Человеческая деятельность, ее многообразие
План: 1. Роль деятельности в развитии общества, формировании и самореализации личности. 2. Отличия деятельности человека от поведения других живых существ. 3. Структура деятельности: o Субъекты и объекты деятельности. o Цель, средство, действие, результат. 4. Мотивы деятельности: o Потребности. o Социальные установки. o Убеждение. o Интересы. o Сознательное и бессознательное в деятельности. 5. Виды деятельности. 6. Творческая деятельность. 7. Игровая деятельность. Конспект ответа. 1. Развитие общества результат деятельности людей. В процессе деятельности происходит формирование и самореализация личности. Деятельность - это вид активности направленный на изменение и преобразования природного и социального мира. Человек в процессе деятельности включается в многообразные отношения в сфере общественной жизни. 2. Отличия деятельности человека от поведения других живых существ. o Человек 1. Не только приспособление, но и преобразование природной и социальной среды. 2. Не только целесообразность, но и целеполагание, способность выхода за рамки опыта. o Другие живые существа. 1. Приспособление к существующим природным условиям. 2. Целесообразное поведение, направленное инстинктом. Только человеку присуща такая форма активности, как деятельность. Которая не ограничивается приспособлением к окружающей среде, а преобразовывает ее. 3. Структура деятельности: Любой вид деятельности предполагает наличие и взаимосвязь следующих компонентов. Человека (субъекта) с его целями, средствами, действиями, результатом деятельности. o Субъекты и объекты деятельности. Субъект - это тот, кто направляет деятельность. o Цель, средство, действие, результат. Цель - это вырабатываемый в сознании образ будущего результата, на достижение которого направлена деятельность. Во всякой деятельности ставится цель достичь определенного результата с помощью выбранных субъектом средств. Целесообразная деятельность также разбивается на отдельные действия, которые являются этапами общей программы деятельности. В общем все это достаточно ясно, поскольку все мы постоянно занимаемся тем или иным видом деятельности. 4. Мотивы деятельности: o Потребности. Потребность - это осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его жизни и развития его личности. Существуют разные классификации потребностей. Обычно их разделяют на материальные, социальные и духовные соответственно трем основным сторонам человека как биосоциального и духовного существа. Говорят также о подлинных и мнимых потребностях, поскольку в современном обществе потребления реклама и средства массовой информации "разжигают" потребности и желания людей, побуждая их стремиться к обладанию вещами, которые им часто не нужны. Существуют и более детальные классификации. Известный американский психолог Абрахам Маслоу предложил различать первичные и вторичные потребности. § Физиологические потребности: в воспроизводстве рода, пище, одежде, жилище, отдыхе и т.п.; § потребности в безопасности и стабильности существования (Маслоу назвал их "экзистенциальными" - от лат. "existentia", означающего существование): в устойчивости условий жизни, гарантии занятости и доходов, уверенности в завтрашнем дне. Вторичные, более высокие потребности включают в себя: § социальные потребности в общении с другими людьми, в дружбе, во внимании к себе и т. п.; § престижные потребности в уважении и признании со стороны других, в достижении высокого социального статуса; § духовные потребности в самовыражении, в творчестве, в самореализации. При этом Маслоу считал, что человек переходит к более высоким потребностям, когда более или менее удовлетворяются его первичные и более простые потребности. o Социальные установки. o Убеждение. o Интересы. Виды интересов: § Индивидуальные. § Групповые. § Общественные. o Сознательное и бессознательное в деятельности. Для понимания общественной жизни важным является вопрос о социальной деятельности, о различных видах социальных действий. Немецкий социолог Макс Вебер выделил четыре основных типа социальных действий: § Целерационалъное действие, которое совершается при ясном и рациональном обдумывании целей и средств их достижения. Примерами таких действий могут быть действия предпринимателя или ученого-исследователя. § Ценностно-рациональное действие - это также рационально обдуманное действие. Но главное в нем не достижение результата, а убежденность в необходимости выполнения долга, стремление к идеалу, к высшей ценности (религиозной, нравственной и т. п.). Это можно назвать само ценным действием. (Например: такое действие совершает капитан, когда он последним покидает тонущий корабль, руководствуясь при этом не чувством самосохранения, а чувством долга.) § Традиционное действие, которое совершается по привычке, по обычаю, по ритуалу. (Например: приемы труда крестьян или ремесленников в средневековом обществе, которые передавались по традиции и не менялись веками.) § Аффективное действие, которое совершается под влиянием сильных аффектов и чувств и не сопровождается трезвым, рациональным расчетом. (Например: мать в порыве гнева может ударить любимое дитя.) Вебер также утверждал, что по мере исторического развития обществ в них возрастает доля целерациональной деятельности. Этот тип деятельности становится все более распространенным в экономике, политике, в управлении и даже в семейной жизни. Происходит то, что Вебер называл "рационализацией мира". Вывод: жизнь человека фактически есть его деятельность, что по своей природе человек - деятельное существо, поскольку посредством деятельности он творит условия своей жизни и мир культуры, создает самого себя и свое сознание. Недаром говорят, что лучше всего человека можно понять по его делам. 5. Виды деятельности. Деятельность: 1. Духовная. § Теоретическая (производство духовных ценностей). § Практическая (сохранение и освоение духовных ценностей и как результат этого изменение сознания людей). 2. Материальная. Возможны и другие классификации. Деятельность: 3. Духовная (изменение сознания людей, познавательная деятельность, прогностическая деятельность). 4. Практическая (преобразование объектов природы и общества). Деятельность может делится на созидательную и разрушительную: o Созидательная - весь рукотворный мир, вся культура, вся вторая природа. o Разрушительная- разрушаются не только дома но и связи, идеалы, доверие и прочие.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (704)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |