Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Культурно-досуговая деятельность различных сословий российского общества в XVIII – начале XX



2015-12-06 2538 Обсуждений (0)
Культурно-досуговая деятельность различных сословий российского общества в XVIII – начале XX 0.00 из 5.00 0 оценок




В начале 18 в., по мере складывания и развития сословий, досуг россиян стал утрачивать свои единые черты.

1672 – 1725 г.г. реформы Петра первого «открыли окно в Европу».

Была введена система государственных праздников.

 

Указ 1699 г. Указ: отменить Новый год, празднуемый в сентябре и перенести на 1 января.

Указ брить бороды всеми боярами и чистить зубы. Открываются ассамблеи, балы. Цель преобразований – превратить Святую Русь в Русь Великую. Вместе с готовыми продуктами западной культуры и образованности в Россию потянулись западные специалисты и ученые, а с ними новое миропонимание, вкусы, привычки, стиль жизни. Практические потребности военного дела, промышленности, разработки богатств страны привели к созданию в России системы светского образования (конец 18 в. начало 19 в.). Пришла западная система образования: математика, геометрия тригонометрия, астрономия, медицина, юриспруденция и философия. Реформы Петра 1 еще более усилили крепостную зависимость крестьян. Они были лишены образования, духовно-нравственные связи с элитой были разорваны. Это было состояние глубочайшего несоответствия, противоречия в культуре двух основных сословий русского общества.

Досуг крестьян. В 18 – первой половине 19 в.в. досуг русского крестьянства сохранил свои традиционные черты:

-был направлен на восстановление сил;

-способствовал единению родственных общностей (община, как носитель культуры).

Наибольшее количество общинных праздников выпадало на осенне-зимний период и раннюю весну. Это были пиршества за общим столом «братчины» позже стали называться «складчинами», и «ссыпчинами». Появилась форма отдыха, которая сочетала в себя и труд и отдых - работные посиделки, «помочи», «капустки» и др. Особенность проведения свободного времени: доминирование половозрастной обособленности в проведении свободного времени. Мужчины, женщины, молодежь крестьяне среднего и старшего возраста проводили свои посиделки. Молодежь водила хороводы - это весенне-летние молодежные сборища на деревенской улице, сопровождаемые песнями, танцами, играми.На посиделках молодежь готовили к семейной жизни.

Со второй половины 19 в. (после отмены крепостного права) досуг крестьян изменился:

1. постепенно распадается община;

2. имущественное расслоение крестьян;

3. усилились связи деревни с городом

4. «братчина» уступает место в более замкнутую «гостьбу», т.е. в гости стали

заходить «нужные» или родные люди.

К началу 20 в. полностью исчез молодежный хоровод, Остаются: посиделки, беседы, читки художественной и церковной литературы.

Дворянство.

Реформы Петра 1 положили начало переориентации дворянства на европейскую модель поведения в сфере досуга, сначала на голландско-немецкую, а затем французскую. 1718 г. были введены «ассамблеи», устраивались торжественные шествия, маскарады, фейерверки и пр. К концу18 в. ассамблеи полностью заменили балы, маскарады, ужины для дворянства.

В 1770 г. в Петербурге, а через два года в Москве появились первые Дворянские клубы. В число членов могли входить только потомственные дворяне.

В 1783 г. в Москве было создано «Московское Благородное (дворянское) общество» (Благородное собрание).

1848 г.в Санкт_Петербурге был создан Императорский яхт-клуб.

Конец 18 начало 19 в.в. явилось время развития салонов, кружков, обществ различных направлений: музыкальных, литературных, спортивных.

Уже в 18 в.стали появляться первые музеи – петровская Кунсткамера (1719 г.), в Зимнем Дворце при Екатерине 2 – Эрмитаж.

Со второй половины 19в.в либерально настроенных дворянских кругах стало возрастать число людей, посвящавших свой досуг общественной работе, направленной на развитие народного образования. Они создавали школы для бедных, организовывались народные чтения в парках и садах

Купечество

Купечество включало в себя как представителей крупного торгового, банковского, промышленного капитала, так и средних и мелких представителей, имевших невысокие доходы.

Возросла роль купечества в деле меценатства и благотворительности.

Мещанство( ремесленники, мелкие торговцы, мелкие домовладельцы)

- тесная связь работы с домашним досугом;

- досуг мужчин

- досуг женщин

- досуг молодежи.

 

 

Культура и революция (1917-1941 гг.)

 

1. Состояние и основные положения развития КДД в 20 годы ХХ века.

 

1917-1941

После октябрьской революции создается министерство просвещения во главе с Луначарским, внешкольный отдел возглавляла Крупская. Создается система методического руководства культурно-просветительной деятельности.

Партия стала ведущей силой, оказывает влияние на деятельность КДД. Постепенно работники внешкольного образования становятся политическими и идеологическими работниками. Они активно включились в работу по ликвидации безграмотности. В конце 20-х – начале 30-х годов борьба за ликвидацию безграмотности усилилась.

Возникает Пролеткульт(1917 г.) – организация по культпросветработе с рабочими и крестьянами. В 1919 г. Пролеткульт включает в себя 88 организаций, издавал 15 журналов. Основная задача – приобщение рабочих к искусству. Пролеткульт критиковался партийным руководством за то, что ориентировался в основном на авангард пролетариата (его культурной направленности).

1930 г. Пролеткульт прекратил свое существование.

1920 г. характеризуются огромными изменениями в культпросветработе. Появляется множество новых форм: «Живая газета»,»Синяя блуза», передвижные клубы, агитбригады. Некоторые формы были ориентированы на безграмотных людей: митинги, лекции, беседы, громкие чтения. Появления кино и радио также привнесли огромные изменения в состояние КДД. Одним из главных средств КПР являлись печатные издания: «Рабочая газета», «Крестьянская газета», «Комсомольская правда» и др. С 1918 г. началась организация учреждений по подготовке профессиональных кадров. Первым был основан Институт внешкольного образования в Петрограде (ныне Академия культуры).

Формы КДД .

Формы можно было классифицировать на:

-массовые - олимпиады, фестивали, театрализованные представления, праздники.

-групповые – кружки, диспуты, вечера обмена опытом.

Большое распространение получили передвижные формы работы: агитповозки, культпалатки, кинопередвижки.

Получили распространение политигры: политбой, политаукцион, политтир, политудочка и пр. Основным содержанием КДД была политическая агитация и пропаганда.

С 1932 г. регулярно проводятся олимпиады и смотры народного творчества.

Вводятся новые семейные праздники и обряды: «октябрины ребенка, заменившие «крестины», «красные свадьбы», пропагандирующие обряды гражданской свадьбы и пр. Инсценированные суды над пьяницей, хулиганом, над женой, беседы по пропаганде нового быта также относятся к формам работы с семьей.

Основная задача массовых форм – «воспитание и перевоспитание» народа.



2015-12-06 2538 Обсуждений (0)
Культурно-досуговая деятельность различных сословий российского общества в XVIII – начале XX 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Культурно-досуговая деятельность различных сословий российского общества в XVIII – начале XX

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2538)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)