Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Радиовещание в системе СМИ современной России. Специфика и особенности воздействия. Формы и типы




Начиная разговор о месте и роли радиовещания в системе СМИ России, есть необходимость предварить его лаконичным экскурсом в историю радио России. Если быть точным, то она начинается с 7 мая 1895 г., когда петербургский профессор А.С.Попов продемонстрировал созданный им прибор, который мог передавать и принимать радиосигналы. В конце января 1920 г. радиотелефонный передатчик мощностью 300 ватт, сконструированный в нижегородской лаборатории, впервые передал, а Москва приняла по радио человеческую речь. В 1921 г. из Казани были доставлены в столицу изготовленные радиоспециалистами усилительные установки, громкоговоритель с рупором установили на балконе здания Моссовета, и первая речь, произнесенная у микрофона внутри здания, была слышна на улице. В 1924 г. радиовещательные станции были построены в Ленинграде, Киеве, Нижнем Новгороде. В 1929 г. в СССР было уже 23 станции, в 1937 г. – 90.

Радио располагает комплексом поистине уникальных свойств, делающих его вездесущим и общедоступным. Люди слушают радио, занимаясь другими делами, и при этом получают исчерпывающую информацию обо всех событиях. Радио позволяет консервировать информацию на магнитной пленке с тем, чтобы при необходимости вернуться к достоверным фактам, полюбившимся программам.



В условиях развития телекоммуникаций радио не только не потеряло аудиторию. Но и увеличило ее благодаря оперативному использованию информации и популярности многих программ. Доходчивость, простота и в то же время эмоциональность живого слова до сегодняшнего дня позволяет радио пользоваться неизменной признательностью слушателей.

К концу 90-х годов сформировалась новая структура радиовещания, возник широкий спектр разных по типам радиостанций. Наряду с государственным радиовещанием быстро развиваются коммерческие, частные и другие станции. Их появление привело к качественно новой ситуации в радиоэфире. Становление в кратчайшие исторические сроки (6-7 лет) негосударственного радио означало конец государственной монополии на радиовещание и появление рынка электронных масс-медиа.

Крупнейшим собственником в сфере радиовещания является государство. Сектор государственного радиовещания претерпел за последние годы серьезную эволюцию. Ее основные этапы – создание «Радио России» (декабрь 1990 г.), образовавшего вместе с российским телевидением Всесоюзную государственную телерадиовещательную компанию (ВГТРК). «Радио России» становится главным государственным радиоканалом с круглосуточным вещанием как по «первой кнопке» проводного вещания, так и на средних, длинных волнах и в диапазоне УКВ – FM.

До 1995 г. параллельно существовала другая Российская телерадиокомпания – «Останкино», в которую входили радиостанции «Радио-1», «Маяк», «Юность», «Орфей». После ликвидации компании «Останкино» (1995) они получили статус общероссийских и равные стартовые возможности. Однако реорганизация не стала результативной, поскольку консерватизм старых вещательных организаций, выразившийся в отказе от серьезных изменений в вещании, не позволил вписаться в новые условия. Этот психологический фактор осложнялся и причинами объективного характера – недостаточным финансированием электронных масс-медиа, невниманием государства к радиовещанию, отсутствие четкой концепции государственного радио, игнорированием того факта, что в стране за долгие годы сложилась особая культура слушания радиопередач.

«Радио России», оставшееся в системе ВГТРК, по мере эволюции постепенно теряло свой альтернативный имидж, его программы стали мало отличаться от программ других государственных каналов, выделяясь, быть может, большей аналитичностью, большим числом материалов публицистического характера.

В августе 1997 г. Указом Президента РФ «О совершенствовании структуры радиовещания в РФ» было ликвидировано Радио-1 как государственная станция, реорганизовавшаяся в канал негосударственного вещания Радио-1-Культура. Единую вещательную организацию образовали радиостанции «Маяк» и «Юность».

В 1998 г. четко обозначилась тенденция к монополизации и централизации вещания в государственном секторе. Указом Президента от 8 мая 1998 года и соответствующим постановлением правительства «О формировании единого производственно-технологического комплекса государственных электронных средств массовой информации» на базе ВГТРК создана единая государственная корпорация аудиовизуальных СМИ, в которую вошли наряду с ВГТРК (РТР, канал «Культура», «Радио России», «Маяк», объединенный с Р/С «Юность», «Орфей» и Российская государственная радиокомпания «Голос России» (Иновещание), технические службы, 99 региональных ГТРК как дочерние предприятия ВГТРК, 110 региональных передающих радиотелецентров как филиалы государственной компании на местах. Таким образом воссоздается система единого государственного телерадиовещания страны.

На сегодня в стране действуют 1419 вещательных организаций, из них – 292 государственные.

К зоне государственного радиовещания примыкают и радиостанции, находящиеся в муниципальной собственности. Их более трехсот, но количество их уменьшается. Судьба муниципальных вещателей достаточно сложна, ибо соответствующие власти плохо финансируют их деятельность. Отсюда низкий уровень программ, устаревшая техника, ограниченное время вещания. Поэтому муниципальное вещание постепенно вытесняется другими видами станций.

Совсем небольшая группа радиостанций принадлежит некоммерческим организациям (НГО и НПО).

Наиболее мощный, постоянно укрепляющий свои позиции в эфире, несмотря на кризис, финансовые трудности, жесткую конкурентную борьбу, сектор коммерческих и частных радиостанций. Негосударственное радио развивается бурно, осваивая в первую очередь наиболее перспективный УКВ- FM диапазон. Вначале (рубеж 80-90-х гг.) заполнялся диапазон УКВ (отечественный стандарт), поскольку отечественная аудиотехника была рассчитана на его прием. Но по мере насыщения российского рынка западной и японской техникой начал уверенно осваиваться FM-диапазон. Причем наиболее успешные станции («Русское радио», «Европа плюс», «Авторадио», «Эхо Москвы») обладают частотами в обоих диапазонах.

На первом этапе развития радиорынка в создании станций участвовали зарубежные, главным образом французские и американские предприниматели. Было создано три российско-французских станции: «Европа плюс», «Ностальжи», «М-радио». Ведущей стала «Европа плюс», которая сумела профессионально удовлетворить запросы аудитории. Одной из первых в отечественном эфире появилась и российско-американская станция «Максимум». Весьма популярное «Радио 7. На семи холмах» - также российско-американский проект.

В настоящее время между участниками радиорынка развернулась настоящая конкурентная борьба за частоты, за качество звучания, что связано с переходом на цифровую аппаратуру, компьютерным сбором информации и компьютерным монтажом, за рекламу, за доступ к информации и максимально оперативную передачу ее в эфир.

Одно из важнейших явлений в сфере коммерческого вещания – образование мощных вещательных корпораций. В мультимедийный холдинг «Медиа-Мост» В.Гусинского наряду с НТВ, НТВ плюс, НТВ Кино, НТВ Профит, НТВ Дизайн, телесетью ТНТ, Бонум – частным спутником цифрового вещания, Бонум-1 – одним из крупнейших в стране операторов спутниковой связи, Издательским домом «7 дней» входили радиостанции «Эхо Москвы» и РДВ.

Была создана также «империя СМИ» Б.Березовского, объединяющая пакеты акций ОРТ, ТВ-6, радиостанцию «Наше радио», ряд газет и журналов, Издательский Дом «Коммерсантъ».

В процессе монополизации, охватившем сферы как государственного, так и негосударственного вещания, сформировались своеобразные полугосударственные-полукоммерческие образования.

Коммерческие станции в регионах можно разделить на два типа. На региональном уровне работают:

· Франчайзинговые (от англ. Franchise – привилегия) коммерческие сетевые FM-станции – ретрансляторы московских станций, которые платят за прием программ головной сетевой станции со спутника и дают в эфир от 1,5 до 6 часов передач местного производства.

· Местные коммерческие FM-станции, имеющиеся во всех крупных городах (от 4 до 6 станций). (Выяснить и назвать такие станции, имеющиеся в Йошкар-Оле).

· В некоторых крупных промышленных городах России также создаются частные медиа-холдинги. Например, в Ростове-на-Дону – телерадиокомпания «Пульс», в Екатеринбурге – компания Игоря Мишина (два телеканала, две радиостанции, три газеты и рекламная группа).

По охвату аудитории как государственные, так и негосударственные каналы можно классифицировать следующим образом:

· Общенациональные или центральные радиостанции, программы которых принимает и слушает население всей страны или большая его часть. К ним относятся: государственные радиостанции «Радио России» и «Маяк», коммерческие каналы «Русское радио» и «Европа плюс».

Таким образом, чаще других станций россияне слушают «Радио России». Его основные респонденты – люди старших возрастных групп, с невысоким уровнем образования, пенсионеры. Радиостанцию «Маяк» слушают люди среднего и пожилого возраста, со средним уровнем образования, проживающие в небольших городах.

К «Русскому радио» и «Европе плюс» обращаются чаще всего молодые люди, высокообразованные люди, студенты, а также респонденты с довольно высоким уровнем дохода, предприниматели.

· Региональные радиостанции, вещающие на регионы и крупные города страны.

· Локальные, местные радиостанции, охватывающие ограниченную аудиторию небольших городов и поселков, сельских районов.

 

Характеристика сложившейся ныне структуры российского радиовещания включает также типологию радиоканалов по их содержательно-тематической направленности, характеру предлагаемой информации, функциональным характеристикам, адресату сообщений.

Среди многообразия вещателей следует отметить:

· Радиостанции универсального, или общего, характера, программы которых включают широкий спектр информационных, аналитических, общественно-политических, научно-популярных, художественных, музыкальных, просветительских и других, предназначенных для всех категорий слушателей. В системе государственного вещания – это «Радио России». Совершенно уникальное явление FM-диапазона – радио «Эхо Москвы», которое по характеру вещания тяготеет к станциям универсального, или общего, типа.

· Особый сегмент эфира составляют информационные радиостанции. Главным компонентом программ этих станций являются выпуски новостей, идущие в интенсивном режиме, оперативные комментарии, интервью, репортажи. Примером может служить ветеран эфира круглосуточная информационно-музыкальная радиостанция «Маяк» (основан в августе 1964 г.). С информационной радиостанцией «Маяк» успешно соперничает «Эхо Москвы», в программах которого оперативной информации и аналитике отведена важнейшая роль, особо выделены утренний, дневной и вечерний информационные каналы, обзоры прессы, спортивный канал, новости экономики, новости стран Европы. Концепция канала – дать в наиболее краткий отрезок времени наибольший объем точной и не только оперативной, но и опережающей информации.

Особое внимание следует уделить музыкальной радиостанции «Русское радио». Начав свою работу в августе 1995 г. эта станция резко вырвалась в лидеры коммерческого вещания. Феномен «Русского радио» заключается в том, что это первая национальная станция, воплотившая новый принцип: в ее эфире звучат музыкальные произведения только на русском языке. Профессиональный состав станции, отличное качество звучания и прежде всего «Музыка для души» (отечественная музыка минувшего времени и наших дней) – все это обеспечило почти мгновенный успех «Русского радио».

Немаловажным показателем для анализа структуры радиовещания является рейтинг радиостанции. Конечно. Эта величина переменная, и тем не менее она отражает реальное отношение аудитории к тому или иному каналу, степень популярности станции у слушателей, позволяет изучить причины этой популярности и строить правильные прогнозы.

Мониторинг российских радиостанций в течение последних лет подтверждает неизменную четверку основных лидеров по рейтингу популярности: «Радио России» - 19%, «Русское радио» - 13%, «Маяк» - 11%, «Европа плюс» - 10%.

Анализ структуры современного отечественного радиовещания позволяет выделить ряд важных тенденций в его развитии.

· Сформировался стабильный интерес аудитории к радиопрограммам и радиовещанию в условиях широкого выбора каналов.

· Определилась и консолидировалась аудитория различных станций.

· Специализация каналов, поиск своей вещательной ниши, своего формата программ, своей аудитории – важные направления развития вещания.

· Новый импульс получило развитие информационного радиовещания, возросла его оперативность, достоверность, динамичность благодаря использованию постоянно расширяющегося спектра источников информации, новейших технологий.

· Прямой эфир и как его следствие - интерактивность вещательных программ стали повседневной практикой. Радиослушатель активно включается в процесс создания передачи как его участник.

Таким образом, в новый век отечественное радио входит как сложившаяся система общенациональных (федеральных), региональных и местных каналов, различающихся по охвату аудитории, типам собственности, направленности и форматам вещания.

**** Специфику каждого из СМИ целесообразно рассматривать по крайней мере по 4 позициям: по способу осуществления, выразительным средства, качествам канала, характеру потребления информации (аудиторные характеристики). Радиовещание следует прежде всего сравнивать с ТВ: оба этих средства по своей природе ближе друг к другу, чем к газете.

Способ осуществления: в звуке и только в звуке. Специфичность каждого канала СМИ связана с присущими ему возможностями осуществления: печатное слово и изобразительные средства для печати, звук (голос, музыка, рисующие шумы) для радио, звук и изображение для ТВ. Соответственно включаются и органы чувств: зрение, слух, слух и зрение.

Радио по своей природе акустическое средства, рассчитанное на аудирование, т.е. на одновременное слушание и понимание информации. Радиовещание осуществляется в звуке и только в звуке. Последнее ограничение составляет его специфику. Действительно, ведь ТВ в полной мере обладает звуком и плюс - изображением. Однако эта простая арифметика всего не объясняет. Изображение требует особого использования звука, требует порой поступиться некоторыми его возможностями, какие-то его потенциальные силы остаются невостребованными. Звук на ТВ часто играет вспомогательную роль.

Выразительные средства: устная речь, рисующие шуми, музыка, монтаж. Радиоречь должна донести до слушателя самую разнообразную информацию, оказать эмоциональное воздействие, сделать невидимое видимым (в этом смысле говорят о наглядности радиоречи, что, в общем, недопустимо на ТВ, где речь не должна подменять или дублировать изображение). Радиоречь по своей природе диалогична, она всегда предполагает собеседника - радиослушателя.

Шумы - отдельные звуковые снимки, звуковые картины бесконечно разнообразной звуками действительности. Шумы выполняют информационные, эмоциональные функции, выступают в роли исторического документа.

Музыка сочетается с текстом, усиливает те или иные эмоциональные стороны, служит монтажным элементом, создает наиболее благоприятный режим восприятия.

Оперативность радио, необратимость информации (как и на ТВ) - другие свойства.

Специфика потребления: совмещение слушания передач с другими занятиями повышает роль “ритма дня” как фактора обращения к радио, выбора программ - фоновый характер радио.

Радиовещание стало выполнять многие необычные для СМИ функции: оно будильник, который будит в приятной форме, спутник в автомашине, помощник, который в течение всего дня облегчает домашним хозяйкам их работу. Другие, основные функции радио: информирование, развлечение, эстетическая функция, коммуникация (общение), интегрирующая функция, социально-воспитательная (управленческая), образовательная.

Радио: государственное и негосударственное. Иновещание. Региональное, федеральное. В 90-е на ТВ и радиовещании РФ произошли перемены, усложнившие структуры телевизионных и радиовещательных программ. На уровне Федерации радио включало в себя программы “Радио России”, ряд новых программ по каналу “Радио-1”, круглосуточную программу радиостанции “Маяк”, программу “Радио-Орфей”, круглосуточный канал студии “Юность”. Новым как на радио, так и на ТВ стала персонификация программ, все большее преобладание получали “журналистские” ТВ и радио над “дикторским”, широкое использование в ТВ и радио форм “информационно-аналитического вещания”. На ТВ: “Итоги”, “Воскресенье”, “Подробности”, “Новости плюс” и др. Иновещание: радиокомпания “Голос России”. Она была создана в декабре 1993, на базе проработавшего свыше 60 лет в эфире Международного московского радио (МИР). В 1994 “Голос России” вещал на 46 языках. Много рекламы стало.

Петербургский профессор А.С. Попов 7 мая 1895 г. продемонстрировал созданный им прибор – первую с мире радиостанцию. В конце января 1920 г. радиотелефонный передатчик мощностью 300 ватт, сконструированный в нижегородской лаборатории, впервые передал, а Москва приняла по радио человеческую речь. В 1921 г. из Казани были доставлены в столицу изготовленные усилительные установки, громкоговоритель с рупором установили на балконе здания Моссовета, и первая речь, произнесённая у микрофона внутри здания, была слышна на улице. В середине 1922 г. в Москву из Нижнего Новгорода была привезена в то время самая мощная в мире 12-киловатная станция, которая 12 сентября того же года передала вэфир первый большой радиоконцерт. В 1924 г. радиовещательные станции были построены в Ленинграде, Киеве, Нижнем Новгороде. В 1929 г. в СССР было уже 23 станции, в 1937 г. – 90.

Радио располагает комплексом поистине уникальных свойств, делающих его вездесущим и общедоступным. Люди слушают радио, занимаясь другими делами, и при этом получают исчерпывающую информацию обо всех событиях, это – и новости, и развлекательные программы, и театр, и рынок. В отличие от газеты и журнала радио приходит к нам в дом живым человеческим голосом, способным передать информацию одновременно с мест происходящих событий. Радио позволяет консервировать информацию на магнитной плёнке с тем, чтобы при необходимости вернуться к достоверным фактам, полюбившимся программам.

В условиях развития телекоммуникаций радио не только не потеряло аудиторию, но и увеличило ее благодаря оперативному использованию информации и популярности многих программ. Радиоэфир формируется по временному принципу, дифференцируется по программам. Доходчивость, простота и в то же время эмоциональность живого слова до сегодняшнего дня позволит радио пользоваться неизменной признательностью слушателей.

Наблюдается плюрализм радиоволн. В Петербурге сегодня около 20 радиостанций различных форматов (формат – совокупность стилевых и тематических направлений). Первыми станциями, сотрудничающими с зарубежными профессионалами, стали: «Европа-плюс» - Россия-Франция, «Радио Maximum» - Россия-Америка.

Самой первой московской (до августа 1990) стала станция «Ностальжи Москва». А в августе 1990 г возникло «Эхо Москвы», с 1993 г. акционерное общество того же названия.

Вывод: а) удобство (позволяет не тратить на него дополнительного времени), б) финансовая доступность (сравнительно дешёвый аппарат, минимальная ежемесячная оплата), в) техническая доступность (досягаемость сигнала радиоволн гораздо шире, чем у телевизионных волн), г) создает фон нашего быта, досуга, деловой активности, д) расширяет кругозор, формирует вкусы, е) в отличие от газет повышенная интерактивность, часто радио даже призывает слушателей к обсуждению насущных проблем в прямом эфире, ж) радио решает проблему информатизации действительно массовой аудитории, з) даёт слушателю психологическое ощущение присутствия

 




Читайте также:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2004)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.03 сек.)