Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Пространственный интеллект




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Третья проблема – измерение интеллекта.

Понятие коэффициента интеллекта ввел В. Штерн в 1912 году, который обратил внимание на серьезные недостатки умственного возраста, как показателя в шкалах Бине. Штерн предложил определять относительную пару (частное, получаемое при делении умственного возраста на хронологический). IQ впервые был использован в шкале интеллекта Стенфорда – Бине в 1916 году.

 

 

Где XB- хронологический возраст, а YB- умственный возраст. Например, человек, хронологический возраст которого 20 лет, имеет умственный возраст на 22 года, тогда IQ вычисляется так: (22/20)*100.

Для оценки и диагностики генерального фактора интеллекта применяют скоростные интеллектуальные тесты Айзенка, тест «Прогрессивные матрицы» (Д. Равенца), тесты интеллекта Кэттела.

Тесты IQ определяют мыслительные способности, а не уровень знаний («эрудированность»). Коэффициент интеллекта является попыткой оценки фактора общего интеллекта (g).

IQ- тесты специально разработаны для получения нормального распределения результатов со средними значениями IQ, равным 100. 50% людей имеют IQ между 90 и 110, по 25 %- ниже 90 и выше 110. Выпускники американских ВУЗов имеют IQ со значением 115, отличники – 135 – 140. Значение IQ менее 70 часто квалифицируется как умственная отсталость.



 

Социальный интеллект – способность правильно понимать поведение людей и выстраивать эффективные межличностные взаимодействия, успешно адаптироваться в социуме. (введено Э. Торндайком в 1920 году.)

Нарушение интеллекта:

Слабоумие – выраженное стойкое снижение интеллекта.

2 вида:

1) врожденное (олигофрения)

3 степени тяжести:

- Дебильность( самая легкая степень слабоумия. Дебилы обычно заканчивают вспомогательную школу, способны вести самостоятельную жизнь. У них преобладает конкретно-описательный тип мышления, в то время как способность к абстрагированию почти отсутствует. )

-Имбецильность- средняя по тяжести степень олигофрении. Имбецилы понимают речь окружающих, сами могут произносить короткие фразы. Некоторые имбецилы способны производить элементарные счетные операции, усваивать простейшие трудовые навыки и навыки самообслуживания.

- Идиотия - наиболее глубокая степень олигофрении, характеризующаяся почти полным отсутствием речи и мышления. Идиотам недоступна осмысленная деятельность. Эмоциональная жизнь исчерпывается примитивными реакциями удовольствия и неудовольствия. У одних преобладают злобно-гневливые вспышки, у других- вялость и безразличие ко всему окружающему. Идиоты произносят лишь отдельные звуки и слова, часто не понимают речи окружающих, не отличают родственников от посторонних.

 

3) приобретенное (деменция)

 

Творческое мышление. Оно:

1) пластично, т.е. творческие люди предлагают множество решений в тех случаях, когда обычный человек может найти лишь одно или два;

2) подвижно, т.е. для творческого мышления не составляет труда перейти от одного аспекта проблемы к другому, не ограничиваясь одной точкой зрения;

3) оригинально, оно порождает неожиданные, небанальные, непривычные решения.

Творческая (креативность) одаренность и творческая продуктивность характеризуются несколько иными параметрами:

-богатство мысли (количество новых идей в единицу времени);

-гибкость мысли (скорость переключения с одной задачи на другую);

-оригинальность;

-любознательность;

-способность к разработке гипотезы;

-фантастичность – оторванность ответа от реальности при наличии определенной логической связи стимула и реакции.

Качества творческого мышления:

1) независимость(самостоятельность, оригинальность);

2) реверсивность(обратимость);

3) эмпатичность(понимание);

4) предвосхищение;

5) гибкость;

6) неправильность(нешаблонно);

7) широта;

8) критичность;

9) глубина;

10) открытость.

Гилфорд отмечает шесть параметров креативности:

-способность к обнаружению и постановке проблем;

-способность к генерированию большого количества идей;

-семантическая спонтанная гибкость-способность к продуцированию разнообразных идей;

-оригинальность-способность продуцировать отдаленные ассоциации, необычные ответы, нестандартные решения;

-способность усовершенствовать объект, добавляя детали;

-способность решать нестандартные проблемы, проявляя семантическую гибкость, увидеть в объекте новые признаки, найти им новое использование.

 

 

Мышление – это психический процесс отражения существенных связей и отношений между предметами и явлениями.

Виды мышления:

Наглядно-действенное мышление: используется для решения задач с опорой на конкретные предметы.

Наглядно-образное мышление: оперирует образами-представлениями, которые извлекаются из памяти, или даны в виде рисунков, схем, решение задач возможно в отсутствие самих предметов.

Словесно-логическое: решение задач происходит с помощью применения логических операций и выражается в виде понятий.

Теоретическое мышление — мышление на основе теоретиче­ских рассуждений и умозаключений.

Практическое мышление — мышление на основе суждений и умозаключений, основанных на решении практических задач.

Дискурсивное мышление — мышление, опосредованное логи­кой рассуждений, а не восприятия.

Интуитивное мышление — мышление на основе непосредствен­ных чувственных восприятий и непосредственного отражения воз­действий предметов и явлений объективного мира.

Репродуктивное (воспроизводящее) мышление — мышление на основе образов и представлений, почерпнутых из каких-то оп­ределенных источников.

Продуктивное (творческое) мышление - мышление на осно­ве творческого воображения.

Процесс мышления характеризуется следующими особен­ностями:

1. Мышление всегда имеет опосредованный характер. Уста­навливая связи и отношения между предметами и явлениями объек­тивного мира, человек опирается не только на непосредственные ощущения и восприятия, но обязательно и на данные прошлого опыта, сохранившиеся в его памяти.

2. Мышление опирается на имеющиеся у человека знания об общих законах природы и общества. В процессе мышления человек пользуется уже сложившимися на основе предшествующей практики знаниями общих положений, в которых отражены наиболее общие связи и закономерности окружающего мира.

3. Мышление исходит из «живого созерцания», но не сво­дится к нему. Отражая связи и отношения между явлениями, мы всегда отражаем эти связи в отвлеченном и обобщенном виде, как имеющие общее значение для всех сходных явлений данного клас­са, а не только для определенного, конкретного наблюдаемого явления.

4. Мышление всегда есть отражение связей и отношений между предметами в словесной форме. Мышление и речь все­гда находятся в неразрывном единстве. Благодаря тому, что мыш­ление протекает в словах, облегчаются процессы абстракции и обоб­щения, так как слова по своей природе являются совершенно осо­быми раздражителями, сигнализирующими о действительности в самой обобщенной форме.

5. Мышление человека органически связано с практической деятельностью. В своем содержании оно опирается на обще­ственную практику человека.

Выделяют определенные операции мышления.

Анализ — это мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части.

Синтез — это мыслительная операция, позволяющая в едином аналитико-синтетическом процессе мышления переходить от частей к целому.

Сравнение - это операция, заключающаяся в сопоставлении предметов и явлений, их свойств и отношений друг с другом и выявлении, таким образом, общности или различия между ними.

Абстрагирование — мыслительная операция, основанная на отвлечении от несущественных признаков предметов, явлений и выделении в них основного, главного.

Обобщение - это объединение многих предметов или явле­ний по какому-то общему признаку.

Конкретизация — это движение мысли от общего к частному.

Различают конкретные формы мышления.

Понятие — это отражение в сознании человека общих и существенных свойств предмета или явления.

Суждение - основная форма мышления, в процессе которой утверждаются или отражаются связи между предметами и явлени­ями действительности.

Умозаключение — это выделение из одного или нескольких суждений нового суждения. Различают умозаключение индуктив­ное, дедуктивное, по аналогии.

 




Читайте также:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (334)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7