить к осмыслению, переживанию, но при этом эмоциональное состояние может быть противоречивым, неоднозначным.) 6) Отдаленная оценка формы воспитательной работы. В конце года учащимся предлагается вспомнить все дела, в которых они участвовали или которые организовали в коллективе, и оценить их с помощью цветограммы, шкалы, словесно. У детей есть возможность оценить эти дела в сравнении, а педагогам остается проанализировать результаты оценок и выявить наиболее действенные средства. Важным показателем результативности любого дела (мероприятия) является последействие, т.е. когда в процессе проведения очередного дела, подведения его итогов рождается новая идея, система действий по ее реализации или новое дело. Об эффективности формы воспитательной работы можно судить по тому, как учащиеся включились в коллективный анализ, насколько глубоко и сущностно они характеризуют проделанную работу на этапе подготовки и осуществления мероприятия. Перед коллективным анализом формы работы очень важно оценить результативность (как дело повлияло на каждого ребенка и на взаимоотношения детей), а также знать мнение учащихся о действенности используемых приемов и средств в ходе проведенной работы. Целесообразно учитывать, что эффективность форм воспи-тательной работы изучается для того, чтобы педагоги и организаторы могли внести коррективы в последующие действия, в организацию очередных дел с учетом поставленных целей и задач, постоянно отслеживать развитие воспитательного процесса.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3234)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |