Пространственный интеллект
Третья проблема – измерение интеллекта. Понятие коэффициента интеллекта ввел В. Штерн в 1912 году, который обратил внимание на серьезные недостатки умственного возраста, как показателя в шкалах Бине. Штерн предложил определять относительную пару (частное, получаемое при делении умственного возраста на хронологический). IQ впервые был использован в шкале интеллекта Стенфорда – Бине в 1916 году.
Где XB- хронологический возраст, а YB- умственный возраст. Например, человек, хронологический возраст которого 20 лет, имеет умственный возраст на 22 года, тогда IQ вычисляется так: (22/20)*100. Для оценки и диагностики генерального фактора интеллекта применяют скоростные интеллектуальные тесты Айзенка, тест «Прогрессивные матрицы» (Д. Равенца), тесты интеллекта Кэттела. Тесты IQ определяют мыслительные способности, а не уровень знаний («эрудированность»). Коэффициент интеллекта является попыткой оценки фактора общего интеллекта (g). IQ- тесты специально разработаны для получения нормального распределения результатов со средними значениями IQ, равным 100. 50% людей имеют IQ между 90 и 110, по 25 %- ниже 90 и выше 110. Выпускники американских ВУЗов имеют IQ со значением 115, отличники – 135 – 140. Значение IQ менее 70 часто квалифицируется как умственная отсталость.
Социальный интеллект – способность правильно понимать поведение людей и выстраивать эффективные межличностные взаимодействия, успешно адаптироваться в социуме. (введено Э. Торндайком в 1920 году.) Нарушение интеллекта: Слабоумие – выраженное стойкое снижение интеллекта. 2 вида: 1) врожденное (олигофрения) 3 степени тяжести: - Дебильность( самая легкая степень слабоумия. Дебилы обычно заканчивают вспомогательную школу, способны вести самостоятельную жизнь. У них преобладает конкретно-описательный тип мышления, в то время как способность к абстрагированию почти отсутствует. ) -Имбецильность- средняя по тяжести степень олигофрении. Имбецилы понимают речь окружающих, сами могут произносить короткие фразы. Некоторые имбецилы способны производить элементарные счетные операции, усваивать простейшие трудовые навыки и навыки самообслуживания. - Идиотия - наиболее глубокая степень олигофрении, характеризующаяся почти полным отсутствием речи и мышления. Идиотам недоступна осмысленная деятельность. Эмоциональная жизнь исчерпывается примитивными реакциями удовольствия и неудовольствия. У одних преобладают злобно-гневливые вспышки, у других- вялость и безразличие ко всему окружающему. Идиоты произносят лишь отдельные звуки и слова, часто не понимают речи окружающих, не отличают родственников от посторонних.
3) приобретенное (деменция)
Творческое мышление. Оно: 1) пластично, т.е. творческие люди предлагают множество решений в тех случаях, когда обычный человек может найти лишь одно или два; 2) подвижно, т.е. для творческого мышления не составляет труда перейти от одного аспекта проблемы к другому, не ограничиваясь одной точкой зрения; 3) оригинально, оно порождает неожиданные, небанальные, непривычные решения. Творческая (креативность) одаренность и творческая продуктивность характеризуются несколько иными параметрами: -богатство мысли (количество новых идей в единицу времени); -гибкость мысли (скорость переключения с одной задачи на другую); -оригинальность; -любознательность; -способность к разработке гипотезы; -фантастичность – оторванность ответа от реальности при наличии определенной логической связи стимула и реакции. Качества творческого мышления: 1) независимость(самостоятельность, оригинальность); 2) реверсивность(обратимость); 3) эмпатичность(понимание); 4) предвосхищение; 5) гибкость; 6) неправильность(нешаблонно); 7) широта; 8) критичность; 9) глубина; 10) открытость. Гилфорд отмечает шесть параметров креативности: -способность к обнаружению и постановке проблем; -способность к генерированию большого количества идей; -семантическая спонтанная гибкость-способность к продуцированию разнообразных идей; -оригинальность-способность продуцировать отдаленные ассоциации, необычные ответы, нестандартные решения; -способность усовершенствовать объект, добавляя детали; -способность решать нестандартные проблемы, проявляя семантическую гибкость, увидеть в объекте новые признаки, найти им новое использование.
Мышление – это психический процесс отражения существенных связей и отношений между предметами и явлениями. Виды мышления: Наглядно-действенное мышление: используется для решения задач с опорой на конкретные предметы. Наглядно-образное мышление: оперирует образами-представлениями, которые извлекаются из памяти, или даны в виде рисунков, схем, решение задач возможно в отсутствие самих предметов. Словесно-логическое: решение задач происходит с помощью применения логических операций и выражается в виде понятий. Теоретическое мышление — мышление на основе теоретических рассуждений и умозаключений. Практическое мышление — мышление на основе суждений и умозаключений, основанных на решении практических задач. Дискурсивное мышление — мышление, опосредованное логикой рассуждений, а не восприятия. Интуитивное мышление — мышление на основе непосредственных чувственных восприятий и непосредственного отражения воздействий предметов и явлений объективного мира. Репродуктивное (воспроизводящее) мышление — мышление на основе образов и представлений, почерпнутых из каких-то определенных источников. Продуктивное (творческое) мышление - мышление на основе творческого воображения. Процесс мышления характеризуется следующими особенностями: 1. Мышление всегда имеет опосредованный характер. Устанавливая связи и отношения между предметами и явлениями объективного мира, человек опирается не только на непосредственные ощущения и восприятия, но обязательно и на данные прошлого опыта, сохранившиеся в его памяти. 2. Мышление опирается на имеющиеся у человека знания об общих законах природы и общества. В процессе мышления человек пользуется уже сложившимися на основе предшествующей практики знаниями общих положений, в которых отражены наиболее общие связи и закономерности окружающего мира. 3. Мышление исходит из «живого созерцания», но не сводится к нему. Отражая связи и отношения между явлениями, мы всегда отражаем эти связи в отвлеченном и обобщенном виде, как имеющие общее значение для всех сходных явлений данного класса, а не только для определенного, конкретного наблюдаемого явления. 4. Мышление всегда есть отражение связей и отношений между предметами в словесной форме. Мышление и речь всегда находятся в неразрывном единстве. Благодаря тому, что мышление протекает в словах, облегчаются процессы абстракции и обобщения, так как слова по своей природе являются совершенно особыми раздражителями, сигнализирующими о действительности в самой обобщенной форме. 5. Мышление человека органически связано с практической деятельностью. В своем содержании оно опирается на общественную практику человека. Выделяют определенные операции мышления. Анализ — это мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части. Синтез — это мыслительная операция, позволяющая в едином аналитико-синтетическом процессе мышления переходить от частей к целому. Сравнение - это операция, заключающаяся в сопоставлении предметов и явлений, их свойств и отношений друг с другом и выявлении, таким образом, общности или различия между ними. Абстрагирование — мыслительная операция, основанная на отвлечении от несущественных признаков предметов, явлений и выделении в них основного, главного. Обобщение - это объединение многих предметов или явлений по какому-то общему признаку. Конкретизация — это движение мысли от общего к частному. Различают конкретные формы мышления. Понятие — это отражение в сознании человека общих и существенных свойств предмета или явления. Суждение - основная форма мышления, в процессе которой утверждаются или отражаются связи между предметами и явлениями действительности. Умозаключение — это выделение из одного или нескольких суждений нового суждения. Различают умозаключение индуктивное, дедуктивное, по аналогии.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ![]() ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (470)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |