Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Орфографический тренинг. 1) Сопоставьте приведенные ниже слова, определите их значение



2015-12-06 1517 Обсуждений (0)
Орфографический тренинг. 1) Сопоставьте приведенные ниже слова, определите их значение 0.00 из 5.00 0 оценок




1) Сопоставьте приведенные ниже слова, определите их значение, составьте с ними предложения.

Ожог – ожег, кампания – компания, масленый – масляный, изморось- изморозь, презирать – призирать, равнять – ровнять, разредить – разрядить.

2)Спишите, вставляя пропущенные буквы.

Аб..р..ген, ак…л…матизация, ан…малия, д…магог, д…л…татн, д…ф..рамб, игн…рировать, т…рминал, экв…валентный.

1. Вопросы для обсуждения:

1)Слово как единица языка и речи. Лексическое и грамматическое значение слова.

2)Трудные случаи употребления имен существительных. Род, склонение, варианты падежных окончаний существительных.

3) Имя собственное и нормы его употребления.

 

4.Практические задания :

1) Определите род имен существительных.

Старшина, городишко, подмастерье, галерея, дитя, смельчак, домишко.

2) Составьте и запишите словосочетания, согласуя с именами существительными прилагательные в нужном роде и числе.

Авеню, туфля, шампунь, жюри, моль, кенгуру, какаду, староста, бра, вуаль, толь, тюль, резюме, имбирь, камикадзе, карате, кашне, кашпо, кепи, кутюрье, манжета, боржоми, бутыль, тушь, бремя, рояль, мозоль, шинель, дитя, время, алиби, шампунь, безе, салями, кредо, киви, декольте, атташе, шимпанзе, кофе, Сочи, Миссисипи, Токио, плащ-палатка, кафе-закусочная, музей-квартира, платье-халат.

3) Подберите, где это возможно, к данным существительным, обозначающим профессию, пару, относящуюся к женскому роду.

Судья, истец, повар, инженер, писатель, строитель, официант, певец.

4) Образуйте мн.ч. имен существительных, поставьте ударение.

Блюдо – блюда, кондуктор -…, архитектор - ..., месяц - …,домище -…, заводище - …,автор -…, директор - …, доктор - …,паспорт -…, профессор -…,шофер -…

5) Образуйте форму Р.п. мн.ч. имен существительных.

Яблоко – яблок, ведерко -…,дорожка - …, притча - …,апельсин -…, верблюд - …, мандарин - …, возраст - …,гектар - …, джинсы - …, свеча -…носок -…, чулок -…

6) Прокомментируйте фрагмент статьи К.С.Горбачевича.

Некоторые разряды имен существительных при склонении в СРЯ могут иметь варианты окончаний.

«…Принято считать, что постепенно устаревающую форму на –у ( -ю) в современном языке сохраняют следующие разряды имен:

1) вещественные существительные при обозначении части целого ( кружка квасу, кусок сыру);

2) 2) некоторые собирательные и отвлеченные существительные (много народу, мало жару);

3) Некоторые существительные в предложных словосочетаниях (из лесу, с испугу) и в составе устойчивых фразеологических оборотов ( с миру по нитке, нашего полку прибыло).

В остальных случаях рекомендуется употреблять форму на –а (-я) : вкус чая, производство сахара, среди народа.» К.С.Горбачевич

7) Запишите форму множественного числа для следующих слов:

Человек, судно, овес, щупальце, шерсть, дно, слесарь, профессор, директор, джемпер, доктор, инструктор.

8) Поставьте в Род.п. и Дат. п. следующие имена собственные:

Анна Бах, Петрарка, Эмиль Золя, Любовь Блок, Виктор Гюго, Дмитрий Харатьян, Мария Харатьян, Андрей Власенко, Наталия Власенко.

9)Образуйте с данными словами словосочетание «прил.+сущ. Во мн.ч., Род.п.»:

Сапоги, носки, чулки, ясли, граммы, солдаты, туфли, помидоры, яблоки, брелки, грузины, гусары, армяне, болгары, турки, киргизы, казахи, полотенца, рельсы, кастрюли, мандарины.

10)Прочитайте вслух, употребив числительные и существительные в нужной форме.

1. К 345 прибавить 157. 2. От 964 отнять 89. 3. 10 сложить с 798. 4. Предложение принято 375 (голос) против 44 (голос). 5. Деревня находится в 163 (километр) от города.

11) Выберите нужный вариант, запишите цифры словами.

1.Анне необходимо было проехать 48,3 (километра, километров). 2. Стометровку Олег пробежал за 14.2 (секунд, секунды). 3. Ему не хватало 7495 рублей. 4. Ребята расплатились 500 рублями. 5.Государственная казна пополнилась ещё 678 000 (рубль). 6. Стипендии были выплачены 1552 (студент). 7. К 2567 (наименование) в список приписали ещё 1033 (наименование). 8. Потери составили более 843 (килограмм).

12)Отредактируйте данные предложения, устранив речевые ошибки:

1.Преподавтелю необходимо быть осторожным в определении уровня развития студенческого коллектива, учитывать, понимает ли он общественную значимость того или иного требования, предъявляемого к нему, и может ли потребовать его выполнения его. 2. Религиозные люди считают, что эти неземные силы иногда открыто проявляют себя. И поскольку их невозможно объяснить с точки зрения естественных законов, то поэтому они являются доказательством существования потустороннего мира. (И. Гончаров). 3.Он был современник всех своих событий. 4. Павла Ивановича нет, они ушли в семь часов. 3. Желаем вам больших успехов в решении своих ответственных задач. 4. Кабаниха не дает шагу ступить свободно членам ее семьи. 5. Глагол – он является наиболее ёмкой частью речи. 6.Составные числительные – у них склоняется каждое слово. 7. Работа над романов вызывает в памяти Достоевского эпизоды недавнего прошлого, свою любовь к Аполлинарии Сусловой. 8. Этот умный барин лежит в своём халате и ни о чём не думает. 9. Служащие некого трамвайного парка готовились к зиме.

13)В предложениях найдите ошибки в употреблении местоимений. Исправьте эти и другие речевые ошибки, если они имеются.

Катерина твёрдо уверена, что ей не простят за ее поступки, но это не пугает ее. 2. Клава, почему вы сегодня такие молчаливые? Чем вы занимались вчера? 3. Над кроваткой больного Николеньки Андрей думает о том, что это то единственное, для чего нужно жить. 4. У неких студентов еще не ликвидирована задолженность за прошлую сессию. 5. Коль большинство пришло к единому мнению, оно становится законом для каждого. 6. Роман «Мать». Кто не зачитывался ею?!

 

5. Литература:

1) Культура русской речи: Учебник для вузов/ Отв. редактор Л.К.Граудина, Е.Н. Ширяев – М.: Норма, 2005 – 560 с.

2) Головин Б.Н. Основы культуры речи: Учебное пособие. - М.: Высшая школа, 1988 – 319с.

3) Русский язык и культура речи./ Под ред. В.И.Максимова, М.: Гардарики, 2002 - 412 с.*

4) Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. - Ростов- на-

Дону; Феникс, 1996 - 544 с.

5) Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Основы речевой коммуникации / Ред.Гойхмана О.Я.- М.: Инфра-М, 1997 - 240 с.

6) Граудина Л.К. Культура русской речи и эффективность общения / Ред. Граудина Л.К.-М.: Наука, 1996 - 439с.

7) Львов М.Р. Риторика. Культура речи: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям (блок ГСЭ)/ М.Р.Львов.- 2-е изд., испр., М.: Академия, 2004-271 с.*

8) Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М. Русский язык, 1987- 526 с.

9) Руднев В.Н. Русский язык и культура речи. Учебно-методический комплекс. М.: Российская академия правосудия, 2005-144 с.*

10) Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку: правописание, произношение, литературное редактирование- М. Айрис-пресс, 2010-496 с.

 

 

Список рекомендуемой литературы

Основная:

1. Культура русской речи: Учебник для вузов/ Отв. редактор Л.К.Граудина, Е.Н. Ширяев – М.: Норма, 2005 – 560 с.

2. Кузнецова Н.В. Русский язык и культура речи. М.: Форум.; Инфра – М, 2009.

3. Головин Б.Н. Основы культуры речи: Учебное пособие. - М.: Высшая школа, 1988 – 319с.

4. Русский язык и культура речи./ Под ред. В.И.Максимова, М.: Гардарики, 2002 - 412 с.*

 

Дополнительная:

1. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. М.: Советская энциклопедия, 1969 – 607 с.

2. Бабайцева В.В. Односоставные предложения в современном русском языке. - М.: Просвещение, 1968 - 160 с.

3. Балли Ш. Французская стилистика.- М.: Изд-во иностр. лит-ры, 1961- 394 с.

4. Васильева А.Н. Функциональная стилистика: теория стилей и их языковая реализация.- М.: Русский язык, 1981- 190 с.

5. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. - Ростов- на-Дону; Феникс, 1996 - 544 с.

6. Весёлов П.В.. Аксиомы делового письма: Культура делового общения и официальной переписки. - М.: Просвещение, 1993 - 203 с.

7. Виноградов В.В. Современный русский язык, М.: Просвещение,1983 – 185 с.

8. Виноградов В.В. О культуре русской речи // Русская речь. – 1970, № 3.- с.33-39

9. Виноградов В.В. Проблемы литературных языков и закономерностей их образования. – М.: Просвещение, 1967- 268 с.

10. Гвоздев А.Н. Очерки по стилистике русского языка. М., Просвещение, 1965 - 408 с.

11. Герасименко Н.А. и др. Русский язык: Учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений/ Н.А.Герасименко, А.В.Канафьева, В.В. Леденева и др.- М.: «Академия», 2003 - 496 с.

12. Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Основы речевой коммуникации / Ред.Гойхмана О.Я.- М.: Инфра-М, 1997 - 240 с.

13. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. -М.: Просвещение, 1998 - 239 с.

14. Горбачевич К.С. Современный орфоэпический словарь русского языка.Все трудности произношения и ударения: ок. 12 000 заголовочных единиц/ К.С.Горбачевич.-М.: Астрель: АСТ, 2010.- 476 с.

15. Граудина Л.К. Культура русской речи и эффективность общения / Ред. Граудина Л.К.-М.: Наука, 1996 - 439с.

16. Ипполитова Н.А., Князева О.Ю., Савова М.Р. Русский язык и культура речи. Практикум: учеб. пособие / под ред. Н.А.Ипполитовой. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. - 320 с.

17. Ипполитова Н.А., Князева О.Ю., Савова М.Р. Русский язык и культура речи в вопросах и ответах: учеб. пособие / под ред. Н.А.Ипполитовой. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006 - 344 с.

18. Карасик В.И. Язык социального статуса. – М.: ИТДКД «Гнозис», 2002 - 333 с.

19. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность.-М.: Наука 1987 -263 с.

20. Китайгородская М.В. Розанова Н.Н. Русский речевой портрет.- М.: Б. и., 1995 – 127 с.

21. Кожина М.Н. Стилистика русского языка : Учебник для студентов пед. институтов по спец.№ 2101.-3-е изд., перераб.- М.: Просвещение, 1993 -224 с.

22. Кожина М.Н. и др. Функциональные типы русской речи: Учебное пособие для филологических специальностей ун-тов. - М.: Высшая школа,1982 -223 с.

23. Кожина М.Н. Язык и стиль в функциональном аспекте: к определению предмета и структуры стилистики// Основные понятия и категории лингвистики, Пермь.,1982

24. Крысин Л.П. Официально-деловой стиль или деловой стиль// Культура русской речи: Энциклопедический словарь- справочник/ под ред. Л.Ю. Иванова, А.П. Сковородникова, Е.Н. Ширяева и др. М.,2003 – c. 65 - 69

25. Лингвистический энциклопедический словарь. - М: Советская энциклопедия, 1990 - 501с.

26. Львов М.Р. Основы теории речи: Мысль и слово. - М.: Издательский центр «Академия», 1996 - 248 с.

27. Львов М.Р. Риторика. Культура речи: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям (блок ГСЭ)/ М.Р.Львов.- 2-е изд., испр., М.: Академия, 2004-271 с.*

28. Ожегов С.И. Лексикология. Лексикография. Культура речи. М.: Высшая школа, 1974-352 с.

29. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М. Русский язык, 1987- 526 с.

30. Руднев В.Н. Русский язык и культура речи. Учебно-методический комплекс. М.: Российская академия правосудия, 2005-144 с.*

31. Потемкина Т.В., Соловьева Н.Н. Русский язык и культура речи: Учебник.-М.: Градарики, 2004.-256 с.*

32. Русский язык и культура речи: Учебное пособие / О.Я. Гойхман, Л.М. Гончарова, О.Н. Лапшина и др. / Под ред. 0,Я. Гойхмана. - М.: ИНФРА, 2003-192с.

33. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку: правописание, произношение, литературное редактирование- М. Айрис-пресс, 2010-496 с.

34. Трофимова Г.К. Русский язык и культура речи: курс лекций / Г.К. Трофимова.- 5 изд. – М.: Флинта: Наука, 2007.- 160 с.

35. Федосюк М.Ю., Ладыженская Т.А., Михайлова О.А. и др.Русский язык для студентов – нефилологов.-М:Флинта, Наука, 2002-98 с.

 



2015-12-06 1517 Обсуждений (0)
Орфографический тренинг. 1) Сопоставьте приведенные ниже слова, определите их значение 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Орфографический тренинг. 1) Сопоставьте приведенные ниже слова, определите их значение

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1517)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)