Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Предмет, метод, переодизация, историография




1 Предмет - изучение возникновения, развития и смены типов и форм государства и права, закономерностей и особенностей конкретных государств народов России, развития государственно-правовых явлений в их целостности, единстве, взаимосвязи, взаимозависимости.

2 Методы

1) метод соблюдения исторической преемственности в развитии институтов государства и права. Необходимо иметь в виду, что все государственные и правовые явления вырастают из предшествующих и трансформируются в будущие формы. Существует тесная «связь времён», ничто не возникает на голом месте. Это позволяет рассматривать все явления в единой исторической перспективе

2) сравнительно-исторический метод исследования юридических фактов. Многообразные события и явления, которыми представлена история разных народов, должны быть осмыслены в сравнении и во взаимосвязи. При этом, применяя принцип аналогии, можно выявить неизвестное (в силу разных причин) у одних народов на основе известного у других.

3) метод ретроспекции. С его помощью при изучении прошлого можно идти от явлений и фактов, хорошо известных по сохранившимся источникам, к тем, которые им предшествовали, но остались неизвестными в силу скудости древних памятников

4) метод научной абстракции, с помощью которого историк права как бы дорисовывает в своём сознании некоторые затенённые стороны прежней жизни парода, слабо освещённые в дошедших до нас источниках.

3 Историография.

Историография предмета возникла только в XVIII в. Наиболеесущественный вклад в историографию курса в XVIII в. внес В.Н. Татищев (≪История Российская с самых древнейших времен≫, в 5 т., 1768).В Российской Академии наук проблемы происхождения русскогогосударства разрабатывались как представителями норманнской школы

(Байер, Шлецер), так и ее противниками, наиболее влиятельным изкоторых был М.В. Ломоносов. Норманнская теория исходила из положения, что русское государство возникло под влиянием и руководствомвыходцев из Скандинавских стран.

Первым русским профессором юридического факультета Московско-го университета был

С. Е . Десницкий, исследовавший проблемы развития собственности, семьи, судоустройства, разделения власти и другиеисторико-правовые темы.

В первой половине XIX в. историко-правовая наука стала самостоя-тельной дисциплиной. Вышел курс Н.М. Карамзина ≪История государ-ства Российского≫ (1842). П.М. Строев и К.Ф. Каляйдович обнаружи-ли и исследовали текст Судебника 1497 г. Большой материал по историирусского права был использован в ходе подготовки Полного собрания законов и Свода законов комиссией М.М. Сперанского.

Начинают складываться научные школы в области истории государ-ства и права:

· школа ≪официальной народности≫, основывающаяся наформуле ≪самодержавие, православие, народность≫ (М.П.огодин);

· славянофильское направление (И.Д. Беляев);

· государственная школа(Б.Н. Чичерин, К.Д. Кавелин).Государственная, или ≪юридическая≫, школа в историографии глав-ную роль в историческом процессе отводила государству. считали, что все социальные преобразования осуществляются сверху и все социальные группы в обществе в той или иной мере подчиненыгосударству. Особенно это характерно для русской истории.Во второй половине XIX в. к государственной школе примыкали известные историки государства и права: В.И. Сергеевич, А.Д. Градовский, М.Ф. ВладимирскийБуданов. Основными идеями школы были: представление о государстве как надклассовом институте, о договорном происхождении государства (В.И. Сергеевич), о ≪служебном характере всех сословий по отношению к государству≫ (Б.Н. Чичерин), об ≪органическом≫ единстве власти и народа (А.Д. Градовский) и др.

Основные направления в историко-правовой науке в конце XIX — начале XX в.:

· исследование ≪внешней≫ истории права, т.е. историикодификаций, создания основных форм права (курсы В.Н. Латкина и А.Н. Филиппова);

· культурно-исторический метод исследования права (курсы В.О. Ключевского и П.Н. Милюкова); сравнительный метод (М.М. Ковалевский и Н.П. Павлов-Сильванский).

Классическим стал метод исследования, разработанный М.Ф. Владимирским-Будановым.

Как специфическое течение в области историко-правовых и историко-государственных исследований проявилось так называемое евразийство (сложилось в 20-х гг. XX. в. в средерусской эмиграции, К.Н. Леонтьев и Н.Я. Данилевский). Евразийци определяли Россию-Евразию как особый культурный мир со свойственными только ему чертами государственности и права. Ни западные, ни восточные образцы развития для него не приемлемы. Его специфику определили географические, этнографические и религиозные особенности.

Российское государство всегда было идеократичным, в его основе существовала главная идея (политическая или религиозная). Власть всег-да носила авторитарный характер, а право стремилось решать идеальныецели.

Марксистская историография стала складываться в сфере науки истории государства и права в начале XX в. и связывалась с именами историков М.Н. Покровского и Н.А. Рыжкова. Первый курс ≪Историигосударства и права СССР≫ был подготовлен С В . Юшковым (начинав-шим как историк церковного права).

Проблемы курса исследовались также в работах историков Б.Д. Гре-кова, Б.А. Рыбакова, Л.В. Черепнина, С О . Шмидта, Б.В. Виленского,П.А. Зайончковского и др.

К числу современных направлений исследований курса можно от-нести: политическую историю России (И.И. Смирнов, A.M. Сахаров,А.А. Зимин, А.Я. Аврех и др.); преобразования в системе органоввласти, государственного управления и суда (Н.М. Дружинин,П.А. Зайончковский, Л.Г. Захарова, Б.В. Виленский, Н.П. Ерошкин,Ю.П. Титов и др.); основные изменения в сфере права (И.Д. Мартысе-вич, О.И. Чистяков, С И . Штамм, Е.А. Скрипилев, Н.Н. Ефремова,И.А. Исаев и др.).Проблему помогает решать работа по подготовке и изданию юриди-ческих памятников. Изданы многотомное собрание ≪Российское законодательство IX—XX вв.≫, ряд хрестоматий и сборников правовых доку-ментов.Предлагаемый читателю учебный курс в значительной мере основы-вается на исследованиях вышеназванных и многих других авторов, в том

числе и зарубежных исследователей истории русского и советского госу-дарства и права — Н. Верта, Д. Боффа, Э. Карра, Р. Пайпса и др.

Периодизация

1. 9-12в Др.русс гос-во. (ранне-феод монархия)

2. 12-15в Период сущ-я самост феод гос-в на территории бывшей киевской руси

(ранне-феод монархия, кроме Новгорода, пскова, вятки()вечевой строй)

3. 15-16в Моск. гос-во (центр.монархия)

4. сер16-сер17Сословно-представ монархия (Московья) сер16-сер17

5. втор/пол 17 – начало20в Империя (Абсолютная монархия)

6. конст.Монархия 1906-1917г

7. март-окт1917 Бурж-демокр респ.

8. 1917 -20егг Созд СССР

9. 20-30 НЭП

10. 30-60гг период гос.партийного соц-ма

11. 60-90гг Период кризиса гос.парт соц-ма

12. 90е-… период переходный

 




Читайте также:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (536)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.005 сек.)