Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Долговременная и кратковременная память



2015-12-06 534 Обсуждений (0)
Долговременная и кратковременная память 0.00 из 5.00 0 оценок




Методика позволяет определить объем кратковременной и долговременной памяти.

Объем кратковременной и долговременной памяти устанавливается путем определения числа запомнившихся слов после каждого из 5 зачитываний 20 текстовых слов.


Методика 1. Проверка кратковременной памяти. Зачитывается 20 слов. Не должно быть слов, которые обозначают предметы, окружающие испытуемого в данный момент. Испытуемый воспроизводит письменно слова после каждого зачитывания в любом порядке (закрывая результаты предыдущего воспроизведения).

Для оценки памяти рекомендуется построить график. На оси ординат откладывается число запомнившихся слов, по оси абсцисс — число повторений. Если к пятому зачитыванию испытуемый запомнил 20 слов — удовлетворительно, если к третьему — хорошо. Если число слов нарастает и к третьему зачитыванию устанавливается максимум, то это означает, что психической истощаемости не отмечается. Если испытуемый воспроизводит мало слов и после 2–4 повторений количество их уменьшается, то это свидетельствует об истощаемости. Вплетение лишних слов расценивается как один из признаков ослабления психической деятельности.


Методика 2. Проверка долговременной памяти. Производится запоминание и воспроизведение текста со смысловой связью.

Примерно через полчаса просят повторить эти слова. Воспроизведение 2/3 слов удовлетворительно.

Затем проводится воспроизведение текста со смысловой связью. Сравнивают это воспроизведение сразу после зачитывания и через полчаса с запоминанием 20 слов без смысловой связи.

В протоколе и в виде таблицы записывают результаты исследования у испытуемых и делают вывод об индивидуальных различиях памяти и значении ассоциативной (смысловой) памяти у человека.


Обработка результатов. Результаты опыта запишите в виде протокола. Сформулируйте выводы из приведенных лабораторных исследований, сделайте резюме.

Экспериментальный материал к методике 1. Здесь приведены 20 предлагаемых слов и их порядковые номера.

Закройте текст, на листе напишите слова с порядковыми номерами.


Таблица 4. Перечень слов


Продуктивность запоминания вы сможете вычислить по формуле:



Экспериментальный материал к методике 2. В течение 60 секунд прочитайте тест. В нем выделены жирным шрифтом и пронумерованы 10 главных мыслей. Попытайтесь воспроизвести их, сохраняя указанную последовательность.

В 1912 году в Атлантическом океане произошла катастрофа. Огромный пассажирский пароход «Титаник», шедший первым рейсом из Европы в Америку, столкнулся в тумане с плавающей ледяной горой — айсбергом (1). Получил пробоину и стал тонуть (2). «Спустить шлюпки!» — скомандовал капитан. Но шлюпок оказалось недостаточно (3). Их хватило только для половины пассажиров. Женщины и дети — к сходням, мужчинам надеть спасательные пояса», — раздалась вторая команда (4). Мужчины молча отошли от борта. Пароход медленно погружался в темную холодную воду (5). Вот началась посадка в последнюю шлюпку (6). И вдруг к сходням крича бросился какой-то толстяк с перекошенным от страха лицом (7). Расталкивая женщин и детей, он пытался вскочить в шлюпку (8). Послышался щелчок — это капитан выстрелил из пистолета (9). Трус упал на палубу мертвый (10). Но никто не оглянулся в его сторону.


Формула:



Сложив цифры, полученные по двум методикам, а затем разделив сумму на два, вы узнаете среднюю продуктивность запоминания.

90–100 — отличный результат; 70–90 — очень хороший результат; 50–69 — хороший; 30–49 — удовлетворительный; 10–29 — плохой; 0–9 — очень плохой.

Тестирование интеллекта

Исключение слов

Методика «Исключение слов» направлена на исследование аналитической деятельности, умения обобщать.

В патопсихологии выделяют три вида патологии мышления: нарушение операционной стороны мышления, нарушение динамики мышления, нарушение мотивационного компонента мышления.

Методика наиболее чувствительна к нарушениям операционной стороны мышления — к снижению уровня обобщения и искажению процесса обобщения. Первое проявляется в том, что в суждениях доминируют непосредственные представления о предметах и явлениях и оперирование общими признаками заменяется установлением сугубо конкретных связей. Второе состоит в том, что хотя человек выделяет общие признаки и способен выйти за пределы конкретных ситуационных связей, но эти связи являются несущественными, случайными, поверхностными, нередко парадоксальными.

Менее чувствительна методика к нарушениям динамики мыслительной деятельности — лабильности и инертности.

Третий вид патологии мышления — нарушение мотивационного компонента — можно выявить прежде всего в объяснениях людьми своих ответов.

Потребуются секундомер и бланк методики, на котором напечатаны серии слов (15 серий по 5 слов в каждой).

1. Дряхлый, старый, изношенный, маленький, ветхий.

2. Смелый, храбрый, отважный, злой, решительный.

3. Василий, Федор, Семен, Иванов, Порфирий.

4. Молоко, сливки, сыр, сало, сметана.

5. Скоро, быстро, поспешно, постепенно, торопливо.

6. Глубокий, высокий, светлый, низкий, мелкий.

7. Лист, почка, кора, дерево, сук.

8. Дом, сарай, изба, хижина, здание.

9. Береза, сосна, дерево, дуб, ель.

10. Ненавидеть, презирать, негодовать, возмущаться, наказывать.

11. Темный, светлый, голубой, ясный, тусклый.

12. Гнездо, нора, муравейник, курятник, берлога.

13. Неудача, крах, провал, поражение, волнение.

14. Молоток, гвоздь, клещи, топор, долото.

15. Минута, секунда, час, вечер, сутки.


Ключ: 1) маленький, 2) злой, 3) Иванов, 4) сало, 5) постепенно, 6) светлый, 7) дерево, 8) здание, 9) дерево, 10) наказывать. 11) голубой, 12) курятник, 13) волнение, 14) гвоздь, 15) вечер


Таблица 5. Исследование мышления по методике «Исключение слов»


Предъявите испытуемому бланк методики. На бланке написаны группы слов, каждая состоит из пяти слов. Четыре слова из пяти являются в чем-то сходными и могут быть объединены по общему признаку, а одно из слов не соответствует этому признаку, его нужно исключить. Зарегистрируйте общее время выполнения с 1-го по 15-е задание. После того как испытуемый закончит работу, попросите его объяснить ответы. Зарегистрируйте в протоколе номер строки, исключаемое слово, объяснения испытуемого, а также свои вопросы и примечания.


Обработка результатов. Методика «Исключение слов» предполагает прежде всего качественный анализ характера ошибок и объяснений испытуемого. Возможна также и количественная оценка, состоящая в следующем:

— в соответствии с ключом подсчитывается количество правильно решенных заданий, за каждое правильное решение дается 2 балла;

— подсчитывается общая оценка (А) с учетом поправки на время выполнения задания по формуле:

А = В + Т,

где В — количество баллов за правильно выполненные задания, Т — поправка на время.


Таблица 6. Поправки на время выполнения задания «Исключение слов»


Качественная оценка предполагает анализ характера ошибок. Наиболее типичными являются ошибки следующих типов:

— исключается одно слово, остальные четыре объединяются не по общим, а по конкретным ситуационным признакам; например, человек из набора слов «лист», «почка», «кора», «дерево», «сук» исключает «лист», объясняя, что «сейчас ранняя весна, и листья еще не появились»;

— слова объединяются по общим, но несущественным, случайным, нередко парадоксальным признакам; например, человек из набора слов «гнездо», «нора», «муравейник», «курятник», «берлога» исключает «гнездо», объясняя, что «гнездо, как правило, находится на дереве, все остальное — на земле».

Ошибки первого типа свидетельствуют о снижении уровня обобщения, а ошибки второго типа — об искажении процесса обобщения.

Ответы испытуемых можно классифицировать таким образом:

а) категориальные — отнесение к классу на основе главных, существенных признаков;

б) функциональные — отнесение к классу на основе функциональных признаков;

в) конкретные — отнесение к классу на основе конкретных признаков;

г) нулевые — перечисление предметов либо их функций без попытки обобщения.



2015-12-06 534 Обсуждений (0)
Долговременная и кратковременная память 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Долговременная и кратковременная память

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (534)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)